г. Вологда |
|
27 июля 2023 г. |
Дело N А05-15/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 июля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от индивидуального предпринимателя Антипиной Натальи Сергеевны Чуйкова В.Е. по доверенности от 25.04.2023, от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области Лучникова А.А. по доверенности от 09.01.2023 N 1/6,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области и межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 марта 2023 года по делу N А05-15/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Антипина Наталья Сергеевна (ОГРНИП 321290100010014, ИНН 290214428340; место жительства: 164514, Архангельская область, город Северодвинск) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (адрес: 163002, город Архангельск, улица Карпогорская, дом 10; далее - отдел) о признании незаконным отказа отдела в совершении регистрационного действия в отношении принадлежащего заявителю транспортного средства, выраженного в уведомлении от 23.12.2022, и возложении обязанности осуществить регистрационное действие, предусмотренное абзацем восьмым части 4 статьи 10 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ): оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи в его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим торговую деятельность.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (ОГРН 1022900522127, ИНН 2901071427; адрес: 163069, город Архангельск, улица Воскресенская, дом 3; далее - управление, УМВД).
части 4 статьи 10 Закона N 283-ФЗ: оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым индивидуальным предпринимателем, осуществляющим торговую деятельность. С управления в пользу предпринимателя взыскано 300 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
УМВД с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд дал оценку действиям должностного лица, тогда как его к участию в деле не привлек. Считает, что права предпринимателя не нарушены, поскольку он может транспортировать товар в качестве груза, без допуска к движению по автомобильным дорогам общего пользования. Указывает, что для участия в дорожном движении транспортное средство (ТС) должно стоять на учете, эксплуатация ТС без постановки на регистрационный учет не допускается, а государственные регистрационные номера "ТРАНЗИТ" и свидетельство о регистрации (СТС), срок действия которых составляет 30 дней, выдаются на снятое с государственного учета транспортное средство, вывозимое за пределы Российской Федерации в соответствии с пунктом 70 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Правила N 1764). Считает требование заявителя со ссылкой на указанные Правила о выдаче СТС без оформления паспорта транспортного средства (ПТС) и доводы о том, что Законом N 283-ФЗ в отношении рассматриваемого транспортного средства (являющегося товаром и ранее не состоявшего на регистрационном учете) не предусмотрена выдача ПТС, не основанными на законе. Указывает, что наличие документов, идентифицирующих транспортное средство, является обязательным условием для осуществления регистрационных действий. Полагает, что выводы суда основаны на предположениях, формальном рассмотрении заявленных требований и их обоснований.
Отдел с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в нарушение требований АПК РФ суд не привлек к участию в деле старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения отдела Курохина Ю.А. Считает, что оспариваемый отказ соответствует положениям части 2 статьи 6, статьи 5, части 3 статьи 14 Закона N 283-ФЗ, пунктам 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), пункту 14 Правил N 1764, а требование заявителя со ссылкой на пункт 70 Правил N 1764 о выдаче СТС без оформления ПТС не основано на законе.
Представитель УМВД в судебном заседании доводы жалоб поддержал.
Предприниматель в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Отдел надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей предпринимателя и УМВД, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции находит апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей одним из осуществляемых видов экономической деятельности предпринимателя является торговля легковыми автомобилями (код по ОКВЭД 45.11).
По договору купли-продажи задержанного товара от 07.11.2022 N 012.1022.14437 предприниматель Антипина Н. С. приобрела транспортное средство "Range Rover" 2006 года выпуска VIN SALSF25446А942028 (далее - автомобиль). Данное транспортное средство по акту приема-передачи имущества от 14.11.2022 передано предпринимателю.
Как указал предприниматель, автомобиль приобретен для продажи, ранее упомянутый автомобиль не состоял на государственном учете в Российской Федерации.
Представитель заявителя 23.12.2022 обратился к ответчику с заявлением, в котором просил оформить регистрационный документ на транспортное средство, являющееся товаром, в связи с перегоном по территории Российской Федерации к месту продажи.
Ответчик принял решение об отказе в совершении регистрационного действия, оформленное уведомлением об отказе в совершении регистрационных действий с транспортным средством от 23.12.2022.
В данном уведомлении ответчик указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона N 283-ФЗ для совершения регистрационных действий заявитель обязан представить документы, идентифицирующие транспортное средство (статья 14 Закона): паспорт транспортного средства и регистрационный документ. Данные документы предпринимателем не представлены. В совершении регистрационных действий предпринимателю отказано со ссылкой на подпункт 4 пункта 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ. В уведомлении указано (справочно) на непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств.
Заявитель обратился к соответчику с жалобой на действия ответчика, однако УМВД в письме от 19.01.2023 N 774631 данную жалобу оставило без удовлетворения, действия ответчика признало законными и обоснованными.
Не согласившись с уведомлением ответчика об отказе в совершении регистрационного действия, предприниматель Антипина Н.С. обратилась в арбитражный суд. При этом заявитель указал, что оспариваемое уведомление препятствует временному допуску транспортного средства к дорожному движению и нарушает право предпринимателя на свободное перемещение товара к месту продажи, что, в свою очередь, ограничивает право заявителя на извлечение прибыли от осуществления законной предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции заявление удовлетворил.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права ввиду следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закон N 283-ФЗ определяет правовую и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств.
Согласно статье 3 упомянутого Закона в Российской Федерации государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях:
1) государственного учета транспортных средств;
2) обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
В силу статьи 5 Закона N 283-ФЗ государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
Как предусмотрено статьей 6 вышеназванного Закона государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства (часть 1).
Требования части 1 настоящей статьи не распространяются на транспортные средства, являющиеся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность (часть 2).
Вместе с тем пунктом 4 части 3 статьи 8 Закона N 283-ФЗ предусмотрено, что владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для совершения иных регистрационных действий в случаях, установленных настоящим Законом.
Согласно части 1 статьи 10 того же Закона регистрационное действие - действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
Пунктом 8 части 4 статьи 10 Закона N 283-ФЗ предусмотрено, что к регистрационным действиям относится оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
В силу части 5 той же статьи постановка транспортного средства на государственный учет, оформление регистрационного документа в случаях, предусмотренных пунктом 8 части 4 настоящей статьи, сопровождаются присвоением транспортному средству государственного регистрационного номера. Внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства может сопровождаться присвоением транспортному средству нового государственного регистрационного номера взамен ранее присвоенного. Порядок и условия присвоения транспортному средству государственного регистрационного номера определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой права утверждены Правила N 1764.
Согласно пункту 3 Правил N 1764 государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
Пунктом 40 указанных Правил предусмотрено, что присвоение государственного регистрационного номера "ТРАНЗИТ" осуществляется при снятии с государственного учета транспортного средства, вывозимого за пределы территории Российской Федерации для отчуждения в связи с переходом права собственности на это транспортное средство иностранному физическому или юридическому лицу, а также при оформлении регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
Абзацем вторым пункта 70 Правил N 1764 предусмотрено, что на снятое с государственного учета транспортное средство, вывозимое за пределы Российской Федерации, выдается свидетельство о регистрации транспортного средства с отметкой о снятии с государственного учета и государственный регистрационный знак "ТРАНЗИТ", срок действия которых составляет 30 дней. Паспорт транспортного средства (при наличии) сдается в регистрационное подразделение.
Из пункта 75 вышеназванных Правил следует, что оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность, осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий с выдачей государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" на срок 30 дней.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 283-ФЗ, пункта 6 указанных Правил регистрационные действия совершаются на основании заявления владельца транспортного средства или его представителя о совершении регистрационных действий.
На основании пункта 3 части 1 статьи 15 Закона N 283-ФЗ должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления документов, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных.
Согласно пункту 1 статьи 14 указанного Закона документами, идентифицирующими транспортное средство, являются:
1) паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства);
2) регистрационный документ.
Пунктом 2 той же статьи к регистрационным документам отнесены:
1) свидетельство о регистрации транспортного средства;
2) регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства.
Пунктом 4 части 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ предусмотрено, что непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, является одним из оснований для отказа в совершении регистрационных действий.
Приказом МВД России от 23.04.2019 N 267 "Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним" утверждены Требования к паспорту транспортного средства (приложение 3; далее - Требования к ПТС).
Согласно пункту 1 Требований к ПТС паспорт транспортного средства изготавливается на бумажной основе и представляет собой один лист размером 297 x 210 мм, имеющий лицевую и оборотную стороны, относится к печатной специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, имеет учетный номер, а также полиграфические защитные элементы с установленным уровнем защиты от подделки.
На основании пункта 2 Требований к ПТС оформление паспорта производится подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, взамен утраченных, пришедших в негодность, а также при невозможности их дальнейшего использования вследствие заполнения всех реквизитов об изменении собственников транспортного средства по заявлению собственника транспортного средства при совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства.
Пунктом 7 части 4 статьи 10 Закона N 283-ФЗ к регистрационным действиям также отнесено оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положениями Закона N 283-ФЗ в отношении ранее не состоявших на государственном учете транспортных средств предусмотрено наличие единственного документа, идентифицирующего транспортное средство, - регистрационного документа, поэтому в отношении принадлежащего заявителю транспортного средства действующим законодательством не предусмотрена выдача ПТС, изготавливаемого на бумажной основе и являющегося документом, идентифицирующим транспортное средство, в связи с этим при обращении предпринимателя Антипиной Н.С. за совершением запрашиваемого регистрационного действия она не имела возможности предоставить ПТС. Оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, должно было произойти в результате совершения ответчиком запрашиваемого заявителем регистрационного действия по оформлению регистрационного документа на транспортное средство, перегоняемое к месту продажи и являющееся товаром, реализуемым индивидуальным предпринимателем, осуществляющим торговую деятельность.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 14 Правил N 1764 регистрационные действия, за исключением случаев постановки на государственный учет транспортного средства, являющегося опытным (испытательным) образцом, поставляемого для обеспечения национальной безопасности или передаваемого из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для использования в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета, производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), оформленного в порядке, предусмотренном Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15.08.2014 (далее - Соглашение).
ПТС введены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств", в пункте 2 которого определены лица, выдающие ПТС.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (приложение 1), утратившее силу с 01.11.2020 (далее - Положение N 496/192/134).
Согласно пункту 1 указанного Положения паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
В силу пункта 4 того же Положения паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением.
На основании пункта 5 Положение N 496/192/134 организациями и (или) предпринимателями паспорта выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 1 июля 1993 года и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций и предпринимателей документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств (шасси) требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (одобрения типа транспортного средства, выданного на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или одобрения типа шасси (далее - ТР ТС 018/2011)). Допускается выдача паспортов на основании ОТТС и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы, но не позднее 1 июля 2016 года, за исключением партий транспортных средств, срок действия которых ограничивается количественной квотой.
В силу пункта 6 вышеназванного Положения таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.
Как предусмотрено пунктом 7 Положение N 496/192/134, подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства.
Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями (пункт 9 Положения N 496/192/134).
Из пункта 2 Требований к ПТС, действующих с 01.01.2020, пункта 7 части 4 статьи 10 Закона N 283-ФЗ следует, что оформление паспорта производится подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в следующих случаях: взамен утраченных, пришедших в негодность, а также при невозможности их дальнейшего использования вследствие заполнения всех реквизитов об изменении собственников транспортного средства или устаревшего.
В силу статьи 3 Соглашения Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники определяется Евразийской экономической комиссией.
Правила оформления, структура и формат электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники утверждаются Евразийской экономической комиссией.
На основании статьи 5 Соглашения до начала применения электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств) и паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются организациями - изготовителями транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - организации-изготовители), включенными в Единый реестр, на произведенные ими транспортные средства (шасси транспортных средств), самоходные машины и другие виды техники.
Электронные паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств) и электронные паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются с 1 июля 2015 года уполномоченными органами (организациями) государств Сторон и организациями-изготовителями, включенными в Единый реестр, в порядке, утверждаемом Евразийской экономической комиссией.
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2017 N 1212 "О некоторых вопросах, связанных с введением в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства" приказом Минпромторга России от 30.11.2017 N 4178 утверждены Порядок и условия предоставления организациям полномочий по оформлению электронных паспортов транспортных средств и (или) электронных паспортов шасси транспортных средств.
Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 (далее - Порядок N 122).
Согласно пункту 10 упомянутого Порядка электронный паспорт транспортного средства содержит сведения по перечню согласно приложению N 3 к Порядку.
Приложением 7 к Порядку N 122 являются Правила оформления электронных ПТС (электронных паспортов шасси транспортных средств).
Пунктом 6 приложения 7 к Порядку N 122 предусмотрено, что разделе "Сведения о транспортном средстве" ("Сведения о шасси транспортного средства") указываются в поле "документ, подтверждающий соответствие обязательным требованиям безопасности" - регистрационный номер и дата внесения записи об одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси), свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства в Единый реестр выданных одобрений типа транспортного средства, одобрений типа шасси, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям ТР ТС 018/2011, а также наименование органа по сертификации, оформившего одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси), или испытательной лаборатории (центра), оформившей свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, или номер и дата оформления документа об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государства-члена, выданного в отношении транспортного средства (шасси), являющегося объектом технического регулирования ТР ТС 018/2011, до дня вступления в силу ТР ТС 018/2011, а также наименование органа (организации), оформившего такой документ.
Описание форматов и структур электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники утверждено решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.07.2016 N 81 "О форматах и структурах электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники"
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 196-ФЗ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с пунктом 20 Порядка N 122 электронный ПТС оформляется уполномоченным органом (организацией) в отношении транспортного средства (шасси) после прохождения процедуры оценки соответствия транспортного средства требованиям технического регламента ТР ТС 018/2011.
Таким образом, доводы заявителя о том, что Законом N 283-ФЗ в отношении рассматриваемого транспортного средства 2006 года выпуска не предусмотрена выдача ПТС, не соответствует требованиям законодательства.
То обстоятельство, что автомобиль заявителем на территорию Российской Федерации не ввозился, а приобретен по договору купли-продажи задержанного товара от 07.11.2022 N 012.1022.14437, не свидетельствует о том, что у заявителя отсутствует обязанность предоставить для совершения регистрационных действий документ, идентифицирующий транспортное средство, - паспорт транспортного средства (статья 14 указанного Закона, пункт 14 Правил N 1764).
Согласно статье 463 Гражданского кодекса Российской Федерации, если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.
В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с пунктом 1.3 договора задержанный товар продается в имеющемся состоянии и при выявлении видимых и скрытых дефектов покупатель самостоятельно принимает решение о необходимости и/или целесообразности за свой счет осуществить его приведение в состояние, соответствующее установленным требованиям.
В пункте 1.5 договора предусмотрено, что при условии дооснащения транспортного средства недостающими деталями и/или приведения его в соответствие с требованиями технических регламентов на такое транспортное средство не исключается возможность дальнейшего оформления паспорта транспортного средства и постановка на учет в органах ГИБДД.
На основании пункта 1.7 договора продавец не несет ответственность за возможность получения паспорта транспортного средства, постановки на государственный учет и допуск его к эксплуатации.
В рассматриваемом случае при ввозе товара на территорию Российской Федерации ПТС либо электронный ПТС не оформлялись, иное из материалов дела не следует.
По условиям договора передача покупателю ПТС не предусмотрена и возможность его получения обусловлена необходимостью дооснащения транспортного средства недостающими деталями и/или приведения его в соответствие с требованиями технических регламентов.
В данном случае заявитель за оформлением ПТС на приобретенный автомобиль не обращался.
Вопреки доводам заявителя, в рассматриваемом случае оформление ПТС (в настоящее время электронного ПТС) предшествует совершению регистрационных действий, а не наоборот.
То обстоятельство, что основанием для отказа в совершении регистрационных действий послужил пункт 4 части 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ, а не пункт 5 указанной нормы (отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт), не свидетельствует о незаконности отказа, поскольку документ, идентифицирующий транспортное средство, заявитель не представил.
Таким образом, основание для отказа в совершении регистрационных действий, выразившиеся в непредставлении документов, идентифицирующих транспортное средство, отраженное в уведомлении от 23.2.2022, материалами дела подтверждено. Отказ в совершении регистрационного действия является законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления не имелось.
Ссылки апеллянтов на необоснованное непривлечение к участию в деле должностного лица и наличие оснований для применения пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ коллегией судей не принимаются, поскольку в рассматриваемом случае судебным актом на него какие-либо обязанности не возлагаются, дело рассмотрено с участием структурного подразделения - отдела, в котором исполняет (исполнял) обязанности должностное лицо, и юридического лица - УМВД.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
На основании изложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 марта 2023 года по делу N А05-15/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Антипиной Натальи Сергеевны отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15/2023
Истец: ИП Антипина Наталья Сергеевна
Ответчик: Управление ГИБДД УМВД России по Архангельской области, Управление МВД России по Архангельской области
Третье лицо: АО Старший гос.инспектор безопасности дорожного движения МРЭО ГИБДД УМВД России по Курохтин Юрий Алексеевич
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11828/2024
25.06.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3646/2024
23.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13577/2023
27.07.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3864/2023
22.03.2023 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-15/2023