город Омск |
|
01 августа 2023 г. |
Дело N А46-19724/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Краецкой Е.Б., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6147/2023) бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Омской области от 02.05.2023 по делу N А46-19724/2022 (судья Ухова Л.Д.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" (ИНН 7106060429, ОГРН 1047100775963) к бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница" (ИНН 5528004517, ОГРН 1025501864740) о взыскании задолженности,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Омской области,
в судебном заседании приняли участие:
от БУЗОО "Омская ЦРБ" - Гигилева Е.А. (предъявлены паспорт, диплом, доверенность от 09.01.2023 N 1/23 сроком действия по 31.12.2023);
от ООО "АльфаСтрахование-ОМС" - Кирикова Е.В. (предъявлены паспорт, диплом, доверенность от 07.12.2022 N 48 сроком действия по 31.12.2023);
от третьего лица - не явились, извещены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" (далее - истец, ООО "АльфаСтрахование-ОМС", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница" (далее - ответчик, БУЗОО "Омская ЦРБ", учреждение) о взыскании 3 385 784 руб. 20 коп, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Определением от 15.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Омской области (далее - Фонд, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.05.2023 исковые требования удовлетворены частично. С БУЗОО "Омская ЦРБ" в пользу ООО "АльфаСтрахование-ОМС" взыскано 3 385 784 руб. 20 коп. задолженности, а также 39 929 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, БУЗОО "Омская ЦРБ" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение отмечает, что, вопреки указанию суда первой инстанции, БУЗОО "Омская ЦРБ" утверждает, что объемы медицинской помощи по договору были выполнены, в подтверждение чего представлены акты медико-экономического контроля за ноябрь-декабрь 2020 г. Истцом за декабрь 2020 г. отклонены от оплаты объемы фактически оказанной медицинской помощи на сумму 2 919 303 руб. 65 коп. со ссылкой на код дефекта 5.3.2 "Предъявление к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи". Однако, финансирования для ответчика определено на год в сумме 313 710 820 руб., к оплате предъявлена счета на ту же сумму, отклонены от оплаты объемы на сумму 16 390 750 руб. 60 коп., соответственно, принято 297 582 946 руб. 31 коп., то есть превышение плана-задания отсутствует.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "АльфаСтрахование-ОМС" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали письменно изложенные позиции.
Представитель надлежаще извещенного третьего лица в судебное заседание не явился; ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя; на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между ООО "АльфаСтрахование-ОМС"" (страховая медицинская организация) и БУЗОО "Омская ЦРБ" (медицинская организация), в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), по типовой форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 N 1355н, заключен договор от 30.12.2016 N 25 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор).
По условиям договора БУЗОО "Омская ЦРБ" обязуется оказывать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ТП ОМС), а ООО "АльфаСтрахование-ОМС" обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с ТП ОМС (пункт 1. договора).
В соответствии с соглашением от 27.01.2021 о расторжении к договору N 25 (далее - Соглашение) последний прекратил свое действие с 31.12.2020 (пункт 2 соглашения).
При этом прекращение действия договора не освобождает стороны от исполнения обязательств, возникших в период действия договора (пункт 2 соглашения).
Обращаясь с иском, общество указало, что у ответчика имеется задолженность по договору: по целевым средствам на оплату медицинской помощи, которые перечислены и не обеспечены учреждением выставленными счетами на оплату медицинской помощи в общем размере 3 385 784 руб. 20 коп.
Общая сумма целевых средств, направленная истцом ответчику составила 310 587 741 руб. 86 коп.
В период с января 2020 г. по январь 2021 г. истцу предъявлены счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в 2020 г., на сумму 313 973 696 руб. 91 коп.
Сумма отклоненных от оплаты счетов по результатам проведенного истцом контрольно-экспертных мероприятий за указанный период составила 17 158 943 руб. 26 коп.
Сумма отклоненных счетов по результатам контрольно-экспертных мероприятий в рамках межучережденческих расчетов составила 2 584 271 руб. 34 коп.,
Копии реестров актов и акты контрольно-экспертных мероприятий, медико-экономической экспертизы (медико-экономического контроля) подписаны ответчиком без возражений.
Таким образом, сумма принятых к оплате счетов за 2020 год составила 294 230 482 руб. 31 коп.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432 в редакции постановлений Правительства РФ от 03.04.2020 N1166, от 03.12.2020 N 1995 был подписан акт сверки от 22.09.2020 N 551020-432/1166-184-Н, на основании которого обществом ответчику перечислено дополнительное авансирование в сумме 310 587 741 руб. 86 коп., а также осуществлена корректировка задолженности учреждения перед ООО "АльфаСтрахование-ОМС" на сумму 11 871 691 руб. 13 коп.
Общая сумма задолженности по договору за 2020 год составила 4 485 568 руб. 42 коп., из расчета 294 230 482 руб. 31 коп. (принятые к оплате счета за январь-декабрь 2020 года) + 11 871 691 руб. 13 коп. (сумма корректировки по постановлению N 432) - 310 587 741 руб. 86 коп. (сумма финансирования за 2020 год в соответствии с пунктом 4.1 и пунктом 4.2 договора) (аванс 205 192 391, 13 руб. + окончательный расчет 105 395 350, 73 руб.).
25.02.2022 ответчиком частично возвращена задолженность в сумме 1 099 784 руб. 22 коп. (платежное поручение от 25.02.2022 N 1117), таким образом, задолженность ответчика перед истцом по обязательствам 2020 года составила 3 385 784 руб. 20 коп.
Данная задолженность в соответствии с пунктом 3 Соглашения должна была быть погашена в полном объеме до 31.03.2021, однако, в установленный соглашением срок задолженность ответчиком не погашена.
В адрес ответчика была направлена досудебная претензия о необходимости погашения задолженности в добровольном порядке от 14.06.2022 N 946/01-01, которая была получена 21.06.2022 и оставлена без ответа.
Поскольку ответчик обязательства по возврату денежных средств не исполнил, истец обратился в суд с настоящим иском.
БУЗОО "Омская ЦРБ" против удовлетворения иска возражало по доводам, изложенным им и в апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Отношения, возникающие в связи с обязательным медицинским страхованием (далее - ОМС), в том числе правовое положение субъектов ОМС и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, а также отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на ОМС неработающего населения, регулируются Федеральным законом N 326-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период).
Закон N 326-ФЗ направлен на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах ТП ОМС.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ медицинские организации, страховые медицинские организации и территориальные фонды ОМС являются участниками ОМС.
Взаимодействие территориального фонда ОМС со страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС, с медицинскими организациями в сфере ОМС осуществляется в соответствии с договорами в сфере ОМС.
Типовая форма договора о финансовом обеспечении ОМС утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N ЮЗОн.
Согласно части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении ОМС страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ) и не являются собственными средствами страховой медицинской организации.
В силу пункта 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом N 326-ФЗ.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС, в установленном Федеральным законом N 326-ФЗ порядке (часть 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (типовая форма которого была утверждена приказом Минздрава Российской Федерации от 24.12.2012 N 1355н) страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по ТП ОМС, установленных решением комиссии по разработке ТП ОМС, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным Правилами ОМС (часть 6 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 124 Правил ОМС, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС) (в редакции, действующей в спорный период), страховая медицинская организация в соответствии с договором о финансовом обеспечении представляет в территориальный фонд ОМС:
1) заявку на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи (далее - заявка на авансирование);
2) заявку на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь (далее - заявка на получение средств на оплату счетов) для проведения окончательного расчета с медицинскими организациями.
В заявку на авансирование включается объем средств, необходимый для направления в медицинские организации в соответствии с заявками медицинских организаций на авансирование оплаты медицинской помощи.
Заявка на авансирование представляется в территориальный фонд ОМС вместе с перечнем заявок медицинских организаций, направленных в страховую медицинскую организацию, с указанием по каждой медицинской организации размера среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние три месяца либо с периода начала действия договора на оказание и оплату медицинской помощи (в случае периода действия договора менее трех месяцев), и суммы авансирования.
В заявку на получение средств на оплату счетов включается объем средств для оплаты медицинской помощи за отчетный месяц, определенный территориальным фондом ОМС с учетом дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования (далее - дифференцированные подушевые нормативы), за исключением средств, направленных в страховую медицинскую организацию в отчетном месяце в порядке авансирования. В случае недостатка указанного объема средств для оплаты медицинской помощи в отчетном месяце заявка увеличивается в пределах остатка целевых средств, возвращенных в территориальный фонд ОМС в предыдущие периоды.
Согласно пункту 125 Правил ОМС территориальный фонд ОМС осуществляет перечисление целевых средств в страховую медицинскую организацию (за исключением средств, направленных из нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС):
1) в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки на авансирование, в размере, установленном договором о финансовом обеспечении;
2) в течение трех рабочих дней со дня получения заявки на получение средств на оплату счетов с учетом ранее направленных средств на авансирование, но не более суммы целевых средств, рассчитанной исходя из количества застрахованных лиц и дифференцированных подушевых нормативов.
В соответствии с пунктом 125.1 Правил ОМС в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, размер аванса, предоставляемого территориальным фондом страховым медицинским организациям на основании заявки на авансирование, может составлять до 100 процентов от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние три месяца либо с периода начала действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (в случае периода действия договора менее трех месяцев).
Остаток целевых средств, полученных по заявкам, страховая медицинская организация возвращает в территориальный фонд в течение трех рабочих дней после завершения расчетов с медицинскими организациями за отчетный месяц.
Согласно пункту 8.1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы ОМС.
В 2020 году (в период с 01.04.2020 по 31.12.2020) действовало постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией" (далее - постановление N 432).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 постановления N 432 финансовое обеспечение расходов медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС в период с 01.04.2020 по 31.12.2020, осуществлялось в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до 1/12 объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по ОМС, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
В подпункте "н" пункта 1 постановления N 432 (в редакции постановления от 03.12.2020) установлено, что в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляют расходы по оплате труда своих работников, уплате налогов и сборов, страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, и расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг и содержанием имущества (далее - постоянные расходы), за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи.
Указанные медицинские организации в дополнение к постоянным расходам могут осуществлять расходы на цели, предусмотренные частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и связанные с необходимостью надлежащего исполнения принятых ими обязательств по заключенным гражданско-правовым договорам, за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи в размере, не превышающем 5 процентов размера постоянных расходов медицинской организации за соответствующий период.
На сумму оплаты расходов, указанных в настоящем подпункте, уменьшается сумма кредиторской задолженности медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, перед страховыми медицинскими организациями. Оставшиеся после оплаты указанных расходов средства обязательного медицинского страхования подлежат возврату в бюджет соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Порядок реализации подпункта "н" пункта 1 постановления N 432 приведен в совместном письме Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-7/и/2-12704, Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 12460/30-2/и от 04.09.2020 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432" (далее - Письмо от 04.09.2020).
Согласно формуле, приведенной в Письме от 04.09.2020, расчетная сумма средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию (значение со знаком "-") или возврату в бюджет территориального фонда (значение со знаком "+") (С), определяется расчетно по формуле (пункт 2 Письма от 04.09.2020), а именно исходя из суммы перечисленного медицинской организации аванса (А факт), суммы предъявленных к оплате от медицинской организации счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь (Ф), расчетного размер аванса (А план), доли расходов медицинской организации (Д).
В силу пункта 1 Письма от 04.09.2020 расчет доли расходов, указанных в подпункте "н" пункта 1 постановления N 432 в общем объеме расходов соответствующей медицинской организации, по каждой медицинской организации, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется территориальным фондом на основании данных формы федерального статистического наблюдения N 14-Ф (ОМС) "Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями", утвержденной приказом Росстата от 17.04.2014 N 258 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования".
Таким образом, по подпункту "н" пункта 1 постановления Правительства РФ N 432 возмещается определенная по формуле сумма расходов медицинской организации.
Согласно пунктам 2, 3 письма от 04.09.2020 страховая медицинская организация после получения от территориального фонда сведений о расчетном размере аванса и доле расходов медицинских организаций осуществляет сверку информации о суммах фактически перечисленных авансов на оплату медицинской помощи и принятых к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь за период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года с каждой медицинской организацией.
По результатам сверки страховая медицинская организация определяет расчетную сумму средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда.
После определения размера средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда между медицинской организацией и страховой медицинской организаций, оформляются акты сверки расчетов. Акты сверки расчетов в том числе должны включать долю расходов медицинской организации, расчетную сумму расходов, медицинской организации, превышающую сумму предъявленных к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь и расчетную сумму средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда.
Согласно пункту 1 письма от 04.09.2020 по медицинским организациям, у которых сумма принятых к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь превышает расчетный размер аванса определение расчетного размера аванса не производится.
Произведенный истцом расчет ответчиком не оспорен.
Отказ истца в оплате медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением Комиссии, был основан на положениях пункта 5.3.2 приложения 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36.
Действующее законодательство Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, договоры об оказании и оплате медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенные между страховыми медицинскими организациями и истцом не предоставляют страховой медицинской организации право производить оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу сверх объемов предоставления медицинской помощи, установленных для медицинской организации решением Комиссии по разработке ТП ОМС, а медицинской организации - требовать производства такой оплаты от страховой медицинской организации.
Ответчик, заявляя об обоснованности удержания денежных средств, об оплате медицинской помощи, оказанной им за пределами установленных Комиссией объемов помощи и финансового обеспечения, по существу заявляет о распределении объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, в том числе в судебном порядке, без учета фактической ситуации оказания услуг другими участниками территориальной программы ОМС, которое не может носить ретроспективный характер, поскольку определяет показатели на текущий год по каждому участнику территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Объемы медицинской помощи, устанавливаемые медицинской организации на год, могут быть скорректированы исключительно при наличии оснований, установленных Законом N 326-ФЗ, Правилами обязательного медицинского страхования, однако истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие таких оснований.
В рассматриваемом случае учреждением не представлено доказательств, подтверждающих наличие таких оснований. Корректировка в соответствии с Постановлением N 432 уже произведена истцом, на что указывалось выше.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что акт МЭК, составленный обществом, ответчиком не оспаривался, не заявлялись возражения относительно акта, составленного ответчиком по результатам проверки реестра счетов на оплату оказанной медицинской помощи и выявления фактов превышения объемов оказанной медицинской помощи.
Обязанность медицинской организации оказывать медицинскую помощь всем застрахованным по ОМС гражданам не снимает с нее обязанности соблюдать установленный законодательством порядок пересмотра объемов медицинской помощи, подлежащей оплате за счет целевых средств ОМС.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 24.02.2022 N 305-ЭС21-29578 по делу N А40-43258/2020, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2023 N Ф04-7197/2022 по делу N А70-7904/2022, постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2022 по делу N А70-498/2022.
Довод БУЗОО "Омская ЦРБ" о том, что превышения лимитов не допущено, поскольку в возмещении части расходов было отказано по иным причинам, является несостоятельным, поскольку в возмещении спорной суммы отказано именно в связи с превышением и отклонение объемов от оплаты по иным основаниям данного положения не изменяет.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Учитывая, что перечисленные территориальным фондом ОМС денежные средства для оплаты медицинской помощи носят целевой характер, данные денежные средства должны быть возвращены в установленном законодательством порядке.
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Омской области позицию истца поддержал.
В связи с изложенным, исковые требования ООО "АльфаСтрахование-ОМС" удовлетворены правомерно.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводам и возражениям сторон судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 02.05.2023 по делу N А46-19724/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19724/2022
Истец: ООО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ - ОМС"
Ответчик: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "ОМСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ