г. Владимир |
|
14 августа 2023 г. |
Дело N А43-635/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Протасова Ю.В., судей Новиковой Е.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья ТСЖ-88 на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.05.2023 по делу N А43-635/2022, принятое по иску товарищества собственников жилья ТСЖ-88, ИНН 5262078807, к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН", ИНН 5261098663, об урегулировании разногласий при заключении договора,
при участии от истца - товарищества собственников жилья ТСЖ-88 - Клочкова А.В. на основании доверенности от 18.02.2022 сроком действия на два года и диплома от 30.06.2007 рег. N 0140-Ю;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - Ледкова Л.В. на основании доверенности от 09.01.2023 сроком действия по 31.12.2023.
установил.
Товарищество собственников жилья ТСЖ-88 (далее - истец, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - ответчик, Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N СЖ/953/19 от 17.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Решением от 22.04.2022 Арбитражный суд Нижегородской области изложил спорные пункты договора в следующей редакции: пункт 6.2 договора: "Потребитель обязан в течение 10 дней с момента получения акта приема-передачи оказанных услуг подписать его, скрепить печатью (при наличии), либо представить свои возражения на акт, вернуть 1 экземпляр акта Региональному оператору по адресу: 603105 г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, д. 95, помещение П3"; пункт 12 "в" исключить; пункт 13 "а": "Осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору"; пункт 13 "б": "Обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО"; пункт 15: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема"; пункт 22: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки".
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 решение суда первой инстанции от 22.04.2022 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.02.2023 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении судам следует рассмотреть вопрос о возможности устранения разногласий сторон, возникших при заключении пункта 15 договора от 17.01.2019 N СЖ/953/19, с учетом того, что условия договора, с одной стороны, не должны быть явно обременительными для Товарищества, а с другой - отражать интересы регионального оператора, а также предложить Товариществу уточнить требования для определения объема и количества контейнеров, места накопления ТКО и периодичности его вывоза.
При новом рассмотрении дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, согласно которым просил изложить пункт 15 договора в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО: один контейнер, объемом 1,1 куб.м; место накопления ТКО: г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, д. 88, корп. 1; периодичность вывоза: 1 раз в 2 дня". Уточнение судом принято.
Решением от 02.05.2023 Арбитражный суд Нижегородской области урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора N СЖ/953/19 от 17.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, приняв пункт 15 в следующей редакции: "Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Не согласившись с принятым по делу решением, Товарищество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель апелляционной жалобы указывает, что требования истца основаны на фактически сложившемся порядке вывоза ТКО, пояснив, что правовое положение Товарищества не тождественно положению собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в связи с чем к нему не подлежат применению положения пункта 148(30) Правил N 354.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возразило по доводам заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указанная позиция поддержана представителем Общества в судебном заседании.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Нижэкология-НН" является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности 1, в которую входят города Нижний Новгород (за исключением Сормовского района), Дзержинск и Володарский район Нижегородской области, и приступило к своей деятельности с 01.01.2019.
17.01.2019 ООО "Нижэкология-НН" направило в адрес Товарищества собственников жилья-88 (Товарищество) проект договора на оказание услуг по обращению ТКО от 17.01.2019. Товарищество представленный проект договора не подписало, оформив к нему протокол разногласий. Последний получен ООО "Нижэкология-НН" 30.01.2019.
По утверждению ООО "Нижэкология-НН", Общество подготовило протокол урегулирования разногласий к договору на оказание услуг по обращению ТКО и направило в адрес Товарищества. Однако доказательства направления истцу упомянутого протокола урегулирования разногласий общество не представило, Товарищество факт его получения отрицает.
Как установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А43-21785/2021, несмотря на отсутствие заключенного договора, ООО "Нижэкология-НН" оказывало Товариществу услуги по вывозу ТКО на условиях Типового договора, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Имея намерения урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора от 17.01.2019, Товарищество обратилось в суд с настоящим иском, настаивая на принятии спорного пункта в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО: один контейнер, объемом 1,1 куб.м; место накопления ТКО: г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, д. 88, корп. 1; периодичность вывоза: 1 раз в 2 дня".
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В нормах статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определены условия, последовательность и сроки совершения действий заинтересованных лиц при заключении договоров, обязательных хотя бы для одной из сторон; установленные в этих нормах сроки не являются пресекательными.
Обязанная к заключению договора сторона не лишена возможности представить суду разногласия по конкретным условиям договора, предложенным ей в проекте, и суд должен их рассмотреть.
Следовательно, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора, и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для разрешения преддоговорного спора на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма Типового договора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ N 641" (далее - Правила N 1156).
В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" (далее - Правила N 505) установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.
На основании пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
Действительно, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО. Именно собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета.
Вместе с тем, для реализации расчета исходя из количества и объема контейнеров, собственнику ТКО необходимо не просто заявить об этом, а выполнить ряд подготовительных действий: 1) организовать раздельное накопление и сбор сортированных отходов, 2) создать отдельное место (площадку) накопления отходов, оборудованную специальными контейнерами для раздельного накопления и сбора сортированных отходов, 3) включить указанную площадку в реестр мест накопления контейнерных площадок.
Товариществом вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств создания и организации им места (площадки) накопления ТКО, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, д. 88, корп. 1, для раздельного сбора отходов.
Судом установлено, что на указанной площадке расположен один зеленый контейнер, объемом 1,1 куб.м.
Ввиду отсутствия раздельного сбора отходов не может быть применен способ учета объема исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 09.09.2021 N 305-ЭС21-14998.
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам и пользователям жилых помещений уточняются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно абзацу 1 пункта 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к данным Правилам - исходя из нормативов накопления ТКО.
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам - исходя из объема вывезенных контейнеров (абзац 3 пункта 148(30) Правил N 354).
Таким образом, для собственников жилых помещений, оплачивающих услугу по обращению с ТКО через исполнителя коммунальной услуги (УК/ТСЖ), наличие системы раздельного сбора является обязательным требованием для перехода на расчет "по факту", то есть исходя из объема вывезенных контейнеров.
Исполнитель коммунальной услуги (УК/ТСЖ) не может рассчитываться на основании абзаца 2 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 в отрыве от вышеприведенных требований Правил N 354, имеющих специальной правовое регулирование.
Как следует из материалов дела, Товарищество, предлагая свою редакцию спорного пункта 15 договора о порядке учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, настаивало на применении способа исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных на месте накопления твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, Товарищество, настаивая на данной редакции пункта 15, не реализовало порядок принятия решения собственниками помещений МКД о раздельном накоплении ТКО, образующихся в многоквартирном доме.
Более того, материалами дела также подтверждено фактическое отсутствие по спорному адресу площадки (бункера) под КГО.
Пунктом 2 Правил N 505 установлено, что коммерческому учету подлежат объем и (или) масса всех твердых коммунальных отходов в местах их накопления: сортированных твердых коммунальных отходов, несортированных твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов (КГО).
На территории Нижегородской области постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области.
Согласно пунктам 2.1 - 2.4 данного Порядка подлежат накоплению на контейнерных площадках, оборудованных контейнерами и бункерами, и транспортированию на объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Накопление ТКО осуществляется, в т.ч. следующими способами: накопление отходов в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках; накопление крупногабаритных отходов на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов.
Складирование КГО в контейнеры для обычных отходов, а также в не предназначенные для их складирования места запрещено (п. 2 Правил N 1156).
Вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств нахождения в месте накопления ТКО бункера (отсека) под КГО.
Факт отсутствия указанного бункера (отсека) также подтверждено актом осмотра от 28.04.2023, составленным ООО "Нижэкология-НН" с применением фотофиксации (т. 2 л.д. 36-37).
На основании изложенного, проанализировав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, при урегулировании разногласий при заключении договора относительно порядка учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов суд первой инстанции правомерно изложил пункт 15 договора в следующей редакции: "Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
При изменении обстоятельств накопления ТКО, влекущих переход на фактический учет, истец не лишен права на обращение к региональному оператору с заявлением о внесении соответствующих изменений в договор.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об урегулировании разногласий при заключении договора.
Аргументы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.05.2023 по делу N А43-635/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья ТСЖ-88 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.В. Протасов |
Судьи |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-635/2022
Истец: ТСЖ 88
Ответчик: ООО "Нижэкология-НН"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2024 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 325-ПЭК24
14.12.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7874/2023
14.08.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4353/2022
02.05.2023 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-635/2022
06.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7097/2022
11.08.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4353/2022
22.04.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-635/2022