г. Москва |
|
27 июля 2023 г. |
Дело N А40-44448/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "СВ-ОПТ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2023, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-44448/23, по исковому заявлению Акционерного общества "Эникарго" (ОГРН: 1187746608807, ИНН: 9705120582) к Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "СВ-ОПТ" (ОГРН: 1167154064384, ИНН: 7117029300) о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Эникарго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "СВ-ОПТ" (далее - ответчик) о взыскании убытков в сумме 528 640 руб. 00 коп.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 10 марта 2023 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.05.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 23.05.2017 между АО "ЭНИКАРГО" (Заказчик) и ООО "ТД "СВ-ОПТ" (Поставщик) заключен договор поставки N 23/05 (далее - Договор).
Согласно п. 1.1 Договора Поставщик обязуется передать Заказчику запасные части, комплектующие к железнодорожному транспорту.
В рамках Договора Ответчик поставил Истцу колёсные пары N N 39-32051-2000, 5-266151-2008, 29-374943-2003, 39-515148-2008 общей стоимостью 528 640 руб. (132 160,00 руб. за единицу), что подтверждается универсальными передаточными документами от 23.04.2018 N 79, от 26.04.2018 N 82, актом приема - передачи деталей, пересылочной ведомостью.
В соответствии с п. 3.1 Договора, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Вышеуказанные колесные пары были установлены под вагон N 44211704 собственности АО "ЭНИКАРГО" при проведении капитального ремонта в АО ВРП "Грязи", что подтверждается актом выполненных работ от 15.11.2018 N 188, актом замены и установки узлов и деталей грузового вагона от 15.11.2018, дефектной ведомостью от 15.11.2018, Листком учета комплектации грузового вагона от 15.11.2018.
В соответствии с п. 32.1.4 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм (РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017) гарантийный срок эксплуатации колесной пары по качеству монтажа буксовых узлов: с подшипниками роликовыми цилиндрическими и подшипниками сдвоенными типа 46-882726Е2МС43 -5 лет (или 450 тыс. км пробега с момента ввода в действие на национальном уровне автоматизированного банка данных колесных пар (АБД КПГВ)) или до следующего среднего ремонта; с подшипниками кассетного типа и подшипниками сдвоенными типов Н6-882726Е2К1МУС44 и Н6- 882726Е2К2МУС44 - 8 лет (или 800 тыс. км пробега с момента ввода в действие на национальном уровне автоматизированного банка данных колесных пар (АБД КПГВ)) или до следующего среднего ремонта.
В феврале 2021 года (до истечения гарантийного срока) вагон N 44211704 был отцеплен в текущий отцепочный ремонт, ремонт вагона выполнен ВЧДр Тайга АО "ВРК-1".
При текущем ремонте ВЧДр Тайна АО "ВРК-1" были выявлены следующие дефекты спорных колесных пар: "отсутствующие или неясные знаки и клейма завода производителя. Согласно РД ВНИИЖТ 27.05,01-2017 и. 28.2, что подтверждается актом 12.02.2021.
В соответствии с п. 28.2 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017: "Колесные пары исключают при наличии дефектов и взносов оси, не допускающих их дальнейшую эксплуатацию и ремонт, по указаниям железнодорожных администраций или владельцев инфраструктуры, а также колесные пары с осями РУ-1 и не подлежащими ремонту колесами и в случаях наличия в колесных парах осей:
-польского производства (клеймо "6" в овале);
-румынского производства до 01.01.2004 г. изготовления;
-проходивших механическую обработку с переносом клейма на Харьковском ВРЗ (клеймо "91");
-проходивших механическую обработку на ВРЗ Попасная (клеймо "104") до 01.01.1991 г.;
-изготовленных Люблинским литейно-механическим заводом до 31.12.1983 г. и проходивших механическую обработку на ВРЗ Канаш и ВРЗ Баку;
-с отсутствующими или неясными знаками и клеймами завода-производителя".
В силу п. 12.6.3.3 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 колесные пары с неясными или отсутствующими знаками и клеймами, относящимися к формированию колесной пары, должны быть расформированы.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора АО "ЭНИКАРГО", направило в адрес ООО "ТД "СВ-ОПТ" претензию N 155 от 19.01.2023 о взыскании убытков, которая оставлена Ответчиком без удовлетворения.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции признал исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку истцом доказана противоправность поведения ответчика, незаконность действий (бездействия), вина ответчика, а также наличие прямой причинной связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы, на основании следующего.
Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности по общему правилу исходит из того, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность при наличии вины (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
В абз. 4 п. 5 Постановления ВС РФ от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" указано, что вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное.
Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Факт причинения убытков, вина и размер убытков установлены представленными в материалы дела документами, в связи с чем, требования Истца о взыскании убытков в виде стоимости некачественных поставленных Ответчиком Истцу колесных пар по договору поставки от 23.05.2017 N 23/05 в размере 528 640 руб. 00 коп. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Указание Ответчика на проведение третьим лицом планового ремонта спорного вагона правомерно не принято судом первой инстанции, поскольку при проведении планового ремонта спорные колесные пары не ремонтировались, не были вновь установлены как собственность Подрядчика, что следует из расчетно-дефектной ведомости, дефектной ведомости, следовательно, третье лицо ответственность за выявленный дефект не несет.
В соответствии с РД 32 ЦВ 169-2017, вагоноремонтное предприятие осуществляет работы по формированию, ремонту, освидетельствованию колесных пар, монтажу и ревизию буксовых узлов, за что несет ответственность до следующего планового ремонта.
В соответствии с п. 32.1.4 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм (РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017) гарантийный срок эксплуатации колесной пары по качеству монтажа буксовых узлов: с подшипниками роликовыми цилиндрическими и подшипниками сдвоенными типа 46-882726Е2МС43 - 5 лет (или 450 тыс. км пробега с момента ввода в действие на национальном уровне автоматизированного банка данных колесных пар (АБД КПГВ)) или до следующего среднего ремонта; с подшипниками кассетного типа и подшипниками сдвоенными типов Н6-882726Е2К1МУС44 и Н6- 882726Е2К2МУС44 - 8 лет (или 800 тыс. км пробега с момента ввода в действие на национальном уровне автоматизированного банка данных колесных пар (АБД КПГВ)) или до следующего среднего ремонта.
Каждая колесная пара имеет свой индивидуальный номер, которым является номер оси, включающий в себя: условный номер предприятия-изготовителя черновой оси - первые 4 знака; порядковый номер оси - до 6 знаков; две последние цифры года изготовления черновой оси. Правой стороной колесной пары считается та, на торце оси которой нанесены знаки маркировки об изготовлении оси,
Согласно пункту 26.3 РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар ВНИИЖТ 27.05.01-2017 клейма и знаки маркировки, относящиеся к изготовлению оси, нанесены на торце оси.
В соответствии с пунктами 9.2.6,9.3.1.6,10.2 РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар ВНИИЖТ 27.05.01-2017 торец оси закрывается крепительной и смотровой крышкой.
Следовательно, чтобы увидеть на торце оси номер колесной пары необходимо открутить смотровую крышку буксового узла колесной пары. При этом, исходя из положений РД по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар ВНИИЖТ 27.05.01-2017, смотровая крышка буксового узла колесной пары снимается в случае необходимости проведения среднего или капитального ремонта колесной паре.
Такой ремонт спорным колесным парам не проводился до момента обнаружения (до февраля 2021 года).
Ссылка Ответчика на п. 4.6, 4.10 Договора несостоятельна, так как требования по спорным колесным не связаны с качеством Товара, а основываются на поставке Истцу нелегитимных деталей (отсутствующие, неясные, нечитаемые знаки и клейма завода-изготовителя).
Более того, Ответчик не учитывает, что колесная пара - это технически сложный объект, который является сборочной деталью и состоит из оси, закрепленных двух колес, дисковых тормозов (при наличии), буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары - п. 3.7. ГОСТ 4835-2013.
Согласно п. 4.7.1 ГОСТ 4835-2013 на каждой принятой службой технического контроля колесной паре в холодном состоянии должны быть выбиты знаки маркировки и клеймения, наносимые на торцы осей.
Корпус буксы фиксируется крепительной и смотровой крышкой с уплотнительными резиновыми кольцами и крепительными болтами.
В силу ч. 2 ст. 474 ГК РФ, если порядок проверки качества товара не установлен в соответствии с п. 1 ст. 474 ГК РФ, то проверка качества товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи.
Так, колесные пары, после ремонта или формирования, принимаются мастером депо по наружному осмотру с проверкой основных размеров и наличия клейм на бирке установленной под левый верхний болт крепительной крышки без вскрытия буксового узла во избежание нарушения целостности узла после ремонта и внешнего воздействия - влаги, пыли и различных примесей.
Бирка содержит сведения о номере колесной пары, клейме предприятия, выполнившего последний ремонт колесной пары и о дате последнего ремонта.
Согласно п. 12.1.2 и пп. 12.2.2.2 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 к ремонту колесных пар допускаются работники депо, которые сдали ежегодный экзамен на знание указанного РД в объеме своих должностных обязанностей. При этом согласно п. 3.3.1 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов) N 808-2017 ПКБ ЦВ, снятие смотровых крышек производится только при подозрении на ненормальную работу подшипников в корпусе буксы.
Таким образом, приемка товара происходит по наружному осмотру и по бирке, которую изготавливает предприятие, производившее последний ремонт колесной пары. О том, что заводской номер оси колёсной пары исправлен Истец узнал только в феврале 2021 года при проведении текущего ремонта в ВЧДр Тайга АО "ВРК-1".
Таким образом, принимая товар по Договору поставки, Истец не мог выявить указанный дефект, так как недостаток является скрытым.
Довод ООО "ТД СВ-ОПТ" о том, что требования Руководящего документа РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (далее - Руководящий документ) не распространяет свое действие на Ответчика, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Руководящий документ (п. 1.2) разработан с учетом требований ГОСТ 2.602, ГОСТ 2.105 и распространяется на колесные пары по ГОСТ 4835 и колесные пары с осями типа РУ1 (изготавливались по ГОСТ 22780, сняты с производства, но находятся в эксплуатации) с подшипниками качения грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм.
В силу п. 9.1 ГОСТ 4835 предприятие-изготовитель гарантирует соответствие колесных пар требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения колесных пар, соответствующих области применения настоящего стандарта.
Согласно п. 9.3 ГОСТ 4835 гарантийный срок эксплуатации колесных пар с буксовыми узлами для подшипников с цилиндрическими роликами для грузовых вагонов - не более 5 лет.
Следовательно, вышеуказанные документы относятся к Ответчику, что также следует из п. 4.6 Договора (должно соответствовать нормативно-технической документации).
Представленные Ответчиком скриншоты из справочной системы АСУ ВРК правомерно не приняты судом в качестве доказательств, поскольку не являются официальным документом, подтверждающим браковку деталей.
Согласно п. 28.1 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017, исключение из инвентаря колесных пар осуществляется порядком, установленным железнодорожной администрацией или владельцем инфраструктуры в соответствии с национальным законодательством, и оформляется актом формы ВУ-89 или свободной формы.
Акты браковки от 12.02.2021 полностью соответствуют требованиям п. 28.1 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 и является надлежащим доказательством браковки спорных колесных пар.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, наличие легитимных колесных пар в собственности иного лица возможно, поскольку Истцу были проданы нелегитимные колесные пары (перебит номер оси колесной пары).
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2023 по делу N А40-44448/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44448/2023
Истец: АО "ЭНИКАРГО"
Ответчик: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "СВ-ОПТ"
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4393/2024
11.01.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-27150/2023
27.07.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37992/2023
26.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-44448/2023