город Ростов-на-Дону |
|
08 августа 2023 г. |
дело N А32-38126/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии от Попова Ю.А. и Поповой Н.В.: финансового управляющего Ростовцевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы финансового управляющего Поповой Натальи Валериевны - Ростовцевой Ольги Владимировны, индивидуальных предпринимателей Поповой Натальи Валерьевны (ОГРНИП 304230914900012, ИНН 230902747564) и Черноусова Михаила Викторовича (ОГРНИП 304231133700152, ИНН 231300373137)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2023 по делу N А32-38126/2017
по иску администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301606799, ИНН 2310032246)
к индивидуальному предпринимателю Поповой Наталье Валерьевне (ОГРНИП 304230914900012, ИНН 230902747564),
при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ОГРН 1092312004113, ИНН 2312161984), индивидуального предпринимателя Черноусова Михаила Викторовича (ОГРНИП 304231133700152, ИНН 231300373137), Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399, ИНН 2308077553), Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301172475, ИНН 2310041258), общества с ограниченной ответственностью "РостРом" (ОГРН 1062310025458, ИНН 2310114322), муниципального бюджетного учреждения культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара" (ОГРН 1202300015411, ИНН 2310218674), финансового управляющего Попова Юрия Александровича и Поповой Натальи Валериевны - Ростовцевой Ольги Владимировны,
об обязании снести строения,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Краснодар (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Поповой Наталье Валерьевне (далее - ответчик, ИП Попова Н.В.), в котором просила:
- обязать Попову Н.В. снести капитальные строения N 1, N 2, общей площадью 465 кв.м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара;
- обязать Попову Н.В. демонтировать металлическую конструкцию, используемую как летнее кафе, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара;
- обязать Попову Н.В. в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок ориентировочной площадью 778 кв.м, находящийся за границами сформированного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара;
- внести запись в ЕГРН о прекращении права собственности Поповой Н.В. на объект капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов Краснодарского края и Черноусов Михаил Викторович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.02.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2018, а также постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Суд кассационной инстанции указал, что суды не исследовали надлежащим образом имеющиеся в деле доказательства, из которых усматривается, что спорные объекты расположены на территории парка города Краснодара "Солнечный остров" (территории общего пользования), не дали оценку сделкам по выбытию спорного имущества из муниципальной собственности, а также договору аренды земельного участка N 23:43:0425003:0005.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный объект литер "Г146" - здание кафе "Трамонти", площадью 204,8 кв. м был возведен в 1990 году и введен в эксплуатацию до принятия постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2016 N 164, которым запрещено предоставление земельных участков на территории парка "Солнечный остров" для капитального строительства. Факт незаконного выбытия спорного объекта и земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 из муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар не может являться основанием для сноса спорного объекта на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку спорный объект возведен в период действия Гражданского кодекса РСФСР, в котором отсутствовала норма о самовольной постройке. Обстоятельства незаконности выбытия спорного имущества из муниципальной собственности являются самостоятельным предметом спора.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.02.2020 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2019, а также постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края в ином составе суда.
Судом кассационной инстанции отмечено, что судами двух инстанции не учтено следующее.
В силу пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" (далее - постановление Пленума N 23) при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, суд выясняет сведения о его образовании, специальности, стаже работы, занимаемой должности и указывает их в определении о назначении экспертизы.
В определении от 30.01.2018 суд поручил проведение судебной экспертизы эксперту-строителю Коротову И.И. (высшее образование, стаж работы по специальности - 6 лет) и эксперту-геодезисту Воронову А.Ю. (высшее образование, стаж экспертной деятельности 3 года). Однако из приложенных к экспертному заключению от 27.04.2018 документов об образовании Коротова И.И. усматривается, что у Коротова И.И. имеется диплом о высшем образовании по специальности "Теплогазоснабжение и вентиляция". Таким образом, судам надлежало проверить имелось ли у Коротова И.И. на дату проведения судебной экспертизы от 27.04.2018 необходимое образование.
Согласно частям 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации никакие доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы, каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Так, суды пришли к выводу о том, что пристройка (литера Г205) к зданию (литера Г146) не является объектом недвижимого имущества, поскольку к такому выводу пришел эксперт Коротов И.И. При этом, суды содержание заключения не исследовали. Так, из приложенных фотографий (т. 8, л.д. 50 и 51) усматривается, что пристройка (литера Г205) имеет кирпичную стену, при этом эксперт утверждает, что объект не имеет заглубленного фундамента. Из экспертного заключения не следует, что им проводилось шурфирование фундамента и его измерение (фотоматериалы указанного действия к экспертизе также не приложены). На странице 5 заключения (т. 8, л.д. 6) эксперт указал, что использовал при производстве экспертизы лишь лазерный дальномер, измерительную линейку, фотоаппарат, штангенциркуль, рулетку, компьютер и геодезическую спутниковую аппаратуру.
Также суды установили, что здание (литера Г146) возведено в 1990 году, сославшись на технический паспорт 2008 года, однако в материалах дела также имеется технический паспорт по состоянию на 2010 год (т. 1, л.д. 116-127), в котором указан иной год постройки (литера Г146) - 2007. Судам надлежало устранить названные противоречия и установить подвергалось ли здание (литера Г146) реконструкции, с учетом того, что в техническом паспорте 2008 года ФГУП "Краевая техническая инвентаризация" сделало отметку от 03.04.2008 о том, что на возведение или переоборудование строений (литеры Г146 и Г205) разрешение не предъявлено (т. 4., л.д. 135). Технические паспорта в полном объеме по состоянию на 2008 и 2010 годы в материалах дела отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, судебные акты по существу спора не могут быть признаны окружным судом законными и обоснованными, принятыми на основе всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции по делу назначалась комплексная судебная и дополнительная судебная экспертизы, производство которых было поручено экспертам федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён финансовый управляющий Попова Юрия Александровича и Поповой Натальи Валериевны - Ростовцева Ольга Владимировна.
Ответчик в удовлетворении заявленных требований просил отказать и применить срок исковой давности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2023 в иске о сносе объекта капитального строительства литера Г 146, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, а также об освобождении самовольно занятого земельного участка ориентировочной площадью 778 кв.м, находящийся за границами сформированного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара отказано.
Суд обязал ИП Попову Н.В. демонтировать некапитальные строения и сооружения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, а именно строение литер Г 205, а также металлическую конструкцию, используемую как летнее кафе.
Признано отсутствующим право собственности ИП Поповой Н.В. на одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0425003:1072 общей площадью 533 кв. м на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
Погашена в ЕГРН запись о государственной регистрации от 03.06.2016 N 23-23/00123/001/846/2016-2504/1 одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0425003:1072 площадью 533 кв. м, расположенное по ул. Трамвайной, 2 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
Не согласившись с принятым судебным актом, финансовый управляющий Поповой Н.В. - Ростовцева Ольга Владимировна, ИП Попова Н.В. и Черноусов М.В. обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе финансовый управляющий Поповой Н.В. - Ростовцева Ольга Владимировна просит отменить решение суда в части возложения обязанности на ИП Попову Н.В. демонтировать некапитальные строения и сооружения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, а именно строение литер Г 205, а также металлическую конструкцию, используемую как летнее кафе и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении данного требования отказать и исключить из мотивировочной части решения выводы суда, изложенные в абзаце 9 на странице 8, абзацах 1, 3, 4 на странице 9, абзацах 4, 9, 10 на странице 18, абзацах 6, 8, 10 на странице 19, ссылаясь на то, что литер Г205 является не капитальным строением и на него не могут распространяться требования статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Угроза жизни и здоровью людей по данному вопросу отсутствует. Данное обстоятельство ранее установлено решением Советского районного суда г. Краснодара от 30.09.2014 по гражданскому делу N 2-4891/2014. Администрация участвовала в судебном заседании по данному делу и не могла не знать, что Советским районным судом установлено, что строение литер Г205 является не капитальным. Право собственности Поповой Н.В. возникло ранее, до постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.06.2016 N 164 "Об утверждении границ и режима особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории администрации".
В апелляционной жалобе ИП Попова Н.В. просит отменить решение суда в части возложения обязанности на ИП Попову Н.В. демонтировать некапитальные строения и сооружения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, а именно строение литер Г 205, а также металлическую конструкцию, используемую как летнее кафе, ссылаясь на то, что при рассмотрении судом дела была назначена судебная экспертиза, по результатом которой установлен 1990 год постройки строения литер Г 146. Данное обстоятельство подтверждается приобщенными ранее копиями решения Советского районного совета народных депутатов от 30.05.1984 "О строительстве кафе "Парашют" парке 40-Летия Октября" и Решение Краевого Совета народных депутатов от 28.09.1992 N 338 об объектах муниципальной собственности г. Краснодара установлено, что кафе "Парашют" построено до 1995 года. Таким образом, решение о строительстве и передаче в собственность кафе "Парашют" тресту ресторанов и кафе происходило до решения исполнительного комитета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 14.07.1988 N 326 об утверждении особо охраняемых территорий в Парке 40-Летия Октября. Постановлением АМО г. Краснодара N 5312 от 08.12.2020 "О предоставлении муниципальному бюджетному учреждению культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара" муниципального образования города Краснодар земельного участка в городе Краснодаре передан земельный участок с кадастровым номером 23:43:04250003:1392 площадью 285956 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Трамвайная, 2 с видом разрешенного использования: "Для эксплуатации территории парка" (категория земель подтверждается приобщенной выпиской из ЕГРН). Согласно выписке из ЕГРН в кадастровом квартале 23:43:04250003:1392 имеется лишь один участок с категорией "Для эксплуатации территории парка", это земельный участок с кадастровым номером 23:43:04250003:1392 площадью 285956 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Трамвайная, 2. В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:43:04250003:1061, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Трамвайная, 2, имеет вид разрешенного использования: "Объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с общероссийским классификатором услуг населению: рестораны, кафе, столовые, бары". Таким образом, были уменьшены с 42 га до 285956 кв.м территории, отнесенные к парковым зонам на территории парка "Солнечный остров" и переданы в управление муниципальному бюджетному учреждению культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара" муниципального образования города Краснодар. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 не входит в назначение земель: территории парков и, таким образом, не является особо охраняемыми территориями, согласно выписке из ЕГРН относится к категории земель "предназначенных для разрешения баров и кафе". В соответствии с заключением судебной экспертизы литер Г205 является не капитальным строением и на него не могут распространятся требования статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации о сносе самовольных строений. Решениями арбитражного суда Краснодарского края в удовлетворении исковых требовании администрации о сносе построек, (года подстройки до 1991 года) расположенных в "парке им. 40-Летия Октября" ул. Трамвайной, 2 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара отказано.
В апелляционной жалобе Черноусов М.В. просит отменить решение суда в части возложения обязанности на ИП Попову Н.В. демонтировать некапитальные строения и сооружения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, а именно строение литер Г 205, а также металлическую конструкцию, используемую как летнее кафе и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении данного требования отказать и исключить из мотивировочной части решения выводы суда, изложенные в абзаце 9 на странице 8, абзацах 1, 3, 4 на странице 9, абзацах 4, 9, 10 на странице 18, абзацах 6, 8, 10 на странице 19., ссылаясь на то факт регистрации залога в пользу ИП Черноусова М.В. на спорный объект - нежилое помещение кафе "Парашют", с кадастровым номером 23:43:0425001:30, общей площадью 190,2 кв.м. (инвентарный номер: 3623, литер: Г146, этажность: 1, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Трамвайная, д. N 2, корпус N 9. Исполнение обжалуемого судебного решения повлечет уменьшение стоимости реализуемого на торгах имущества должника Поповой Н.В., и, как следствие, уменьшение объема удовлетворенных требований кредитора Черноусова М.В.
В судебном заседании финансовый управляющий Попова Ю.А. и Поповой Н.В. поддержал доводы своей апелляционной жалобы и доводы апелляционных жалоб ИП Поповой Н.В. и Черноусова М.В., дал пояснения по существу спора.
Установлено, что в назначенное время представитель истца Головченко А.П. подключение к судебному заседанию, проводимому путем веб-конференции, не обеспечил. Наличие технических сбоев в работе системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) со стороны суда не установлено.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, за предпринимателем зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 995 кв.м, кадастровый номер 23:43:0425003:1061, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с общероссийским классификатором услуг населению: рестораны, кафе, столовые, бары, расположенный по адресу:
г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Трамвайная, 2, строение N 9, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.03.2017 N 23/001/044/2017-6015.
Согласно выписке из ЕГРН от 25.05.2017 и свидетельству о государственной регистрации права от 08.06.2016 N АБ 586569, за предпринимателем зарегистрировано право собственности на расположенное на вышеуказанном земельном участке нежилое здание общей площадью 533 кв.м с кадастровым номером 23:43:0425003:1072.
В ходе осуществления муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар визуально установлено, что на земельном участке по ул. Трамвайной, 2 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара расположены одноэтажные капитальные строения N 1 и N 2 общей площадью 465 кв.м, используемые как кафе "Трамонти", металлическая конструкция ориентировочной площадью застройки 70 кв. м, а также огражденная платная детская площадка (акт визуальной фиксации от 04.07.2017 N 193).
Согласно представленному администрацией акту о натурном установлении границ земельного участка и координировании строений от 13.04.2017, площадь застройки строения N 1 - 249 кв.м, строения N 2 - 216 кв.м. Согласно письмам администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара от 03.04.2017 N 21/3256 и департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 11.04.2017 N 21/3602, разрешение на строительство (реконструкцию) указанных объектов не выдавалось. При этом по сведениям публичной кадастровой карты Росреестра на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 расположено одноэтажное капитальное здание с кадастровым номером 23:43:0425003:1072 общей площадью 533 кв.м, принадлежащее на праве собственности Поповой Н.В., о чем в ЕГРН 03.06.2016 внесена запись регистрации N 2323/001/-23/001/846/2016-2504/1.
Администрация предположила, что металлическая конструкция ориентировочной площадью 70 кв.м, используемая как летнее кафе, включена в общую площадь (533 кв.м) капитального объекта с кадастровым номером 23:43:0425003:1072.
Полагая, что ответчиком возведены капитальные строения в отсутствие разрешительной документации, с нарушением градостроительных и санитарных норм и правил, а также произведено самовольное занятие земельного участка путем размещения платной детской площадки, администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Вынося обжалуемое решение, Арбитражный суд Краснодарского края руководствовался статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22).
Спорный объект расположен на территории парка "Солнечный остров". Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 14.07.1988 N 326 указанный парк "40 лет Октября" (ныне - парк "Солнечный остров") отнесен к государственным памятникам природы. Из пояснений министерства природных ресурсов Краснодарского края следует, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, относится к особо охраняемым природным территориям.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2016 N 164 утверждены границы и режим особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения в парке "Солнечный остров" по ул. Трамвайная, 2 в г. Краснодаре.
Из содержания решения исполнительного комитета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 14.07.1988 N 326 и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2016 N 164, усматривается, что парк "40 лет Октября" (ныне - парк "Солнечный остров") утвержден в качестве природного объекта Краснодарского края, отнесенного к природно-историческому памятнику местного значения (46 га) в 1988 году.
Из преамбулы постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2016 N 164 следует, что границы особо охраняемых природных территорий корректировались с учетом современных способов обозначения границ. Так, с учетом указанной корректировки, площадь парка "Солнечный остров" составляет 40,2988 га, вместо 46 га.
Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты по настоящему делу, указал на необходимость исследования обстоятельств правомерности выбытия земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 в собственность предпринимателя.
Суд первой инстанции установил, что парк "Солнечный остров" относится к памятникам природы регионального назначения, следовательно, распоряжение земельными участками в указанном парке относится к ведению субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Территория парка "Солнечный остров" имеет особый режим охраны в соответствии с перечнем запрещенных видов деятельности, утвержденных Приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 08.11.2013 N 1827.
Согласно генеральному плану города Краснодара, утвержденному решением Городской Думы от 26.02.2004 N 46, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0425003:0005 расположен в зоне рекреационного назначения.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2016 N 164 утверждены границы и режим особой охраны особо охраняемых природных территорий, в границах которого расположен спорный земельный участок.
Таким образом, полномочия собственника в отношении указанного земельного участка осуществляет территориальное управление.
Распорядительным документом об объявлении (учреждении) памятника природы является решение Краснодарского крайисполкома от 14.07.1988 N 326; площадь памятника природы - 40,2988 га, границы выделены по меандре реки Старая Кубань и спрямляющей протоке (ерик), ограничивающей памятник природы с южной стороны.
Как следует из материалов дела, ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 на основании договора купли-продажи земельного участка от 29.09.2015 N 354, заключенного с администрацией на основании вступившего в законную силу решения Советского районного суда города Краснодара от 30.09.2014.
Довод ответчика о том, что решение Советского районного суда г. Краснодара от 30.09.2014, которым установлена законность возникновения права собственности у предпринимателя, имеет преюдициальное отношение, отклонен судом первой инстанции по следующим обстоятельствам.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (пункт 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Преюдициальная связь судебных актов арбитражного суда и суда общей юрисдикции обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также упоминаемым в актах Конституционного Суда Российской Федерации принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение. Условием преюдициальности выступает наличие в решении суда по ранее рассмотренному делу фактов, имеющих то или иное отношение к лицам, участвующим в деле, а идентичность состава участвующих в деле лиц не является обязательным условием преюдиции.
Вместе с тем, из решения Советского районного суда города Краснодара от 30.09.2014 не усматривается, что в деле принимал участие уполномоченный орган Краснодарского края, а также то, что суд исследовал обстоятельства расположения спорного земельного участка в пределах памятника природы и наличие у него статуса особо охраняемой природной территории.
С указанными выводами Арбитражного суда Краснодарского края апелляционная коллегия соглашается, в связи с чем довод о преюдициальности решения Советского районного суда г. Краснодара от 30.09.2014 по делу N 2-4891/2014 подлежит отклонению.
Поскольку договор купли-продажи земельного участка от 29.09.2015 N 354 заключен в нарушение действующего законодательства, указанная сделка является ничтожной как противоречащая законодательному регулированию.
При таких обстоятельствах земельный участок должен быть возвращен в ведение уполномоченного органа для дальнейшего содержания.
Определением суда от 05.03.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края, а также по делу назначена комплексная судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (определение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2020).
На разрешение экспертов поставлены вопросы:
1. Установить какие объекты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Трамвайная, 2, строение N 9, определить их строительно-технические характеристики, год постройки объектов недвижимого имущества.
2. Являются ли данные объекты капитальными и по каким признакам? В том числе установить, имеет ли спорный объект (объекты) фундамент, какова глубина его залегания, а также указать, возможно ли перемещение спорного объекта без причинения ему несоразмерного ущерба и подключен ли он к инженерным коммуникациям.
3. Расположено ли в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 нежилое здание общей площадью 533 кв.м с кадастровым номером 23:43:0425003:1072? Установить строительно-технические характеристики данного здания, является ли данный объект капитальным и по каким признакам?
4. Расположены ли в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061, объекты, обозначенные в техническом паспорте от 06.12.2010 как здание литера Г 146 (кафе "Трамонти") площадью 190,2 кв.м и пристройка литера Г205 площадью 234,4 кв.м. Установить строительно-технические характеристики данных строений, являются ли данные объекты капитальными и по каким признакам?
5. Соответствуют ли объекты, обозначенные в техническом паспорте от 06.12.2010 как здание литера Г 146 (кафе "Трамонти") площадью 190,2 кв.м и пристройка литера Г205 площадью 234,4 кв.м проектной, технической и разрешительной документации? В случае отрицательного ответа, указать, в чем именно выражено такое несоответствие? Установить подвергалось ли здание (литера Г 146) реконструкции?
6. Определить, возможно ли приведение здания литера Г 146 (кафе "Трамонти") площадью 190,2 кв.м и пристройки литера Г205 площадью 234,4 кв.м в соответствие технической и разрешительной документацией? В случае положительного ответа, указать какие именно работы необходимо выполнить для приведения такого объекта в соответствие с технической и разрешительной документацией?
7. Результатом чего (реконструкции, перепланировки, разной методики подсчета площадей, ошибки в замерах и т.п.) является различие в площади здания литер Г146 (кафе "Трамонти" (кафе "Парашют"), указанной в техническом паспорте от 06.12.2010, свидетельстве о государственной регистрации права и иных правоустанавливающих документах (190,2 кв.м), и фактической площади, занимаемой данным зданием?
8. Соответствуют ли существующие в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 строения требованиям градостроительных, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил, нормам в части обеспечения сейсмобезопасности и нормам в части расположения относительно соседних объектов недвижимости, а также параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, генеральным планом муниципального образования город Краснодар?
9. Создает ли строительно-техническое состояние существующих в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 строений угрозу жизни и здоровью граждан, а также нарушает ли права и охраняемые законом интересы других лиц сохранение в существующем виде указанных строений?
Согласно заключению эксперта от 08.02.2021 в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 расположены объекты недвижимости: литер Г 146, литер Г 205, часть огороженной детской площадки, примыкающей к литеру Г 146.
Строение литер Г146 кафе "Трамонти" имеет следующие основные строительно-технические характеристики: площадь застройки 220,4 кв.м; общая площадь строения 206 кв.м; площадь внутренних помещений 190,2 кв.м; фундамент бетонный, глубиной заложения 0,4 м; стены кирпичные толщиной 0,305 м; перегородки кирпичные толщиной 0,17 м; перекрытие деревянное; покрытие кровли из гибкой черепицы; окна и двери - металлопластиковые; полы бетонные с отделкой из керамической плитки; внутренняя отделка стен - облицовка керамической плиткой, пластиковыми панелями, окраска; потолков - облицовка пластиковыми панелями, гипсокартонными листами; строение подключено к системам электроснабжения, водопровода, канализации.
Строение литер Г205 имеет следующие основные строительно-технические характеристики: площадь застройки 251 кв.м; общая площадь строения 234,4 кв.м; площадь внутренних помещений 217,3 кв.м; стены - витражные металлические остекленные конструкции с функцией открывания-закрывания; перегородки деревянные; покрытие кровли из мягкой черепицы; сплошное перекрытие и фундамент отсутствуют; внутренняя отделка пола - керамическая плитка; стены частично (в помещении с мангалом и санузлах) облицованы керамической плиткой; потолок - натяжной; павильон оснащен системами электроснабжения, водопровода, канализации.
Согласно представленным документам, год постройки кафе "Трамонти" литера Г146 - 1990, год постройки литера Г205 - 2009.
Исследуемые объекты:
- литер Г205 обладает следующими признаками капитальности: подключение к инженерно-техническим сетям в объеме, соответствующем функциональному назначению объекта; по совокупности исследуемых признаков не является капитальным; не имеет фундамента; его перемещение без причинения несоразмерного ущерба возможно;
- литер Г146 обладает следующими признаками капитальности: отсутствие сборно-разборных несущих и ограждающих конструкций, которые технически возможно разобрать на составляющие элементы, переместить и установить на иное место без нанесения несоразмерного ущерба их назначению; наличие заглубленных фундаментов, для возведения которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ; постоянное (стационарное) подключение к инженерно-техническим сетям в объеме, соответствующем функциональному назначению объекта; традиционная (в том числе предусмотренная проектом) значительная длительность эксплуатации строительного объекта (несколько десятилетий), сопоставимая с периодом времени, в течение которого объект сохраняет способность воспринимать эксплуатационные нагрузки без разрушения и сверхнормативных деформаций; имеет бетонный фундамент глубиной заложения 0,4 м; по совокупности исследуемых признаков является капитальным; его перемещение без причинения несоразмерного ущерба невозможно.
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 отсутствует нежилое здание общей площадью 533 кв.м с кадастровым номером 23:43:0425003:1072, вследствие чего, определить его технические характеристики, а также принадлежность к множеству капитальных или не капитальных строений, не представляется возможным.
Объекты, обозначенные в техническом паспорте от 06.12.2010 как здание литера Г 146 (кафе "Трамонти") и пристройка литера Г 205,, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061.
Здание литер Г146 (кафе "Трамонти") площадью 190,2 кв.м имеет строительно-технические характеристики: общая площадь строения 206 кв.м; площадь внутренних помещений 190 кв.м; фундамент бетонный, глубиной заложения 0,4 м; стены кирпичные толщиной 0,305 м; перегородки кирпичные толщиной 0,17 м; перекрытие деревянное; покрытие кровли из гибкой черепицы; окна и двери - металлопластиковые; полы бетонные с отделкой из керамической плитки; внутренняя отделка стен - облицовка керамической плиткой, пластиковыми панелями, окраска; потолков - облицовка пластиковыми панелями, гипсокартонными листами; строение подключено к системам электроснабжения, водопровода, канализации.
Данное строение является капитальным по следующим признакам: отсутствие сборно-разборных несущих и ограждающих конструкций, которые технически возможно разобрать на составляющие элементы, переместить и установить на иное место без нанесения несоразмерного ущерба их назначению; наличие заглубленных фундаментов, для возведения которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ; постоянное (стационарное) подключение к инженерно-техническим сетям в объеме, соответствующем функциональному назначению объекта; традиционная (в том числе предусмотренная проектом) значительная длительность эксплуатации строительного объекта (несколько десятилетий), сопоставимая с периодом времени, в течение которого объект сохраняет способность воспринимать эксплуатационные нагрузки без разрушения и сверхнормативных деформаций.
Здание литер Г205 фактически не является пристройкой к зданию литер Г146 (кафе "Трамонти") и имеет площадь застройки 251 кв.м. Данное строение, по совокупности признаков, не является капитальным и имеет следующие строительно-технические характеристики: общая площадь 251 кв.м; площадь внутренних помещений 217,3 кв.м; стены - витражные металлические остекленные конструкции с функцией открывания- закрывания; перегородки деревянные; покрытие кровли из мягкой черепицы; сплошное перекрытие и фундамент отсутствуют; внутренняя отделка пола - керамическая плитка; стены частично (в помещении с мангалом и санузлах) облицованы керамической плиткой; потолок - натяжной; павильон оснащен системами электроснабжения, водопровода, канализации.
Строение литер Г146 (кафе "Трамонти") по своим конструктивным, объемно-планировочным решениям соответствует техническому паспорту от 06.12.2010 за исключением площади застройки и покрытия кровли; не подвергалось реконструкции. Разрешительная и проектная документация на исследование не представлена.
Строение литер Г205 по своим конструктивным, объемно-планировочным решениям соответствует техническому паспорту и проектной документации, за исключением покрытия кровли и наименования здания (не является пристройкой).
Кроме того, эксперт отметил, что ввиду отсутствия доступа к конструкции опорных столбов (скрыты наружной и внутренней отделкой), не представляется возможным определить их соответствие техническому паспорту от 06.12.2010 (являются ли они деревянными или же выполнены из иного строительного материала).
Разрешительная документация на строительство литера Г146 и перепланировку и переустройство литера Г205, а также проектная документация на строительство литера Г146 на исследование не представлена.
Для приведения строения литер Г146 в соответствие с техническим паспортом в части покрытия кровли необходимо заменить существующее покрытие на покрытие из металлочерепицы, что, по мнению эксперта, нецелесообразно, так как существующее покрытие кровли выполнено из более современного материала с лучшими техническими и эксплуатационными характеристиками. Привести в соответствие исследуемый объект в части площади застройки невозможно без изменений конструктивных и объемно- планировочных характеристик и соответствующих проектных решений.
Для приведения строения литер Г205 в соответствие с техническим паспортом в части покрытия кровли необходимо заменить существующее покрытие на покрытие из металла, что, по мнению эксперта, нецелесообразно, так как существующее покрытие кровли выполнено из более современного материала с лучшими техническими и эксплуатационными характеристиками. Привести в соответствие исследуемый объект в части наименования здания невозможно без изменений конструктивных и объемно-планировочных характеристик и соответствующих проектных решений.
Разрешительная документация на строительство литера Г146 и перепланировку и переустройство литера Г205, а также проектная документация на строительство литера Г146, на исследование не представлена.
Различие в площади здания литер Г146 (кафе "Трамонти") (кафе "Парашют"), указанной в техническом паспорте от 06.12.2010 и иных, представленных в материалах дела, правоустанавливающих документах (190,2 кв.м), и фактической площади, занимаемой данным зданием отсутствует.
Существующие в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:04220,403:1061 строения в целом соответствуют требованиям градостроительных, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил, нормам в части обеспечения сейсмобезопасности и нормам в части расположения относительно соседних объектов недвижимости, а также параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, генеральным планом муниципального образования город Краснодар, за исключением расстояния, составляющее 0,78 м от строения литер Г205 до соседнего строения. На момент проведения экспертного осмотра расстояние между указанными строениями не соответствует требованиям п. п. 4.3 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям". Определить соответствие данному п. 4.3 СП 4.13130.2013 на момент перепланировки/переустройства литера Г205 не представляется возможным ввиду отсутствия каких-либо данных (конструктивных характеристик, год постройки и пр.) на соседнее строение.
Следуя формулировке вопроса, поставленного судом и выходящего в целом по своему содержанию за рамки специальных знаний судебного эксперта-строителя, угроза жизни и здоровью людей в рассматриваемой ситуации отсутствует.
В связи с тем, что судебная экспертиза, назначенная определением суда от 23.10.2020, произведена не в полном объеме, по ходатайству истца назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено федеральному бюджетному учреждению Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (определение от 02.09.2021).
Суд признал возможным поставить на разрешение эксперта следующие вопросы:
1. Определить технико-экономические характеристики металлической конструкции, использующейся как летнее кафе, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара?
2. Определить точные координаты поворотных точек расположения объекта на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара? В случае расположения объекта за границей земельного участка с кадастровым номером 23:43:0110022:1 установить площадь занятия? Составить схему расположения.
3. Соответствует ли металлическая конструкция строительным, градостроительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам, расположения относительно соседних объектов недвижимости?
4. Определить соответствуют ли спорные объекты здание литера Г 146 (кафе "Трамонти") площадью 190,2 кв.м и пристройка литера Г205 площадью 234,4 кв.м проектной, технической и разрешительной документации, а также технико-экономическим характеристикам, существовавшим по состоянию на 28.04.2010 (договор купли-продажи от 28.04.2010)? В случае отрицательного ответа, указать, в чем именно выражено такое несоответствие?
5. Определить, возможно ли приведение здания литера Г 146 (кафе "Трамонти") площадью 190,2 кв. м и пристройки литера Г205 площадью 234,4 кв.м в соответствие технической и разрешительной документацией? В случае положительного ответа, указать какие именно работы необходимо выполнить для приведения такого объекта в соответствие с технической и разрешительной документацией?
6. Угрожает ли металлическая конструкция жизни и здоровью граждан, затрагивает ли права третьих лиц?
В заключении эксперта от 28.04.2024 эксперты указали следующие выводы.
1. Металлическая конструкция, используемая как летнее кафе, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, имеет следующие технико-экономические характеристики: габаритные размеры (площадь застройки одного сооружения) - 45,31 кв.м; габаритные размеры (суммарная площадь застройки) - 90,62 кв.м; общая площадь одного сооружения (определена по осям колонн) - 43,95 кв.м; общая площадь сооружений (определена по осям колонн) - 87,91 кв.м; высота сооружений максимальная 4,053 м и минимальная - 3,88 м; колонны металлические из профильной трубы с окрасочным покрытием; сечение колонн - 0,2 м х 0,2 м; основные соединения пространственного каркаса болтовые; сооружение имеет осветительные приборы в виде электрической гирлянды.
2. Координаты поворотных точек расположения объекта исследования металлической конструкции, использующейся как летнее кафе, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной. 2 представлены в таблице 4 заключения эксперта.
Как показано на рисунке 2, объект исследования расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061.
Схема расположения объекта исследования металлической конструкции, использующейся как летнее кафе, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, представлена на рисунке 2 заключения эксперта.
3. Металлическая конструкция соответствует требованиям: п. п. 4.1.2. СП 16.13330.2017 "Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП 11-23-81 *" (с Поправками, с Изменениями N 1, 2, 3); п. 5.1.1. 5.1.2, 5.1.3. ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения (Переиздание); п. п. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 7, 10.2, 11, 22, 23, 1.2, 2.3. Рекомендаций к обустройству сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар; п. п. 5.2. 5.4, 5.14 ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования; не соответствует п. 8.1.1. ПЗЗ МО город Краснодар (в ред. Решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021 N 17 п. 19).
4. Строение литер Г146 (кафе "Трамонти") по своим конструктивным, объемно-планировочным решениям в целом соответствует представленной технической документации (техническим паспортам от 06.12.2010 и от 2008 года), за исключением площади застройки и покрытия кровли. Разрешительная и проектная документация па исследование не представлена.
Строение литер Г205 по своим конструктивным, объемно-планировочным решениям соответствует техническому паспорту от 06.12.2010 и проектной документации, за исключением покрытия кровли и наименования здания (не является пристройкой). Отмечается, что ввиду отсутствия доступа к конструкции опорных столбов (скрыты наружной и внутренней отделкой), не представляется возможным определить их соответствие техническому паспорту от 06.12.2010 (являются ли они деревянными или же выполнены из иного строительного материала).
Разрешительная документация на строительство литер Г146, перепланировку и переустройство литера Г205, а также проектная документация на строительство литера Г146 на исследование не представлена.
Строение литер Г146 (кафе "Трамонти") в целом соответствует технико-экономическим характеристикам, существовавшим по состоянию на 28.04.2020 (договор купли-продажи от 28.04.2010) за исключением названия, площади застройки и покрытия кровли.
Данные о строениях литер Г146 и литер Г147, отраженные в техническом паспорте, составленном по состоянию на 2008 год соответствуют предмету договора купли-продажи от 28.04.2010 (литер Г146, 1 этаж, а именно: нежилые помещения N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 общей площадью 190, 2 кв. м с навесом литер Г147).
5. Для приведения строения литер Г146 в соответствие с представленной технической документацией (технический паспорт) в части покрытия кровли необходимо заменить существующее покрытие на покрытие из металлочерепицы. Привести в соответствие исследуемый объект в части площади застройки невозможно без изменений конструктивных и объемно-планировочных характеристик и соответствующих проектных решений.
Для приведения строения литер Г205 в соответствие с технической документацией (технический паспорт) в части покрытия кровли необходимо заменить существующее покрытие на покрытие из металла. Привести в соответствие исследуемый объект в части наименования здания невозможно без изменений конструктивных и объемно-планировочных характеристик и соответствующих проектных решений.
Разрешительная документация на строительство литера Г146, перепланировку и переустройство литера Г205 на исследование не представлена.
6. Следуя формулировке вопроса, поставленного судом и выходящего в целом по своему содержанию за рамки специальных знаний судебного эксперта-строителя, угроза жизни и здоровью людей в рассматриваемой ситуации отсутствует
Оценив в порядке статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертные заключения в совокупности, суд нашёл их надлежащими и достоверными, экспертные исследования проведены в соответствии с требованиями законодательства, статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в заключениях экспертов отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 25 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" сведения.
Признаков недостоверности, неясности и неполноты заключения экспертов судом не установлено, правовых оснований для назначения повторной либо дополнительной экспертизы в соответствии со статьями 85, 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда не имеется.
Экспертные заключения приняты судом первой инстанции в качестве надлежащих доказательств по делу.
Как указано выше, заявители жалоб оспаривают решение в части литера Г205.
Металлическая конструкция, используемая как летнее кафе (литер Г205), возведенная на территории парка "Солнечный остров", с учетом конструктивных особенностей, строительных материалов и технических характеристик не является объектом капитального строительства, ее демонтаж и последующая сборка возможно произвести без несоразмерного ущерба его назначению и без изменения основных характеристик.
Расположение литера Г205 не соответствует Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар (далее - ПЗЗ).
Строение литер Г205 используется как кафе "Трамонти", т.е. как предприятие общественного питания.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2016 N 164 на всей территории памятника природы запрещена деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств территории, в том числе возведение строений и сооружений, не связанных с деятельностью памятника природы, осуществление любых других действий, ведущих к изменению режима или внешнего вида памятника природы (пункты 2.1.3, 2.1.16 приложения N 2).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу о нарушении предпринимателем законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, выразившееся в самовольном размещении здания литер Г205 в противоречие режиму особой охраны природной территории регионального значения - памятника природы. Режим охраны памятника природы исключает возможность самовольного размещения кафе в границах земельного участка. Предприниматель допущенное им нарушение не устранил, металлическая конструкция, используемая как кафе, по требованию администрации не демонтировал.
Удовлетворяя указанные требования в части демонтажа литер Г205, суд исходил из положений пунктов 29, 45 постановления N 10/22 и пункта 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым лица, которые не лишены владения земельным участком в целом, право собственности или законное владение которых нарушается существованием (сохранением) самовольно возведенных недвижимых объектов на части земельного участка, а также объектов, не являющихся недвижимым имуществом, могут обратиться в суд с требованием об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), на которое срок исковой давности не распространяется в силу прямого указания закона (статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отклоняя доводы апелляционных жалобы, апелляционная коллегия отмечает, что в совокупности судебных экспертиз в отношении спорного литера указаны следующие выводы.
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 расположены объекты недвижимости: литер Г 146, литер Г 205, часть огороженной детской площадки, примыкающей к литеру Г 146.
Строение литер Г205 имеет следующие основные строительно-технические характеристики: площадь застройки 251 кв.м; общая площадь строения 234,4 кв.м; площадь внутренних помещений 217,3 кв.м; стены - витражные металлические остекленные конструкции с функцией открывания-закрывания; перегородки деревянные; покрытие кровли из мягкой черепицы; сплошное перекрытие и фундамент отсутствуют; внутренняя отделка пола - керамическая плитка; стены частично (в помещении с мангалом и санузлах) облицованы керамической плиткой; потолок - натяжной; павильон оснащен системами электроснабжения, водопровода, канализации.
Согласно представленным документам, год постройки кафе "Трамонти" литера Г146 - 1990, год постройки литера Г205 - 2009.
Литер Г205 обладает следующими признаками капитальности: подключение к инженерно-техническим сетям в объеме, соответствующем функциональному назначению объекта; по совокупности исследуемых признаков не является капитальным; не имеет фундамента; его перемещение без причинения несоразмерного ущерба возможно.
Объекты, обозначенные в техническом паспорте от 06.12.2010 как здание литера Г 146 (кафе "Трамонти") и пристройка литера Г 205 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061.
Здание литер Г205 фактически не является пристройкой к зданию литер Г146 (кафе "Трамонти") и имеет площадь застройки 251 кв.м. Данное строение, по совокупности признаков, не является капитальным и имеет следующие строительно-технические характеристики: общая площадь 251 кв.м; площадь внутренних помещений 217,3 кв.м; стены - витражные металлические остекленные конструкции с функцией открывания- закрывания; перегородки деревянные; покрытие кровли из мягкой черепицы; сплошное перекрытие и фундамент отсутствуют; внутренняя отделка пола - керамическая плитка; стены частично (в помещении с мангалом и санузлах) облицованы керамической плиткой; потолок - натяжной; павильон оснащен системами электроснабжения, водопровода, канализации.
Строение литер Г205 по своим конструктивным, объемно-планировочным решениям соответствует техническому паспорту и проектной документации, за исключением покрытия кровли и наименования здания (не является пристройкой).
Кроме того, эксперт отметил, что ввиду отсутствия доступа к конструкции опорных столбов (скрыты наружной и внутренней отделкой), не представляется возможным определить их соответствие техническому паспорту от 06.12.2010 (являются ли они деревянными или же выполнены из иного строительного материала).
Разрешительная документация на строительство литера Г146 и перепланировку и переустройство литера Г205, а также проектная документация на строительство литера Г146 на исследование не представлена.
Для приведения строения литер Г205 в соответствие с техническим паспортом в части покрытия кровли необходимо заменить существующее покрытие на покрытие из металла, что, по мнению эксперта, нецелесообразно, так как существующее покрытие кровли выполнено из более современного материала с лучшими техническими и эксплуатационными характеристиками. Привести в соответствие исследуемый объект в части наименования здания невозможно без изменений конструктивных и объемно-планировочных характеристик и соответствующих проектных решений.
Разрешительная документация на строительство литера Г146 и перепланировку и переустройство литера Г205, а также проектная документация на строительство литера Г146 на исследование не представлена.
Существующие в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:04220,403:1061 строения в целом соответствуют требованиям градостроительных, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил, нормам в части обеспечения сейсмобезопасности и нормам в части расположения относительно соседних объектов недвижимости, а также параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, генеральным планом муниципального образования город Краснодар, за исключением расстояния, составляющее 0,78 м от строения литер Г205 до соседнего строения. На момент проведения экспертного осмотра расстояние между указанными строениями не соответствует требованиям п. п. 4.3 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям". Определить соответствие данному п. 4.3 СП 4.13130.2013 на момент перепланировки/переустройства литера Г205 не представляется возможным ввиду отсутствия каких-либо данных (конструктивных характеристик, год постройки и пр.) на соседнее строение.
Металлическая конструкция, используемая как летнее кафе, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, имеет следующие технико-экономические характеристики: габаритные размеры (площадь застройки одного сооружения) - 45,31 кв.м; габаритные размеры (суммарная площадь застройки) - 90,62 кв.м; общая площадь одного сооружения (определена по осям колонн) - 43,95 кв.м; общая площадь сооружений (определена по осям колонн) - 87,91 кв.м; высота сооружений максимальная 4,053 м и минимальная - 3,88 м; колонны металлические из профильной трубы с окрасочным покрытием; сечение колонн - 0,2 м х 0,2 м; основные соединения пространственного каркаса болтовые; сооружение имеет осветительные приборы в виде электрической гирлянды.
Координаты поворотных точек расположения объекта исследования металлической конструкции, использующейся как летнее кафе, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной. 2 представлены в таблице 4 заключения эксперта.
Как показано на рисунке 2, объект исследования расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061.
Схема расположения объекта исследования металлической конструкции, использующейся как летнее кафе, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, представлена на рисунке 2 заключения эксперта.
Металлическая конструкция соответствует требованиям: п. п. 4.1.2.
СП 16.13330.2017 "Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП 11-23-81 *" (с Поправками, с Изменениями N 1, 2, 3); п. 5.1.1. 5.1.2, 5.1.3. ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения (Переиздание); п. п. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 7, 10.2, 11, 22, 23, 1.2, 2.3. Рекомендаций к обустройству сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар; п. п. 5.2. 5.4, 5.14 ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования; не соответствует п. 8.1.1. ПЗЗ МО город Краснодар (в ред. Решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021 N 17 п. 19).
Строение литер Г205 по своим конструктивным, объемно-планировочным решениям соответствует техническому паспорту от 06.12.2010 и проектной документации, за исключением покрытия кровли и наименования здания (не является пристройкой). Отмечается, что ввиду отсутствия доступа к конструкции опорных столбов (скрыты наружной и внутренней отделкой), не представляется возможным определить их соответствие техническому паспорту от 06.12.2010 (являются ли они деревянными или же выполнены из иного строительного материала).
Разрешительная документация на строительство литер Г146, перепланировку и переустройство литера Г205, а также проектная документация на строительство литера Г146 на исследование не представлена.
Для приведения строения литер Г205 в соответствие с технической документацией (технический паспорт) в части покрытия кровли необходимо заменить существующее покрытие на покрытие из металла. Привести в соответствие исследуемый объект в части наименования здания невозможно без изменений конструктивных и объемно-планировочных характеристик и соответствующих проектных решений.
Разрешительная документация на строительство литера Г146, перепланировку и переустройство литера Г205 на исследование не представлена.
Таким образом, доводы заявителей жалоб не подтверждены материалами дела.
Судом первой инстанции рассмотрено и удовлетворено требование администрации о признании отсутствующим право собственности Поповой Н.В. на одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0425003:1072 общей площадью 533 кв.м на земельном участке с кадастровым номером 2 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара исходя из следующего.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.
Суд кассационной инстанции указывал на то, что поскольку спорный объект расположен в границах муниципального образования город Краснодар, то администрация в пределах своей компетенции обратилась в суд с данными требованиями.
По результатам судебной экспертизы установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 отсутствует нежилое здание общей площадью 533 кв.м с кадастровым номером 23:43:0425003:1072.
Записи ЕГРП являются общедоступными и должны отвечать признакам достоверности, сохранением записи о праве собственности на несуществующий объект недвижимости, наличие зарегистрированного права на него противоречит содержанию права собственности. Наличие зарегистрированного права собственности ответчика на фактически несуществующий объект недвижимого имущества нарушает права истца.
Само по себе отсутствие такого имущества в натуре не лишает заявителя права на восстановление прав.
Исходя из смысла положений статьи 1 ФЗ "О кадастровой деятельности" в государственном кадастр недвижимости вносят сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а также иные предусмотренные данным законом сведения о недвижимом имуществе.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Исходя из принципов достоверности и правовой определенности, поскольку в рассматриваемом случае объект общей площадью 533 кв.м с кадастровым номером 23:43:0425003:1072, фактически отсутствует, суд пришёл к выводу о том, что сведения о нем по этой причине не могут содержаться в государственном кадастре недвижимости.
Ответчиком на момент рассмотрения спора не представлены доказательства прекращения права собственности на строение с кадастровым номером 23:43:0425003:1072, либо обращения в регистрационный орган с таким требованием, суд приходит к выводу о том, что сведения о нем по этой причине не могут содержаться в государственном кадастре недвижимости, а записи о праве на него подлежат исключению из реестра прав, записи о государственной регистрации права подлежат погашению.
Требование истца об обязании предпринимателя в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок ориентировочной площадью 778 кв.м, находящийся за границами сформированного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1061 по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара не подлежит удовлетворению, поскольку в материалы дела представлен договор N 6/21 пожертвования не денежного имущества от 15.02.2021, заключенный с МБУК "Краснодарские парки", согласно которому нестационарные объекты переданы по акту приема-передачи имущества указанному третьему лицу (в настоящий момент - муниципальное бюджетное учреждение культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара").
Оснований для изменения мотивировочной части решения (исключить из мотивировочной части решения выводы суда, изложенные в абзаце 9 на странице 8, абзацах 1, 3, 4 на странице 9, абзацах 4, 9, 10 на странице 18, абзацах 6, 8, 10 на странице 19) не имеется, поскольку содержащиеся в них формулировки и выводы соответствуют обстоятельствам дела с правильным применением норм материального и процессуального права.
Таким образом, заявителями апелляционных жалоб не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (чек-ордер N 90 от 05.06.2023,) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2023 по делу N А32-38126/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38126/2017
Истец: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Ответчик: ИП Попова Наталья Валерьевна, Попова Н. В.
Третье лицо: Черноусов М В, Управлению Росреестра по Краснодарскому Краю
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9943/2023
05.05.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-38126/17
17.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-23/19
11.11.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12479/19
05.06.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-38126/17
07.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-23/19
25.11.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17459/18
06.09.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-38126/17
24.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17928/17