г. Вологда |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А13-8264/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 марта 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
при участии от акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" Соколовой О.Н. по доверенности от 01.04.2023 N Д-400/2023, от государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области Лукиной О.В. по доверенности от 09.01.2024 N 11,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Устюженская центральная районная больница" и Департамента здравоохранения Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 декабря 2023 года по делу N А13-8264/2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427; адрес: 107045, Москва, Уланский переулок, дом 26, помещение 3.01; далее - общество, АО "СК "СОГАЗ-Мед") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Устюженская центральная районная больница" (ОГРН 1033500750843, ИНН 3520001550; адрес: 162840, Вологодская область, Устюженский район, город Устюжна, улица Карла Маркса, дом 53; далее - учреждение, больница, БУЗ ВО "Устюженская ЦРБ") о взыскании 9 500 000 руб.
К участию деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области (ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916; адрес: 160017, Вологодская область, город Вологда, микрорайон Тепличный, дом 8а; далее - ТФОМС, Фонд), Департамент здравоохранения Вологодской области (ОГРН 1033500049703, ИНН 3525010519; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 06 декабря 2023 года по делу N А13-8264/2023 исковые требования удовлетворены.
БУЗ ВО "Устюженская ЦРБ" и департамент с судебным актом не согласились и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить. В обоснование жалоб ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
АО "СК "СОГАЗ-Мед" и ТФОМС в своих отзывах считают, что решение суда следует оставить без изменения.
БУЗ ВО "Устюженская ЦРБ" и департамент надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и Фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Фондом, обществом (страховая медицинская организация) и учреждением (организация) заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 21.01.2021 N 23 (далее - договор), по условиям которого организация обязалась оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и объемами предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, указанными в пункте 2 настоящего договора, в случае если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис ОМС (далее - медицинская помощь по территориальной программе), а страховая медицинская организация обязалась оплатить оказанную застрахованному в страховой медицинской организации лицу указанную медицинскую помощь в соответствии с настоящим договором.
Согласно пункту 8.8. договора организация обязана представлять в Страховую медицинскую организацию заявку на авансирование медицинской помощи по территориальной программе, счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленные Правилами обязательного медицинского страхования (утверждены приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н; далее - Правила ОМС).
В соответствии с пунктом 7.2 договора страховая медицинская организация обязана не позднее пяти рабочих дней со дня получения от организации заявки на авансирование медицинской помощи по территориальной программе, направлять в организацию аванс в размере, предусмотренном порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Организации.
В 2021 году в соответствии с поступившими от ответчика заявками страховой медицинской организацией своевременно выполнены соответствующие обязательства по перечислению аванса учреждению на оказание медицинской помощи по ОМС.
В связи с превышением объема средств, направленных учреждению, над суммой счетов, принятых к оплате, у ответчика возникла задолженность (переавансирование) за 2021 год в размере 10 128 037 руб. 85 коп. (акт сверки расчетов от 26.04.2022).
В силу пункта 23 договор прекратил действие 31.12.2021.
Согласно пункту 26 договора при прекращении настоящего договора стороны производят окончательный расчет в течение 20 рабочих дней со дня прекращения договора, при этом ликвидируют взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность.
В претензии от 19.07.2022 истец потребовал возвратить излишне перечисленный аванс в сумме 10 128 037 руб. 85 коп.
Неисполнение ответчиком претензионных требований и наличие задолженности явились поводом для обращения истца в суд с настоящим иском.
По данным истца, задолженность ответчика на день рассмотрения дела судом первой инстанции составляла 9 500 000 руб.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с требованиями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Согласно ста
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 2 статьи 1102 ГК РФ правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Правоотношения сторон в сфере обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон 326-ФЗ).
В силу части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (далее - целевые средства).
В соответствии со статьей 14 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с данным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией.
Целевые средства страховой медицинской организации формируются за счет, в том числе средств, поступивших от территориального фонда на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении (пункт 1 часть 1 статьи 28 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Получение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 28 Закона N 326-ФЗ).
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС (пункт 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 124 Правил ОМС страховая медицинская организация в соответствии с договором о финансовом обеспечении представляет в территориальный фонд ОМС:
1) заявку на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи (далее - заявка на авансирование);
2) заявку на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь (далее - заявка на получение средств на оплату счетов) для проведения окончательного расчета с медицинскими организациями.
В заявку на авансирование включается объем средств, необходимый для направления в медицинские организации в соответствии с заявками медицинских организаций на авансирование оплаты медицинской помощи.
В заявку на получение средств на оплату счетов включается объем средств для оплаты медицинской помощи за отчетный месяц, определенный территориальным фондом ОМС с учетом дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования (далее - дифференцированные подушевые нормативы), за исключением средств, направленных в страховую медицинскую организацию в отчетном месяце в порядке авансирования. В случае недостатка указанного объема средств для оплаты медицинской помощи в отчетном месяце заявка увеличивается в пределах остатка целевых средств, возвращенных в территориальный фонд ОМС в предыдущие периоды.
Согласно пункту 125 Правил ОМС территориальный фонд ОМС осуществляет перечисление целевых средств в страховую медицинскую организацию (за исключением средств, направленных из нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС):
1) в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки на авансирование, в размере, установленном договором о финансовом обеспечении;
2) в течение трех рабочих дней со дня получения заявки на получение средств на оплату счетов с учетом ранее направленных средств на авансирование, но не более суммы целевых средств, рассчитанной исходя из количества застрахованных лиц и дифференцированных подушевых нормативов.
Страховая компания направляет средства на оплату медицинской помощи в медицинские организации в соответствии с договорами в течение трех рабочих дней со дня получения целевых средств от Территориального фонда (статья 142 Правил ОМС).
Постановлением Правительства Вологодской области от 16.03.2020 N 229 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Вологодской области" на территории Вологодской области введен режим повышенной готовности, который действовал в течение 2021 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Постановление N 2299) установлено, что в 2021 году финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2021 N 354 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2299" пункт 4 изложен в новой редакции: установить, что в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, может осуществляться в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
Постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2020 N 1588 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" установлено, что в случаях установления Правительством Российской Федерации особенностей реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, реализация Программы в 2021 году будет осуществляться с учетом таких особенностей (раздел IV Программы).
Приказом Минздрава России от 09.04.2020 N 299н внесены изменения в Правила ОМС. В частности, пунктом 123.1 этих Правил определено, что в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, размер целевых средств по заявке на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи страховой медицинской организации и средств по заявке на авансирование медицинской помощи медицинской организации определяется настоящими Правилами.
В силу пункта 125.1 Правил ОМС в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, размер аванса, предоставляемого территориальным фондом страховым медицинским организациям на основании заявки на авансирование, может составлять до 100 процентов от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние три месяца либо с периода начала действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (в случае периода действия договора менее трех месяцев).
Согласно пункту 141 этих же Правил в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, размер аванса, предоставляемого страховой медицинской организацией медицинским организациям на основании заявки на авансирование медицинской помощи, может составлять до 100 процентов от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние три месяца либо с периода начала действия договора на оказание и оплату медицинской помощи (в случае периода действия договора менее трех месяцев). Для медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций, в соответствии с частью 2.1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ, размер аванса, предоставляемого страховой медицинской организацией, может составлять до 100 процентов размера финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи, распределенного медицинской организации решением Комиссии в соответствии с частью 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, в расчете на месяц. При этом размер аванса не может быть больше размера финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи, распределенной медицинской организации решением Комиссии в соответствии с частью 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, в расчете на месяц.
Остаток целевых средств, полученных по заявкам, страховая медицинская организация возвращает в территориальный фонд в течение трех рабочих дней после завершения расчетов с медицинскими организациями за отчетный месяц (пункт 129 Правил ОМС).
Согласно пункту 130 Правил ОМС в случае превышения в отчетном месяце суммы аванса, направленного страховой медицинской организацией в медицинскую организацию, над размером счетов на оплату медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, указанные средства подлежат возврату в территориальный фонд в последующие месяцы текущего года при возврате медицинской организацией средств в страховую медицинскую организацию, или на сумму указанного превышения страховой медицинской организацией уменьшается сумма аванса (окончательного расчета), представляемого страховой медицинской организацией в следующие периоды, и указанные средства учитываются страховой медицинской организацией при оплате медицинской помощи, оказанной медицинской организацией в следующем периоде.
В рассматриваемом случае истцом ответчику в 2021 году произведено авансирование на 121 878 208 руб. 23 коп.
Как отмечено ранее, в связи с превышением объема средств, направленного учреждению, над суммой счетов, принятых к оплате, у ответчика образовалась задолженность (переавансирование) за 2021 год в сумме 10 128 037 руб. 85 коп., что подтверждается актом сверки расчетов от 26.04.2022, подписанным сторонами без замечаний и возражений.
Доказательств оказания услуг на сумму неосвоенного аванса ответчиком не представлено.
Указанная задолженность частично ответчиком погашена, в связи с этим истец правомерно обратился о взыскании 9 500 000 руб.
Доводы жалобы о недоказанности размера исковых требований опровергаются представленными в дело доказательствами.
Поскольку сумма аванса, перечисленная истцом ответчику, превысила сумму выставленных указанной медицинской организацией счетов на оплату медицинской помощи, учитывая прекращение действия договора, а также то, что перечисленные для оплаты медицинской помощи денежные средства носят целевой характер и не являются собственностью ни медицинской организации, ни страховой медицинской организации, то согласно пункту 130 Правил ОМС денежные средства в заявленном истцом размере необоснованно удерживаются ответчиком и подлежат возврату.
Вопреки доводам жалоб, положения пункта 4 Постановления N 2299 об осуществлении авансирования без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи в совокупности с положениями пункта 130 Правил ОМС не могут быть истолкованы как подтверждающие обоснованность удержания по окончании соответствующего года полученных авансовых платежей, на сумму которых медицинская помощь медицинской организацией не оказана.
Ссылки апеллянтов на отсутствие выявленного фондом в ходе проверки за 2021 год факта нецелевого использования учреждением денежных средств ОМС подлежат отклонению как необоснованные, не имеющие правового значения применительно к предмету настоящего спора и установленным по делу обстоятельствам.
При таких обстоятельствах, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Выводы суда, изложенные в решении от 06.12.2023, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателями апелляционных жалоб не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 декабря 2023 года по делу N А13-8264/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Устюженская центральная районная больница" и Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8264/2023
Истец: АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
Ответчик: БУЗ ВО "Устюженская центральная районная больница"
Третье лицо: Департамент здравоохранения Вологодской области, ТФОМС Вологодской области