г. Томск |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А67-2074/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 июля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Смеречинской Я.А.,
судей Киреевой О.Ю., Сорокиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой П.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Передовые строительные технологии" (N 07АП-12146/2022) на решение от 29.11.2022 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2074/2021 (судья Какушкина Н.Н.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Передовые строительные технологии" (644085, Россия, Омская обл., город Омск, Мира пр-кт, д. 185, помещ. 5п, ОГРН 1107847354438, ИНН 7813484495)
к областному государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Томской области" (634009, Томская область, Томск город, Ленина проспект, 117, ОГРН 1027000889970, ИНН 7018002700)
о взыскании 4 356 955 рублей 30 копеек,
встречному исковому заявлению областного государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Томской области" (ОГРН 1027000889970, ИНН 7018002700)
к обществу с ограниченной ответственностью "Передовые строительные технологии" (ОГРН 1107847354438, ИНН 7813484495)
о взыскании 6 070 494 рублей 14 копеек,
третье лицо - областное государственное автономное учреждение "Управление государственной экспертизы проектной документации Томской области" (634009, Томская область, Томск город, Совпартшкольный переулок, 13, ОГРН 1077017000280, ИНН 7017169054),
при участии в судебном заседании путем использования систем веб-конференции представителя истца Вострецова М.А. по доверенности от 05.09.2022, участии в судебном заседании в помещении апелляционного суда представителя ответчика Тупиковой Н.А. по доверенности от 09.01.2023 N 4, участи путем использования систем веб-конференции экспертов Демченко Е.А., Спесивцевой Е.А., Мичурова А.Ю., Осинкиной Т. А., Марковиченко З. В., Белоусова И. В., Шорец В. В., Кобзева П. Н.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Передовые строительные технологии" (далее - ООО "ПСТ") обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к областному государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Томской области" (далее - ОГКУ "Томскавтодор") о взыскании задолженности по государственному контракту в сумме 3 837 384 рублей 03 копеек, процентов за пользование денежными средствами в сумме 519 571 рублей 27 копеек, расходов по оплате судебных экспертиз в сумме 700 000 рублей, с учетом изменения размера исковых требований по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принятого судом.
Исковые требования ООО "ПСТ" мотивированы нарушением ответчиком обязательства по оплате работ по инженерным изысканиям и разработке проектной и рабочей документации на строительство примыкания в разных уровнях на км 7+280 автомобильной дороги Томск - Каргала - Колпашево в Томском районе Томской области, выполненных по государственному контракту от 04.05.2017 N 2-с17, от приемки которых заказчик отказался.
Организуя защиту против иска, ОГКУ "Томскавтодор" обратилось со встречным исковым заявлением о взыскании с ООО "ПСТ" пени за просрочку выполнения работ в сумме 5 862 322 рублей 47 копеек, штрафа за неисполнение контракта в сумме 208 171 рублей 67 копеек, с учетом изменения размера встречных исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом.
Встречные исковые требования ОГКУ "Томскавтодор" мотивированы нарушением ответчиком обязательства по выполнению работ по государственному контракту от 04.05.2017 N 2-с17, выполнением работ не в полном объеме и с недостатками, что создало препятствия для получения положительного заключения государственной экспертизы, от приемки работ и исполнения контракта встречный истец отказался.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное автономное учреждение "Управление государственной экспертизы проектной документации Томской области" (далее - ГАУ "Томскгосэкспертиза").
Решением от 29.11.2022 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении первоначальных исковых требований ООО "ПСК" отказано; встречные исковые требования КГКУ "Томскавтодор" оставлены без рассмотрения; с ООО "ПСТ" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 968 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ПСТ" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт в соответствии с первоначальными требованиями истца, в обоснование ссылается на принятие заказчиком решения об изменении категории объекта после заключения государственного контракта, что существенно изменило условия, указанные в техническом задании; выявление в ходе выполнения работ по государственному контракту расположения земельных участков, на которых проектировался объект, на землях лесного фонда; устранение всех замечаний к проектной документации, выявленных при проведении государственной экспертизы; определение факта выполнения работ, их соответствия требованиям контракта, стоимости выполненных работ и их потребительской ценности для заказчика по результатам назначенной судом повторной судебной экспертизы; настаивает на квалификации заявленного заказчиком отказа от исполнения контракта на основании статьи 717 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Возражая относительно апелляционной жалобы, ОГКУ "Томскавтодор" представило отзыв, просит оставить решение без изменения, ссылается на выполнение работ с нарушениями требований контракта, что установлено по результатам двух судебных экспертиз; выполнение подрядчиком работ не в полном объеме, в связи с чем заказчик воспользовался правом на односторонний отказ от исполнения контракта и взыскание пени и штрафа в рамках встречного иска; настаивает на квалификации заявления об отказе от исполнения контракта в соответствии со статьей 715 ГК РФ.
Поддерживая возражения против апелляционной жалобы, ОГКУ "Томскавтодор" представило письменные пояснения, ссылается на расторжение государственного контракта от 04.05.2017 N 2-с17, неполучение от подрядчика результата выполненных работ и акта об их сдаче и приемке; отсутствие потребительской ценности проектной и рабочей документации, выполненной на основании документации по планировке территории, в которые необходимо внести изменения и согласовать эти изменения с профильным департаментом, актуализировать проектные и изыскательские работы в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и действующим законодательством.
ОГАУ "Томскгосэкспертиза" представило отзыв на апелляционную жалобу, апелляционную жалобу считает не подлежащей удовлетворению, поддерживает позицию ОГКУ "Томскавтодор" об отказе от исполнения контракта в соответствии со статьей 715 ГК РФ, поскольку основанием для отказа послужило выполнение работы с недостатками, которые не были устранены подрядчиком; неполное выполнение ООО "ПСТ" работ по контракту, что установлено по результатам судебной экспертизы; отсутствие потребительской ценности для заказчика заявленных подрядчиком к оплате работ.
Отзывы на апелляционную жалобу и пояснения приобщены апелляционным судом к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Определением от 15.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда производство по делу приостановлено в связи с назначением дополнительной судебной экспертизы по ходатайству истца. Определением от 07.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда производство по делу возобновлено.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ в связи с временным отсутствием судьи Афанасьевой Е.В. определением от 05.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда изменен состав суда, судья Афанасьева Е.В. заменен на судью Кирееву О.Ю., сформирован состав суда. В связи с изменением состава суда рассмотрение дела производится с самого начала.
Представитель ООО "ПСТ", принявший участие в судебном заседании арбитражного апелляционного суда путем использования систем веб-конференции, поддержал требования апелляционной жалобы, настаивал на удовлетворении; пояснил, что истец обжалует решение лишь в части отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований, в части оставления без рассмотрения встречных исковых требований решение не обжалуется.
Представитель ОГКУ "Томскавтодор" в судебном заседании апелляционного суда поддержала возражения против жалобы, изложенные в отзыве, заявила об отсутствии возражений относительно проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, не настаивала на проверке решения в части оставления без рассмотрения встречных исковых требований.
ОГАУ "Томскгосэкспертиза", извещенное посредством публичного размещения определения апелляционного суда на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по правилам части 1 статьи 122 АПК РФ, представителя в судебное заседание не направило, о причина неявки не сообщило.
Принимая во внимание наличие доказательств надлежащего извещения третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие его представителя по правилам статей 156, 266 АПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Исходя из требований апелляционной жалобы ООО "ПСТ", заявленных в части отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований, отсутствия возражений участвующих в деле лиц, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как усматривается из материалов дела, ОГКУ "Томскавтодор" от имени Томской области (заказчик) и ООО "ПСТ" (подрядчик) заключен государственный контракт от 14.03.2019 N 2-с17, предмет которого включал обязательства подрядчика выполнить работы по инженерным изысканиям и разработке проектной и рабочей документации на строительство Примыкания в разных уровнях на км 7+280 автомобильной дороги Томск - Каргала - Колпашево в Томском районе Томской области (далее - работы) в соответствии с заданием (приложение N 1 к контракту), графиком исполнения контракта (приложение 2 к контракту), и обязательства заказчика принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены контрактом (пункт 1.1). Договор действовал в редакции дополнительных соглашений, от 25.06.2020 (т. 1 л.д. 14-21).
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики работ должны соответствовать заданию (приложение N 1), условиям контракта, требованиям действующего законодательства, предъявляемым к такого рода работам (пункты 1.2, 4.3).
Цена контракта составляет 4 163 433 рублей 45 копеек, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8.1 контракта (пункт 2.1 контракта в редакции дополнительного соглашения от 25.06.2020). Оплата результата выполненных работ производится заказчиком по факту выполнения всего объема работ в течение 10 рабочих дней после подписания сторонами акта выполненных работ без замечаний на основании представленного подрядчиком счета (пункт 2.2).
Заказчику предоставлено право направлять мотивированный отказ в подписании акта выполненных работ по результатам приемки результатов выполненных работ (пункт 3.1.6).
Заказчик обязан принять и оплатить выполненные работы при отсутствии у него замечаний по качеству, объему, иному соответствию выполненных работ условиям контракта (пункт 3.2.1).
Подрядчик вправе требовать от заказчика оплаты выполненных надлежащим образом работ (пункт 3.3.1); запрашивать у заказчика разъяснения и уточнения относительно проведения работ в рамках контракта (пункт (3.3.2).
Подрядчик обязан выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему, сдать результат выполненных работ заказчику по акту выполненных работ (пункт 3.4.1); немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ, иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок (пункт 3.4.2); подрядчик обязан передать заказчику вместе с выполненными работами документы, указанные в задании (пункт 3.4.7).
Срок начала выполнения работ определен с момента заключения контракта, срок завершения работ установлен 29.05.2018. Выполнение работ осуществляется в соответствии с графиком исполнения контракта (приложение N 2) (пункт 4.1).
Место выполнения работ: автомобильная дорога Томск-Каргала-Колпашево в Томском районе Томской области и по месту нахождения подрядчика (пункт 4.2).
Заказчик осуществляет приемку результатов выполненных работ в течение 10 (десяти) рабочих дней. Результатом выполненной работы по контракту является: проект планировки территории, проект межевания территории, проектная и рабочая документация, технический отчет по инженерным изысканиям грунтовых карьеров и технический отчет по инженерным изысканиям с наличием положительного заключения государственной экспертизы, подготовленные в соответствии с требованиями задания (пункт 5.1).
Подрядчик не позднее чем за три рабочих дня должен письменно уведомить заказчика о готовности к сдаче результата выполненных работ. Уведомление должны быть также направлено по электронной почте или по факсу по адресу и номеру, указанному в данном пункте (пункт 5.2).
Для проверки результатов выполненных работ в части соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза проводится заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. Для проведения экспертизы результатов выполненных работ эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у подрядчика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. Срок представления подрядчиком дополнительных материалов составляет 3 (три) рабочих дня с даты направления запроса. При нарушении подрядчиком срока представления дополнительных материалов срок приемки результатов выполненных работ, предусмотренный пунктом 5.1 контракта, увеличивается на количество дней просрочки (пункт 5.3).
В случае обнаружения недостатков (по объему, качеству, иных недостатков) заказчик извещает подрядчика не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты обнаружения указанных недостатков. Извещение о выявленных недостатках с указанием сроков по устранению недостатков направляется подрядчику телеграммой, почтой, электронной почтой, факсом либо нарочным. Адресом электронной почты для направления извещений является vekac@rambler.ru. Номером факса для направления извещений является: (3812)530242 (пункт 5.4).
Подрядчик в установленный в извещении срок обязан устранить все недостатки. Если подрядчик в установленный срок не устранит недостатки, заказчик вправе предъявить подрядчику требования в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 5.5.).
Подрядчик обязан передать заказчику вместе с выполненными работами документы, указанные в пункте 3.4.7 контракта (пункт 5.6).
По окончании приемки результатов выполненных работ заказчик в течение 2 (двух) рабочих дней подписывает акт выполненных работ либо направляет мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ. в случае обнаружения несоответствия результатов работ условиям контракта акт выполненных работ не подписывается до устранения подрядчиком недостатков (пункт 5.7). Датой исполнения подрядчиком обязанностей, предусмотренных пунктом 1.1 контракта, считается дата подписания заказчиком акта выполненных работ без замечаний (пункт 5.8).
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения такого обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы (пункт 6.3).
В случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, в том числе гарантийного обязательства, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику претензию, содержащую требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства по день фактического исполнения обязательства (включительно), и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств, в том числе гарантийного обязательства, предусмотренных контрактом. Размер штрафа составляет 5 процентов от цены контракта, 208 171 рубль 68 копеек (пункт 6.4).
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, указанных в части 15 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (пункты 8.2, 8.3).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта в приложение N 1 к контракту сторонами включено техническое задание, которым определены основные технические параметры объекта проектирования (пункт 3 технического задания).
Состав работ по разработке проектной и рабочей документации и проведению инженерных изысканий включал разработку проекта планировки территории, проекта межевания территории в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (пункт 4.1); выполнение инженерных изысканий для разработки проектной и рабочей документации на строительство примыкания в разных уровнях на км 7+280 автомобильной дороги и разработки грунтовых карьеров, составление технического отчета по инженерным изысканиями и технического отчета по инженерным изысканиям грунтовых карьеров (пункт 4.2); разработку проектной и рабочей документации на строительство примыкания в разных уровнях на км 7+280 автомобильной дороги по схеме, согласованной ОГКУ "Томскавтодор" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, иными нормативными правовыми документами, регулирующими выполнение проектных работ и работ по выполнению инженерных изысканий, охрану земель и использование земель, градостроительную деятельность, а также в соответствии с требованиями приведенных в данном пункте нормативных документов; при проектировании предусмотреть транспортную развязку в разных уровнях, первую кольцевую развязку с радиусом не менее 60 м, вторую кольцевую развязку с радиусом не менее 20 м (пункт 4.3); обеспечить постановку на кадастровый учет земельный участок, необходимый для строительства примыкания в разных уровнях и грунтовых карьеров (пункт 4.4).
В пункте 5 технического задания определены требования к составу проектной документации, включающий выпуск отдельными томами проекта планировки территории и проекта межевания территории (пункт 5.2); разработку проекта планировки территории в двух частях (основная часть, подлежащая утверждению, и материалы по ее обоснованию) (пункты 5.3, 5.4).
Согласно разделу 8 технического задания (приложение N 1) подрядчик обязан участвовать без дополнительной оплаты в рассмотрении проектной и рабочей документации заказчиком в установленном им порядке, в защите проектной и рабочей документации в органах экспертизы, представлять по запросу данных органов необходимые пояснения, документы, материалы и обоснования, вносить по замечаниям данных органов и по согласованию с заказчиком необходимые изменения и дополнения в проектную и рабочую документацию, не противоречащие заданию (пункт 8.1); участвовать без дополнительной оплаты по просьбе заказчика в публичных презентациях, консультациях и защите проектной и рабочей документации в любых инстанциях (при необходимости) (пункт 8.2); участвовать в прохождении заказчиком государственной экспертизы до получения положительного заключения (пункт 8.3).
В приложении N 2 к контракту сторонами согласован график исполнения контракта, в которой срок выполнения инженерных изысканий и разработке технических отчетов по инженерным изыскания установлен 30.09.2017, срок разработки проекта планировки территории, проекта межевания территории, проектной и рабочей документации на строительство примыкания автомобильной дороги установлен 28.02.2018, участие в прохождении заказчиком государственной экспертизы до получения положительного заключения определено до 29.05.2018.
В связи с исполнением контракта подрядчик передал заказчику результат инженерных изысканий и проектно-сметную документацию по накладной от 16.07.2018 N ГК 2-с17-07 (т. 2 л.д.133-134, т. 5 л.д. 86-87).
Письмом от 17.07.2018 N 1335 ОГКУ "Томскавтодор" сообщило подрядчику о том, что разработанная им документация как результат исполнения условий контракта не может быть принята и передана в учреждение экспертизы без утвержденных проекта планировки и проекта межевания территории (т. 2 л.д. 133, т. 5 л.д. 85).
20.07.2018 сторонами проведено совместное совещание, оформленное протоколом, которым зафиксировано решение о возложении на проектную организации ООО "ПСТ" проработки возможных вариантов проектируемой транспортной развязки на км 7+280 автомобильной дороги Томск-Каргала-Колпашево с привязкой к проектным отметкам ул. Марины Цветаевой в мкр "Северный парк" в срок до 08.08.2018 (т. 2 л.д. 139).
Письмом от 31.07.2018 N 56-04-1485 Департамент архитектуры и строительства Томской области сообщил о замечаниях к изыскательским работам, проекту планировки территории и проекту межевания территории, на необходимость их доработки (т. 5 л.д. 41).
Письмом от 04.03.2019 N 56-04-0405 Департамент архитектуры и строительства Томской области сообщил о предварительном согласовании плана транспортной развязки для организации подъезда к микрорайонам "Серебряный бор" и "Северный" (т. 1 л.д. 29).
04.04.2019 состоялось техническое совещание с участием представителей ОГКУ "Томскавтодор" и ООО "ПСТ", оформленное протоколом N 6, которым зафиксировано решение об использовании для дальнейшего проектирования СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" вместо указанного в задании СП 42.13330.2011; принять категорию автомобильной дороги - магистральная городская дорога 2-го класса регулируемого движения в соответствии с таблицей 11.1 СП 42.13330.2016; принять для дальнейшего проектирования представленный ООО "ПСТ" план транспортной развязки, согласованный с ЗАО "Карьероуправление" и Департаментом архитектуры и строительства Томской области (т. 1 л.д. 28).
Письмом от 02.10.2019 N 6674 Администрация города Томска сообщила ОГКУ "Томскавтодор" о согласовании проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта строительства примыкания в разных уровнях автомобильной дороги (т. 1 л.д. 31).
Письмом от 03.12.2019 N 839 подрядчик сообщил заказчику об актуализации справочных материалов инженерных изысканий и корректировке документации по объекту, подтвердил срок выполнения работ 23.12.2019 (т. 1 л.д. 89).
Письмом от 14.04.2020 N 181 ООО "ПСТ" проинформировало ответчика о готовности проектной документации, указав ссылку на электронный ресурс для скачивания проектной документации (т. 1 л.д. 86).
Письмом от 05.03.2020 N 489, направленным в ООО "ПСТ", ОГКУ "Томскавтодор" уведомило о нарушении установленного контрактом срока, просило информировать о сроках завершения работ по разработке документации и передаче ее заказчику (т. 1 л.д. 71).
С целью проведения государственной экспертизы проектной документации достоверности сметной стоимости ОГКУ "Томскавтодор" заключило с ГАУ "Томскгосэкспертиза" контракт N 4107 от 04.06.2020 об оказании услуг по проведению государственной экспертизы в редакции протокола разногласий (т. 1 л.д. 72-74), по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по проведению государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту: "Строительство Примыкания в разных уровнях на км 7+280 автомобильной дороги Томск - Каргала - Колпашево в Томском районе Томской области" а заказчик обязуется принять и оплатить услуги.
Письмом от 31.07.2020 N 74-11-3937 Департамент лесного хозяйства Томской области предоставил ООО "ПСТ" по запросу последнего выписку из государственного лесного реестра, одновременно сообщил об отсутствии обременений испрашиваемого лесного участка, расположенного в Тимирязевском лесничестве, Темерчиском участковом лесничестве, урочище "Кандинское", квартале 176, выделах 1, 3, 4, квартале 177, выделах 2, 4, квартале 202, выделе 7 (т. 1 л.д. 33).
Письмом от 27.07.2020 N 515, адресованным Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, ООО "ПСТ" сообщило о расположении объекта частично на землях лесного фонда, просило уточнить информацию о расположении объекта на землях лесного фонда (т. 1 л.д. 34).
В ходе проведения государственной экспертизы экспертами ГАУ "Томскгосэкспертиза" выявлены недостатки и замечания в представленной документации. Письмом от 11.08.2020 N 554 подрядчик сообщил о получении замечаний эксперта по разработанной проектно-сметной документации, заявил о несогласии с большинством замечаний (т. 1 л.д. 87).
Соглашением от 17.09.2020 контракт N 4107 об оказании услуг по проведению государственной экспертизы был расторгнут (т. 1 л.д. 78).
Письмом от 09.11.2020 N 701, адресованным ОГКУ "Томскавтодор", ООО "ПСТ" сообщило о технической сложности проектируемого объекта, подтвердило обязательства по прохождению государственной экспертизы до получения положительного заключения (т. 1 л.д. 88).
Письмом от 30.11.2020 N 739 ООО "РСТ" сообщило ОГКУ "Томскавтодор" о выполнении разработки проектно-сметной документации, направленной письмом от 14.04.2020 N 181 заказчику, уведомило о приостановке работ по государственному контракту в связи с расторжением контракта об оказании услуг по проведению государственной экспертизы (т. 1 л.д. 35).
Письмом от 07.12.2020 N 753 ООО "ПСТ" повторно направило в адрес ОГКУ "Томскавтодор" сводку ответов на замечания к инженерным изысканиям и проектной документации по объекту для повторного заключения контракта об оказании услуг по проведению государственной экспертизы (т. 1 л.д. 36).
Письмом от 09.12.2020 N 2644 заказчик информировал подрядчика о расторжении Контракта N 4107 и уведомил, что для повторного прохождения государственной экспертизы необходимо предоставить проектную документацию с устраненными замечаниями, выданными ГАУ "Томскгосэкспертиза" (т. 1 л.д. 135).
Сопроводительным письмом от 16.12.2020 N 774 ООО "ПСТ" направило в ОГКУ "Томскавтодор" основную часть проекта планировки территории, материалы по обоснованию проекта планировки территории, проект межевания территории по накладной N КГ2-с17-13 (т. 1 л.д. 37).
Письмом от 22.12.2020 N 784 ООО "ПСТ" уведомило ответчика о приостановке работ по государственному контракту в связи с отсутствием ведения работ по прохождению государственной экспертизы (т. 1 л.д. 40-41).
Письмом от 22.01.2021 N 74-09-0362, адресованным ОГКУ "Томскавтодор", Департамент лесного хозяйства Томской области отказал в согласовании документации по планировке территории с указанием недостатков представленной документации, в том числе отсутствие документа, на основании которого вносятся изменения в утвержденную документацию по планировке территории; отсутствие в материалах по обоснованию проекта межевания территории чертежа с отображением границ лесничеств, лесопарков, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов, согласно пункту 6 пункта 7 статьи 43 ГрК РФ; неверное определение средних таксационных показателей насаждений проектируемого лесного участка, указание зон с особыми условиями использования территории не в полном объеме (т. 1 л.д. 44).
Письмом от 22.01.2021 N 027, направленным ответчику, ООО "ПСТ" просило предоставить решение Департамента архитектуры и строительства Томской области о внесении изменений в документацию по планировке территории для размещения объекта (т. 1 л.д. 42).
Письмом от 25.01.2021 N 031 ООО "ПСТ" уведомило ответчика о приостановке работ по государственному контракту в связи с отсутствием указанного в письме N 027 решения.
Подрядчик направил в адрес ОГКУ "Томскавтодор" техническую документацию в составе инженерных изысканий, проектной документации, рабочей документации по накладным от 18.02.2021 N N ГК2-с17-15, ГК2-с17-16
Письмом от 12.03.2021 N 630 ГАУ "Томскгосэкспертиза" направило в адрес ОГКУ "Томскавтодор" уведомление о выявленных недостатках и несоответствиях в рамках контракта об оказании услуг по проведению государственной экспертизы N 4107. Данные замечания в проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости по объекту "Строительство Примыкания в разных уровнях на км 7+280 автомобильной дороги Томск - Каргала - Колпашево в Томском районе Томской области" подрядчиком не устранены.
16.03.2021 ОГКУ "Томскавтодор" направило в адрес подрядчика мотивированный отказ N 681 в приемке результата выполненных работ, полученный ООО "ПСТ" 22.03.2021 (т. 5 л.д. 42-45). Датой вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 02.04.2021.
Уведомлением от 17.03.2021 N 686 ОГКУ "Томскавтодор" сообщило ООО "ПСТ" об одностороннем отказе от исполнения контракта (т. 1 л.д. 136).
Претензией от 17.03.2021 N 692, адресованной ООО "ПСТ", ОГКУ "Томскавтодор" уведомило о начислении неустойки за нарушение сроков выполнения работ и штрафа за неисполнение контракта (т. 1 л.д. 76-77).
Письмом от 23.03.2021 N 161 ООО "ПСТ" сообщило заказчику об отсутствии у него возможности устранить основное замечание Департамента лесного хозяйства Томской области об отсутствии распоряжения Департамента архитектуры и строительства Томской области о внесении изменений в утвержденную документацию по планировке территории в связи с отсутствием у него указанного документа (т. 1 л.д. 129).
Исчерпание переговорных возможностей послужило основанием для обращения сторон в арбитражный суд с первоначальным и встречным исковыми заявлениями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции основывался на результатах судебных экспертных исследований, подтвердивших выполнение проектной и рабочей документации не в полном объеме, наличия в указанной документации недостатков, требующих ее доработки, истечения двухлетнего срока использования инженерных изысканий при новом проектировании, отсутствия возможности использования заказчиком проектной, рабочей и сметной документации в отсутствие согласованных и утвержденных проекта планировки и проекта межевания территории, что в совокупности исключает потребительскую ценность для заказчика выполненной истцом документации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно пункту 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно разъяснениям пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", при толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
К отдельным видам договора подряда, включая подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, положения, предусмотренные параграфом 1 "Общие положения о подряде" главы 37 ГК РФ, применяются, если иное не установлено правилами Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Согласно положениям статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных её этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы, при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Из положений статей 702, 711, 753 ГК РФ следует, что основанием для возникновения у заказчика денежного обязательства по оплате работ по договору является совокупность следующих обстоятельств: выполнение работ и передача их результата заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
В соответствии со статьей 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 761 ГК РФ при обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в силу пункта 1 статьи 8 которого контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статья 1). Целью правового регулирования осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств.
В статье 6 Закона о контрактной системе закреплены принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок, предусматривающих необходимость достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, что предполагает возможность использования результата, полученного при исполнении контракта, в отсутствие несения дополнительных затрат на восстановление или поддержание потребительских свойств такого результата.
По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Статьями 309, 310 ГК РФ установлен общий запрет на односторонний отказ от исполнения обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
Общие правила подготовки и утверждения проектной документации установлены в Градостроительном кодекса Российской Федерации, в части 2 статьи 8.3 которого определено, что проектная документация, в том числе капитального ремонта подлежит государственной экспертизе в случае, если финансирование работ осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ.
На основании пункта 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ предмет государственной экспертизы капитального ремонта установлен пунктом "б" части 5 статьи 49 ГрК РФ и включает проверку достоверности определения сметной стоимости.
Государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объектов, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями названного Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за установленными исключениями (пункт 2 части 3.4 статьи 49 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов может включать мероприятия по подготовке и утверждению документации по планировке территории, которые включают: принятие решения о подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории, общественные обсуждения или публичные слушания по проектам планировки территории, проектам межевания территории, утверждение документации по планировке территории (часть 4 статьи 5.2 ГрК РФ).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 ГрК РФ).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 Кодекса (часть 13.1 статьи 45 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 15 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий (часть 1 статьи 47 ГрК РФ).
Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок их представления для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 47 ГрК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 20 утверждено Положение о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - Положение о выполнении инженерных изысканий), согласно пункту 2 которого Инженерные изыскания выполняются в соответствии с требованиями технических регламентов, а также с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, которые хранятся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Основные требования к организации и порядку выполнения инженерных изысканий установлены в СП 47.13330.2016 "Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" (далее - СП 47.13330.2016), согласно пунктам 5.1.20, 6.1.7, 7.1.8, 8.1.7 срок давности инженерных изысканий не превышает двух лет.
Исходя из содержания представленной в дело договорной документации в совокупности с перепиской участников спорных отношений, вступление сторон в отношения по государственному контракту обусловлено материальным интересом заказчика, направленным на получение готовой к использованию проектной, рабочей и сметной документации по строительству примыкания автомобильной дороги. При заключении контракта подрядчик принял на себя обязательства по выполнению всех видов работ, необходимых для получения требуемого заказчику результата, включая разработку проекта планировки и проекта межевания территории, представление ее на утверждение, необходимое сопровождение, включая публичные презентации, проведение инженерных изысканий, разработку проектной и сметной документации в объеме, достаточном для получения положительного заключения государственной экспертизы, разработку и передачу заказчику рабочей документации на основе проверенной проектной документации.
Из существа приведенных выше законоположений следует, что разработка проектной документации возможна при наличии утвержденных проекта планировки и проекта межевания территории, до выполнения которых объективно отсутствуют условия выполнения проектной, и следовательно, сметной документации, соответствующих фактическим условиям предстоящего строительства.
Вступая в отношения по спорному государственному контракту, подрядчик заявил о профессиональном участии в отношениях по проектированию, наличии у него возможностей качественного и своевременного выполнения работ, описание которых размещено заказчиком общедоступным способом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет по веб-адресу "https://zakupki.gov.ru".
Сроки выполнения работ установлены в соответствии с пунктом 4.1 контракта в графике выполнения работ приложения N 2, не превышают 29.05.2018, а для разработки проектной документации - 28.02.2018, и приняты подрядчиком при подписании государственного контракта.
Как видно из представленной суду переписки и передаточной документации, впервые о выполнении инженерных изысканий и проектно-сметной документации подрядчик завил 16.07.2018 (накладная N ГК 2-с17-07, письмо от 17.07.2018), то есть заведомо за пределами установленного контрактом срока.
Утверждение ООО "ПСТ" о необходимости внесения изменений в задание заказчика в связи с введением в действие СП 47.13330.2016 взамен ранее действовавшего Свода правил, не освобождает подрядчика от ответственности за соблюдение установленных контрактом сроков выполнения работ и требований к их соответствию нормативным положениям с учетом следующего.
Свод правил СП 47.13330.2016 утвержден приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1033/пр и введен в действие через 6 месяцев со дня издания указанного приказа.
На момент заключения государственного контракта от 04.05.2017 N 2с17 действовал СП 47.13330.2012, указание на которую правомерно включено заказчиком в контракт, не предусматривающий указание недействующей (не введенной в действие) нормативной документации.
Вместе с тем истец, профессионально осуществляющий деятельность в области проектирования и строительства, не мог не знать об издании регулирующего нормативного документа в области проектирования и сроках введения его в действие. Действуя разумно и заботясь о достижении требуемого по условиям контракта результата, подрядчик обязан был сообщить заказчику о данном обстоятельстве, угрожающем годности результата работ, и до урегулирования данного вопроса приостановить выполнение работ. Такие действия подрядчиком не совершались вплоть до проведения технического совещания 04.04.2019, что привело к дальнейшему затягиванию сроков выполнения работ.
Как следует из анализа обширной взаимной переписки сторон и учреждения государственной экспертизы, основным препятствием для получения положительного заключения государственной экспертизы, помимо допущенных подрядчиком нарушений и не полного объема представленной на экспертизу документации, является отсутствие согласованного заказчиком и утвержденного в установленном порядке проекта планировки территории, подготовка которого отнесена условиями контракта и технического задания к обязанностям подрядчика. Первоначально подрядчиком выполнен проект планировки и проект межевания территории без учета размещения проектируемого объекта на территориях лесничеств.
Согласно пункту 14.2 контракта местом выполнения работ, помимо офиса подрядчика, является место размещения проектируемого объекта, что с учетом нормативного регулирования деятельности по проведению инженерных изысканий (Положение о выполнении инженерных изысканий, СП 47.13330.2016) предусматривает обязанность подрядчика по натурному обследованию планируемой территории в месте размещения проектируемого объекта. Учитывая очевидное размещение проектируемого объекта в лесной зоне, в подобной ситуации разумным поведением подрядчика является сбор информации о территории размещения проектируемого объекта и выяснение особенностей планируемой территории, что, в свою очередь, предполагает получение соответствующих сведений от уполномоченных органов.
Между тем информация о размещении проектируемого объекта на землях лесного фонда на территории лесничеств впервые запрошена подрядчиком 23.07.2020, что следует из сообщения Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.07.2020. Из письма ООО "ПСТ" от 27.07.2020 N 515 усматривается, что информация о размещении проектируемого объекта на землях лесного фонда получена им в связи с корректировкой проектной документации в 2020 году при проведении государственной экспертизы проекта.
Кроме того, при последующей подготовке проекта планировки и проекта межевания территории подрядчиком допущен ряд нарушений, препятствующих согласованию и утверждению данной документации, включая отсутствие графических материалов с отображением границ лесничеств, лесопарков, лесотаксационных выделов, не полное указание зон с особыми условиями использования территорий, отсутствие сведений об изменении вида разрешенного использования земель за пределами земель лесного фонда.
Следовательно, подготовка и направление на утверждение в 2019 году ошибочных проекта планировки территории и проекта межевания территории состоялась по причинам, полностью относящимся к ответственности подрядчика, не проявившего должной заботы и осмотрительности при подготовке указанных документов, не проводившего предварительный сбор и анализ информации о планируемой территории, что привело к составлению ненадлежащей документации по планированию территории, которая не может быть использована при проектировании требуемого заказчику объекта.
С учетом приведенных обстоятельств, направление подрядчиком в 2021 году уведомлений о приостановлении работ в связи с развитием конфликта с учреждением, осуществляющим государственную экспертизу проектной и сметной документации, не устраняет ответственность подрядчика за нарушение сроков выполнения работ и требований к качеству их результата, поскольку проектная и сметная документация разработаны в отсутствие верной и утвержденной документации по планировке территории, что исключает возможность ее использования для строительства объектов, а уведомления о приостановлении работ направлены заведомо за пределами установленного контрактом срока выполнения работ.
В связи с разрешением разногласий сторон относительно выполнения предусмотренных контрактом работ судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Томский государственный архитектурно-строительный университет" Павлу Александровичу Елугачеву.
Согласно заключению от 23.11.2021 эксперта Елугачева А.Е. выполненная работа в целом и документация, переданная по накладной от 18.02.2021 не соответствует государственному контракту от 27.04.2017 N 2-е 17, приложению N 1 (техническое задание) к контракту.
Поскольку экспертом при ответе на вопросы суда допущено толкование условий контракта, что относится к компетенции суда, арбитражным судом первой инстанции назначена повторная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Сибирский региональный экспертный центр "Сибрегионэксперт" Елизавете Анатольевне Демченко, Елене Алексеевне Спесивцевой, Петру Николаевичу Примаку, Анастасии Владимировне Котовой, Игорю Валентиновичу Белоусову, Вере Викторовне Шорец, Павлу Николаевичу Кобзеву, Евгению Александровичу Татаринову, Людмиле Сергеевне Логутовой, Татьяне Андреевне Осинкиной, Зинаиде Витальевне Марковиченко, Александру Романовичу Нелепову, Андрею Юрьевичу Мичурову, Ольге Олеговне Крупенковой.
Согласно заключению от 26.08.2022 N 55-2-1-2-0011-22 (т. 12 л.д. 65-150) экспертов ООО "СибрегионЭксперт" работы выполнены не в полном объеме. Проектная документация выполнена на 94,956%; рабочая документация выполнена на 88,3 %; инженерно-геодезические изыскания выполнены на 97,5%, инженерно-экологические изыскания выполнены на 80%. Стоимость фактически выполненных работ составляет 3 837 384 рубля 03 копейки. Выполненные работы имеют потребительскую ценность и могут быть использовании в установленным контрактом целях при условии корректировки проектной и рабочей документации после повторного рассмотрения и утверждения документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) Департаментом архитектуры и строительства Томской области.
С целью проверки доводов апелляционной жалобы арбитражным судом апелляционной инстанции по ходатайству истца проведена дополнительная судебная экспертиза, порученная эксперту Демченко Е.А. ООО "СибрегионЭксперт".
Согласно заключению судебной экспертизы от 21.04.2023 N 55-2-1-2-0003-23 недостатки работ являются устранимыми, недостатки, которые не могут быть устранены без непомерных затрат, не выявлены, стоимость работ для устранения недостатков по инженерным изысканиям, разработке проектной и рабочей документации по контракту составляет 326 049 рублей 42 копейки.
В судебном заседании 06.07.2023 арбитражного апелляционного суда в соответствии с частью 3 статьи 86 АПК РФ проведен опрос экспертов, предварительно предупрежденных об ответственности, установленной уголовным законодательством, в котором эксперты пояснили, что экспертные исследования по повторной и дополнительной экспертизам ими проводилось исключительно в отношении проектной и рабочей документации, взаимная связи с возможность применения которой с учетом документации по планировке территории экспертами не исследовалось в отсутствие постановки судом соответствующих вопросов. На вопрос суда дали категоричный ответ об отсутствии возможности использования выполненной ООО "ПСТ" проектной документации в отсутствие утвержденной документации по планировке территории, с учетом которой выполнена проектная документации.
Исследовательская часть заключений экспертов содержит исчерпывающее описание примененных экспертами методов и порядка исследования. Выводы экспертов относительно выявленных недостатков и возможности и целесообразности их устранения детализированы в заключении судебной экспертизы с подробными ссылками на материалы дела и нормативные документы, содержащие требования, предъявляемые к соответствующим работам. Данные обстоятельства в совокупности с пояснениями экспертов в судебном заседании 06.07.2023 позволяют установить полноту экспертного исследования результата спорных работ, достаточную для вывода об обоснованности экспертного заключения.
Заключение экспертов соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности". Квалификация экспертов, принявших участие в проведении экспертного исследования, подтверждена надлежащей квалификационной и аттестационной документацией, включенной в состав экспертного заключения.
Выводы экспертов относительно не полного выполнения работ и отсутствия возможности использования результата работ в отсутствие документации по планировке территории согласуются с иными имеющимися в деле доказательствами, включая письма участников отношений, замечания учреждения государственной экспертизы, письма Департамента лесного хозяйства Томской области.
Учитывая изложенные, выполненные экспертами заключения приняты судом как надлежащее доказательство объемов выполненных работ.
Принимая во внимание выполнение подрядчиком проектной документации в отсутствие утвержденной документации по планировке территории, что исключает ее дальнейшее использование при строительстве объекта, истечение срока давности инженерных изысканий с момента их выполнения, что препятствует повторному использованию этих изысканий при новом проектировании, допущенные подрядчиком нарушения при выполнении работ по контракту, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для вменения заказчику в обязанность приемку представленных истцом результатов работ.
В рассматриваемой ситуации подрядчик, обязанный в силу своего профессионального участия в отношениях по проектированию строительства объекта предупредить заказчика об обстоятельствах, угрожающих годности результата работ, в том числе на этапах подготовки документации по планировке территории, подготовке проектной и рабочей документации (пункт 3.4.2 контракта, статья 716 ГК РФ), и не исполнивший такую обязанность, а продолживший выполнение проектных работ, лишен возможности ссылаться на указанные обстоятельства как препятствующие надлежащему исполнению контракта (пункт 2 статьи 716 ГК РФ). При этом причины, повлекшие выполнение проектной и рабочей документации с недостатками, препятствующими ее использованию заказчиком, полностью относятся к ответственности подрядчика.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" (далее - Постановление от 22.11.2016 N 54), в силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Допущенные подрядчиком нарушения при выполнении предусмотренных контрактом работ предоставили заказчику право отказаться от исполнения контракта. Такое право реализовано заказчиком путем направления мотивированного отказа от исполнения контракта от 16.03.2021, контракт расторгнут 02.04.2021.
При изложенных обстоятельствах вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ООО "ПСТ" о взыскании стоимости выполненных работ соответствует установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным представленными суду доказательствами, применимым нормам закона и условиям контракта.
В отсутствие оснований для взыскания стоимости работ основания для начисления на указанную стоимость процентов за пользование чужим денежными средствами у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе следует отнести на ее подателя.
Судебные расходы по оплате дополнительной судебной экспертизы в сумме 60 000 рублей относятся на истца, поскольку в рассматриваемом деле решение не принято не в пользу ответчика.
В связи с полным выполнением экспертом ООО "СибрегионЭксперт" своих обязанностей при проведении дополнительной судебной экспертизы услуги эксперта подлежат оплате за счет денежных средств, предоставленных ООО "ПСТ" для указанной цели по платежному поручению от 09.03.2023 N 40.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.11.2022 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2074/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Передовые строительные технологии" - без удовлетворения.
Перечислить обществу с ограниченной ответственностью "Сибирский региональный экспертный центр "Сибрегионэксперт" (ИНН 5504238844) с депозитного счета Седьмого арбитражного апелляционного суда денежные средства в сумме 60 000 рублей, перечисленные по платежному поручению от 09.03.2023 N 40, по следующим реквизитам:
Наименование получателя: общество с ограниченной ответственностью "Сибирский региональный экспертный центр "Сибрегионэксперт"
ОГРН 1135543018918
ИНН 5504238844
КПП 550401001
Филиал ПАО "Банк Уралсиб" в г. Новосибирске
Расчетный счет 40702810932500000298
к/счет 30101810400000000725
БИК 045004725
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий судья |
Я.А. Смеречинская |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2074/2021
Истец: ООО "Передовые строительные технологии"
Ответчик: Областное государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Томской области"
Третье лицо: Областное государственное автономное учреждение " Управление государственной экспертизы проектной документации", ООО "Сибирский региональный экспертный центр "Сибрегионэксперт", ООО СРЭЦ Сибрегионэксперт, ФГБОУВО "ТГАСУ"