гор. Самара |
|
23 августа 2023 г. |
Дело N А72-1326/2023 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 августа 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 августа 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Некрасовой Е.Н., Харламова А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2023 года в зале N 7 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.05.2023, принятое по делу N А72-1326/2023 (судья Топоров А.В.),
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479, ОГРН 1027301162580), гор. Ульяновск к Обществу с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис" (ОГРН 1057328073021, ИНН 7328504724), гор. Ульяновск
третье лицо: Лапушкина Наталья Шамильевна
о взыскании излишне перечисленного пособия,
и по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области
об отмене решения Заместителя управляющего Государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации N 73002280001126 от 19.07.2022,
при участии в судебном заседании:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - не явились, извещены надлежащим образом;
от ООО "Энерготехсервис" - Корнилов А.В., представитель (доверенность от 19.07.2022);
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Истец - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис" о взыскании суммы излишне перечисленного пособия в размере 296 590 руб. 99 коп.
Делу присвоен N А72-1326/2023.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Лапушкина Наталья Шамильевна.
Общество с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене решения Заместителя управляющего Государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации N 73002280001126 от 19.07.2022.
Делу присвоен номер N А72-498/2023.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.03.2023 заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен N А72-1326/2023.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.05.2023 заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворено. С Общества с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис" в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области взыскана сумма излишне перечисленного пособия в размере 296 590 руб. 99 коп. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис" об отмене решения Заместителя управляющего Государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации N 73002280001126 от 19.07.2022 отказано. С Общества с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 8 932 руб.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области и удовлетворить требования об отмене решения Заместителя управляющего Государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации N 73002280001126 от 19.07.2022.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 16.08.2023 на 14 час. 20 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ОСФР по Ульяновской области и Лапушкина Н.Ш. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОСФР по Ульяновской области представлен отзыв, в котором просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на отмене решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, выслушав представителя Общества, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГУ-УРО ФСС РФ на основании решения от 21.02.2022 N 73002280001121 о проведении выездной проверки в соответствии с Законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ, Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной отделением Фонда скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя за период с 01.01.2019 по 31.12.2021.
В ходе проведенной выездной проверки Отделением фонда было установлено следующее. ООО "Энерготехсервис" (страхователь) представило сведения для назначения пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет застрахованному лицу Лапушкиной (Фроловой) Наталье Шамильевне.
Должность секретаря в ООО "Энерготехсервис" утверждена приказом от 19.09.2019 N 11 "Об утверждении штатного расписания" и введена с 19.09.2019.
Приказом от 19.09.2019 N 8 Фролова Наталья Шамильевна была принята на работу в ООО "Энерготехсервис" на должность секретаря с 19.09.2019, трудовой договор N 10 от 19.09.2019.
Согласно записи в трудовой книжке Фролова Наталья Шамильевна уволена с предыдущего места работы 19.04.2019.
Согласно приказу (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику от 07.10.2019 N 34 Фроловой Н.Ш. предоставлен отпуск по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности N 335380408554 от 09.10.2019 с периодом освобождения от работы с 09.10.2019 по 25.02.2020.
Заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам от 09.10.2019 подписано Фроловой Н.Ш.
Согласно свидетельству о заключении брака I-ВА N 760501 фамилия Фроловой Н.Ш. изменена на Лапушкину Н.Ш. в связи с заключением брака 26.10.2019.
Приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска работника от 26.02.2020 N 1 Лапушкиной Н.Ш. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 26.02.2020 по 02.06.2021.
Согласно записи в трудовой книжке Лапушкина Н.Ш. уволена из ООО "Энерготехсервис" с 03.06.2021 на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ (приказ N 3 от 20.05.2021).
Представленные к проверке заявление о выплате (перерасчёте) пособия (оплате отпуска) по беременности и родам 14.10.2019, заявление о выплате (перерасчёте) пособия (оплате отпуска) ежемесячного пособия по уходу за ребенком 26.02.2020 не подписаны застрахованным лицом.
За период с 01.01.2019 по 18.09.2019 и с 26.02.2020 по 03.06.2021 начисления и выплаты иным лицам по должности секретаря ответчиком не производились.
В своих пояснениях ООО "Энерготехсервис" (страхователь) указал, что поскольку запрещено отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью, в организации "была создана должность "Секретарь" в помощь главному инженеру и после ухода в отпуск по беременности и родам, в ежемесячный отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, после увольнения Лапушиной Н.Ш. должность секретаря ликвидирована и должностные обязанности секретаря частично легли на остальных сотрудников.
При этом согласно штатному расписанию, утвержденному приказом от 26.02.2020 N 13 на период с 26.02.2020 по 31.12.2020 (с даты ухода Лапушкиной Н.Ш. в отпуск по уходу за ребенком) тарифная ставка (оклад) по должности секретарь составляет 0,00 руб.
Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом страхователя от 20.05.2021 N 19 на период с 20.05.2021 по 31.12.2021 (с даты приказа об увольнении Лапушкиной Н.Ш.) должность секретаря исключена.
По результатам рассмотрения материалов проверки, ГУ-УРО ФСС РФ вынесло решение от 19.07.2022 73002280001126, в соответствии с которым ООО Энерготехсервис предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Отделения фонда, в сумме 296 590,99 руб., поскольку Отделением фонда установлено, что страхователь преднамеренно создал искусственную ситуацию и злоупотребил правом в целях возмещения своих расходов своему сотруднику по выплате пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком возмещаемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, которое выразилось в следующем:
1. в преднамеренном введении с 19.09.2019 в штатное расписание должности секретаря (данная должность занята в 2019 году 14 рабочих дней);
2. в преднамеренном трудоустройстве на работу для получения пособий Фроловой Н.Ш. (Лапушкиной Н.Ш.) за 14 рабочих (21 календарных) дня до наступления страхового случая - отпуска по беременности и родам, далее отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и в увольнении Лапушкиной Н.Ш. из организации 03.06.2021 - на следующий день после окончания отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет 02.06.2021;
3. прием на работу Фроловой Натальи Шамилевны (Лапушкиной Натальи Шамилевны) на должность секретаря связан исключительно с личностью работника - родственная связь с Жамалдиновым Артемом Шамильевичем (является сестрой), занимающем должность главного бухгалтера в организации;
4. в отсутствии необходимости принятия на работу секретаря, так как на время нахождения Лапушкиной Н.Ш. в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком новый работник на данную должность не был принят, а у организации согласно штатным расписаниям от 26.02.2020 и 20.02.2021 отсутствовали намерения принимать кого-либо на данную должность (установление нулевой ставки, исключение из штатного расписания).
В обоснование заявленных требований Отделение фонда ссылается на то, что возникновение трудовых отношений между ООО "Энерготехсервис" и Лапушкиной Н.Ш. носит номинальный характер, обусловлены беременностью последней на момент трудоустройства, направлены на искусственное возникновение правовых оснований для назначения и выплаты пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, возмещаемых страхователю за счет средств фонда.
Отделение фона считает, что назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат застрахованному лицу Лапушкиной Н.Ш. производилась с нарушением статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пункта 28 "Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н, пункта 2, пункта 3 "Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта", утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, что привело к необоснованному расходованию средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Сумма излишне понесенных расходов за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации составила 296 590 руб. 99 коп.
Ответчику было направлено требование от 26.08.2022 N 730022800014901 о возмещении расходов в сумме 296 590 руб. 99 коп. в срок до 16.09.2022, которое им не исполнено, в связи с чем, Отделение фонда обратилось с рассматриваемым исковым заявлением в арбитражный суд.
ООО "Энерготехсервис", в свою очередь, оспаривая решение ГУ-УРО ФСС РФ от 19.07.2022 N 73002280001126, вынесенное по результатам выездной проверки, в своем заявлении указывает, что основным направлением деятельности общества является обслуживание общедомовых приборов учета, с пуском тепла нагрузка на инженера компании увеличивается, что явилось причиной введения должности секретаря 19.09.2019, поскольку Постановлением Администрации города Ульяновска N 1717 от 26.08.2019 начало отопительного сезона было назначено на 25.09.2019 (докладная записка инженера ООО "Энерготехсервис" на имя директора ООО "Энерготехсервис" от 02.09.2019).
Кроме того, согласно справке от 30.06.2022, выданной Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области ОГКУ Кадровый центр Ульяновской области в гор. Новоульяновске, Лапушкина Н.Ш. была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы с 29.05.2019, что подтверждает намерение Лапушкиной Н.Ш. трудоустроиться и исключает намерение трудоустройства с целью получения пособий; фактическое исполнение обязанностей Лапушкиной Н.Ш. подтверждается документами, имеющими подпись Лапушкиной Н.Ш. Поскольку ООО "Энерготехсервис" является коммерческой организацией, ТК РФ не содержит запрета на совместную работу близких родственников в коммерческой организации, в том числе при условии прямого подчинения одного из них другому, в связи с чем довод Отделения фонда о приеме на работу Лапушкину Н.В., имеющую родственную связь с Жамалдиновым А.Ш., занимающего должность главного бухгалтера, является необоснованным.
Также, отсутствие необходимости принятия на работу секретаря на время отпуска по беременности и родам Лапушкиной Н.Ш. 31.01.2020 является датой начала пандемии COVID-1.9.
Согласно Указу Губернатора Ульяновской области N 19 от 12.03.2020 на территории Ульяновской области введен режим повышенной готовности, что исключает необходимость нахождения в штатном расписании должности секретаря.
В связи с чем, ООО "Энерготехсервис" просит отменить решение ГУ-УРО ФСС РФ от 19.07.2022 N 73002280001126.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ОСФР по Ульяновской области, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 статьями 15, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что излишняя выплата суммы пособий по обязательному социальному страхованию, произошедшая по причине предоставления страхователем Фонду неполных или недостоверных данных, является убытками.
С учетом положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ООО "Энерготехсервис".
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и статьей 1.2 Федерального закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка являются страховым обеспечением.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ страховыми случаями признаются, в частности, временная нетрудоспособность застрахованного лица, беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закон N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3 указанного закона. Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц (работников) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Назначение пособия по беременности и родам в соответствии с ч.1 ст.13 Закона N 255-ФЗ осуществляется страхователем по месту работы застрахованного лица (в редакции закона до 26.05.2021).
С 01 июля 2016 года Ульяновская область во исполнение п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" участвует в реализации пилотного проекта.
В соответствии с п. 1 Положения "Об особенностях назначения и выплат в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 назначение и выплата страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
В соответствии с п. 2 Положения N 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 Положения N 294 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения N 294, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Согласно п. 8 Положения N 294 после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Согласно п. 16 Положения N 294 за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 17 Положения N 294 контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в п. 16 настоящего Положения N 294, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, в том числе пособия по беременности и родам, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу указанной нормы права являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304- КГ15-5176).
По правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ установлено, что финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 144 БК РФ бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01.01.2023 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации) относится к бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью (также закреплено в п. 2 Положения N 101).
Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В определении Конституционного суда от 25.07.2001 N 138-О также указывается, что деятельность сторон в правоотношениях должна основывается на принципе презумпции добросовестности. Общество вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере, однако, поскольку спор возник о правомерности требования о выплате средств страхового обеспечения, разрешение его не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых и трудовых отношений. Страховщик, при решении вопроса о наличии оснований для выплаты пособий, вправе оценивать обстоятельства страхового случая, характеризующие объем реализации социального страхового риска (определение Конституционного суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 329-О).
Как установлено арбитражным судом, факт трудоустройства Фроловой Натальи Шамильевны в ООО "Энерготехсервис" подтвержден трудовым договором N 10 от 19.09.2019.
Приказом директора ООО "Энерготехсервис" от 19.09.2019 N 8 Фролова Наталья Шамильевна (26.10.2019 фамилия изменена на Лапушкина Н.В., свидетельство о заключении брака I-ВА N 760501) была принята на работу в ООО "Энерготехсервис" на должность секретаря с 19.09.2019 по трудовому договору N 10 от 19.09.2019, с заработной платой по окладу 11 280 руб., режим рабочего времени - пятидневная с двумя выходными, продолжительность ежедневной работы 8 часов; время начала, окончания, перерывов в работе не установлено.
При этом должность секретаря в ООО "Энерготехсервис" утверждена приказом организации от 19.09.2019 N 11 "Об утверждении штатного расписания" и введена только 19.09.2019.
Из записи в трудовой книжке следует, что Фролова Наталья Шамильевна с предыдущего места работы уволена 19.04.2019.
По заявлению Фроловой Н.Ш. о предоставлении отпуска по беременности и родам от 09.10.2019, приказом (распоряжением) от 07.10.2019 N 34 о предоставлении отпуска работнику Фроловой Н.Ш. предоставлен отпуск по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности N 335380408554 от 09.10.2019 с периодом освобождения от работы с 09.10.2019 по 25.02.2020.
Приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска работника от 26.02.2020 N 1 Лапушкиной Н.Ш. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 26.02.2020 по 02.06.2021.
Приказом директора ООО "Энерготехсервис" от 20.05.2021 N 3 трудовой договор с Лапушкиной Н.В. расторгнут с 03.06.2021 на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
Таким образом, должность секретаря у страхователя введена только 19.09.2019, Лапушкина (Фролова Н.Ш.) была принята на работу 19.09.2019, то есть за 14 рабочих дней (21 календарных дня) до наступления страхового случая - отпуска по беременности и родам, далее отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и уволена из организации 03.06.2021 - на следующий день после окончания отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет 02.06.2021.
Из штатного расписания, утвержденного приказом от 26.02.2020 N 13, следует, что на период с 26.02.2020 по 31.12.2020 (с даты ухода Лапушкиной Н.Ш. в отпуск по уходу за ребенком) тарифная ставка (оклад) по должности секретарь составляет 0,00 руб.
Непосредственно после ухода Лапушкиной Н.Ш. в отпуск по беременности и родам на должность секретаря другой работник принят не был. За период с 01.01.2019 по 18.09.2019, с 14.10.2019 по 25.02.2020 и с 26.02.2020 по 03.06.2021 начисления и выплаты заработной платы иным лицам по должности секретаря не производились.
Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом организации от 20.05.2021 N 19 на период с 20.05.2021 по 31.12.2021 (с даты приказа об увольнении Лапушкиной Н.Ш.) должность секретаря исключена.
Указанные обстоятельства ООО "Энерготехсервис" не оспариваются и свидетельствуют о том, что создание должности секретаря, трудоустройство работника на позднем сроке беременности на такой незначительный временной интервал (21 календарный день) не было обусловлено производственной необходимостью, на которой настаивает страхователь.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Общества экономической целесообразности принятия спорного работника на работу, поскольку должность секретаря после ухода Лапушкиной Н.Ш. оставалась вакантной, что свидетельствует об отсутствии у ООО "Энерготехсервис" реальной необходимости в создании и замещении этой должности кем бы то ни было.
Исследовав представленные ООО "Энерготехсервис" в материалы дела N А72- 498/2023 (т. 1 л.д. 100 - 106) акты ООО "Энерготехсервис" от 31.03.2019 N 111, от 28.02.2019 N 74, от 31.01.2019 N 5, счет-фактуру от 17.09.2019 N 270, накладную от 13.09.2019 N 211, на которых имеется запись "приняты секретарем Лапушкиной (Фроловой) Н.Ш. 16.09.2019", арбитражный суд правомерно указал, что данные документы составлены страхователем формально, с намерением ввести в заблуждение о наличии реальных признаков трудового участия застрахованного лица с целью легализации возмещения за счет средств Отделения фонда произведенных им выплат пособий застрахованному лицу при реальном отсутствии к тому правовых оснований возмещения.
Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых свидетельствовала бы о наличии реальной производственной необходимости в создании должности секретаря, Обществом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществом не представлено.
Создание должности повлекло трудоустройство работника, обеспеченное запретом дискриминации в сфере труда (статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации), и возникновение у него прав работающего застрахованного лица.
Все вышеперечисленные обстоятельства, связанные с преднамеренным приемом на работу Лапушкиной Н.Ш. за 14 рабочих дней (21 календарных дня) до наступления страхового случая, создание должности секретаря и прием ООО "Энерготехсервис" на работу Лапушкиной Н.Ш. в отсутствие доказанной производственной необходимости, оценены арбитражным судом в совокупности как свидетельствующие о создании страхователем искусственной ситуации, направленной на получение неосновательного обогащения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации путем злоупотребления правом на возмещение в полном объеме пособия по беременности и родам единовременного пособия, выплачиваемого женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, которые выплачиваются только работающим (застрахованным) женщинам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, которое выплачивается из расчета среднего заработка только работающим (застрахованным) лицам (незастрахованным выплачивается пособие в минимальном размере, установленном законодательно), единовременного пособия при рождении ребенка.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выплата пособия застрахованному лицу в завышенном размере на 296 590 руб. 99 коп. по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ фактически представляет собой сумму убытков, понесенных Фондом, размер убытков подтвержден расчетом пособия, платежными поручениями по выплате пособия застрахованному лицу.
Исходя из доказанности Отделением фонда совокупности обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно наличия вины страхователя, причинно-следственной связи между действиями страхователя и возникновением у Фонда убытков, суд правомерно признал принятое Отделением фонда оспариваемое решение от 19.07.2022 N 73002280001126 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения законным и обоснованным.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
При указанных обстоятельствах решение суда является обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановление на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.05.2023, принятое по делу N А72-1326/2023, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.