г. Вологда |
|
03 августа 2023 г. |
Дело N А52-7049/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 августа 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от акционерного общества "Торговый дом "Русские подшипники" Будиной С.К. по доверенности от 12.01.2023, от Псковской таможни Воробьевой О.А. по доверенности от 29.12.2022, Ван Жан И.А. по доверенности от 31.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Торговый дом "Русские подшипники" на решение Арбитражного суда Псковской области от 28 апреля 2023 года по делу N А52-7049/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Торговый дом "Русские подшипники" (ОГРН 1077746035993, ИНН 7725593801; адрес: 109390, Москва, улица Артюхиной, дом 6, корпус 2, помещение 6, комната 16; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными решений Псковской таможни (ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031; адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Воровского, дом 20; далее - таможня) о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары от 28.11.2022, от 29.11.2022, о возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных антидемпинговых пошлин в сумме 20 462 960 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 28 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными. Полагает, что таможней не представлено доказательств недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах о происхождении товаров, формальные недостатки сертификата не могут свидетельствовать о правовых и фактических основаниях для начисления антидемпинговой пошлины.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования своей апелляционной жалобы.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу и ее представители в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество, выступая декларантом, покупателем и получателем товаров, во исполнение внешнеторгового контракта от 05.07.2019 N ELRP 0507196, заключенным с фирмой ELK BEARINGS INDUSTRY PRIVATE LIMITED (Индия), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) и задекларировало для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10209095/041219/0006846 (товары 1, 2), 10209095/051219/0006858 (товар 1, 2, 3), 10209095/171219/0007074 (товар 1, 2), 10209095/171219/0007076 (товар 1, 2, 3), 10209095/171219/0007085 (товар 1, 2, 3), 10209095/231219/0007175 (товар 1, 2), 10209095/160120/0000106 (товар 1, 2, 3), 10209095/160120/0000107 (товар 1, 2), 10209095/200120/0000170 (товар 1, 2, 3), 10209095/210120/0000194 (товар 1, 2, 3, 5), товары, заявленные в графе 31 ДТ, как "Подшипники", изготовитель: ELK BEARINGS INDUSTRY PRIVATE LIMITED, классифицируемые в подсубпозициях 8482 10 900 1, 8482 20 000 9, 8482 30 000 9, 8482 50 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, происхождение товара - Индия, общая таможенная стоимость указанных товаров по каждой ДТ превышает сумму, эквивалентную 150 долл. США. Отправитель товаров: ELK BEARINGS INDUSTRY PRIVATE LIMITED (Индия).
При таможенном декларировании в подтверждение заявленных сведений о происхождении товаров из Индии заявителем представлены оригинальные экземпляры непреференциальных сертификатов о происхождении товаров (сертификаты общей формы) от 11.09.2019 N 2160/2019-20, от 16.10.2019 N 2677/2019-20, от 30.09.2019 N 2440/2019-20, от 30.09.2019 N 2437/2019-20, от 25.10.2019 N 2835/2019-20, от 30.09.2019 N 2439/2019-20, от 25.10.2019 N 2834/2019-20, от 16.10.2019 N 2678/2019-20, от 25.10.2019 N 2836/2019-20, от 30.09.2019 N 2438/2019-20, выданные уполномоченным органом Индии: Торгово-промышленной палатой Южного Гуджарата (The Southern Gujarat Chamber of Commerce & Industry) экспортеру товаров компании ELK BEARINGS INDUSTRY PRIVATE LIMITED, с указанием о происхождении товаров из Индии.
Товары выпущены таможенным органом с помещением под заявленную таможенную процедуру и с подтверждением происхождения товаров из Индии на основании представленных сертификатов о происхождении.
После выпуска товаров для целей проверки правильности заявления и документального подтверждения сведений о происхождении товаров таможней на основании части 7 статьи 310, статей 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и в соответствии с требованиями Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560, в отношении общества проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров по направлению контроля - контроль правильности определения страны происхождения товаров, декларируемых по указанным ДТ.
В ходе проверки назначены и проведены таможенные экспертизы представленных заявителем при таможенном декларировании оригиналов сертификатов о происхождении товаров, получены заключения таможенного эксперта от 27.09.2022 N 12402090/0019530, от 28.09.2022 N 12402090/0019531, 12402090/0019532, 12402090/0019616, 12402090/0019617, 12402090/0019620, 12402090/0019622, 12402090/0019645, 12402090/0019660, от 29.09.2022 N 12402090/0019653, согласно которым в сертификатах изменений первоначального содержания, а именно подчисток, исправлений и (или) дополнений, не имеется; признаков, свидетельствующих о выполнении подписи в документах при помощи печатной формы высокой печати - факсимиле, не имеется; исследуемые бланки документов (в том числе номер документа) выполнены электрофотографическим способом на копировально-множительном печатающем устройстве; бланки документов не имеют каких-либо специальных средств защиты; бланки документов не имеют защитных сетки и фона, нанесенных на бумагу; бланки документов выполнены на листе бумаги белого цвета, защитные сетка и фон на бланке отсутствуют.
Исходя из установленного отсутствия средств защиты бланков сертификатов о происхождении товаров (оригиналов) таможня пришла к выводу о том, что сертификаты не соответствуют пункту 1 Требований к сертификату о происхождении товара (далее - Требования), являющиеся Приложением к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила N 49), и на основании пункта 34 данных Правил не могут рассматриваются в качестве документов о происхождении товаров.
В акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 21.11.2022 N 10209000/224/211122/А0050 таможня установила, что происхождение товаров "подшипники", заявленных в спорных ДТ, считается неподтвержденным, что послужило основанием для вывода об обязанности заявителя уплатить антидемпинговую пошлину, предусмотренную Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.08.2018 N 139 "О продлении действия антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (далее - Решение N 139), по максимальной ставке 41,5 % от таможенной стоимости, предусмотренной для товаров, классифицируемых в указанных подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС.
На основании результатов проверки таможней приняты решения от 28.11.2022, 29.11.2022 о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в перечисленных ДТ, а также сформированы и направлены формы корректировки ДТ (КДТ) в части изменения сведений о происхождении товаров (с указанием "неизвестно") и дополнения сведений о начисленных таможенных платежах.
В адрес заявителя таможней 30.11.2022 направлены уведомления об уплате доначисленной антидемпинговой пошлины в общей сумме 20 462 960 руб. 20 коп., которая оплачена обществом в полном объеме.
Не согласившись с решениями таможни от 28.11.2022, 29.11.2022, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В отношении ввезенных товаров Решением N 139 установлена мера защиты внутреннего рынка в виде антидемпинговой пошлины на такие товары, происходящие из Китайской Народной Республики.
В силу пункта 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
В пункте 1 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара и сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара (пункт 1 статьи 31 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров.
В пункте 1 Требований установлено, что сертификат о происхождении товара изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом.
Пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.
Пунктом 6 статьи 314 ТК ЕАЭС предусмотрено, если происхождение товаров считается неподтвержденным специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе.
В данном случае обществом по всем 10 ДТ обществом представлены непреференциальные сертификаты о происхождении товара, выданные 11.09.2019, 30.09.2019, 16.10.2019, 25.10.2019 Торгово-промышленной палатой Южного Гуджарата, согласно которым страна происхождения товара "подшипники" является Индия.
Установленный таможней факт, что представленные заявителем сертификаты о происхождении товара не имели средств специальной их защиты от фальсификации, предусмотрен подпунктом 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС в качестве случая, когда происхождение товара считается не подтвержденным.
Одновременно сомнения таможни относительно происхождения товара из Индии обоснованы информацией, представленной в письмах ФТС России от 02.08.2022 N 06-117/43908, Представителей в Республике Индия ФТС России от 09.03.2021 N 02-20/21 (том 2, листы 104-110; том 3, листы 65-73, 96-103), согласно которой соответствии с Правилами выдачи сертификатов, введенными Торгово-промышленной палатой Республики Индии, основным документом для принятия решения о выдаче сертификата является гарантийное обязательство экспортера, нотариально заверенное. Индийские органы, уполномоченные на выдачу сертификата, не требуют от экспортера доказательств истинного происхождения товара и не несут ответственность за достоверность сведений сертификата, выполняют статистическую функцию. Изложен анализ поставок компанией ELK BEARINGS INDUSTRY PRIVATE LIMITED товаров "подшипники" из Китая, представлена информация из информационных баз Министерства по корпоративным делам Правительства Индии об отсутствии регистрации данной компании, поисковые системы сети интернет идентифицируют название данной компании с привязкой к индийскому корпоративному идентификационному номеру коммерческой компании LIGERO INDUSTRIES PRIVATE LIMITED, от которой имеется заявка от 02.05.2018 на резервирование названия экспортера, при этом регистрации до настоящего времени не осуществлена. Приведен перечень основных производителей подшипников в Индии. Отправитель товара и производитель "подшипников" по контракту, заключенному с обществом, в перечне отсутствует.
Принимая во внимание сведения письма ФТС России от 02.08.2022 N 06-117/43908 ответчиком в ходе проверки на основании пункта 2 статьи 314 ТК ЕАЭС направлен запрос о верификации от 05.08.2022 N 12-36/30425 (том 3, листы 31-34).
ФТС России 30.08.2022 направлен запрос в Торгово-Промышленную палату Южного Гуджарата о проверки достоверности, подтверждения факта и законности выдачи спорных сертификатов о происхождении товаров, если выданы правомерно - представить документы, на основании которых они были выданы, а также информацию о заводе-производителе и его производственных мощностях, если не выдавались или выданы неправомерно - представить информацию об аннулировании этих сертификатов (том 3, листы 35-39).
Ни в период таможенной проверки, ни в срок, установленный пунктом 30 Правил N 49 (до 28.02.2023), ответ от Торгово-промышленной палаты Южного Гуджарата на запрос таможенного органа о верификации не поступил (том 3, листы 40, 41, 63, 64).
Анализ имеющихся у таможни сведений о поставках отправителю товара "подшипники" из Китая позволил соотнести эти сведения по ассортименту (артикулы, количество) с частью товара, ввезенного заявителем, при этом установлено, что по артикулам и количеству совпадает товар, заявленный в ДТ N 10209095/051219/0006858, 10209095/210120/0000194, 10209095/200120/0000170, 10209095/171219/0007074 (том 3, лист 88). Данное обстоятельство, в частности, опровергает доводы общества о том, что информация письма от 09.03.2021 N 02-20/21 не относится к периоду ввоза товара по рассматриваемым ДТ.
Также выявлены несоответствия в указанном в сертификатах о происхождении наименовании уполномоченного органа Индии, поскольку в правом верхнем углу сертификата указано The Southern Gujarat Chamber of Commerce & Industry, тогда как в оттиске печати указано The Southern Gujarat Chamber of Commerce & Idustry (отсутствует буква "n" в последнем слове).
Также суд первой инстанции установил, что коносаменты, экспортные декларации (к материалам дела приобщена распечатка из базы таможни одной экспортной декларации (том 3, листы 104-109) в качестве примера, сторонами подтверждено, что все представленные к 10 ДТ экспортные декларации содержали аналогичные сведения) не содержат информацию о сертификатах происхождения товара, в связи с чем факт следования сертификатов вместе с товаром от пункта загрузки до пункта ввоза товара на таможенную территорию Союза не подтверждается.
Совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о наличии оснований для сомнений в подлинности сертификатов происхождения товара, достоверности содержащихся в них сведениях, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
Ссылка заявителя на подтверждение факта выдачи спорных сертификатов о происхождении товаров письмом от 15.12.2022 Торгово-промышленной палаты Южного Гуджарата (электронное дело, дата 18.01.2023, протокол осмотра информации электронной почты с переводом на 29-листах), правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку ответ не содержит какой-либо информации, свидетельствующей об обстоятельствах выдачи сертификатов (указано о выдаче на основании рекомендаций Генерального директората внешней торговли Индии по проверке упаковочных листов, накладных, счетов-фактур без каких-либо реквизитов, идентифицирующих признаков названных документов), к ответу не приложены документы, на основании которых выдавались сертификаты и документы, подтверждающие их выдачу. При этом, исходя их информации, доведенной Представительством ФТС России в Индии, уполномоченные органы данной страны не несут ответственность за достоверность сведений, указанных в выдаваемых ими сертификатов.
Также правомерно отклонена судом ссылка заявителя на письмо Торгово-промышленной палаты Курской области от 16.03.2023 N 264 (том 3, лист 6), поскольку информация, изложенная в нем, не подтверждена соответствующими доказательствами (ответ Ассоциации по развитию предпринимательства и поддержке деловых связей "Индийский деловой совет" не представлен, не имеется ссылок на нормы национального законодательства, выписки из национального законодательства не приложены). Судом первой инстанции заявителю предлагалось представить доказательства, подтверждающие полномочия Ассоциации по предоставлению такой информации. Доказательства заявителем не представлены. При этом ответчиком в опровержение информации, изложенной в указанном письме, представлены копии сертификатов о происхождении товаров, выданные уполномоченными органами Индии, представленные таможенному органу иными участниками внешнеэкономической деятельности, содержащие специальные средства защиты от фальсификации (водяной знак, защитная сетка).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно заключил об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Несогласие апеллянта с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28 апреля 2023 года по делу N А52-7049/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Торговый дом "Русские подшипники" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-7049/2022
Истец: АО "Торговый Дом "Русские подшипники"
Ответчик: Псковская таможня