г. Вологда |
|
25 августа 2023 г. |
Дело N А05-1233/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 августа 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Снежинка на Воскресенской" Верховцева А.В. по доверенности от 09.02.2023, от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области Угрюмовой Д.Г. по доверенности от 17.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2023 года по делу N А05-1233/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Снежинка на Воскресенской" (ОГРН 1072901000545, ИНН 2901158660; адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, улица Воскресенская, дом 100; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24; далее - управление) о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушения закона от 28.10.2022 N 749-п.
Решением суда от 17 мая 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что оспариваемое предостережение является процессуальным документом, имеющий предупредительный и профилактический характер, и не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний. В связи с этим оспаривание выданного обществу предостережения не допустимо в рамках судопроизводства по главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу управления - без удовлетворения. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а приведенные заявителем в жалобе доводы необоснованными.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, в адрес управления поступило обращение гражданина о том, что обществом на торговом объекте по адресу: г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 100, допущена загрузка материалов, продукции, товаров со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
Управление, рассмотрев данное обращение, посчитало, что указанные действия могут привести/приводят к нарушению обязательных требований, установленных частью 1 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пунктами 138, 139 СанПиН 1.2.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - Правила).
На основании этого управление в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) выдало обществу предостережение о недопустимости нарушения закона от 28.10.2022 N 749-п, в котором предложено принять меры по обеспечению соблюдения указанных обязательных требований на спорном торговом объекте, а именно выполнять погрузку и разгрузку материалов, продукции, товаров из подземного тоннеля или зарытого дебаркадера или со стороны автомобильной дороги.
Не согласившись с данным предостережением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии оснований для выдачи обществу оспариваемого предостережения, заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор).
Порядок организации и проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора регулируется положениями Закона N 52-ФЗ и Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100 (далее - Положение).
Предметом государственного контроля (надзора) является, в том числе соблюдение санитарно-эпидемиологических требований (пункт 2 статьи 44 Закона N 52-ФЗ, подпункт "а" пункта 3 Положения).
К отношениям, связанным с осуществлением данного государственного контроля (надзора), применяются положения Закона N 248-ФЗ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 45 Закона N 248-ФЗ и пункта 41 Положения объявление предостережения выступает одним из видов профилактических мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (часть 2 статьи 49 Закона N 248-ФЗ).
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21) разъяснено, что граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке административного, арбитражного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, в том числе ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями (далее также - наделенные публичными полномочиями органы и лица), в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности (статья 46 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 4 КАС РФ, часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Согласно пункту 3 Постановления N 21 к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
По правилам главы 22 Кодекса административного судоустройства Российской Федерации, главы 24 АПК РФ могут быть оспорены в том числе письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам), содержанию.
В пункте 6 Постановления N 21 разъяснено, что при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.
В данном случае оспариваемое предостережение выдано уполномоченным лицом в соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ по результатам проведенной проверки поступившего обращения гражданина.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы управления о том, что оспариваемое предостережение не является ненормативным правовым актом, в связи с чем не подлежит оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку исходя из содержания и цели выдачи предостережения, оно возлагает определенные обязанности на общество, в том числе, влияющие на возможность осуществления предпринимательской деятельности, а именно выполнять погрузку и разгрузку материалов, продукции, товаров на торговом объекте из подземного тоннеля или зарытого дебаркадера или со стороны автомобильной дороги.
Таким образом, выданное обществу предостережение затрагивает его права и законные интересы лица и подлежит оспариванию в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.
Также суд первой инстанции правомерно отклонил довод управления о том, что обществом не соблюден досудебный порядок для обращения в суд, поскольку в его адрес заявителем направлены возражения на предостережение в соответствии с пунктом 4 статьи 49 Закона N 248-ФЗ. При этом в силу указанной нормы направление возражений в отношении полученного предостережения является правом контролируемого лица, а не обязанностью. Какой-либо иной порядок досудебного урегулирования спора после получения предостережения нормами Закона N 248-ФЗ не определен.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно части 3 статьи 39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей 24 Закона N 52-ФЗ установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2.1 СП 2.3.6.3668-20 предусмотрено, что размещение торговых объектов в многоквартирных домах, в том числе установка и эксплуатация в таких торговых объектах стационарных холодильных камер, холодильных агрегатов и грузоподъемников, а также погрузочно-разгрузочные работы в торговых объектах, встроенных, встроенно-пристроенных в многоквартирный дом, пристроенных к многоквартирному дому должны осуществляться при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Погрузку и разгрузку материалов, продукции, товаров для торговых объектов, встроенных, встроенно-пристроенных в многоквартирный дом, пристроенных к многоквартирному дому следует выполнять: с торцов жилых зданий; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны автомобильных дорог.
Не допускается загрузка материалов, продукции, товаров со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
Согласно пункту 138 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, погрузку и разгрузку материалов, продукции, товаров для торговых объектов, встроенных, встроено-пристроенных в многоквартирный дом, пристроенных к многоквартирному дому следует выполнять: с торцов жилых зданий; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны автомобильных дорог.
В силу пункта 139 СанПиН 2.1.3684-21 не допускается загрузка материалов, продукции, товаров со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
В Своде правил по проектированию и строительству. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий (СП 31-107-2004), одобренном и рекомендованном к применению письмом Госстроя России от 28.04.2004 ЖЛБ-131/9, даны определения понятий встроенное нежилое помещение и встроенно-пристроенное нежилое помещение: встроенное нежилое помещение - помещение, располагаемое в габаритах жилого дома с выступом за его пределы не более чем на 1,5 м.; встроенно-пристроенное нежилое помещение - помещение, располагаемое в габаритах жилого здания и в объемах, вынесенных за пределы габаритов жилого здания более чем на 1,5 м.
Термин пристройки содержался в пункте 4.1.5 "ГОСТ Р 58033-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины" (утратил силу с 01.06.2021), в соответствии с которым под ней понимается часть здания, расположенная вне контура его капитальных наружных стен, является вспомогательной по отношению к зданию и имеет с ним одну (или более) общую капитальную стену.
Признаками единства здания служат: фундамент и общая стена с сообщением между частями независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить в том числе однородность материала стен, единое архитектурное решение (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2021 N 304-ЭС20-19184).
В данном случае материалами дела подтверждается и не оспаривается управлением, что магазин "Снежинка" расположен в принадлежащем заявителю нежилом здании, которое не является пристроенным либо встроенно-пристроенным к многоквартирному жилому дому N 100 по улице Воскресенской в городе Архангельске.
Согласно техническому паспорту магазин является отдельно стоящим нежилым зданием, построенным в 1977 году, которое расположено на земельном участке площадью 1 150 кв. м с кадастровым номером 29:22:050106:4 (категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: магазин "Бытовая химия").
К земельному участку под магазином "Снежинка" примыкает земельный участок площадью 8 275 кв. м с кадастровым номером 29:22:050106:55 (категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: для объектов жилой застройки).
Следовательно, под жилым домом N 100 по улице Воскресенской в городе Архангельске и под зданием магазина "Снежинка" сформированы два самостоятельных земельных участка, имеющих различный вид разрешённого использования.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости магазин "Снежинка" является одноэтажным нежилым зданием площадью 552,8 кв.м с кадастровым номером 29:22:050106:92.
Согласно технической документации здание магазина не связано со зданием многоквартирного дома, здание магазина является отдельно стоящим, имеет самостоятельную входную группу, имеет отдельные от многоквартирного дома несущие конструкции, отдельную кровлю, здание и многоквартирный дом выполнены в разное время, между двумя зданиями находятся две глухие несущие стены, между двумя стенами зданий имеется расстояние.
Технический паспорт многоквартирного дома инв. N 200 содержит план, на котором нежилое здание не отражено, и оно не указано в качестве пристройки к многоквартирному дому (описание конструктивных элементов, стр.5 технического паспорта).
Довод управления о том, что между спорными зданиями отсутствуют противопожарные разрывы и проезды судом первой инстанции правомерно не принят во внимание, поскольку данные требования не регулируют спорные правоотношения.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что здание магазина с учетом его конструктивных особенностей не примыкает и не является встроенным в многоквартирный жилой дом.
Более того, из представленных в материалы дела технической документации и фотографий усматривается, что загрузка товара в магазин производится не со стороны подъездов, а именно так, как если бы вход в помещения магазина, будь они встроенными, встроенно-пристроенными либо пристроенными к многоквартирному дому, осуществлялся с торцевой стороны многоквартирного дома, где подъезды отсутствуют.
Однако в нарушение пункта 138 СанПиН 1.2.3684-21, допускающего погрузку и разгрузку материалов, продукции, товаров с торцов жилых зданий, управление в оспариваемом предостережении неправомерно исключило данную возможность, указав на необходимость осуществления погрузки и разгрузки товаров только из подземного тоннеля или закрытого дебаркадера или со стороны автомобильных дорог.
Таким образом, из материалов дела следует, что загрузка товара в магазин производится с торца жилого дома, что в любом случае соответствует требованиям пункта 138 СанПин2.1.3684-21, а не со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (Правила N 491), в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре (пункт 3 Правил N 491).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, разгрузка и погрузка товаров, поступающих в адрес магазина "Снежинка" производится строго в пределах земельного участка с кадастровым номером 29:22:050106:4, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Таким образом, дворовая территория жилого дома N 100 по у л. Воскресенская в г. Архангельска не используется для разгрузки товаров.
Суд правомерно не принял во внимание довод управления о том, что понятие "со стороны двора многоквартирного дома" не ограничивается понятием дворовой территорией, поскольку в данном случае загрузка товара в магазин производится с торца жилого дома, а не со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
При таких обстоятельствах в действиях общества отсутствуют нарушения требований пункта 139 СанПиН 2.1.3684-21, устанавливающего запрет загрузки материалов, продукции, товаров со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
Поскольку оспариваемое предостережение вынесено с нарушением требований действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, требование общества подлежит удовлетворению, а оспариваемое предостережение - признанию недействительным.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2023 года делу N А05-1233/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1233/2023
Истец: ООО "Снежинка на Воскресенской"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области