г. Хабаровск |
|
18 июля 2023 г. |
А73-5076/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Хабаровского края в лице комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите: Чернышова А.С., по доверенности от 12.01.2023 N 1;
от администрации г. Хабаровска: Суколина Е.А., по доверенности от 21.03.2023 N 1.1-29-50; Орел В.А., по доверенности от 28.04.2023 N 1.1-29-74;
от третьих лиц: Правительства Хабаровского края: Шостак И.М., по доверенности от 07.10.2021 N 12.325-15090;
Министерства финансов Хабаровского края: Бахмат Т.А., по доверенности от 09.01.2023 N 01-11-1;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Хабаровского края в лице комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите, Правительства Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края
на решение от 12.05.2023
по делу N А73-5076/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Хабаровского края в лице комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите
к администрации г. Хабаровска
о взыскании 2 500 000 руб. 00 коп.
третьи лица: Правительство Хабаровского края; Министерство финансов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский край в лице Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, с учетом уточнений, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к муниципальному образованию Городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (далее - муниципальное образование, Администрация, ответчик) о взыскании за счет средств местного бюджета в пользу Хабаровского края 2 500 000 руб. 00 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены Правительство Хабаровского края, Министерство Финансов Хабаровского края (далее - третьи лица).
Решением от 12.05.2023 суд в удовлетворении заявленного требования отказал.
Не согласившись с решением суда, Комитет заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов Комитет указал, что в результате введения ответчиком режима ЧС вследствие обрушения строительных конструкций многоквартирного дома N 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске (далее - МКД), истцом утрачены финансовые ресурсы, предназначенные Комитету по ГЗ на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий природного и техногенного характера, в то время как оснований для признания обрушения МКД чрезвычайной ситуацией не имелось, ввиду отсутствия критериев внезапности и непредвиденности, отсутствием источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ 22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-94); обрушение МКД, по мнению истца, произошло вследствие длительного бездействия Администрации по признанию МКД аварийным и подлежащем сносу, и не реализации мероприятий по расселению граждан и изъятию помещений и земельного участка для муниципальных нужд в порядке установленном жилищным законодательством.
Третьи лица, также, не согласившись с решением суда, заявили апелляционные жалобы, в которых выражают несогласие с решением суда первой инстанции.
Представители Комитета, третьих лиц, в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб, просили отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Комитета.
Представители Администрации в представленном отзыве и в судебном заседании отклонили доводы апелляционных жалоб, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное.
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что в связи с обрушением строительных конструкций в многоквартирном доме N 22 по ул. Зои Космодемьянской Постановлением администрации города Хабаровска от 14.04.2020 N 1306 введён режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Хабаровского городского звена территориальной подсистемы РСЧС.
Заключением городской межведомственной комиссии от 24.04.2020 N 894 дом N 22 по ул. Зои Космодемьянской г. Хабаровска признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанные выводы сделаны на основании отчета об обследовании технического состояния строительных конструкций МКД N 22, выполненного ИП Третьяковым Р.А., в котором указано, что в результате произошедшего обрушения конструкций часть внутренних стен дома в правой его части разрушены по всей высоте здания: со второго этажа до фундамента (цокольного этажа), стропильная система крыши потеряла устойчивость, существует опасность полного обрушения конструкций крыши внутрь дома.
Согласно абз. 2, 5 п. 9.9 Правил предоставления бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, утвержденных постановлением Правительства края от 30.09.2015 N 318-пр (далее - Правила) в случае невозможности проведения комиссией обследования утраченного имущества первой необходимости в связи с разрушением жилого помещения (жилого дома, квартиры), многоквартирного Дома граждан, пострадавших в результате ЧС, в акте обследования утраченного имущества первой необходимости делается об этом отметка, а размер финансовой помощи составляет 100 тыс. рублей на человека.
Факт разрушения жилого помещения (жилого дома, квартиры), многоквартирного дома подтверждается заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
На основании заключения межведомственной комиссии и отчета об обследовании технического состояния строительных конструкций МКД N 22 комиссией принято решение о невозможности проведения обследования утраченного имущества первой необходимости, выплате пострадавшим гражданам финансовой помощи в размере 100 000 рублей на каждого гражданина, постоянного проживающего и зарегистрированного на момент возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку имеется обрушение дома и нахождение в нем вызывает угрозу жизни и здоровью людей.
Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом 06.05.2020 в комитете Правительства Хабаровского края по гражданской защите направлены документы для выделения бюджетных ассигнований из краевого бюджета (постановление от 14.04.2020 N 1306, список граждан, акты обследования утраченного имущества).
Согласно ответу председателя комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите от 07.05.2020. в предоставлении финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС (обрушение МКД N 22), отказано, поскольку факт разрушения жилого дома не установлен, фактический осмотр жилых помещений, в которых находилось имущество граждан, не произведен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора г. Хабаровска в суд с иском в интересах граждан о признании незаконным отказа в выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета для оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, обязать выделить денежные средства.
Решениями судов общей юрисдикции требования прокурора г. Хабаровска в защиту интересов жильцов МКД удовлетворены.
24.01.2022, 24.06.2022, 18.08.2022, 31.10.2022, 13.04.2023 Правительством Хабаровского края во исполнение решений Центрального районного суда г. Хабаровска вынесены постановления: N 17-пр, N 302-пр, N414-пр, N 554-пр, N 194-пр о распределении Городскому округу "Город Хабаровск" иного межбюджетного трансферта из краевого бюджета в размере 700 000,00 рублей, 1 000 000,00 рублей, 100 000,00 рублей, 500 000,00 рублей и 200 000,00 руб. соответственно, для осуществления выплат финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости пострадавшим гражданам при обрушении строительных конструкций в многоквартирном доме N 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске.
Комитетом как ГРБСом, согласно представленным в материалы дела платежным поручениям, произведен расход средств краевого бюджета в городской.
Израсходованные Комитетом средства краевого бюджета в сумме составляют 2 500 000,00 рублей (700 000,00 рублей + 1 000 000,00 рублей + 100 000,00 рублей+500 000,00 рублей + 200 000 рублей).
Полагая, что постановление администрации г. Хабаровска от 14.04.2020 N 1306 принято незаконно, возложения судом на истца обязанности по предоставлению ответчику бюджетных ассигнований в соответствии с Правилами N 318-пр на сумму 2 500 000 руб. повлекло ущерб Хабаровскому краю, истец, действуя в интересах субъекта Российской Федерации, обратился с иском в Арбитражный суд Хабаровского края, который отказывая в удовлетворении заявленного требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно иску убытки заявлены в форме утраты средств краевого бюджета по КБК 876 0310 100040И240 540.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право собственности в отношении средств бюджета субъекта Российской Федерации принадлежит этому субъекту Российской Федерации; из статей 2, 70, 73 Устава Хабаровского края, принятого постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 19 мая 2022 г. N 1331, следует, что право собственности в отношении средств краевого бюджета принадлежит субъекту Российской Федерации - Хабаровскому краю.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Закона N 68-ФЗ).
Согласно пп. "л" пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями".
Исходя из положений пп. "г" пункта 4 указанных Правил трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются, в том числе на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека).
Согласно статье 11 Закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют, в том числе создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.09.2015 N 318-пр в соответствии с Законом N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Хабаровского края от 01 марта 1996 г. N 7 "О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство края утверждены, в том числе Правила предоставления бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, и методика их распределения (далее Правила).
Согласно абз. 2 пункта 2 указанных Правил, финансовая помощь бюджетам городских округов и муниципальных районов края оказывается в форме межбюджетных трансфертов, в том числе для последующего предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам городских (сельских) поселений из бюджетов муниципальных районов.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлено, что бюджетные ассигнования, предусмотренные в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выделяются органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края (городских округов и муниципальных районов) (далее - органы местного самоуправления) для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий - оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - до 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - до 100 тыс. рублей на человека).
Согласно пункту 6 Правил обращения о выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил, направляются в Правительство края на имя Губернатора, Председателя Правительства края в случае возникновения чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера органами местного самоуправления, на обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "г" - "е", "з" пункта 3 настоящих Правил, один раз в месяц до 05 числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили заявления граждан и прилагаемые к ним документы (пл. 2).
В соответствии с абз. 2 пунктов 7, 8 Правил выделение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, осуществляется на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Хабаровского края.
В силу пп. "а" пункта 9 Правил для рассмотрения вопроса о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований, предусмотренных Комитету на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обратившиеся с просьбой органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления в течение 15 календарных дней со дня выхода поручения, указанного в абзаце первом пункта 8 настоящих Правил, представляют документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований на мероприятия, указанные в подпунктах "а", "в" - "к" пункта 3 настоящих Правил, - документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований, предусмотренные пунктами 1.2,1.3 раздела 1 Порядка оформления документов.
Согласно пункту 15 Правил решение о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований на частичное покрытие расходов на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, принимается Правительством края в порядке и сроки, предусмотренные Регламентом Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 июля 2006 г. N 117-пр, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил.
Перечисление бюджетных ассигнований из краевого бюджета на частичное покрытие расходов на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "а", "в", "к" пункта 3 настоящих Правил, осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Как следует из материалов дела, предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании убытков.
В силу положений статьи 1082 ГК РФ возмещение убытков является способом возмещения причиненного вреда.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Осуществление защиты нарушенного права путем возмещения вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статья 16 ГК РФ), не ставится в зависимость от необходимости оспаривания этих действий (бездействия) по правилам, установленным главой 24 АПК РФ (пункт 4 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, утвержденного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145).
На основании рекомендаций, изложенных в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", истец, предъявляя требование о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействием) органа (должностного лица), должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований, а именно доказать факт причинения ему вреда, его размер, наличие причинной связи между действиями (бездействием) органа (должностного лица) и наступившими неблагоприятными последствиями, а также противоправность таких действий (бездействия).
На ответчике лежит бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения таких действий (бездействия). Отсутствие одного из предусмотренных условий состава правонарушения влечет за собой отказ судом в удовлетворении требования о возмещении убытков.
Для правильного разрешения спора существенным является установление следующих обстоятельств: фактические основания, из которых вытекает требование о возмещении убытков (в том числе, какие именно действия либо бездействие ответчика повлекли за собой образование убытков; какие именно обстоятельства послужили основанием для введения режима ЧС); в чем именно состоит причинная связь между понесенными истцом расходами на предоставление бюджетных ассигнований Администрации на оказание финансовой помощи гражданам и указанным выше фактическими обстоятельствами.
Как установлено судом, основанием возложения судами на истца обязанности по предоставлению ответчику бюджетных ассигнований в соответствии с Правилами N 318-пр явилось издание Администрацией ненормативного акта - постановления Администрации N 1306 от 14.04.2020 "О введении режима ЧС для органов управления и сил Хабаровского городского звена территориальной подсистемы РСЧС, связанной с обрушением строительных конструкций в МКД N 22 по ул. Зои Космодемьянской" (далее - постановление администрации N 1306).
В соответствии со статьей 1 Закона N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут, повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу подпункта "и" пункта 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановление администрации N 1306 издано в соответствии с вышеуказанным законом, незаконным в установленном порядке не признавалось.
Указанным постановлением N 1306 граница зоны чрезвычайной ситуации определена: придомовая территория на расстоянии 20 м от многоквартирного дома по ул. Зои Космодемьянской, 22.
Сам факт обрушения строительных конструкций в многоквартирном доме N 22 по ул. Зои Космодемьянской, повлекший за собой значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей подтвержден материалами дела и согласуется с понятием чрезвычайной ситуации, приведенным в статье 1 Закона N 68-ФЗ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о наличие обстоятельств, послуживших основанием для введения режима ЧС на придомовой территории на расстоянии 20 м от МКД N 22 по ул. Зои Космодемьянской.
Довод истца, что применительно к ГОСТ 22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-94 оснований для признания обрушения МКД чрезвычайной ситуацией не имелось ввиду отсутствия критериев внезапности и непредвиденности, отсутствием источника чрезвычайной ситуации является необоснованным и противоречащим понятию чрезвычайной ситуации - как обстановки на определенной территории, сложившейся в результате, в том числе аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Довод заявителя, что обрушение МКД N 22 по ул. Зои Космодемьянской в г. Хабаровске можно было предвидеть, подлежит отклонению, поскольку доказательств того, что ответчик мог предвидеть обрушение дома именно 10.04.2020, истцом в материалы дела не представлено.
Само по себе признание дома аварийным не свидетельствует об отсутствии критерия внезапности и непредвиденности события и возможности ответчика предвидеть факт обрушения дома 10.04.2020.
Доводы апелляционных жалоб о том, что обрушение МКД произошло вследствие длительного бездействия Администрации по признанию МКД аварийным и подлежащем сносу, и не реализации мероприятий по расселению граждан и изъятию помещений и земельного участка для муниципальных нужд в порядке установленном жилищным законодательством подлежат отклонению в связи со следующим.
Согласно Правилам N 318-пр, бюджетные ассигнования из краевого бюджета выделяются только в случае введения на определенной территории края режима чрезвычайной ситуации.
Таким образом, юридическим фактом, который служит основанием для выделения бюджетных ассигнований из краевого бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 3 Правил N 318-пр является не сам по себе факт обрушения здания, а факт введения на определенной территории режима ЧС, то есть издания органом местного самоуправления ненормативного правового акта.
С учетом изложенного обстоятельства неудовлетворительного содержания дома и не принятия мер по расселению граждан не находятся в прямой причинно-следственной связи с обязанностью истца осуществить выделение бюджетных ассигнований на оплату гражданам финансовой помощи, что расценено истцом, как убытки.
Кроме этого, как следует из материалов дела, Администрацией неоднократно принимались решения о признании дома аварийным. Спор, рассматриваемый по иску одного из граждан, проживающих в МКД N 22 по ул. Зои Космодемьянской, - Кутейко И.Н., представляющего свои интересы касался последствий признания дома аварийным: подлежащим реконструкции или подлежащим сносу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс, ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Статьей 210 ГК РФ, статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Жилой дом N 22 по ул. 3ои Космодемьянской не являлся муниципальной собственностью.
По информации управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска по состоянию на 10.04.2020 в доме N 22 по ул. Зои Космодемьянской: - в квартире N1 общей площадью 332,7 кв.м. 53/100 доли в праве собственности являлись муниципальной собственностью, 47/100 доли являлись собственностью граждан; - в квартире N2 общей площадью 362,2 кв.м. 58/100 доли в праве собственности являлись муниципальной собственностью, 42/100 доли являлись собственностью граждан.
Согласно акту проверки от 14.02.2019, проведенной в отношении Администрации города Хабаровска, в ходе проведения обследования МКД N 22 по ул. 3ои Космодемьянской выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания. Причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа является неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без капитального ремонта. С учетом года постройки и давности проведения капитального ремонта объекта оценивается как аварийное.
19 ноября 2018 года Администрацией г. Хабаровска вынесено постановление о признании МКД N 22 аварийным и подлежащим реконструкции, об организации работы по проведению реконструкции МКД N 22, об отселении жильцов дома в жилые помещения маневренного фонда до 2025 года.
Граждане, проживающие в указанном доме, были уведомлены Администрацией города о возможности переселения в маневренный фонд в связи с аварийным состоянием дома.
Однако, от переселения в маневренный фонд граждане отказались, что подтверждено представленными в материалы дела актами.
Как следует из пункта 1 статьи 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Вместе с тем, как следует из положений статьи 32 ЖК РФ предъявление требований к собственникам о сносе или реконструкции МКД является правом, а не обязанностью. Установление разумного срока относится к требованию о сносе или реконструкции, а не о сроке направления требования Администрацией.
Довод истца о наличии у ответчика, при признании дома аварийным, обязанности по направлению собственникам требования о сносе или реконструкции судом признается ошибочным, основанным на неверном толковании права.
Иное привело бы к тому, что все МКД, признанные аварийными, в обязательном порядке подлежат сносу или реконструкции за счет собственников жилых помещений в МКД, а при их бездействии, изъятию для муниципальных нужд с выплатой компенсации за счет средств муниципального бюджета.
Довод о наличии у ответчика обязанности по предоставлению всем проживавшим в МКД гражданам других благоустроенных помещений в порядке статьи 85 ЖК РФ также не подтвержден материалами дела.
Оценив представленные доказательства, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, в отсутствие наличия совокупности условий, необходимых для наступления ответственности в форме убытков, суд первой инстанции, правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.05.2023 по делу N А73-5076/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5076/2023
Истец: Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите
Ответчик: Администрация г. Хабаровска
Третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края, Правительство Хабаровского края