город Ростов-на-Дону |
|
15 июля 2023 г. |
дело N А53-34181/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии: от Южной оперативной таможни: представитель Легезина Е.Е. по доверенности от 16.05.2023, удостоверение;
от Ростовской таможни: представители Семенова А.А. по доверенности от 11.11.2022, удостоверение; Прокопенко А.О. по доверенности от 09.01.2023, удостоверение;
от ООО "Южные транспортные Линии" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Артемьева Э.А. по доверенности от 17.10.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Ростовской таможни и Южной оперативной таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2023 по делу N А53-34181/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южные транспортные Линии" (ИНН 6151345343, ОГРН 1096176000040)
к Ростовской таможне (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943) и Южной оперативной таможне (ИНН 6167038612, ОГРН 1036167001430)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южные транспортные Линии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Ростовской таможни от 25.08.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10313000-001779/2022.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица Арбитражный суд Ростовской области привлёк Южную оперативную таможню.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2023 требования Общества были удовлетворены: постановление Ростовской таможни от 25.08.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10313000-001779/2022 признано незаконным и отменено.
Решение мотивировано тем, что в силу части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у административного органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении при наличии постановления от 25.08.2022 N 10313000-1778/2022 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выявленное при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия, законность которого подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-34178/2022.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовская и Южная оперативная таможни обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просят решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к тому, что Ростовской таможней доказан состав вменяемого Обществу административного правонарушения.
Судом необоснованно применены положения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановления по делам об административных правонарушениях N 10313000-1778/2022 и N 10313000-1779/2022 были вынесены с учётом положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Общества об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представители Ростовской таможни и Южной оперативной таможни доводы своих апелляционных жалоб поддержали в полном объёме.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
20.12.2021 Общество письмом уведомило Несветайский таможенный пост о том, что 18.12.2021 в 20 час. 00 мин. при обходе территории таможенного склада по адресу: Ростовская область, г.Новошахтинск, ул. Привольная, д.31, сотрудниками охранного предприятия ООО "ОА "ЗАЩИТА" обнаружено, что на двух контейнерах сорваны пломбы, и часть товара похищена.
Должностным лицом Несветайского таможенного поста, в соответствии со статьёй 330 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и статьёй 227 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) вынесено предписание на проведение таможенного осмотра помещений и территорий, а также товаров находящихся по адресу: Ростовская область, г.Новошахтинск, ул.Привольная, д.31, таможенный склад Общества (приказ Ростовской таможни от 02.03.2018 N 221 "О включении в Реестр владельцев таможенных складов ООО "Южные транспортные линии" и о создании постоянной зоны таможенного контроля").
В ходе таможенного осмотра помещений и территорий (акт таможенного осмотра помещений и территорий от 23.12.2021 N 61) установлено, что на территории таможенного склада Общества, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Новошахтинск, ул.Привольная, д.31, отсутствуют следующие товары:
- 122 пачки/2440 штук сигарет SI SUPER SLIM CIGARETTE BLUE "SI БЛЮ" супертонкие и 13114 пачек/262280 штук сигарет SI SUPER SLIM CIGARETTE WHITE "SI ВАЙТ" супертонкие, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада по декларации на товары N 10009100/261121/0187490;
- 500 пачек/10000 штук сигарет BUSINESS ROYALS SUPER SLIM "BUSINESS ROYALS" супертонкие, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада по декларации на товары N 10009100/211021/0164104;
- 10 тепловых дизельных пушек 30 кВт, упакованных в индивидуальные картонные коробки. Изготовитель: QINGDAO Y UN SEN INTERNATIONAL TRADE CO. LTD, торговая марка BIZZON, модель XDFT-30, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада по декларации на товары N 10313140/150319/0014628.
В ходе административного расследования таможенным органом было установлено, что товар утрачен в результате кражи товара, что подтверждается материалами уголовного дела N 12201600011000123, возбуждённого в отношении Козлова Никиты Андреевича, а также КУСП ОП Отдела МВД России по г. Новошахтинску N 168 от 17.01.2022 (в части тайного хищения 10 тепловых пушек).
В связи с установлением признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части утраты товаров - 500 пачек/10000 штук сигарет BUSINESS ROYALS SUPER SLIM "BUSINESS ROYALS" супертонкие, находящихся под таможенным контролем по декларации на товары N 10009100/211021/0164104, 15.07.2022 должностным лицом Ростовской таможни в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 10313000-001779/2022.
25.08.2022 постановлением Ростовской таможни по делу об административном правонарушении N 10313000-001779/2022, возбужденным в отношении Общества по признакам правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Общество признано виновным в совершении правонарушения и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Кроме этого, по факту утраты товаров 122 пачки/2440 штук сигарет SI SUPER SLIM CIGAREITE BLUE "SI БЛЮ" супертонкие и 13114 пачек/262280 штук сигарет SI SUPER SLIM CIGARETTE WHITE "SI ВАЙТ" супертонкие, Общество также привлечено к административной ответственности по делу об административном правонарушении N 10313000-1778/2022 по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
06.09.2022 Общество, не согласившись с постановлением таможенного органа, обратилось в Южную оперативную таможню с жалобой на указанное постановление по делу об административном правонарушении, полагая, что оно вынесено без учёта значимых обстоятельств, Общество необоснованно привлечено к административной ответственности.
21.09.2022 и.о. заместителя начальника Южной оперативной таможни по результатам рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении принято решение N 10314000/241ю/259Б об изменении постановления Ростовской таможни от 25.08.2022 по делу об административном правонарушении N 10313000-1779/2022: аминистративное наказание в виде административного штрафа по настоящему делу об АП не назначать. В соответствии с частью 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ограничится административным наказанием в виде административного штрафа в размере 300000 руб., назначенного по делу об АП N 10313000-1778/2022, возбуждённому в отношении Общества в рамках одного контрольного мероприятия.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Объектом административного правонарушения является установленный таможенным законодательством ЕАЭС порядок действия с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Объективная сторона административного правонарушения выражается, в том числе, в утрате товаров, находящихся под таможенным контролем (утрата находящихся под таможенным контролем товаров является выбытием товара из владения лица, ответственного за его сохранность).
Согласно пункту 1 статьи 155 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного склада - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары хранятся на таможенном складе без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
На основании пункта 2 статьи 155 ТК ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, сохраняют статус иностранных товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
Согласно пункту 7 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 14 ТК ЕАЭС, находятся под таможенным контролем до приобретения в соответствии с ТК ЕАЭС статуса товаров Союза.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под товарами Союза понимаются: находящиеся на таможенной территории Союза товары, полностью произведённые (добытые, полученные, выращенные) на таможенной территории Союза, находящиеся на таможенной территории Союза товары, приобретшие статус товаров Союза либо признанные товарами Союза в соответствии с ТК ЕАЭС либо до его вступления в силу; находящиеся на таможенной территории Союза товары, произведенные (изготовленные) в одном или нескольких государствах-членах из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта; товары, вывезенные с таможенной территории Союза и сохранившие статус товаров Союза в соответствии с ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 415 ТК ЕАЭС установлено, что владелец таможенного склада осуществляет хранение на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, либо иных товаров в случаях и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС.
Статьёй 419 ТК ЕАЭС на владельца таможенного склада возложены, в том числе обязанности по соблюдению условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада, установленных пунктом 2 статьи 156 ТК ЕАЭС, в части нахождения товаров на таможенном складе и совершения операций с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, а также обеспечения сохранности товаров, находящихся на таможенном складе.
Материалами дела об административном правонарушении установлено, что владельцем таможенного склада - Обществом, в нарушение требований статьи 419 ТК ЕАЭС не обеспечена сохранность товаров, 500 пачек/10000 штук сигарет BUSINESS ROYALS SUPER SLIM "BUSINESS ROYALS" супертонкие, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада по декларации на товары N 10009100/211021/0164104, и находящихся под таможенным контролем, в связи с чем, 18.12.2021 данные товары были утрачены, что указывает на событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционным судом установлено, что по факту утраты товаров 122 пачки/2440 штук сигарет SI SUPER SLIM CIGAREITE BLUE "SI БЛЮ" супертонкие и 13114 пачек/262280 штук сигарет SI SUPER SLIM CIGARETTE WHITE "SI ВАЙТ" супертонкие, Общество было привлечено к административной ответственности по делу об АП N 10313000-1778/2022 по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Законность указанного постановления подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-34178/2022.
Согласно части 5 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Из разъяснений пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" (далее - Постановление N 37) следует, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В данном случае, таможенный орган не оспаривает, что по результатам одного контрольного мероприятия (предписание на проведение таможенного осмотра помещений и территорий от 20.12.2021 N 61, акт таможенного осмотра помещений и территорий от 23.12.2021 N 61) в отношении Общества вынесено два постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного кодекса).
Частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Из содержания оспариваемого постановления от 25.08.2022 N 10313000-001779/2022 следует, что таможенный орган признал Общество виновным в совершении правонарушения и постановил назначить административное наказание в размере 300000 руб.
Решением Южной оперативной таможни от 21.09.2022 N 10314000/241ю/259Б решено не назначать Обществу административное наказание в виде административного штрафа.
При этом, в решении указано, что надлежит ограничиться административным наказанием в виде административного штрафа, наложенного по другому делу об административном N 10313000-1778/2022, возбуждённому в рамках одного контрольного мероприятия.
В соответствии с разъяснениями в абзаце 2 пункта 2 Постановления N 37, если в названных целях лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Таким образом, постановление административного органа о привлечении к административной ответственности может быть признано не подлежащим исполнению в случае, когда положение лица, совершившего административное правонарушение улучшено после принятия такого постановления.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Доказательства того, что постановление Ростовской таможни от 25.08.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10313000-001779/2022, исполнено, как на 21.09.2022, так и на 25.05.2023, в материалы дела Ростовской таможней не представлены.
Доказательства оспаривания решения Южной оперативной таможней от 21.09.2022, в материалы дела не представлены.
Таким образом, Южной оперативной таможней не было отменено, а только изменено постановление от 25.08.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10313000-001779/2022 в части назначения административного наказания, в остальной части постановление было оставлено без изменения (т.3 л.д. 84-90).
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что в силу положений части 3 статьи 1.7, части 5 статьи 4.1, части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у Ростовской таможни отсутствовали основания для вынесения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении при наличии постановления от 25.08.2022 N 10313000-1778/2022 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выявленное при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия.
Таким образом, административные правонарушения, совершённые Обществом были выявлены Ростовской таможней в рамках одной проверки, ответственность за указанные правонарушения предусмотрена одной статьёй Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, Общество подлежит привлечению к административной ответственности как за одно правонарушение и у таможенного органа отсутствовали основания для вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 25.08.2022 N 10313000-001779/2022.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения части 5 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Общества подлежало привлечению к ответственности, как за совершение одного административного правонарушения с указанием эпизодов правонарушения, составление отдельных протоколов в отношении каждого правонарушения не лишало административный орган права на вынесение одного постановления о привлечении к административной ответственности, назначении наказания.
Выводы суда согласуются с разъяснениями Федеральной таможенной службой, доведенными письмом от 11.04.2022 N 01-11/19860 до сведения региональных таможенных управлений, в соответствии с которыми с учетом изменений, внесенных в статью 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае выявления по результатам таможенного контроля, одной из форм которого является досмотр, нескольких однородных правонарушений лицо подлежит привлечению к административной ответственности единожды, в данном случае, применительно к деяниям, в отношении которых разрешается вопрос о привлечении к административной ответственности, а не постановлениям, вынесенным с нарушением действующего законодательства.
Иная позиция таможенного органа со ссылкой на указанное письмо свидетельствует о неверном толковании действующего законодательства, применении названных разъяснений.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о признании постановления Ростовской таможни от 25.08.2022 N 10313000-001779/2022 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконным и подлежащим отмене.
Доводы апелляционных жалоб Ростовской таможни и Южной оперативной таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учетом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2023 по делу N А53-34181/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Ростовской таможни и Южной оперативной таможни - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34181/2022
Истец: ООО "ЮЖНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ЛИНИИ"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, Южная оперативная таможня