г. Москва |
|
12 марта 2024 г. |
Дело N А41-72044/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 марта 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джафаровым М.А.,
при участии в судебном заседании:
от Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области - Михайлов Е.В. по доверенности от 22.03.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от закрытого акционерного общества "Балашихинская электросеть" - Смирнов А.В. по доверенности от 01.02.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от Чубурова Евгения Джаферовича, - извещен, представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2023 года по делу N А41-72044/23 по заявлению
закрытого акционерного общества "Балашихинская электросеть" (ОГРН 1025000513603, ИНН 5001003540)
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (ОГРН. 1045003352261, ИНН 5018092629),
третье лицо: Чубуров Евгений Джаферович,
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Балашихинская электросеть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, инспекция) о признании незаконным и отмене Предписания от 16.06.2023 N 080Б-26329-1-27-2023, взыскании расходов на уплату государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2023 года по делу N А41-72044/23 заявленные требования удовлетворены.
Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества.
ЗАО "Балашихинская электросеть" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Московской области от 07.11.2023 по делу N А41-72044/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2024 удовлетворено ходатайство Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области о процессуальном правопреемстве. Заинтересованное лицо по делу N А41-72044/23 - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" заменено правопреемником - Главным управлением регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области в порядке ст. 48 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 01.07.2019 г. сотрудниками управления в связи с поступившим обращением гражданки Скоковой Е.В. на основании распоряжения от 01.06.2023 N 08О-26329-1-27-2023 проведена внеплановая проверка соблюдения обществом действующего законодательства при оказании услуг электроснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пролетарская, д. 4.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения, которые отражены в Акте документарной проверки от 16.06.2023 N 08 ОБ-26329-1-27-2023:
- общество в нарушение пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, осуществило перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению с ноября 2020 года по февраль 2023 года путем снятия ранее начисленных 24 831 рубля 94 копеек и доначисления 29 167 рублей 82 копеек.
В связи с выявленными нарушениями обществу выдано Предписание от 16.06.2023 N 08 ОБ-26329-1-27-2023, которым в срок до 01 августа 2023 года указано на необходимость произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению по лицевому счету квартиры 65 с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуального прибора учета коммунальных ресурсов.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные ЗАО "Балашихинская электросеть" требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 (далее - Порядок), государственный жилищный надзор осуществляется Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 22 Порядка уполномоченные должностные лица Госжилинспекции Московской области при осуществлении государственного жилищного надзора, в том числе, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В силу пунктов 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что по лицевому счету квартиры 65 в период с ноября 2020 года по февраль 2023 года не передавались показания индивидуального прибора учета электрической энергии типа "Меркурий 201.5", заводской номер 119742.
В связи с передачей показаний ИПУ в марте 2023 года гражданину Чубурову Е.Д. произведен перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, в Счет - извещении за март 2023 года выставлена доплата на сумму 4 335 рублей 88 копеек.
Пунктом 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Как пояснил представитель общества, для осуществления перерасчета взяты показания ИПУ по состоянию на 15.10.2020 г. - 33 877 кВ.ч и показания ИПУ по состоянию на 22.03.2023 г. - 38 211 кВ.ч., вычислена разница в показаниях за период с ноября 2020 года по февраль 2023 года (4 334 кВ.ч.), которая умножена на текущий тариф (6,73 руб. / 1 кВ.ч.). Из получившейся суммы вычтена сумма произведённой потребителем оплаты за указанный период.
Как разъяснено в пункте 2 письма Минстроя России от 10.02.2017 N 4070-АТ/04 перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 61 Правил N 354 представляет собой разность начальных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, переданных ранее исполнителю коммунальных услуг, и переданных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в более поздний период с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
Поскольку за период с ноября 2020 года по февраль 2023 года фактически были потреблены 4 334 кВ.ч, которые и представляют собой "разность" начальных показаний октября 2020 года и показаний переданных в марте 2023 года, данные показания подлежали умножению на действующий тариф.
Следовательно, перерасчет размера платы за коммунальную услугу составляет 29 167 рублей 82 копейки.
Однако, по смыслу пункта 61 Правил, сам перерасчет предполагает не только установление фактически потребленной электрической энергии, но и корректировку ранее произведенных начислений по средним показаниям ИПУ в указанный период времени, т.е. выставление за указанный период 29 167 рублей 82 копейки, за вычетом уже произведенных потребителем оплат 24 831 рубль 94 копейки.
Таким образом, в Счет-извещении за март 2023 года правомерно изложено требование о внесении "доначисленной" платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги должно на сумму 4 335 рублей 88 копеек.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, расчёт, произведённый обществом, полностью соответствует положениям п. 61 Правил N 354 и приведённых разъяснений Минстроя России.
Выводы суда первой инстанции согласуются с правовыми позициями, выработанными судебной практикой.
Суд первой инстанции правильно отметил, что при применении расчета Госжилинспекции Московской области, согласно которому из общей разницы потребленной электрической энергии вычитаются общие начисления потребителю по среднемесячным показаниям за предыдущие периоды (4 334 кВ.ч. - 4 138 кВ.ч.), фактически "нивелируются" положения пункта 61 Правил о необходимости умножать разницу потребленной электрической энергии (4 334 кВ.ч.) и умножать ее на текущий тариф (6,73 рубля), за счет чего происходит снижение суммы начисления (вместо 4 335,88 рублей - 1 319,08 рублей). Предложенный инспекцией расчёт не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем оснований для выдачи предписания обществу не имелось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что выданное предписание от 16.06.2023 N 08 ОБ-26329-1-27-2023 подлежит отмене, поскольку не соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведённым в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании действующего законодательства и не свидетельствуют о незаконности и необоснованности судебного акта, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2023 года по делу N А41-72044/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72044/2023
Истец: ЗАО "Балашихинская электросеть"
Ответчик: ЗАО "Балашихинская электросеть"
Третье лицо: Чубуров Е.Д., ГЖИ МО, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Главное управление регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области