город Ростов-на-Дону |
|
15 августа 2023 г. |
дело N А32-9571/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца - представитель Павлова Е.С. по доверенности от 27.12.2022;
от ответчика - представитель Окуньков Ю.В. по доверенности от 04.05.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Краснодар Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.03.2023 по делу N А32-9571/2021
по иску ООО "Краснодар Водоканал"
к АО "Лотос-М"
о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к АО "Лотос-М" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за период с 01.09.2020 по 31.10.2020 в размере 520 178,47 руб., неустойки за период с 16.10.2020 по 04.02.2021 в размере 18 234,83 руб. Требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 28.02.2018 N 11775.
Ответчиком заявлялось ходатайство об объединении дел N А32-9571/2021 и N А32-15798/2021 в одно производство.
Истцом заявлялось ходатайство об уточнении исковых требований, просил взыскать с ответчика задолженность за период с 01.09.2020 по 31.10.2020 в размере 371 446,97 руб., неустойку за период с 16.10.2020 по 30.01.2023 в размере 177 193,22 руб.
Решением суда от 10.03.2023 в удовлетворении ходатайства ответчика об объедении дел отказано. Ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено. В удовлетворении исковых требований отказано. ООО "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) выдана справка на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 205 руб., уплаченной на основании платежного поручения от 25.02.2021 N 17561.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что суд не учел тот факт, что единственным требованием к услуге водоотведения является бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года. Услуга по отведению сточных вод оказана ответчику в спорный период надлежащим образом, обратного ответчиком не доказано. Верховный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что объем сточных вод может быть значительно больше, чем объем поданной холодной воды, зафиксированный индивидуальными приборами учета (Определение N 307-ЭС22-12189 по делу N А21-8257/2021, определение N 308-ЭС22-24936 по делу N А32-9576/2021). Отсутствие перерывов в оказании услуги водоотведения по факту сторонами не оспаривается. Ответчик возражает против применения истцом фактических показаний прибора учета холодной воды в спорный период. Истец указывает, что объем водоотведения не может быть приравнен к объему воды, предъявленному к оплате, поскольку установлены приборы учета, фиксирующие фактический объем оказанных услуг. Законодательно не установлена обязанность истца производить перерасчет услуг по водоотведению, исходя из объема воды надлежащего качества. Услуга по водоотведению была оказана в полном объеме, в централизованную систему водоотведения попал объем как воды надлежащего качества (питьевая вода), так и воды ненадлежащего качества (техническая вода). Гидравлическая промывка трубопроводов водопроводных сетей, проведенная в сентябре 2021 года, соответствовала требованиям действующих норм. Ответчик доказательств нарушения истцом порядка гидравлической промывки труб не представил, довод ответчика ничем не подтвержден. Истец указывает, что технически невозможно смешивание стоков после гидравлической промывки трубы из ливневой канализации и холодной воды в трубопроводе централизованного водоснабжения. Судом неправомерно отказано во взыскании неустойки по договору, поскольку материалами дела подтвержден факт оказания услуг и их принятие ответчиком. Ответчик не доказал факт оказания ему услуг водоснабжения ненадлежащего качества до 13.10.2020 года.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Лотос М" просило в удовлетворении апелляционной жалобы истца отказать.
В составе суда произведена замена судьи Величко М.Г. на судью Шапкина П.В. ввиду нахождения в отпуске судьи Величко М.Г.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Через канцелярию суда от истца поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Представитель истца в судебном заседании ответил на вопросы суда, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика дал пояснения по делу, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ООО "Краснодар Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и АО "Лотос-М" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 28.02.2018 N 11775, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.
Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (п. 1 договора).
В обоснование исковых требований истец указывает, за период с 01.09.2020 по 31.10.2020 истцом оказаны услуги по водоснабжению и водоотведению, однако ответчиком нарушены условия договора в части оплаты.
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, у АО "Лотос-М" перед истцом образовалась задолженность в размере 371 446,97 руб. (уточненные требования).
Ненадлежащее исполнение ответчиком своей обязанности по оплате поставленного коммунального ресурса и оказанных услуг в указанном размере послужило истцу основанием для обращения в суд за защитой нарушенного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о водоснабжении по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (п. 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. В пункте 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (п. 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В пункте 1 статьи 15 Закона N 416-ФЗ указано, что в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные данным Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (пункт 4).
Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (пункт 3 статьи 1 Закона N 416-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.4.1074-01.2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01, действовал до 01.03.2021).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Указанные санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 (пункт 2.2 указанных Санитарных правил).
В силу пункта 3.1 Санитарных правил питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункт 3.2).
В соответствии с пунктом 27 Типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" абонент имеет право в любое время в течение срока действия настоящего договора самостоятельно отобрать пробы холодной (питьевой) воды для проведения лабораторного анализа ее качества и направить их для лабораторных испытаний в организации, аккредитованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Отбор проб холодной (питьевой) воды, в том числе отбор параллельных проб, должен производиться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Абонент обязан известить организацию водопроводно-канализационного хозяйства о времени и месте отбора проб холодной (питьевой) воды не позднее 3 суток до проведения отбора.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 7.3 договора.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 645 в случае нарушения организацией водопроводно-канализационного хозяйства требований к качеству питьевой воды, режима подачи холодной воды, уровня давления холодной воды абонент вправе потребовать пропорционального снижения размера оплаты по договору в соответствующем расчетном периоде. Ответственность организации водопроводно-канализационного хозяйства за качество подаваемой холодной (питьевой) воды определяется до границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, установленной в соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности.
Таким образом, нормами гражданского законодательства и специальными нормами прямо предусмотрено право абонента на отказ от оплаты коммунального ресурса - питьевой воды, не соответствующей требованиям законодательства.
Судом установлен факт поставки ООО "Краснодар Водоканал" в адрес АО "Лотос-М" воды ненадлежащего качества в спорный период с 28.08.2020 по 12.10.2020 включительно и подтвержден материалами дела, а именно протоколом результатов КХА питьевой воды от 04.09.2020 N 268/В, составленным обществом с ограниченной ответственностью испытательная лаборатория "Эко-23".
Истец возобновил поставку ресурса надлежащего качества 13.10.2020, о чем стороны составили соответствующий акт.
Из протокола результатов КХА питьевой воды от 04.09.2020 N 268/В, составленного обществом с ограниченной ответственностью испытательная лаборатория "Эко-23", следует, что отобранные в ответчиком пробы питьевой воды не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям "железо" и "марганец".
Обстоятельство поставки холодной воды ненадлежащего качества истцом признается, однако организация ВКХ указывает, что коммунальные услуги ненадлежащего качества были оказаны в периоды с 28.08.2020 по 07.09.2020, с 10.09.2020 по 14.09.2020, с 14.09.2020 по 21.09.2020, в связи с чем, истцом был произведен перерасчет платы только за указанный период.
В силу п. 148 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 абонент, транзитная организация обеспечивают беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного уведомления абонента, транзитной организации о дате и времени посещения. Абонент, транзитная организация должны быть уведомлены о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей, о проведении визуального контроля и (или) отбора проб воды и сточных вод не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования, визуального контроля и (или) отбора проб. Уведомление должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.
Между тем, судом установлено, что установленный порядок уведомления абонента истцом соблюден не был. Доказательств заблаговременного извещения ответчика о проведенных отборах проб воды, которые, по мнению истца, прерывают период поставки некачественного ресурса, последним не представлено.
Суд первой инстанции верно отметил, что такое неизвещение абонента лишило ответчика права осуществить параллельный отбор проб воды и нивелировало результаты соответствующих исследований качества ресурса.
Также истцом не представлено доказательств невозможности отбора проб в местах отбора, согласованных сторонами в приложении N 1 к договору.
Порядок отбора проб холодной воды регламентировался Правилами N 644.
В соответствии с п. 37 Правил N 644 абонент холодного водоснабжения имеет право получать достоверные сведения о качестве питьевой воды, составе и свойствах сточных вод, полученной в результате производственного контроля качества воды, а также принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе осуществлять параллельный отбор проб.
Согласно п. п. 147 - 148 Правил N 644 абонент должен обеспечить беспрепятственный доступ к местам отбора проб воды, сточных вод, приборам учета (узлам учета) холодной воды представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного уведомления абонента о дате и времени посещения для отбора проб.
В силу п. 149 Правил N 644 в случае отбора проб для проверки по итогам проверки должен составляться двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент имеет право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных разделом XI Правил N 644.
Указанные нормы обязывают истца в целях реализации прав ответчика уведомлять его о проведении обследования водопроводных сетей, о проведении визуального контроля и (или) отбора проб воды не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования, визуального контроля и (или) отбора проб. Уведомление должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом.
Однако в материалы дела истец не представил доказательств уведомления истцом ответчика о времени и месте проведения отбора проб воды. Акт отбора проб воды от 18.09.2020, который составлялся без участия ответчика, не представлен истцом, а также отсутствуют доказательства составления и направления истцом акта проверки в порядке, предусмотренном п. 149 Правил N 644.
Таким образом, истец допустил нарушение порядка проведения процедуры отбора проб холодной воды, предусмотренной договором холодного водоснабжения и водоотведения и Правилами N 644, и нарушение порядка документального оформления доказательства возобновления истцом поставки воды надлежащего качества ответчику.
Ответчик не уведомлял истца о возобновлении поставки воды надлежащего качества в период до 13.10.2020, а дата отбора проб истцом в одностороннем порядке 18.09.2020 была осуществлена в период документального подтверждения истцом поставки воды ненадлежащего качества.
Протокол анализа питьевой воды истца от 21.09.2020 не принят судом в качестве доказательства как не отвечающего критериям допустимости и достоверности (статьи 68, 71 АПК РФ), поскольку отбор проб произведен истцом с нарушением условий проверки абонента, предусмотренных ч. 2 п. 148 Правил N 644, в одностороннем порядке без извещения ответчика о времени и месте отбора, в месте отбора проб иного абонента и по иному адресу, не предусмотренном договором холодного водоснабжения и водоотведения, без соблюдения истцом права ответчика на участие в отборе проб и без составления акта отбора проб с участием ответчика и возможности указания в нем возражений ответчика.
Акт, в котором фиксируются результаты проверки, предусмотренный ч. 1 п. 149 Правил N 644, истцом и ответчиком 18.09.2020 не составлялся, в адрес ответчика истцом не направлялся.
Следовательно, дата окончания периода поставки некачественной воды установлена имеющимся в материалы дела актом о результатах проверки от 13.10.2020, составленном истцом и ответчиком, что впоследствии подтверждено протоколом испытаний истца от 14.10.2020 N 11961, отобранной совместно представителями истца и ответчика пробы воды.
Между сторонами возникли разногласия относительно порядка коммерческого учета объемов водоснабжения и водоотведения в установленный судом ненадлежащего исполнения истцом обязательств по договору в период с 28.08.2020 по 12.10.2020.
Как указывает истец, он согласился с фактами подачи холодной воды ненадлежащего качества и сделал перерасчет поданной воды ненадлежащего качества только за периоды с 28.08.2020 по 07.09.2020, с 10.09.2020 по 14.09.2020, с 14.09.2020 по 21.09.2020 и уменьшил объем подачи холодного водоснабжения в августе, сентябре 2020 года пропорционально количеству дней подачи холодной воды в соответствующем календарном месяце подачи, руководствуясь п. 101, нормами о предоставлении коммунальных услуг раздела X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В отношении водоотведения истец отказался осуществлять перерасчет объема услуг водоотведения ответчику за непрерывный период с 28.08.2020 по 12.10.2020 включительно. Истец мотивировал отказ тем, что перебоя в оказании услуг водоотведения установлено не было, коммунальная услуга по водоотведению была оказана в полном объеме, в централизованную систему водоотведения истца был принят объем как воды надлежащего качества, так и воды ненадлежащего качества.
Разрешая разногласия сторон, суд первой инстанции указал, что истцом доказательств поставки ресурса надлежащего качества ранее 13.10.2020 не представлено, в связи с чем, суд признал исковые требования в части взыскания задолженности по холодному водоснабжению не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда в части отказа во взыскании задолженности по холодному водоснабжению правомерными. Оснований полагать, что холодное водоснабжение было восстановлено ранее, у суда не имелось ввиду отсутствия подтверждающих документов в материалах дела.
В части требования истца о взыскании задолженности за водоотведение суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с п. п. 5.3, 5.4, 5.5 и 5.7 договора стороны определили, что коммерческий учет полученной воды и отведенных сточных вод обеспечивает абонент (истец). Количество поданной холодной воды и принятых организацией водопроводно-канализационного хозяйства сточных вод определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет холодной воды и сточных вод, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета, за исключением случае, когда в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод коммерческий учет осуществляется расчетным способом. Сторона, осуществляющая коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды и отведенных сточных вод, ежемесячно с 25 числа расчетного периода снимает показания приборов учета, установленного договором либо осуществляет в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, расчет объема поданной (полученной) холодной воды и отведенных сточных вод расчетным способом.
Пунктом 82 Правил N 644 предусмотрено, что определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами N 776.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях предусмотренных частью 10 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ и пунктом 14 Правил N 776, а именно:
а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения;
б) в случае неисправности прибора учета;
в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
Согласно ч. 11 ст. 20 Федерального закона N 416-ФЗ в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Пунктом 23 Правил N 776 предусмотрено, что при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III Правил N 776.
Пункт 23 Правил N 776 при определении объема водоотведения холодной воды не предусматривает каких-либо исключений от равности объема водоснабжения холодной воды. Единственно точный способ определения фактического объема водоотведения является по прибору учета сточных вод. При отсутствии прибора учета законом и правилами в сфере водоснабжения и водоотведения равенство объема водоотведения объему водоснабжения презюмировано.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, признал обоснованным довод истца о том, что предметом поставки по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 28.02.2018 N 11775 является коммунальный ресурс холодная питьевая вода установленного качества и отведение такой воды после использования ответчиком.
Суд первой инстанции указал, что поскольку нормативно-правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения по единому договору рассматриваются как единый неделимый процесс, в ходе которого ответчик (абонент) после использования полезных свойств холодной питьевой воды практически в том же объеме сливает ее в виде сточных вод, указанный расчетный способ достаточно достоверно отражает фактически потребленный абонентом объем водоотведения холодной воды, а поэтому используется как императивно установленный нормативно-правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения расчетный способ определения объема поданного организацией водопроводно-канализационного хозяйства абоненту коммунального ресурса водоснабжение и водоотведение, который не может быть изменен истцом в одностороннем порядке.
Указав также, что в заявленный в иске период у ответчика приборов учета сточных вод не имелось, суд первой инстанции признал ошибочным выполненный истцом расчет задолженности за водоснабжение и водоотведение.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что объем водоотведения должен определяться в соответствии с ч. 11 ст. 20 Федерального закона N 416-ФЗ и п. 23 Правил N 776, а именно, объем водоотведения должен быть равен объему водоснабжения истцом ответчику холодной воды, соответствующей условиям договора.
В связи с чем, суд первой инстанции выполнил перерасчет объема водоснабжения и водоотведения, поданного истцом ответчику в период с 01.09.2020 по 31.10.2020 года, с учетом установленного периода ненадлежащего водоснабжения и водоотведения холодной воды по договору в соответствии с ч. 11 ст. 20 Федерального закона N 416-ФЗ и п. 23 Правил N 776. Сославшись на то, что ответчиком была произведена оплаты за водоснабжение и водоотведение, поданного в период с 01.09.2020 по 31.10.2020 года в сумме 224 993,6 руб., суд отказал в иске в полном объеме.
Между тем, в части отказа в удовлетворении требования о взыскании задолженности по оплате услуг по водоотведению суд не учел следующее.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644 водоснабжающая организация обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и очистку сточных вод в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды; обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации.
В приложении N 1 к Правилам N 354 (раздел III) определены требования к качеству предоставления услуги по водоотведению. В соответствии с ним должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
В столбце третьем приложения указаны условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва водоотведения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, основанием для снижения размера платы за водоотведение является некачественное предоставление коммунальной услуги, а именно с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Иных оснований для изменения платы за водоотведение действующим законодательством не предусмотрено.
В рассматриваемом случае доказательств оказания истцом коммунальной услуги по водоотведению в спорный период с перерывами, превышающими установленную продолжительность, не представлено. Более того, факт оказания истцом услуг по водоотведению ответчиком не оспаривается, спор по определению объема горячего водоотведения между сторонами отсутствует, имеется спор относительно порядка определения объема оказанной услуги водоотведения.
Ответчик по сути возражает против применения истцом фактических показаний прибора учета холодной воды в спорный период для определения объема водоотведения.
В аварийно-диспетчерскую службу истца ни от ответчика, ни от иных лиц не поступало сообщений о перебоях по водоотведению. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
В связи с чем, апелляционным судом не установлено фактов ненадлежащего оказания истцом услуги водоотведения в спорный период.
Объем услуги водоотведение рассчитан истцом исходя из показаний прибора учета. Так истец указал, что израсходованный объем воды за сентябрь 2020 года составил 5818 м3, водоотведение по п.11 ст. 20 N 416-ФЗ составило 5818 м3, горячее водоотведение 341м3. Израсходованный объем воды за октябрь 2020 года составил 4693 м3, водоотведение по п.11 ст. 20 N 416-ФЗ составило 4693м3, горячее водоотведение 389 м3.
Спор по объему горячего водоотведения между сторонами отсутствует.
Согласно Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из источников водоснабжения.
Императивными нормами не установлена обязанность организации ВКХ производить перерасчет коммунальных услуг водоотведения исходя из объема воды надлежащего качества.
Таким образом, услуги водоотведения оказаны истцом ответчику надлежащим образом, в централизованную систему водоотведения попал объем как воды надлежащего качества (питьевая вода), так и воды ненадлежащего качества (техническая вода).
С учетом изложенного апелляционным судом подлежит отклонению ссылка ответчика на то, что размера платы за водоотведение должен равняться нулю.
Аналогичная правая позиция изложена в постановлении АС СКО от 07.09.2022 по делу N А32-9576/2021.
Согласно выполненному истцом расчету, общий объем водоотведения составил 10 511 м3, включая водоотведение горячей воды 730 м3.
Сумма образовавшейся на стороне ответчика задолженности за услуги водоотведения составила 197 086, 95 руб., с учетом произведенной ранее оплаты ответчиком услуг за водоснабжение и водоотведение, поданного в период с 01.09.2020 по 31.10.2020 года в сумме 224 993,6 руб.
В данном случае судом установлено, что истцом приняты стоки ответчика в этом объеме, услуга водоотведения оказана в полном объеме.
Таким образом, требования истца о взыскании задолженности за услуги водоотведения подлежат удовлетворению судом в размере 197 086, 95 руб. В остальной части требования надлежит отказать.
Также истцом заявлено требование о взыскании пени за период с 16.10.2020 по 30.01.2023 в общем размере 177 193,22 руб. (с учетом уточнения исковых требований).
В пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Статья 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" предусматривает, что до 01.01.2021 Правительство Российской Федерации вправе вводить особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление N 424, которым предусмотрен мораторий на начисление исполнителями коммунальных услуг, поставщиками коммунальных ресурсов и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, неустоек за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ресурсы).
В силу пункта 2 постановления N 424 положения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных в соответствии с пунктами 19, 21, 148 (1) и 148 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", до 01.01.2021 применяются в части, не противоречащей постановлению N 424.
Согласно пункту 3 постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 01.01.2021.
Пункт 4 постановления N 424 также предусматривает, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 01.01.2021.
Кроме того, пунктом 5 постановления N 424 приостановлено до 01.01.2021 взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременного и (или) внесения не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Использованное в постановлении N 424 понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлено Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом в соответствии с положениями статей 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации названное понятие применяется равным образом к собственникам и пользователям как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, из толкования постановления N 424 во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что установленный постановлением N 424 мораторий на начисление неустоек распространяется и на собственников и пользователей нежилых помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, которое действовало в течение шести месяцев - с 01.04.2022 по 30.09.2022. В силу подпункта второго пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные, в частности, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве - не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Следовательно, пени необходимо начислять на период с 16.10.2020 по 01.04.2022 и за период с 01.10.2022 по 30.01.2023.
Согласно части 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
С учетом изложенного, с учетом представленного истцом альтернативного расчета, размер неустойки составляет 73 904,08 руб.
Требования истца о взыскании неустойки подлежат частичному удовлетворению апелляционным судом в указанной сумме 73 904,08 руб.
В остальной части требований надлежит отказать.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Поскольку исковые требования удовлетворены частично в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате по иску и апелляционной жалобе в общем размере 8 384 руб. (6902 руб. по иску, 1 492 руб. по жалобе) В остальной части расходы возлагаются на истца.
С учетом уточнения исковых требовании в порядке ст. 49 АПК РФ, с общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" надлежит довзыскать в доход федерального бюджета РФ 205 руб. госпошлину по иску.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2022 по делу N А32-9571/2021 изменить.
Изложить абзацы 3-4 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с акционерного общества "Лотос М" (ИНН 2308251554, ОГРН 1172375100028) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) задолженность в размере 197 086, 95 руб., пени в размере 73 904,08 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 384 руб. по иску и апелляционной жалобе. В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) в доход федерального бюджета РФ 205 руб. госпошлину по иску."
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с момента его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
Я.Л. Сорока |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9571/2021
Истец: ООО "Краснодар Водоканал", ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: АО "Лотос-М", ООО "Лотос-М"