г. Ессентуки |
|
2 августа 2023 г. |
Дело N А15-2220/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.08.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Игнатенко А.С. (доверенность от 07.06.2023), представителя Дагестанской таможни - Абдулжалиловой С.Ю. (доверенность от 02.06.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.06.2023 по делу N А15-2220/2022, принятое по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Дагестанской таможне (ОГРН 1020502528727, ИНН 0541015036) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N10801000-386/2021 от 16.04.2021 по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 55 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни (далее - заинтересованное лицо) от 16.04.2021 по делу об административном правонарушении N 10801000-386/2021 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 55 000 руб.
Определением суда от 16.05.2022 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 01.07.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.06.2023 по делу N А15-2220/2022 в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.06.2023 по делу N А15-2220/2022 открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Дагестанская таможня, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
20.07.2023 от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поступило дополнение к апелляционной жалобе
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поддерживал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Дагестанской таможни поддерживал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.06.2023 по делу N А15-2220/2022 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.06.2023 по делу N А15-2220/2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 18 октября 2020 г. из Украины в зону таможенного контроля таможенного поста "ЖДПП Дербент" Дагестанской таможни на железнодорожном транспорте N 52639259 по транзитной декларации N 10101020/131020/1015038, оформленной таможенным постом ЖДПП "Валуйки" Белгородской таможни, по железнодорожной накладной N 33321142 от 7 октября 2020 г. поступил товар "брендовые футболки" код ТН ВЭД ЕАЭС 6109100000, общем весом брутто 14,65 кг, а также товары "пол ламинированный из плиты ХДФ" код ТН ВЭД ЕАЭС 4411929000 общим весом брутто 66860 кг, "выставочный стенд под ламинат" код ТН ВЭД ЕАЭС 9403603000 общим весом брутто 200 кг, "брендовые чашки" код ТН ВЭД ЕАЭС 6912008900 общим весом брутто 9,25 кг. Страна отправления товаров - Украина, страна назначения - Азербайджан.
Товар, классифицированный в товарной позиции 6109, согласно ТН ВЭД ЕАЭС, включен в перечень запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию товаров страной происхождения, либо страной отправление которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины.
Таможенным органом установлено, что при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита данного товара перевозчиком не обеспечена прослеживаемость перевозки товара, тем самым не соблюдены требования пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1716 - 83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 592".
03.02.2021 по данному факту в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело об административном правонарушении N 10801000-386/2021 по признакам состава административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
Полагая, что вывоз указанного товара осуществлен заявителем в нарушение пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1716-83 и усмотрев в действиях ОАО "РЖД" признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, должностное лицо таможенного органа 02.04.2021, составило протокол об административном правонарушении N 10101000-386/2019.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, административный орган вынес постановление от 16 апреля 2021 г. N 10801000-386/2021 о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 55 000 руб.
Считая постановление Дагестанской таможни от 16.04.2021 незаконными, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 592 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2019 года N 460-25 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1716-83" с 18 апреля 2019 года введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню согласно приложению к названному Постановлению.
При этом пунктом 4 приведенного постановления Правительства РФ установлено, что перемещение через территорию РФ в третьи страны запрещенных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита допускается при условии обеспечения прослеживаемости их перевозки и применения к грузовым помещениям (отсекам) транспортных средств и железнодорожного подвижного состава, помещениям, емкостям и иным местам, в которых находятся или могут находиться товары, средств идентификации (пломб), в том числе функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Судом первой инстанции установлено, что спорный товар поименован в перечне, содержащемся в приложении N 2 к постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 N 1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 N 592".
Факт того, что спорный товар был ввезен на территорию РФ в соответствии с процедурой таможенного транзита и вывозился через ТП ЖДПП "Валуйка" Белгородской таможни на основании транзитной декларации, подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Согласно ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС к сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары относятся, в том числе, сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Ссылки, что перевозчику не могло быть известно о том, что в вагоне находятся товар "футболки брендовые", общим весом 14,65 кг, код ТН ВЭД 6109100000, запрещенный к ввозу в Российскую Федерацию, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1716-83, поскольку вагон прибыл на территорию Российской Федерации с территории Украины за исправными ЗПУ грузоотправителя, и у ОАО "РЖД" отсутствовала возможность проверки достоверности сведений, указанных в перевозочном документе, судом отклоняется, как необоснованный.
В пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 289-ФЗ установлено, что под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза, на территорию Российской Федерации, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) настоящим Федеральным законом.
На основании пунктов 1 и 5 статьи 7 Таможенного кодекса товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. В случае, если актами, устанавливающими запреты и ограничения, не определены случаи и (или) порядок подтверждения их соблюдения, соблюдение таких запретов и ограничений подтверждается при перемещении товаров через таможенную границу Союза, а также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта.
Согласно пункту 8 статьи 111 Таможенного кодекса с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.10.2018 N 592 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2019 года N 460-25 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1716-83" с 18.04.2019 введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню согласно приложению к названному Постановлению.
В перечень запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, включен товар " Майки, фуфайки с рукавами и прочие нательные фуфайки трикотажные машинного или ручного вязания:", код ТН ВЭД ЕАЭС 6109 10 000 0.
Согласно товаросопроводительным документам страна отправления товаров -Украина, страна назначения - Азербайджан.
Таким образом, перевозчиком - ОАО "Российские железные дороги" в нарушение требований статьи 7 ТК ЕАЭС, постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N592" указанный товар доставлен 17.10.2020 г. на таможенный пост ЖДПП Дербент (ж/д станция Дербент) с целью последующего убытия без соблюдения запретов и ограничений, что является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрено ст. 16.3 КоАП РФ.
Из сопроводительных документов на товары очевидно видно наличие в вагоне товара ("футболки брендовыве"), который подпадает под действие запретов и ограничений, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 592.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Размер ответственности в рассматриваемом случае определен таможенным органом в пределах санкции статьи 16.3 КоАП РФ, с учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение не имеется, поскольку отсутствует совокупность оснований, указанных в статье 3.4 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного обществом правонарушения как малозначительного, не усматривается.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.07.2020 N Ф01-11838/2020 по делу N А43-42834/2019) вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.06.2023 по делу N А15-2220/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2220/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: Дагестанская таможня
Третье лицо: Игнатенко Алёна Сергеевна