г. Москва |
|
26 июля 2023 г. |
Дело N А41-90516/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 июля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "ЮниФарм" - Аббасова Гэнимет Везир кызы представитель по доверенности от 05.09.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области - Токунова Н.В. представитель по доверенности от 23.11.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЮниФарм" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2023 года по делу N А41-90516/22 по иску
ООО "ЮниФарм" (ОГРН 1037789043071, ИНН 7722502299)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области (ОГРН 1035000700668, ИНН 7702129350)
о признании недействительным требования от 06.09.2022 и об устранении нарушений, встречному иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области
к ООО "ЮниФарм"
о взыскании денежных средств, штрафа и пени,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЮниФарм" (далее - Общество, медицинская организация, Истец, Ответчик по встречному иску) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области (далее - ТФОМС МО, Фонд, Ответчик, Истец по встречному иску) о признании недействительным (незаконным) требования ТФОМС МО от 06.09.2022 N ИСХ- 9617/ в части признания нецелевым расходованием средств в размере 56 400 руб. за оплату обучения специалистов по темам: "Электробезопасность", "Охрана труда руководителей и специалистов организаций", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда" и уменьшении размера нецелевого расходования средств ОМС Московской области до 250 171 руб. 84 коп., а начисленный штраф соответственно до 25 017 руб. 18 коп.
Определением суда от 24 января 2023 года к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском в порядке, установленном статьей 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято встречное исковое заявление ТФОМС МО к ООО "ЮниФарм" о взыскании денежных средств в сумме 44 891 руб. 20 коп., штрафа в размере 4 489 руб. 12 коп., пени, начисленных на сумму долга 44 891 руб. 20 коп., исходя из одной трехсотой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, за каждый день просрочки, начиная с 29.09.2022 по день фактической уплаты; пени, начисленных на сумму долга 3 021 руб. 94 коп., исходя из одной трехсотой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления денежных средств, за каждый день просрочки, начиная с 29.09.2022 по день фактической уплаты.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2023 года по делу N А41-90516/22 в первоначальном иске ООО "ЮниФарм" отказано, встречный иск Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом ООО "ЮниФарм" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области в материалы дела представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции по делу N А41-90516/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ЮниФарм" - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ЮниФарм" (Медицинская организация, Общество) является медицинской организацией, оказывающей услуги по заместительной почечной терапии на территории Московской области.
В порядке, установленном Федеральным законом от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС, Федеральный закон N 326-ФЗ), Истец включен в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - "ОМС") Московской области.
В соответствии с приказом ТФОМС МО от 08.07.2022 N 346 в ООО "ЮниФарм" проводилась комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных на финансовое обеспечение Московской областной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за период с 01.07.2020 по 30.06.2022 (далее - "Проверка").
По результатам Проверки Комиссией Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области (далее - "Комиссия") Обществу был представлен Акт выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования Московской области в ООО "ЮниФарм" от 25.08.2022 (далее - "Акт проверки").
Общество частично не согласилось с результатами проверки и в соответствии с пунктом 46 приказа Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями" (далее - "Порядок контроля"), направило возражения от 01.09.2022 г. N 579/ОМС (далее - возражения) на Акт проверки.
Письмом от 06.09.2022 N ИСХ-9604/09 ТФОМС МО приняты к сведению возражения Медицинской организации по вопросу осуществления доплат за работу в ночное время сотрудникам дневного стационара, но не приняты доводы Общества в части осуществления затрат из средств ОМС на обучение специалистов по темам "Электробезопасность", "Охрана труда для руководителей и специалистов организаций", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда".
Как указал Фонд в своем ответе, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказами Минтруда России от 10.12.2012 N 580н и от 14.07.2021 N 467н (далее - Правила N 580н и N 467н), предусмотрено, что финансовому обеспечению за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (сумм страховых взносов) подлежат расходы страхователя на обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Фондом в адрес Общества направлено Требование от 06.09.2022 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе выездной плановой комплексной проверки в ООО "ЮниФарм" в период с 01.08.2022 по 25.08.2022 (далее - Требование):
- восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в общей сумме 306 571 руб. 84 коп. путем возврата в бюджет ТФОМС МО;
- перечислить в бюджет ТФОМС МО штраф в размере 30 657 руб. 18 коп., в том числе за нецелевое использование средств ОМС, допущенное в 2021 году, 11 551 руб. 10 коп., в 2022 году 7 034 руб. 11 коп. (10 процентов от суммы нецелевого использования средств) в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Общество частично согласилось с нарушениями, выявленными Фондом, и исполнило Требование в части восстановления средств ОМС, использованных не по нецелевому назначению в размере 250 171 руб. 84 коп. (платежное поручение N 252 от 28.09.2022 г.) и соответствующего штрафа в размере 10% от суммы нецелевого расходования средств в размере 25 017 руб. 18 коп. (платежное поручение N 253 от 28.09.2022 г.).
Обращаясь в суд с подлежащим рассмотрению в рамках настоящего дела заявлением, Общество указало, что не согласно с позицией Фонда, изложенной в Акте проверки, а также с Требованием в части признания нецелевым использованием средств ОМС в размере 56 400 руб. на осуществление расходов по обучению специалистов по темам: "Электробезопасность", "Охрана труда руководителей и специалистов организаций", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда" в отсутствие их возмещения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (сумм страховых взносов) в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пункта 3 Правил N 580н и пункта 3 Правил N 467н.
Ссылаясь на положения части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктов 192, 194, 195 Правил ОМС, Общество указало, что перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования является открытым (так как перечисленные расходы содержат указание на включение "прочих расходов" без конкретизации вида таких расходов), при этом единственным критерием для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение расходов к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Как пояснил Истец, Общество является медицинской организацией, осуществляет исключительно медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, средства ОМС являются единственным источником финансирования деятельности организации, иных источников финансирования у Медицинской организации не имеется, в связи с чем во исполнение требований ст.ст. 22, 219 Трудового кодекса Российской Федерации обязательное обучение работников Общества проводилось за счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, далее - Правила N 1479) лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждены приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей).
Согласно п. 1.4.4. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности.
Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа работником из числа электротехнического персонала с группой по электробезопасности не ниже III, или специалист по охране труда с группой по электробезопасности не ниже IV.
Согласно п. 1.4.3. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей Обслуживание электротехно логических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно- технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехно логический персонал. Он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки.
Как отмечает Истец, из законодательства не следует, что существуют категории работников или организации, которые не подлежат обязательному прохождению обучения по охране труда, электробезопасности или противопожарного минимума.
Согласно ст. 225 ТК РФ в качестве лица, осуществляющего финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, поименован работодатель. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Исходя из доводов Истца, именно работодатель должен осуществлять данные мероприятия и нести соответствующие затраты. При этом требование, установленное ТК РФ, об осуществлении вышеуказанных расходов работодателем не тождественно требованию по оплате этих расходов за счет собственных средств компании (не средств ОМС).
Истец пояснил, что затраты на проведение обучения по электробезопасности и пожарно-техническому минимуму в пункте 3 Правил N 467н (п. 3 Правил N 580н) не поименованы. По мнению Истца, указание на обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, не относится к данной категории затрат, соответственно, данные расходы не подлежат возмещению за счет средств ФСС.
Кроме того, Общество указало на несостоятельность ссылки Фонда на Правила N 580н и N 467н о том, что финансовому обеспечению за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (сумм страховых взносов) подлежат расходы страхователя на обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Согласно доводам Общества, в соответствии с ТК РФ размер возмещения составляет не более 20 % от суммы взносов за предшествующий год за вычетом аналогичных расходов.
Таким образом, по мнению Истца, максимально допустимая сумма к возмещению из средств ФСС за 2020- 2022 годы не может превышать 44 891 руб. 20 коп., что явно не соответствует сумме расходов, которую Общество осуществило в целях исполнения обязательных требований ТК РФ.
Пунктом 3 Правил N N 580н и 467н установлен закрытый перечень категорий специалистов, по которым Страхователь может запросить возмещение расходов на предупредительные меры по охране труда за счет сумм страховых взносов.
Согласно п. Правил N 467н для получения решения Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь, обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
При этом страхователь вправе самостоятельно выбирать какие расходы он предъявляет к возмещению, в том числе расходы, осуществляемые на специальную оценку труда, стоимость услуг которой в разы превышает стоимость услуг по обучению по указанным специальностям, что позволит работодателю сохранить временные и трудовые ресурсы при подготовке и подаче документов в Фонд социального страхования.
Согласно позиции Истца, действующее законодательство не предусматривает обязанности страхователя предъявлять в Фонд социального страхования возмещение за счет сумм страховых взносов расходов на оплату прочих затрат на общехозяйственные нужды, предусмотренные пунктом 15 правил ОМС, следовательно, обращение за таким возмещением за счет средств бюджета ФСС является правом, а не обязанностью Общества.
Таким образом, по мнению Истца, Общество осуществила затраты на обеспечение безопасности и условий труда, соответствующие государственным и нормативным требованиям охраны труда, выразившееся в обучении сотрудников по темам: "Электробезопасность", "Охрана труда руководителей и специалистов организаций", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда", правомерно отнеся их к прочим расходам, предусмотренным ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ и необходимым для обеспечения деятельности Медицинской организации в целом и во исполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, ООО "ЮниФарм" обратилось в арбитражный суд с подлежащими рассмотрению в рамках настоящего дела первоначальными исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении иска ООО "ЮниФарм" и удовлетворяя встречный иск Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "ЮниФарм" заключены договоры на обучение специалистов с ООО "Межотраслевой Институт ДПО" от 24.01.2020 N 001114/01/20 и с ООО "БСК" от 19.07.2021 N БСК-1308/2021 по темам: "Электробезопасность"; "Охрана труда для руководителей и специалистов организаций", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда".
Оплата произведена за счет средств ОМС в общей сумме 56 400,00 руб., в том числе: во втором полугодии 2020 года - 23 400,00 руб.; в 2021 году - 10 600,00 руб.; в первом полугодии 2022 года - 22 400,00 руб.
Обучение проходили следующие сотрудники Общества: генеральный директор, главный бухгалтер, старшая медицинская сестра, специалист по охране труда, главный врач, техник, руководитель отдела персонала, ведущий технический специалист, заведующий отделением - врач нефролог.
Довод Истца о том, что перечень расходов, установленный частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, является открытым, не может быть признан обоснованным, так как названное обстоятельство не свидетельствует о правомерности использования Медицинской организацией средств, полученных из фонда обязательного медицинского страхования Московской области, для оплаты услуг по обучению сотрудников медицинской организации.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что Истцом не были учтены действующие положения федерального законодательства и нормативных правовых актов, регулирующие спорные правоотношения.
Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) имеет право принимать решение о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, размер которых определяется ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
До 18.09.2021 действовали Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н). С 19.09.2021 действуют Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н (далее - Правила N 467н).
Согласно пункту 2 Правил N 580н, Правил N 467н финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета ФСС РФ в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС РФ на эти цели, но не более суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), начисленных страхователем за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 3 Правил N 580н, Правил N 467н расходы страхователя на предупредительные меры, в том числе на обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов.
Для получения решения ФСС РФ о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года (пункт 4 Правил N 580н, Правил N 467н).
При этом, пунктом 3 приказа Министерства труда Российской Федерации от 14.07.2021 N 467н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" установлено, что в 2021 году страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 октября 2021 года.
Как верно определил Истец, максимально допустимая сумма к возмещению ООО "ЮниФарм" из средств ФСС за 2020- 2022 годы не может превышать 44 891 руб. 20 коп.
Соответственно, исходя из вышеприведенных положений нормативных правовых актов, Истец должен был направить заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер на сумму 44 891,20 руб. (в 2020 году - 14 671,77 руб., в 2021 году -15 153,28 руб., в 2022 году - 15 066,15 руб.).
Вместе с тем, Истцом заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер с целью возмещения произведенных расходов на обучение специалистов по темам: "Электробезопасность"; "Охрана труда для руководителей и специалистов организаций", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда" в порядке, предусмотренном пунктом 4 Правил N 580н, Правил N 467н, за счет сумм страховых взносов в территориальный орган ФСС РФ в срок до 1 августа в 2020 году, до 1 октября в 2021 году, до 1 августа в 2022 году не направлялись.
Данное обстоятельство Истцом не опровергнуто.
Таким образом, ООО "ЮниФарм" произведены расходы на обучение специалистов по темам: "Электробезопасность"; "Охрана труда для руководителей и специалистов организаций", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда" за счет средств ОМС в размере 44 891 руб. 20 коп. в отсутствие их возмещения за счет средств бюджета ФСС РФ (сумм страховых взносов).
В соответствии со статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджет территориального фонда ОМС являются самостоятельными бюджетами.
На основании части 8 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ средства бюджетов территориальных фондов ОМС не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165- ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 147 БК РФ, согласно которой расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов страхователя на предупредительные меры, является расходным обязательством бюджета ФСС РФ.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 02.12.2019 N 384-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" установлено, что ФСС РФ вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 4 к данному закону по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" в рамках основного мероприятия "Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов, о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер.
Аналогичное право ФСС РФ установлено пунктом 2 части 1 статьи ( Федерального закона от 08.12.2020 N 390-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.12.2021 N 393-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 БК РФ, не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Согласно статье 1 Федерального закона N 326-ФЗ основания возникновения прав и обязанностей субъектов и участников ОМС (к которым относятся территориальные фонды ОМС), гарантии их реализации определяются данным законом.
Федеральным законом N 326-ФЗ предусмотрено, что расходы бюджетов территориальных фондов ОМС осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ ОМС; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом N 326-ФЗ или иными нормативными правовыми актами не установлена обязанность Фонда финансировать иные, кроме территориальной программы обязательного медицинского страхования, программы, в том числе государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Таким образом, ООО "ЮниФарм" в нарушение вышеуказанных нормативных правовых актов, в том числе пункта 3 Правил N 580н, Правил N 467н, произведены расходы на обучение специалистов по темам: "Электробезопасность"; "Охрана труда для руководителей и специалистов организаций", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда" за счет средств ОМС в размере 44 891 руб. 20 коп., что является нецелевым использованием средств ОМС.
Истец ссылается на то, что в состав тарифа ОМС, установленного частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, входит оплата прочих услуг и прочие расходы, то есть перечень расходов медицинской организации является открытым. В то же время, исходя из доводов Общества, работодатель в силу статьи 22 - ТК РФ обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, при этом в пункте 3 Правил N 467н затраты на проведение обучения по электробезопасности и пожарно-техническому минимуму не поименованы.
Отклоняя вышеприведенные доводы Истца, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Акт выездной плановой комплексной проверки использования средств ОМС Московской области в ООО "ЮниФарм" от 25.08.2022 не содержит выводов о том, что медицинская организация неправомерна заключать договоры на обязательное прохождение обучения по охране труда. электробезопасности ил противопожарному минимуму.
При этом финансовое обеспечение предупредительных мер, в том числе на обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте согласно пункту 3 Правил N 580н, Правил N 467н, осуществляется за счет сумм страховых взносов.
Как отмечено ранее, согласно пункту 2 Правил N 580н, Правил N 467н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета ФСС РФ (а не ОМС).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, первоначальные расходы, произведенные за счет средств ОМС, Заявитель должен был возместить за счет средств ФСС.
Исходя из положений ст.ст. 209, 212 ТК РФ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", приказа Министерства труда Российской Федерации от 15.12.2020 N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок", вопросы электробезопасности и пожарной безопасности в процессе трудовой деятельности относятся к охране труда.
Довод ООО "ЮниФарм" о том, что Медицинская организация имеет право на предъявление к возмещению своих затрат в ФСС в течение трех предшествующих лет, в связи с чем Обществом планируется документов за 2020 - 2022 годы в 2023 году, также не может быть признан обоснованным.
Так, в соответствии с пунктом 2 Правил N 580н, Правил N 467н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС на текущий финансовый год.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 580н, Правил N 467н заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС необходимо подать до 1 августа текущего года.
Пунктом 3 приказа Министерства труда Российской Федерации от 14.07.2021 N 467н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно- курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" сделано исключение для заявлений 2021 года: соответствующее заявление было возможно подать до 01.10.2021.
Таким образом, возможность возмещения медицинской организацией средств за предшествующие три года не предусмотрена. При этом, как отмечено ранее, Истцом заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер с целью возмещения произведенных расходов на обучение специалистов по темам: "Электробезопасность"; "Охрана труда для руководителей и специалистов организаций", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда" в порядке, предусмотренном пунктом 4 Правил N 580н, Правил N 467н, за счет сумм страховых взносов в территориальный орган ФСС РФ в установленные сроки в 2020, 2021, 2022 году не направлялись.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении первоначальных исковых требований ООО "ЮниФарм" о признании недействительным (незаконным) Требования ТФОМС МО от 06.09.2022 N ИСХ-9617/ в части признания нецелевым расходованием средств в размере 56 400 руб. за оплату обучения специалистов по темам: "Электробезопасность", "Охрана труда руководителей и специалистов организаций", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда" и уменьшить размер нецелевого расходования средств ОМС Московской области до 250 171 руб. 84 коп., а начисленный штраф соответственно до 25 017 руб. 18 коп.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сумма в размере 11 058 руб. 80 коп., уплаченная по тем же договорам, признана Фондом целевым расходованием средств, удом апелляционной инстанции проверен и признан несостоятельным, поскольку противоречит материалам дела.
Встречные исковые требования ТФОМС МО обоснованно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что на основании приказа ТФОМС МО от 08.07.2022 N 346 "О проведении выездной плановой комплексной проверки в ООО "ЮниФарм" (с изменениями, внесенными приказом от 13.07.2022 N 353) с 01.08.2022 по 25.08.2022 проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС в ООО "ЮниФарм" за период деятельности с 01.07.2020 по 30.06.2022.
В ходе проведения проверки Фондом выявлены нарушения, изложенные в Акте выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования Московской области в ООО "ЮниФарм" от 25.08.2022 (далее - Акт проверки).
По итогам проверки установлен, в том числе, нецелевой расход средств ОМС в общей сумме 306 571 руб. 84 коп., из которых 56 400 руб. расходы на оплату услуг по обучению сотрудников по темам: "Электробезопасность"; "Охрана труда для руководителей и специалистов организаций", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда" в отсутствие их возмещения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (сумм страховых взносов).
По результатам проведенной проверки фондом было предъявлено требование от 06.09.2022 N ИСХ-9617/ об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе выездной плановой комплексной проверки в ООО "ЮниФарм" в период с 01.08.2022 по 25.08.2022 (далее - Требование). Требование получено медицинской организацией 14.09.2022.
Согласно требованию ООО "ЮниФарм" обязано восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 306 571 руб. 84 коп. путем возврата в бюджет ТФОМС МО в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Требования и перечислить в бюджет фонда штраф в размере 30 657 руб. 18 коп. за использование средств ОМС не по целевому назначению.
Требование медицинской организацией было исполнено частично. Платежным поручением от 28.09.2022 N 252 Ответчик по встречному иску произвел возврат средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в сумме 250 171 руб. 84 коп. Платежным поручением от 28.09.2022 N 253 Общество перечислило штраф за использование средств ОМС не по целевому назначению в сумме 25 017 руб. 18 коп.
Таким образом, средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 56 400,00 руб. ООО "ЮниФарм" восстановлены не были, штраф за использование средств ОМС в сумме 5 640,00 руб. - оплачен не был.
Ответчиком по встречному иску допущено нецелевое использование средств ОМС в сумме 44 891 руб. 20 коп. на расходы на оплату услуг по обучению сотрудников по темам: "Электробезопасность"; "Охрана труда для руководителей и специалистов организаций", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда".
Факты оказания ООО "ЮниФарм" услуг по обучению сотрудников и оплаты Обществом соответствующих услуг документально подтвержден, о чем указано ранее.
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что расходы по оплате данных услуг в указанной выше сумме произведены за счет средств ОМС в отсутствие их возмещения за счет средств бюджета ФСС РФ (страховых взносов) в нарушение пункта 3 Правил N 580н, Правил N 467н.
Допущенное Ответчиком по встречному иску описано на стр. 25 - 26, 35 Акта проверки.
На основании части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-0, в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлен факт нецелевого использования Ответчиком по встречному иску средств ОМС в сумме 44 891 руб. 20 коп. на расходы на оплату услуг по обучению сотрудников, требования ТФОМС МО взыскании с ООО "ЮниФарм" денежных средств в сумме 44 891 руб. 20 коп., штрафа 4 489 руб. 12 коп. признаются судом правомерными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу ст. 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
На основании пункта 21 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 20.01.2021 N 502011/21, от 30.12.2021 N 502011/22 за несвоевременный возврат денежных средств в ТФОМС МО при выявлении нецелевого использования медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору, а также несвоевременную уплату штрафа за нецелевое использование медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору, медицинская организация уплачивает Фонду за счет собственных средств пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления средств, от неперечисленных сумм за каждый день просрочки. Уплата пени не освобождает медицинскую организацию от возврата денежных средств в Фонд и уплаты штрафа в соответствии с условиями договора.
Наличие у Ответчика по встречному иску задолженности по оплате денежных средств в сумме 44 891 руб. 20 коп., штрафа 4 489 руб. 12 коп. документально подтверждено. Представленный Фондом расчет пени является математически правильно, права и законные интересы Ответчика данный расчет не нарушает.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм и разъяснений являются обоснованными и соответствующими условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 20.01.2021 N 502011/21, от 30.12.2021 N 502011/22 также требования ТФОМС МО о взыскании с ООО "ЮниФарм" пени, начисленных на сумму долга 44 891 руб. 20 коп., исходя из одной трехсотой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, за каждый день просрочки, начиная с 29.09.2022 по день фактической уплаты; взыскании пени, начисленные на сумму долга 3 021 руб. 94 коп., исходя из одной трехсотой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления денежных средств, за каждый день просрочки, начиная с 29.09.2022 по день фактической уплаты.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2023 года по делу N А41-90516/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-90516/2022
Истец: ООО "ЮНИФАРМ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ