г. Санкт-Петербург |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А56-1298/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: Безпечук Н.А., по доверенности от 03.07.2023;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14257/2023) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 по делу N А56-1298/2023 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС) о признании незаконным постановления от 21.12.2022 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3321/2022, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600.000 руб.
Решением суда от 04.04.2023 постановление от 21.12.2022 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3321/2022 изменено в части административного наказания, размер назначенного штрафа снижен до 300 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие вины во вмененном правонарушении. Считает, что Управлением надлежащим образом не установлено обстоятельство, предусмотренное пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ.
Также податель жалобы полагает, что вопреки выводам суда первой инстанции, в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Мироновым А.Л. и ПАО "Россети Ленэнерго" заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств (далее - договоры):
27.10.2021 договор N ОД-СЭС-036089-21/064684-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта "индивидуальный жилой дом" расположенного по адресу: Ленинградская область Всеволожский муниципальный район, пгт Дубровка, кад. N 47:07:0801003:305 (далее - договор N 1);
27.10.2021 договор N ОД-СЭС-036092-21/064686-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта "индивидуальный жилой дом" расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, пгт Дубровка, кад. N 47:07:0801003:306 (далее - договор N 2);
06.12.2021 договор N ОД-СЭС-040733-21 /073100-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта "индивидуальный жилой дом" расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Бугровское сельское поселение, деревня Энколово, переулок Дачный, з/у 15, кад. N 47:07:0713003:15325 (далее - договор N 3);
15.10.2021 договор N ОД-СЭС-033494-21/059597-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта "индивидуальный жилой дом" расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, д. Новая Пустошь, уч.26а, кад. N 47:07:1013002:67 (далее - договор N 4);
23.11.2021 договор N ОД-СЭС-039561-21/066833-Э-21 об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта "индивидуальный жилой дом" расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, пгт Дубровка, кад. N 47:07:0801003:305 (далее - договор N 5);
19.10.2021 договор N ОД-СЭС-031599-21/056408-Э-21 об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта "строительная площадка индивидуального жилого дома" расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Бугровское сельское поселение, деревня Мендсары, ул. Строителей, уч. 14А, кад. N 47:07:0000000:94561 (далее - договор N 6);
20.10.2021 договор N ОД-СЭС-031598-21/056415-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта "индивидуальный жилой дом" расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Бугровское сельское поселение, д. Мистолово, ул. Центральная, уч. 2Б, кад. N 47:07:0703002:75 (далее -договор N 7);
10.03.2021 договор N ОД-СЭС-040733-21/073100-Э-21 об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта "индивидуальный жилой дом" расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Куйвозовское сельское поселение, д. Куйвози, кад. N 47:07:0104003:280 (далее - договор N 8);
Согласно пункту 13 технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору N 1 составляет 6 месяцев с даты заключения договора.
ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить фактическое присоединение по договору N 1 в срок до 27.04.2022.
Согласно пункту 13 технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору N 2 составляет 6 месяцев с даты заключения договора.
ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить фактическое присоединение по договору N 2 в срок до 27.04.2022.
Согласно пункту 13 технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору N 3 составляет 6 месяцев с даты заключения договора.
ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить фактическое присоединение по договору N 3 в срок до 06.06.2022.
Согласно пункту 13 технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору N 4 составляет 6 месяцев с даты заключения договора.
ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить фактическое присоединение по договору N 4 в срок до 15.04.2022.
Согласно пункту 2.1.1 договора N 5 срок выполнения мероприятий по временному технологическому присоединению по договору N 5 составляет 15 дней с даты заключения настоящего договора.
ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить фактическое присоединение по договору N 5 в срок до 14.12.2021.
Согласно пункту 2.1.1 договора N 6 срок выполнения мероприятий по временному технологическому присоединению по договору N 6 составляет 15 дней с даты заключения настоящего договора.
ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить фактическое присоединение по договору N 6 в срок до 08.11.2021.
Согласно пункту 13 технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору N 7 составляет 6 месяцев с даты заключения договора.
ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить фактическое присоединение по договору N 7 в срок до 20.04.2022.
Согласно пункту 2.1.1 договора N 8 срок выполнения мероприятий по временному технологическому присоединению по договору N 8 составляет 15 дней с даты заключения договора.
ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить фактическое присоединение по договору N 8 в срок до 12.09.2022.
На момент подачи заявления в Ленинградское УФАС России мероприятия по договорам не выполнены.
Уполномоченным должностным лицом Управления 30.11.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 047/04/9.21-3321/2022, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 20.12.2022 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3321/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, вместе с тем посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 300 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами N 861.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор должен содержать следующие существенные условия:
- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
- срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.
Договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:
- 6 (шесть) месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с пунктом 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора (оплаты счета).
Таким образом, как установлено административным органом и судом первой инстанции к названному сроку технологическое присоединение объекта не выполнено, исполнение обязательств по договорам N N 1 и 2 просрочено более чем на 4 месяца, по договорам N N 3, 5, 8 просрочено более чем на 3 месяца.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении N 047/04/9.21-3321/2022 в УФАС Обществом представлен акт об осуществлении технологического присоединения по договору N 1, договор N2 от 16.08.2022; договору N 3 от 12.08.2022; договору N 5 от 11.03.2022, договору N8 от 02.09.2022.
Срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов, заинтересованных в технологическом присоединении лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Обществом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом Правил N 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также обоснованно не установил оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что акт об осуществлении технологического присоединения на момент составления оспариваемого постановления Управлению представлен не был, просрочка исполнения мероприятий по договору составила более двух месяцев, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Как следует из материалов дела, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваем случае, оценив конкретные обстоятельства дела и доводы Общества, приведенные в заявлении, учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, а также учитывая фактическое осуществление технологического присоединения (с нарушением срока), суд первой инстанции пришел к выводу, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 600 000 руб.) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.
В связи с изложенным, суд первой инстанции посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 300 000 руб.
По мнению апелляционного суда, наказание в указанном размере является справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 по делу N А56-1298/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1298/2023
Истец: ПАО "Россети ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области