г. Москва |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А40-3856/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2024 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Кухаренко
судей: Т.В. Захаровой, В.В. Валюшкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Елмановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2024 по делу N А40-3856/24, по исковому заявлению ООО "Новоморснаб" (ОГРН: 1022302394070; ИНН: 2315098530) к ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295; ИНН: 7708503727) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Новоморснаб" обратилось с иском о взыскании с ОАО "РЖД" пени за просрочку доставки грузов в размере 1 656 833,96 руб.
Решением суда от 07.02.2024 с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Новоморснаб" взыскано пени за просрочку доставки грузов в размере 1 656 833,96 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 29 568 руб.
ОАО "Российские железные дороги" не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что по накладным N N ЭО284718, ЭО279265, ЭО848724 задержка вагонов и увеличение срока доставки произошло в связи с невозможность приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим исключительно от грузополучателя.
Также ссылается на то, что ввиду плотного графика судебных заседаний, сотрудник юридической службы ОАО "РЖД" не сумел попасть в предварительное судебное заседание по настоящему делу, действием же суда Ответчик был лишен дальнейшей возможности участия в состязательном судебном процессе и представлении своей позиции, что в конечном итоге должно было бы поспособствовать всестороннему рассмотрению материалов дела и принятию обоснованного и законного решения.
Также ОАО "РЖД" просит апелляционный суд рассмотреть спор с учетом ст. 333 ГК РФ, применив по настоящему делу положения данной статьи в размере не менее 90%, поскольку в данном деле имеются исключительные случаи, наличие которых является основанием для снижения неустойки на основании ст. 333 ГК РФ.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание апелляционного суда стороны не явились, извещены.
Как усматривается из материалов дела при осуществлении перевозок ОАО "РЖД" нарушены установленные сроки доставки грузов по железнодорожным накладным N N ЭМ643789, ЭМ643247, ЭМ643042, ЭМ642652, ЭМ876666, ЭМ855055, ЭМ942023, ЭМ971857, ЭМ986784, ЭН060860, ЭН396655, ЭН610224, Э0284718, Э0279265, ЭО476340, Э0458711, ЭО458086, Э0457471, Э0454474, Э0848724, ЭО400048, ЭО782023.
Срок просрочки по железнодорожным накладным N N ЭМ643789, ЭМ643247, ЭМ643042, ЭМ642652 составил 15 суток, по железнодорожным накладным NN ЭМ876666, ЭМ855055 составил 12 суток, по железнодорожным накладным NN ЭМ942023, ЭО782023 составил 3 суток, по железнодорожным накладным NN ЭМ971857, ЭМ986784 составил 16 суток, по железнодорожной накладной N ЭН060860 составил 13 суток, по железнодорожным накладным NN ЭН396655, ЭН610224 составил 2 суток, по железнодорожным накладным NN Э0284718, Э0279265 составил 7 суток, по железнодорожным накладным NN ЭО476340, Э0458711, ЭО458086, Э0457471, Э0454474 составил 9 суток, по железнодорожной накладной N Э0848724 составил 4 суток, по железнодорожной накладной N ЭО400048 составил 7 суток.
Спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированных нормами главы 40 ГК РФ и федеральным законом от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ).
Согласно ст. 122 УЖТ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа, предъявляются к перевозчику.
В соответствии со ст. 120 УЖТ до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
Истец направил в адрес ответчика претензию Исх. N 27 от 29.11.2023 г. о взыскании суммы пени за просрочку доставки грузов, которая последним оставлена без удовлетворения.
Поскольку пени за просрочку доставки груза ответчик не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно ст. 33 УЖТ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу ч. 1 ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ч. 1 ст.29 УЖТ случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со ст. 97 УЖТ.
В соответствии с п. 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утверждённых Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245) нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки.
Согласно ст. 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 6 % платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 % платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 УЖТ.
Истцом представлен расчет пени, который судом проверен и признан составленным верно.
Требования истца о взыскании пени за просрочку доставки грузов подлежит удовлетворению в сумме 1 656 833,96 руб.
Ходатайство ответчика об уменьшении размера пени на основании ст.333 ГК РФ в суд не поступало.
Таким образом, поскольку ответчиком допущена просрочка в исполнении обязательства, при этом не представлено доказательств наличия непреодолимой силы, обусловившей невозможность надлежащего исполнения обязательств, а также принятия всех возможных мер по исполнению обязательств, требование истца о взыскании неустойки было признано судом первой инстанции обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Истец не согласен с доводами Ответчика относительно просрочки доставки грузов на основании п. 6.7 приказа Минтранса России от 07.08.2015 N 245.
Ответчик принял на себя обязательства по перевозке железнодорожным транспортом грузов Истца по направлениям и в сроки, согласованные сторонами, согласно транспортным железнодорожным накладным.
Согласно п. 33 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. "Устав Железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Обязательства Ответчика подтверждаются железнодорожными накладными, предоставленными Истцом в материалы дела и Ответчиком не опровергаются.
Фактически грузы истца были доставлены с просрочкой, что подтверждается календарными штемпелями, указанными в железнодорожных накладных.
Согласно ст. 97 за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении -перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки, но не более половины размера провозной платы, просрочки (неполные сутки считаются за полные).
Исходя из этого, Истцом были начислены пени за просрочку доставки груза.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Спорный груз выданы на станции назначения с просрочкой (календарные штемпели о дате выдачи вагонов в накладных) согласно расчету истца. Таким образом, факт просрочки доставки вагонов ответчиком от сроков, установленных в Приказе МПС РФ от 18.06.2003 N 27 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (Правилах N 27), истцом доказан, установлен на основании накладных.
Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно пункту 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами.
Доводы Ответчика о том, что спорные вагоны задержаны в пути следования в связи с неприемом станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя со ссылкой на пункт 6.7 Правил N 245, не могут применяться как обоснованные по следующим причинам.
Ответчик, приводя указанные доводы, не представил суду доказательств в их подтверждение, в том числе не представил сведений о загруженности станции назначения в спорный период. Кроме того, названные обстоятельства не могут свидетельствовать о том, что задержка доставки груза возникла по не зависящим от перевозчика причинам. При этом судом первой инстанции не учтено, что особенностью в порядке подачи заявки на железнодорожном транспорте является установление в статьи 11 УЖТ оснований, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов.
В соответствии со статьей 11 УЖТ такой отказ возможен в случаях: введения согласно статье 29 УЖТ прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза; отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку груза; обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки; в ином случае, предусмотренном УЖТ, иными нормативными правовыми актами.
Между тем, в рассматриваемом случае Ответчик отказа от согласования заявок на перевозку грузов в связи с отсутствием технических и технологических возможностей осуществления перевозок не заявлял, в связи с чем, должен нести соответствующие последствия ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств по своевременной доставке груза.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт занятости путей, а также то обстоятельство, что их протяженность не позволяла вместить вагоны, а значит наличие оснований для задержки поезда в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Кроме того, основания и порядок задержки вагонов регулируются п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, согласно которому задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется в случае невыполнения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Согласно пункту 2.6 Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Распоряжением ОАО "Российские железные дороги" от 22.03.2012 N 558р, уполномоченный работник станции назначения передает извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования в письменной форме грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. Извещение, в котором указывается полная информация о задержанных вагонах, контейнерах, составляется в двух экземплярах и регистрируется в книге исходящей документации. Первый экземпляр извещения передается под роспись грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования, второй экземпляр с отметкой о получении остается в делах станции.
При отказе грузополучателя в проставлении отметки о получении извещения, в течение одних суток с момента остановки поезда от движения, указанное извещение направляется грузополучателю почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении.
Таким образом, для удостоверения обстоятельств, при которых задержка вагонов на промежуточной железнодорожной станции увеличивает срок доставки грузов, перевозчиком должны были быть представлены по каждому случаю: распоряжения о задержке вагонов, контейнеров и об отправлении задержанных вагонов; акт общей формы, составленный на промежуточной станции; доказательства извещения станции назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования; доказательства извещения грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования о задержке вагонов, контейнеров и об отправлении задержанных вагонов; акт общей формы, составленный на станции назначения.
С учетом статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 29 Устава железнодорожного транспорта вина перевозчика в нарушении обязательства предполагается. В этой связи согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания отсутствия вины возлагается на ответчика.
В настоящем случае ОАО "РЖД" в нарушение приведенных положений не представлено всей совокупности доказательств, позволяющих исключить вину ответчика в просрочке доставки вагонов истца в виду задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования: не представлены распоряжения о задержке вагонов, контейнеров и об отправлении задержанных вагонов; доказательства извещения грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования о задержке вагонов, контейнеров и об отправлении задержанных вагонов; транспортные железнодорожные накладные не содержат отметок о составлении актов общей формы в связи с занятостью путей.
Следовательно, отсутствуют основания для увеличения сроков доставки вагонов по пункту 6.7 Правил от 07.08.2015 N 245.
Таким образом, ответчиком не представлены доказательства, однозначно свидетельствующие о вине грузополучателя в неприеме вагонов на станции назначения.
Довод ответчика о наличии процессуальных нарушений подлежит отклонению.
Ответчик заявляет, что в нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, судом не была обеспечена судебная защита его прав и интересов, в связи с чем, он не имел возможности участвовать при рассмотрении дела, заявлять отводы; представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; знакомиться с особым мнением судьи по делу. В обоснование своих доводов ссылается на плотный график судебных заседаний и нехватку специалистов.
Доводы жалобы о том, что явка в судебное заседание не была обеспечена в связи с плотным графиком судебных заседаний в суде первой инстанции, не является основанием для признания факт нарушения права ответчика на участие в судебном заседании.
Заблаговременно зная о том, что в день проведения судебного заседания будут рассматриваться иные споры с участием ОАО "РЖД", ответчик не предпринял мер к обеспечению явки иных представителей, в то время как ненадлежащая организация работы представителей не является нарушением прав стороны по делу.
Также ответчик не был лишен возможности обратиться с возражениями до даты судебного заседания относительно рассмотрения дела по существу непосредственно после завершения предварительного судебного заседания, а также представить отзыв через канцелярию суда или посредством электронной системы подачи документов.
Вместе с тем, Ответчик заблаговременно знал о датах и времени рассмотрения настоящего спора и других дел, в связи с чем, желая участвовать лично, имел достаточно времени, чтобы заявить ходатайство об отложении судебного заседания.
Таким образом, для обеспечения своих прав и интересов Ответчик не был лишен возможности использовать все процессуальные действия, перечисленные в ч. 1 ст. 41 АПК РФ, однако, не сделал этого.
Довод о рассмотрении дела с учетом применения положений ст. 333 ГК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в суде первой инстанции соответствующее ходатайство ответчиком заявлено не было.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2024 по делу N А40-3856/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3856/2024
Истец: ООО "НОВОМОРСНАБ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"