г. Пермь |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А60-31161/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Крымджановой Д.И., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.
при участии представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Техоснова": Пыцко М.О., паспорт, доверенность от 04.03.2024, диплом;
иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили,
рассмотрел в судебном заседании дело N А60-31161/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техоснова" (ИНН 6685178480, ОГРН 1206600050205)
к Комитету по управлению муниципальному имуществом Арамильского городского округа (ИНН 6652009423, ОГРН 1026602178041),
третье лицо: Администрация Арамильского городского округа,
о признании отказов в выдаче разрешений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Техоснова" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными отказов Комитета по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа (далее - комитет, заинтересованное лицо), изложенных в письмах N 02-01-35/449 от 15.05.2023, N02-01-35/438 от 05.05.2023, N 02-01-35/448 от 15.05.2023, N 02-01-35/437 от 05.05.2023, N 02-01-35/439 от 05.05.2023 в выдаче разрешений на использование земель по заявлениям общества вх. N 02-01-47/199 от 21.04.2023, N 02-01-47/202 от 21.04.2023, N 02-01-47/207 от 25.04.2023, N 02-01-47/206 от 25.04.2023, N 02-01-47/201 от 21.04.2023; обязании комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения обязанности подготовить и выдать разрешение на использование земель, испрашиваемых в заявлениях, о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.09.2023 заявленные требования удовлетворены. Отказы комитета N 02-01-35/449 от 15.05.2023, N 02-01-35/438 от 05.05.2023, N 02-01-35/448 от 15.05.2023, N 02-01-35/437 от 05.05.2023, N 02-01-35/439 от 05.05.2023 в выдаче разрешения на использование земель признаны незаконными, на комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения обязанности подготовить и выдать разрешения на использование земель по заявлениям общества, с комитета в пользу общества взыскано 15 000 руб. в возмещение расходов по госпошлине, понесенных при подаче заявления, 30 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя.
С апелляционной жалобой на принятое по делу решение в порядке статьи 42 АПК РФ обратилась Администрация Арамильского городского округа (далее - администрация), просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что выдача разрешения на использование земель, находящихся в муниципальной собственности, на территории Арамильского городского округа осуществляется Администрацией Арамильского городского округа, ввиду чего по делу решение принято о правах и обязанностях администрации, не привлеченной к участию в деле.
В дополнениях к апелляционной жалобе приведены доводы о соответствии закону оспариваемых решений, соответствии решений Правилам землепользования и застройки Арамильского городского округа, Правилам благоустройства территории Арамильского городского округа, а также содержится ходатайство об истребовании у АО "Газэкс" по адресу: 623400 Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Мусоргского, д. 4 доказательств нахождения газопровода в границах координат испрашиваемого обществом места размещения антенной опоры в г. Арамиль, ул. Ленина севернее дома N 40.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ходатайство об истребовании доказательств рассмотрено апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст. 159 АПК РФ.
В силу части 4 статьи 66 Кодекса лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
Оснований для истребования в соответствии с частью 4 статьи 66, статьей 268 АПК РФ доказательств при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено. Администрации предложено обратиться в уполномоченную организацию самостоятельно, сформулировав вопрос не о предоставлении сведений о нахождении газопроводов в квартал, а имеется ли в границах участка, который заявлен обществом к размещению, газопровод.
Определением от 30.01.2024 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, признал обжалуемое решение принятым о правах и обязанностях администрации, которая привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке ст. 51 АПК РФ.
В судебном заседании, состоявшемся 05.03.2024, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении.
От администрации поступило ходатайство о приобщении к материалам дела документов.
Данное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ удовлетворено на основании ст. 268 АПК РФ.
Представители заинтересованного лица и третьего лица, извещенных надлежащим образом в порядке ст. 121, 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, заявленные требования в рамках настоящего дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 21.04.2023, 25.04.2023 общество обратилось в комитет с заявлениями о выдаче разрешения на использование земель: с кадастровым номером 66:33:0101002, площадью 6 кв. м, по адресу: г. Арамиль, ул. Садовая, в районе жилого дома N 25А; с кадастровым номером 66:33:0101010 площадью 9 кв.м. по адресу: г. Арамиль, ул. Ленина, севернее дома N 40; с кадастровым номером 66:33:01010007 площадью 9 кв.м. по адресу: г. Арамиль, ул. Школьная; с кадастровым номером 66:33:01010012 площадью 9 кв.м. по адресу: г. Арамиль, ул. Новая; с кадастровым номером 66:33:0101012, общей площадью 6 кв.м, по адресу: г. Арамиль, ул. Парковая, южнее дома N 20, в целях размещения иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, для установки металлической опоры связи высотой 29 м.
Комитет письмами N 02-01-35/437 от 05.05.2023, N 02-01-35/449 от 15.05.2023, N 02-01-35/439 от 05.05.2023, N 02-01-35/438 от 05.05.2023, N 02-01-35/448 от 15.05.2023 отказал заявителю в выдаче разрешения на использование испрашиваемых земель со ссылкой на пп. 34 ст. 27 Правил благоустройства территории Арамильского городского округа, утвержденных решением Думы Арамильского городского округа от 21.06.2021 N 85/6, а также на п. 6 ст. 1 ч. 2 Правил землепользования и застройки Арамильского городского округа, утвержденных решением Думы Арамильского городского округа от 28.02.2013 N 17/1. А также со ссылкой на выдачу иному лицу разрешения на испрашиваемую заявителем часть земельного участка (отказ N02-01-35/449 от 15.05.2023).
Полагая указанные решения не соответствующими закону, нарушающими права в сфере предпринимательской, экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению частично исходя из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ при рассмотрении заявлений граждан, организаций и иных лиц о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные акты, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об удовлетворении таких заявлений.
Согласно пункту 3 части 4 и пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае удовлетворения требований заявителя по данной категории дел в резолютивной части решения арбитражного суда должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, следовательно, арбитражный суд должен рассмотреть вопрос о возможности принятия мер к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать положениям действующего законодательства и быть исполнимым на дату его принятия. При установлении способа и срока устранения нарушения необходимо учитывать положения законодательства, в области применения которого был издан оспариваемый ненормативный правовой акт (принято оспариваемое решение).
Поскольку оспариваемые решения комитета приняты в связи с подачей обществом заявлений о выдаче разрешения на использование публичных земельных участков для размещения объектов связи, указанных в постановлении Правительства РФ N 1300, без предоставления земельных участков в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, правовосстановительные меры должны соответствовать как требованиям указанной нормы, так и других нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия размещения данных объектов.
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, на территории Свердловской области утверждено Постановлением Правительства Свердловской области от 26.08.2021 N 543-ПП.
В силу п.п. 9 п. 10 указанного Положения размещение объектов осуществляется при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере потребительского рынка и технического регулирования.
Согласно п.п. 1 п. 11 Положения место размещения объекта должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе техническим регламентам, строительным нормам и правилам, правилам землепользования и застройки муниципального образования, утвержденной документации по планировке территории муниципального образования, правилам благоустройства территории соответствующего муниципального образования.
Пунктом 19 Положения (п.п. 3) определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче разрешения в том числе в случае, когда место размещения объекта не соответствует требованиям, указанным в пункте 11 настоящего положения.
В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение правил благоустройства муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Наделение органов местного самоуправления полномочием по принятию нормативных актов, устанавливающих правила благоустройства муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, не противоречит конституционной природе местного самоуправления (являющегося формой осуществления народом своей власти) как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти, предназначенного для решения именно вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных локальных традиций (часть 2 статьи 1 Закона N 131-ФЗ).
Дума Арамильского городского округа на основании пункта 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ в целях защиты здоровья жителей городского округа, 21.06.2021 приняла решение N 85/6 об утверждении Правил благоустройства территории Арамильского городского округа.
Согласно п. 34 ст. 27 указанных Правил в границах территории Арамильского городского округа запрещается размещение антенно-мачтовых сооружений на земельных участках в жилых зонах и на земельных участках в других территориальных зонах ближе 50 м к жилым зонам.
С момента вступления в силу указанного нормативного правового акта уполномоченные органы в Арамильском городском округе, соблюдая права и интересы населения городского округа, не вправе принимать решения о выдаче разрешений на установку указанных сооружений на публичных земельных участках ближе 50 м к жилым зонам.
Соответствующий подход определен Верховным Судом Российской Федерации в определении от 01.11.2021 N 301-ЭС21-8488.
Аналогичный запрет определен п. 6 ст. 1 ч. 2 Правил землепользования и застройки Арамильского городского округа, утвержденных решением Думы Арамильского городского округа от 28.02.2013 N 17/1 (в ред. от 21.06.2021 N 85/8).
Материалами настоящего дела, в том числе схемой, выкопировкой из картографических материалов, исполнительной съемкой и заключениями кадастрового инженера подтверждено, что размещение антенно-мачтовых сооружений в отношении земель с кадастровым номером 66:33:0101002, площадью 6 кв. м, по адресу: г. Арамиль, ул. Садовая, в районе жилого дома N 25А; с кадастровым номером 66:33:0101010 площадью 9 кв.м по адресу: г. Арамиль, ул. Ленина, севернее дома N 40; с кадастровым номером 66:33:01010007 площадью 9 кв.м по адресу: г. Арамиль, ул. Школьная; с кадастровым номером 66:33:01010012 площадью 9 кв.м по адресу: г. Арамиль, ул. Новая, запланировано заявителем на расстоянии менее 50 м от жилых зон, в том числе на расстоянии 8, 03 - 47, 22 м от земельных участков с разрешенным использованием - для жилой застройки усадебного типа, индивидуального жилищного строительства, многоэтажной многоквартирной жилой застройки. Достаточных и достоверных доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом заявителем при обращении с заявлениями о выдаче разрешения в отношении земель с кадастровым номером 66:33:0101002, площадью 6 кв. м, по адресу: г. Арамиль, ул. Садовая, в районе жилого дома N 25А; с кадастровым номером 66:33:0101010 площадью 9 кв.м. по адресу: г. Арамиль, ул. Ленина, севернее дома N 40; с кадастровым номером 66:33:01010007 площадью 9 кв.м. по адресу: г. Арамиль, ул. Школьная; с кадастровым номером 66:33:01010012 площадью 9 кв.м. по адресу: г. Арамиль, ул. Новая, не учтен нормативный запрет, существовавший на дату обращения.
Правила благоустройства территории Арамильского городского округа, утвержденные решением Думы Арамильского городского округа от 21.06.2021 N 85/6, подлежат применению при разрешении настоящего спора как правовой акт, не оспоренный и не признанный недействующим.
При таких обстоятельствах названные оспариваемые решения соответствуют закону, прав заявителя не нарушают. Оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части не имеется.
В отношении заявления общества о выдаче разрешения на использование земель с кадастровым номером 66:33:0101012, общей площадью 6 кв.м, по адресу: г. Арамиль, ул. Парковая, южнее дома N 20, суд отмечает следующее.
Из заключения Отдела архитектуры и градостроительства администрации следует, что согласно заключению кадастрового инженера, данного на основании Топографической съемки земельного участка масштаба 1:500 от 08.12.2023, выполненной МБУ "Арамильская Служба Заказчика", расстояние от границ земельного участка, планируемого под размещение антенной опоры, до ближайшей границы территориальной зоны ЖТ-1: зона размещения жилой застройки усадебного типа составляет 53,89 метров, что соответствует предельно допустимому размещению антенно - мачтовых сооружений на земельных участках ближе 50 м к жилым зонам согласно п. 34 ст. 27 благоустройства территории Арамильского городского округа, утвержденных решением Думы Арамильского городского округа от 21.06.2021 N 85/6.
Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на установку антенномачтового сооружения (иных сооружений связи) высотой до 50 метров отказ Комитета, изложенный в письме от 15.05.2023 N 02-01-35/448, не содержит, ввиду чего отказ является незаконным, требование в этой части подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования удовлетворить частично.
Руководствуясь ст. 110, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2023 года по делу N А60-31161/2023 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа в выдаче разрешения на использование земель, изложенный в письме от 15.05.2023 N 02-01-35/448.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения обязанности подготовить и выдать разрешение на использование земель с кадастровым номером 66:33:0101012, общей площадью 6 кв.м, по адресу: г. Арамиль, ул. Парковая, южнее дома N 20.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальному имуществом Арамильского городского округа (ИНН 6652009423, ОГРН 1026602178041) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Техоснова" (ИНН 6685178480, ОГРН 1206600050205) 3000 (три тысячи) руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины по заявлению.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31161/2023
Истец: ООО "ТЕХОСНОВА"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АРАМИЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ АРАМИЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА