город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2023 г. |
дело N А32-11617/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Сулименко О.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30 декабря 2022 года по делу N А32-11617/2022
по иску федерального государственного бюджетного научного учреждения "Национальный центр зерна имени П.П. Лукьяненко"
к ответчику Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея,
при участии третьих лиц: Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,
об обязании принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Национальный центр зерна имени П.П. Лукьяненко" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, теруправление), согласно которому учреждение просило:
1. Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в отношении не принятия решения по заявлению федерального государственного бюджетного научного учреждения "Национальный центр зерна имени П.П. Лукьяненко" о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки:
- кадастровый номер 23:43:0136042:21, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:22, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:44, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:56, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:57, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ.
2. Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки:
- кадастровый номер 23:43:0136042:21, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:22, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:44, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:56, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:57, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ.
С учётом уточнений, принятых Арбитражным судом Краснодарского края в порядке ст. 49 АПК РФ.
Исковые требования мотивированы тем, что поскольку указанные земельные участки невозможно использовать по целевому назначению, учреждение обратилось к теруправлению о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в отношении указанных земельных участков, однако решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования до настоящего времени не принято.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, было привлечено Министерство образования и науки Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2022 от 15.09.2022 исключено из числа третьих лиц по делу Министерство образования и науки Российской Федерации как ликвидированное юридическое лицо, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2022 суд признал незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выражающееся в не принятии в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, решения по заявлению Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Национальный центр зерна имени П.П. Лукьяненко" от 29.12.2021 N 01-12/3172 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки:
- кадастровый номер 23:43:0136042:21, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:22, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:44, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:56, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:57, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ.
Суд обязал Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Национальный центр зерна имени П.П. Лукьяненко" на земельные участки:
- кадастровый номер 23:43:0136042:21, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:22, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:44, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:56, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ;
- кадастровый номер 23:43:0136042:57, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ.
С Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в пользу федерального государственного бюджетного научного учреждения "Национальный центр зерна имени П.П. Лукьяненко" взыскано возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины по заявлению в размере 3 000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что полномочия по принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки принадлежат теруправлению, тогда как от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации требуется согласие прекращения данных прав. Поскольку в письме от 13.08.2021 N МН-21/391-АГ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации согласовало отказ от права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки, суд признал бездействие теруправления по заявлению учреждения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Теруправление обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что спорные земельные участки входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:43:0000000:211, в отношении которого право собственности Российской Федерации не зарегистрировано. Также, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:211 зарегистрировано ограничение в виде ареста и запрета совершения сделок с ним. Кроме того, суд, обязав теруправление принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, нарушил принцип разделения властей, подменив орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение государственной собственностью. Кроме того, суд необоснованно взыскал государственную пошлину с ответчика, поскольку теруправление освобождено от уплаты государственной пошлины в силу ст. 333.37 НК РФ.
От учреждения поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы теруправления отказать.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От учреждения поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки, расположенные в Прикубанском округе города Краснодара:
- земельный участок площадью 9238,81 кв. м, кадастровый номер 23:43:0136042:21 (постоянное (бессрочное) пользование N 23-01.00-3.5.2002-120 от 25.04.2002, собственность Российской Федерации N 23-23-01/204/2007-006 от 11.05.2007);
- земельный участок площадью 5999,12 кв. м, кадастровый номер 23:43:0136042:22 (постоянное (бессрочное) пользование N 23-01.00-3.5.2002-116 от 25.04.2002, собственность Российской Федерации N 23-23-01/204/2007-015 от 11.05.2007);
- земельный участок площадью 5351,05 кв. м, кадастровый номер 23:43:0136042:44 (постоянное (бессрочное) пользование N 23-01.00-3.5.2002-115 от 25.04.2002, собственность Российской Федерации N 23-23-01/204/2007-010 от 11.05.2007);
- земельный участок площадью 9264,33 кв. м, кадастровый номер 23:43:0136042:56 (постоянное (бессрочное) пользованиеN 23-01.00-3.5.2002-118 от 25.04.2002, собственность Российской Федерации N 23-23-01/204/2007-012 от 11.05.2007);
- земельный участок площадью 2800,09 кв. м, кадастровый номер 23:43:0136042:57 (постоянное (бессрочное) пользование N 23-01.00-3.5.2002-119 от 25.04.2002, собственность Российской Федерации N 23-23-01/204/2007-009 от 11.05.2007).
В связи с невозможностью использования данных земельных участков по целевому назначению (вид разрешенного использования - для научно-исследовательской работы) и нахождением на них многоквартирных домов, жилые помещения (квартиры) которых приватизированы и принадлежат на праве собственности физическим лицам, а также в связи с несением затрат на оплату земельного налога, учреждение, по согласованию с Минобрнауки России согласно письму N МН-21/391-АГ от 13.08.2021, обратилось в теруправление с заявлением (исх. от 29.12.2021 N 01-12/3172) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в отношении указанных земельных участков.
Указанное заявление поступило в адрес теруправления 10.01.2022.
Однако решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования не было принято.
Учреждение неоднократно направляло в адрес теруправления заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на данные земельные участки (исх. от 02.07.2013 N 21-11/872- исх. N 21-11/972 от 14.07.2014; исх. от 11.04.2016 N 14-11/633; исх. от 01.03.2019 N 01-12/351, исх. от 24.12.2020 N 01-12/2551; исх. от 10.09.2021 N 01-12/2065), однако решение так и не было принято.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса.
К заявлениям государственного учреждения должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Согласно пункту 3.1 указанной статьи для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы, помимо указанных в пункте 3 документов, следующие документы: копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); выписка из Единого государственного реестра недвижимости (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке); документы, удостоверяющие права на землю. Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Таким образом, законодателем установлена административная процедура отказа от права постоянного бессрочного пользования земельными участками путем подачи заявления в исполнительный орган государственной власти.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании вышеуказанного заявления принимает в месячный срок со дня его получения решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (п. 4 ст. 53 ЗК РФ)
Как следует из материалов дела, учреждение обратилось в теруправление с заявлением от 29.12.2021 N 01-12/3172 об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования и просило принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
К заявлению учреждение приложило письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.08.2021 N МН-21/391-АГ о даче согласия на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков.
Однако, теруправлением в предусмотренный п. 3 ст. 53 ЗК РФ месячный срок решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком принято не было.
Доказательств принятия теруправлением решения по заявлению учреждения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования не было представлено, в том числе и в ходе рассмотрения настоящего спора.
Теруправление в обоснование своей позиции указывает на отсутствие у него полномочий по распоряжению имуществом, закрепленным за учреждением.
По мнению теруправления, исключительное право распоряжения земельными участками принадлежит Министерству науки высшего образования Российской Федерации, в ведомственном подчинении которого находится учреждение.
В соответствии с п. п. 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 43, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Краснодарского края уполномоченным органом по распоряжению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (Приказ Росимущества от 27.02.2009 N 49 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом").
Спорные земельные участки являются федеральным имуществом.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации письмом от 13.08.2021 г. N МН-21/391-АГ согласовало отказ от права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорный земельный участок в установленном порядке.
Таким образом, полномочия по принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки принадлежат теруправлению, тогда как от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации требуется согласие прекращения данных прав.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом последнее наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении за учреждениями.
Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 N 621 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки.
Пунктом 2.2 Административного регламента предусмотрено, что государственную услугу по прекращению прав физических и юридических лиц в случае их добровольного отказа от прав на земельные участки предоставляет Росимущество, а также его территориальные органы. На территории Краснодарского края уполномоченным органом по распоряжению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, является МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Таким образом, полномочия по прекращению принадлежащего учреждению права постоянного (бессрочного) пользования принадлежат теруправлению.
От министерства науки и высшего образования РФ требовалось только согласование прекращения данных прав. Указанное согласие было получено учреждением, которое, в свою очередь, было представлено в адрес теруправления.
В соответствии с представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0136042:22, 23:43:0136042:56, 23:43:0136042:57, 23:43:0136042:21, 23:43:0136042:44 находятся в собственности Российской Федерации и принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению.
В письме от 13.08.2021 N МН-21/391-АГ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации согласовало отказ от права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки, указав также, что в границах земельных участков расположены многоэтажные и индивидуальные жилые дома, а также нежилые здания, находящиеся в собственности физических лиц и построенные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции правомерно признал бездействие теруправления по заявлению учреждения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая положения п. 1 ст. 45 ЗК РФ и п. 3 ст. 53 ЗК РФ, предусматривающие заявление землепользователя об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования в качестве основания для прекращения данного права, оснований для обязания к повторному рассмотрению заявление учреждения не имеется.
В целях скорейшего разрешения сложившейся ситуации, учитывая отсутствие оснований для отказа в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, а также то обстоятельство, что позиция теруправления сводится к ошибочному представлению об отсутствии у него полномочий на принятие решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости обязать теруправление принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные земельные участки входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:43:0000000:211, в отношении которого право собственности Российской Федерации не зарегистрировано, а также, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:211 зарегистрировано ограничение в виде ареста и запрета совершения сделок с ним, судом апелляционной инстанции отклоняются как не основанные на документальных доказательствах, а именно суду не представлены выписки из ЕГРН, содержащие указанные сведения.
Довод теруправления о том, что оно на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть освобождено от уплаты государственной пошлины, подлежит отклонению как основанный на неверном понимании норм материального права.
В данном случае в части взыскания с теруправления в пользу заявителя 3 000 руб. речь идет не о взыскании государственной пошлины, а о возмещении понесенных судебных расходов учреждения в виде уплаченной им государственной пошлины по иску.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Предоставление подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственным органам и органам местного самоуправления льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины не освобождает их от обязанности возместить судебные расходы, понесенные стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку законодательством о налогах и сборах не предусмотрено возвращение из федерального бюджета истцу уплаченной им государственной пошлины в случае принятия решения в его пользу, когда ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, постольку на ответчиков возложена обязанность компенсировать выигравшей стороне понесенные ею судебные расходы в соответствующих размерах.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 декабря 2022 года по делу N А32-11617/2022 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11617/2022
Истец: ФГБНУ "НЦЗ ИМ. П.П. ЛУКЬЯНЕНКО", Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Национальный центр зерна им. П.П. Лукьяненко"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министрество науки и высшего образования Российской Федерации, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КК и Республике Адыгея