г. Владимир |
|
16 августа 2023 г. |
Дело N А43-31003/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАСК-НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25 апреля 2023 года по делу N А43-31003/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГАСК-НН" (ИНН 5256137268, ОГРН 1155256003132) к Министерству градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и Государственному бюджетному учреждению Нижегородской области "Институт развития агломерации Нижегородской области" о признании незаконными действий в части включения в градостроительные планы земельных участков информации об их расположении; об обязании ответчиков совершить действия по восстановлению нарушенных прав, третьи лица: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (ИНН 5260294552); администрация города Нижнего Новгорода (ИНН 5253001036); Муниципальное казенное учреждение "Нижегородское городское лесничество" (ИНН 5260106431).
при участии:
от заявителя - Маслов А.А. по доверенности от 10.01.2023 сроком на 3 года (т. 2 л.д. 100), представлен диплом о высшем юридическом образовании от 05.06.2005 N ВСВ 0531433 (т. 2 л.д. 101);
от ответчиков - не явились, извещены;
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГАСК-НН" (далее по тексту - заявитель, ООО "Гаск-НН") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, с учетом принятого судом 01 марта 2023 года изменения предмета спора в порядке ст. 49 АПК РФ, к Министерству градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (далее - Минград Нижегородской области) и Государственному бюджетному учреждению Нижегородской области "Институт развития агломерации Нижегородской области" (далее - ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области") о признании незаконными действий административных ответчиков в части подготовки и выдачи заявителю градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0040575:674, 52:18:0040575:678, 52:18:0040575:681, 52:18:0040575:685, 52:18:0040575:687, 52:18:0040575:689, содержащих информацию о расположении земельных участков в границах городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество), в том числе чертежах градостроительных планов земельных участков, и об ограничениях использования земельных участков, связанных с расположением земельных участков в границах городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество); об обязании административных ответчиков в течение 14 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с действующим порядком подготовить и выдать ООО "ГАСК-НН" градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0040575:674, 52:18:0040575:678, 52:18:0040575:681, 52:18:0040575:685, 52:18:0040575:687, 52:18:0040575:689 без указания информации о расположении земельных участков в границах городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество), в том числе чертежах градостроительных планов земельных участков, и об ограничениях использования земельных участков, связанных с расположением земельных участков в границах городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на требований на предмет спора, привлечены Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Минлесхоз Нижегородской области); администрация города Нижнего Новгорода (далее - Администрация г.Н.Новгорода); Муниципальное казенное учреждение "Нижегородское городское лесничество" (далее - МКУ "Нижегородлес").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25 апреля 2023 года в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Гаск-НН" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2023 по делу N А43-31003/2022 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым заявление ООО "ГАСК-НН" удовлетворить полностью.
ООО "Гаск-НН" не согласно с вынесенным по делу судебным актом, считает, что он подлежит отмене, поскольку судом не было учтено, что основным легитимным источником информации о городских лесах является государственный лесной реестр, а не ГИСОГД НО или иные информационные системы, что заинтересованные лица должны были обеспечить достоверность и актуальность сведений, содержащихся в ГПЗУ. Суд не исследовал вопрос законности размещения в ГИСОГД НО информации о границах городских лесов. ООО "Гаск-НН" настаивает, что бездействие уполномоченных органов по неактуализации сведений ГИСОГД НО в части городских лесов не должно влечь негативные последствия для заявителя в виде отображения недостоверных сведений о городских лесах в ГПЗУ.
От ответчика Минград Нижегородской области поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик просит оставить решение Арбитражного суда Нижегородской области без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ООО "Гаск-НН" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в письменных пояснениях в порядке ст. 81 АПК РФ, просил решение суда отменить, требования заявителя удовлетворить.
В судебном заседание не явились представители ответчиков и третьих лиц, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом в рамках дела N А43-14482/2021, ООО "ГАСК-НН" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0040575:674, 52:18:0040575:678, 52:18:0040575:681, 52:18:0040575:685, 52:18:0040575:687, 52:18:0040575:689, расположенных по адресу: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Малоэтажная.
Исходным земельным участком является земельный участок с кадастровым номером 52:18:0000000:398, право собственности ООО "ГАСК-НН" на который зарегистрировано 27.05.2015.
21 декабря 2021 ООО "ГАСК-НН" обратилось в МКУ "Нижегородлес" с заявлением о предоставлении информации о возможных пересечениях границ земельных участков заявителя и границ городских лесов.
Письмом от 29.12.2020 N 774 МКУ "Нижегородлес" сообщило о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 52:18:0040575:678, 52:18:0040575:681, 52:18:0040575:685, 52:18:0040575:689 расположены на земельном участке, относящемся к категории защитных лесов - городские леса квартала N 29 Автозаводского участкового лесничества Нижегородского городского лесничества. МКУ "Нижегородлес" также представило схему расположения проектируемого лесного участка, согласно которой имеются пересечения границ городских лесов квартала N 29 Автозаводского участкового лесничества Нижегородского городского лесничества с 9-тью земельными участками заявителя с кадастровыми номерами 52:18:0040575:660, 52:18:0040575:674, 52:18:0040575:678, 52:18:0040575:679, 52:18:0040575:681, 52:18:0040575:685, 52:18:0040575:687, 52:18:0040575:689, 52:18:0040575:1367.
На основании полученных сведений ООО "ГАСК-НН" обратилось в Минлесхоз Нижегородской области и МКУ "Нижегородлес" с заявлениями от 19.03.2021 об исключении из государственного лесного реестра (ГЛР) сведений о лесных участках (городские леса квартала N 29 Автозаводского участкового лесничества Нижегородского городского лесничества) в части несоответствия сведениям ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0040575:660, 52:18:0040575:674, 52:18:0040575:678, 52:18:0040575:679, 52:18:0040575:681, 52:18:0040575:685, 52:18:0040575:687, 52:18:0040575:689, 52:18:0040575:1367, расположенных по адресу: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Малоэтажная.
Минлесхоз Нижегородской области решением, формализованным в письме N исх-331- 183724/21 от 16.04.2021, во внесении соответствующих изменений отказало.
ООО "Гаск-НН" обжаловало отказ Минлесхоз Нижегородской области, формализованный в письме N исх-331- 183724/21 от 16.04.2021 в рамках дела N А43-14482/2021.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2021 г. по делу N А43-14482/2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2021, признаны незаконными отказ Муниципального казенного учреждения "Нижегородское городское лесничество", формализованный в письме N234 от 26.03.2021, отказ Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, формализованный в письме Nисх-331-183724/21 от 16.04.2021 в исключении из государственного лесного реестра (ГЛР) сведений о лесных участках (городские леса квартала N29 Автозаводского участкового лесничества Нижегородского городского лесничества) в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0040575:660, 52:18:0040575:674, 52:18:0040575:678, 52:18:0040575:679, 52:18:0040575:681, 52:18:0040575:685, 52:18:0040575:687, 52:18:0040575:689, 52:18:0040575:1367, расположенных по адресу: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Малоэтажная. Суд обязал Минлесхоз Нижегородской области в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить из ГЛР сведения о лесных участках (городские леса квартала N29 Автозаводского участкового лесничества Нижегородского городского лесничества) в части несоответствия сведениям ЕГРН в отношении указанных земельных участков.
28 января 2022 года ООО "ГАСК-НН" обратилось в Минлесхоз Нижегородской области с просьбой исключить из ГЛР сведения о лесных участках в части несоответствия сведениям ЕГРН в отношении земельных участков заявителя, а также с просьбой направить информацию об исключении сведений из ГЛР в адрес МКУ "Нижегородлес" для исключения указанной информации из ГИСОГД Нижегородской области.
Письмом от 22.02.2022 N Исх-331-76791/22 Минлесхоз Нижегородской области сообщил ООО "Гаск-НН" об изменении документированной информации ГЛР по Автозаводскому участковому лесничеству Нижегородского городского лесничества, в подтверждение чего представил акт об изменении документированной информации N 1 от 21.02.2022.
Письмом от 05.03.2022 N 40 ООО "ГАСК-НН" уведомило МКУ "Нижегородлес" об исключении из ГЛР сведений о лесных участках, приложив письмо Минлесхоз Нижегородской области от 22.02.2022 N Исх-331-76791/2.
03 августа 2022 Минлесхоз Нижегородской области по заявлению ООО "ГАСК-НН" выданы градостроительные планы земельных участков с кадастровым номером 52:18:0040575:674 N РФ-52-2-01-0-00-2022-Б166 от 03.08.2022, с кадастровым номером 52:18:0040575:678 N РФ-52-2-01-0-00-2022-Б167 от 03.08.2022, с кадастровым номером 52:18:0040575:681 N РФ-52-2-01-0-00-2022-Б168 от 03.08.2022, с кадастровым номером 52:18:0040575:685 N РФ-52-2-01-0-00-2022-Б169 от 03.08.2022, с кадастровым номером 52:18:0040575:687 N РФ-52-2-01-0-00-2022-Б170 от 03.08.2022, с кадастровым номером 52:18:0040575:689 N РФ-52-2-01-0-00-2022-Б171 от 03.08.2022, в текстовой части которых, а именно в разделе "Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий", земельные участки ООО "ГАСК-НН" имеют ограничения использования, связанные с частичным расположением в границах городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество). Согласно чертежам ГПЗУ границы земельных участков ООО "ГАСК-НН" пересекаются с границами городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество).
Полагая, что действия МКУ "Нижегородлес" и Минлесхоз Нижегородской области в части подготовки и выдачи ООО "Гаск-НН" градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0040575:674, 52:18:0040575:678, 52:18:0040575:681, 52:18:0040575:685, 52:18:0040575:687, 52:18:0040575:689, содержащих информацию о расположении земельных участков в границах городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество), в том числе чертежах градостроительных планов земельных участков, и об ограничениях использования земельных участков, связанных с расположением земельных участков в границах городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество) являются незаконными и нарушающими права заявителя, ООО "ГАСК-НН" в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В обосновании своего заявления ООО "Гаск-НН" указало, что действия по включению в градостроительные планы земельных участков сведений о городских лесах не соответствуют нормам права, устанавливающим приоритет сведений ЕГРН перед сведениями ГЛР, а также исправленным данным ГЛР. Заявитель отмечает, что на основании решения суда сведения ГЛР были уже приведены в соответствие со сведениями ЕГРН.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что границы Нижегородского городского лесничества установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.03.2020 N 309 "Об установлении границ Нижегородского городского лесничества, расположенного на часть земель населенных пунктов города Нижнего Новгорода, занятых городскими лесами", в соответствии с приложениями к которому площадь лесничества составляет 8 814 га, графическое описание границ лесничества закоординировано, информация о расположении земельных участков ООО "ГАСК-НН" в границах городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество) отражена в выданных заявителю ГПЗУ. Доказательств, свидетельствующих о внесении в ГИСОГД НО Минлесхоз Нижегородской области информации об изменении границ Нижегородского городского лесничества, в материалы дела не представлено. При этом, суд первой инстанции принял во внимание, что у Минград Нижегородской области и ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области" отсутствуют полномочия по включению или исключению из градостроительных планов информации, содержащиеся в Приказе от 05.03.2020 N 309, в том числе о границах лесничества. Дополнительно суд отметил, что из постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2021 по делу NА43-14482/2021 также не усматривается обязанности Минград Нижегородской области и ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области" выполнить заявленные ООО "Гаск-НН" требования.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, утверждаемым представительным органом местного самоуправления.
Согласно статьей 23 Градостроительного кодекса генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа. На ней отображаются также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
К документам градостроительного зонирования в силу статьи 30 Градостроительного кодекса относятся правила землепользования и застройки, включающие в себя: карту градостроительного зонирования, а также градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23.12.2014 N 197-3 "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области", полномочия по подготовке, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, за исключением случаев подготовки, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства для собственных нужд, ведения садоводства для собственных нужд на территории городского округа город Нижний Новгород осуществляет Правительство Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.06.2021 N 510 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Нижегородской области" (далее - Постановление N 510), ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области" определено оператором ГИСОГД НО.
В соответствии с Постановлением N 510, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 N 279 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" (вместе с "Правилами ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности", "Правилами предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности"), ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области", как оператор ГИСОГД НО, обеспечивает эксплуатацию и развитие ГИСОГД НО, а именно обеспечивает наличие организационного, нормативного и методического обеспечения информационной системы, технических средств, программного обеспечения, каналов связи, технических и программных средств защиты информации, а также доступ к информационной системе органов, осуществляющих ведение информационной системы.
Согласно пункту 1.3. Постановления N 510, ГИСОГД НО представляет собой информационную систему, содержащую сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения. Направление сведений, документов и материалов в ГИСОГД НО осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области, оператором информационной системы и ОМСУ, согласно распределенным полномочиям, а также иными лицами, ответственными за направление сведений в ГИСОГД НО.
Внесение сведений, документов и материалов в ГИСОГД НО осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области, оператором информационной системы и ОМСУ согласно распределенным полномочиям в соответствии с Приложением 2 к Положению о ГИСОГД НО (абзац первый пункта 3.2. Постановления N 510).
В соответствии с распределенными полномочиями, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области является органом исполнительной власти, ответственным за направление сведений, документов, материалов в раздел ГИСОГД НО "Лесничество", орган местного самоуправления (Администрация города Нижнего Новгорода) - за их размещение, ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области" - за их выдачу.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, является Градостроительный кодекс.
Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в ЕГРН, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, закреплен в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса. В нем, в частности, должна содержаться информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий (пункт 9); о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (пункт 10).
В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр (часть 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы (часть 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения, порядок присвоения номеров градостроительным планам земельных участков устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается (часть 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Форма градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 25.04.2017 N 741/пр.
Градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку. В нем указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13).
Из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности следует, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного правоотношения, предусматривая свободу распоряжения лицами, участвующими в деле, принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты.
Правила принципа диспозитивности применительно к производству в арбитражном суде распространяется и на процессуальные отношения, возникающие в связи с выбором лица, обратившегося в арбитражный суд, способа защиты своих прав.
Так, истец (заявитель) самостоятельно определяет объем своих требований, и суд не вправе выходить за рамки заявленного предмета заявленных требований (ст. ст. 4, 36, 37, 49, 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений обращение в арбитражный суд осуществляется в форме заявления, в котором, в силу пункта 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть сформулировано исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), а в соответствии с пунктом 5 этой части исковое заявление должно содержать фактическое обоснование заявленного требования (обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, то есть основания иска).
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Из содержания приведенной выше нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что право изменять предмет иска предоставлено только истцу. Арбитражный суд не вправе выходить за пределы исковых требований по своей инициативе.
Границы предмета доказывания, как и пределы судебного разбирательства, определяются предметом и основанием иска. При этом арбитражный суд в соответствии с действующим арбитражным процессуальным законодательством не вправе выходить за пределы заявленных требований, а также рассматривать вопрос о законности оспариваемого постановления по иным основаниям, не заявленным заявителем.
Учитывая изложенное, исходя из заявленных предмета и основания спора, арбитражный суд проверяет оспариваемые действия ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области" и Минград Нижегородской области в соответствии с требованиями, установленными статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на момент их совершения.
В рассматриваемом случае судом установлено, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2021 по делу N А43-14482/2021 суд обязал Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить из государственного лесного реестра сведения о лесных участках (городские леса квартала N 29 Автозаводского участкового лесничества Нижегородского городского лесничества) в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0040575:660, 52:18:0040575:674, 52:18:0040575:678, 52:18:0040575:679, 52:18:0040575:681, 52:18:0040575:685, 52:18:0040575:687, 52:18:0040575:689, 52:18:0040575:1367, расположенных по адресу: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Малоэтажная.
Во исполнение указанного решения, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области письмом от 22.02.2022 N Исх-331- 76791/22 сообщило ООО "Гаск-НН" об изменении документированной информации ГЛР по Автозаводскому участковому лесничеству Нижегородского городского лесничества, в подтверждение чего представило акт об изменении документированной информации N 1 от 21.02.2022.
Между тем, на момент подготовки и выдачи ГПЗУ, равно как и до настоящего времени, информация об изменении границ Нижегородского городского лесничества в ГИСОГД НО отсутствует.
Доказательств, свидетельствующих о внесении в ГИСОГД НО Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области информации об изменении границ Нижегородского городского лесничества, в материалы дела не представлено.
При этом, согласно "Положению о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Нижегородской области" у Минград Нижегородской области и ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области" отсутствуют полномочия по включению или исключению из градостроительных планов информации, содержащиеся в Приказе от 05.03.2020 N 309, в том числе о границах лесничества, а из текста судебных актов по делу NА43-14482/2021 не усматривается обязанности ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области" и Минград Нижегородской области совершить заявленные ООО "Гаск-НН" действия.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил довод ООО "Гаск-НН" о том, что Минград Нижегородской области и ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области" должны были выдать ООО "ГАСК-НН" градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0040575:674, 52:18:0040575:678, 52:18:0040575:681, 52:18:0040575:685, 52:18:0040575:687, 52:18:0040575:689 без указания информации о расположении земельных участков в границах городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество), в том числе чертежах градостроительных планов земельных участков, и об ограничениях использования земельных участков, связанных с расположением земельных участков в границах городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество).
Оценивая доводы ООО "Гаск-НН" о том, что им избран надлежащий способ защиты, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Решение суда по требованиям, заявленным в установленном главой 22 КАС РФ, главой 24 АПК РФ порядке о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обращается к исполнению судом в соответствии с частями 8 и 9 статьи 227 КАС РФ или частью 7 статьи 201 АПК РФ, что не исключает возможности его принудительного исполнения на основании выданного судом исполнительного листа, если решением суда на административного ответчика (орган, должностное лицо) возложена обязанность по совершению (воздержанию от совершения) определенных действий (абзац четвертый пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 31 постановления Пленума от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" обратил внимание на то, что исходя из положений части 9 статьи 227 КАС РФ судам необходимо самостоятельно осуществлять контроль за исполнением решений, которыми на административных ответчиков возлагается обязанность устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод, реализации законных интересов граждан, организаций; при непоступлении сведений об исполнении решения суда (поступлении сведений о неисполнении решения суда) суд вправе вынести частное определение; несообщение о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законности влечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа (статьи 122 и 123, часть 3 статьи 200 КАС РФ).
Приведенные положения презюмируют незаконность неисполнения решения суда, которая не должна подтверждаться в порядке административного судопроизводства.
С учетом изложенного, вопросы исполнения судебных решений, в том числе органами местного самоуправления, регулируются Федеральным законом N 229-ФЗ, который закрепляет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов (статья 1), возлагая на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном указанным федеральным законом (статья 5), предоставляя полномочия в отношении должника - гражданина или организации, обязанных по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий (часть 4 статьи 49).
Исходя из анализа правовых норм названного выше закона, предусматривающих совершение судебным приставом-исполнителем конкретных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, оценка действий должника в рамках исполнительного производства относится к полномочиям судебного пристава-исполнителя, решения, действия (бездействие) которого как должностного лица могут быть оспорены сторонами исполнительного производства в судебном порядке (часть 1 статьи 128).
Таким образом, вопросы исполнения решения суда по административному делу о возложении на муниципальные органы обязанности по совершению определенных действий, во исполнение которого возбуждено исполнительное производство, могут быть предметом судебного разбирательства при оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, в ходе которого возможно восстановление прав административных истцов, являющихся взыскателями в исполнительном производстве.
Учитывая изложенное, с учетом конкретных установленных судом обстоятельств спора, суд приходит к выводу об избрании ООО "Гаск-НН" ненадлежащего способа защиты нарушенного права, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25 апреля 2023 года по делу N А43-31003/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАСК-НН" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ГАСК-НН" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 15.05.2023 N 315.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31003/2022
Истец: ООО "ГАСК-НН"
Ответчик: Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области
Третье лицо: Администрация города Нижнего Новгорода, ГБУ НО "Институт развития агломерации Нижегородской области", Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, Министерство лесного хозяйства и охраны обьектов животного мира Нижегородской области, МКУ Нижегородское городское лесничество