г. Пермь |
|
29 августа 2023 г. |
Дело N А60-19901/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции при использовании информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от заявителя: Паршукова К.О., паспорт, доверенность от 12.04.2023, диплом;
от заинтересованного лица: Капустина М.В., паспорт, доверенность от 11.01.2023, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Новая",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 июня 2023 года
по делу N А60-19901/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Новая" (ИНН 6633029520, ОГРН 1226600000362)
к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
о признании незаконным решения N 06-10-42/7647 от 03.04.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Новая" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным решения N 06-10-42/7647 от 03.04.2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. В обоснование жалобы апеллянтом приведены доводы о том, что ООО "Агрофирма Новая" является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, согласно представленной бухгалтерской отчетности, доля дохода общества от продажи сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации по итогам 2022 года (более 9 месяцев) составила более 70 процентов. По мнению общества, порядком подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки, утвержденного приказом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 07.08.2020 N 338 (в редакции от 07.09.2022) (далее - Порядок N 338) не предусмотрена возможность вынесения решения об отказе в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя по такому критерию как "осуществление хозяйственной деятельности менее календарного года", при том условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода ООО "Агрофирма Новая" от реализации этой продукции составила не менее чем 70 процентов за календарный год.
Министерство в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами апеллянта, указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просило оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Приложенные заявителем к апелляционной жалобе распечатка со страницы официального сайта Министерства, ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку не являются доказательствами по делу и находятся в свободном доступе в сети Интернет.
В заседании апелляционного суда представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании выразил несогласие с доводами заявителя, приведенными в апелляционной жалобе, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.03.2023 ООО "Агрофирма Новая" обратилось в Министерство с заявлением о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки за 2022 год.
28.03.2023 общество также обратилось в Министерство с заявлением о получении субсидии (гранта в форме субсидии) на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования по направлению "поддержку собственного производства молока" в целях возмещения части затрат на возмещение части фактически понесенных Получателем затрат на поддержку собственного производства молока по ставке на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока в соответствии с Порядком предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2017 N 76-ПП "Об утверждении Порядков предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 29.01.2013 N 110-ПП и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области" на условиях софинансирования за счет субсидии из федерального бюджета и средств областного бюджета (далее - Порядок N 76-ПП).
Решением N 06-03-09/7026 от 28.03.2023 Министерство отказало заявителю в предоставлении субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования по направлению "поддержка собственного производства молока" на условиях софинансирования за счет субсидии из федерального бюджета и средств областного бюджета, ссылаясь на подпункт 2 пункта 14 и пункта 74 Порядка N 76-ПП.
Решением N 06-10-42/7647 от 03.04.2023 Министерством было отказано заявителю в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки на основании подпункта 3 пункта 9 Порядка N 338 (в связи с осуществлением хозяйственной деятельности менее календарного года).
Считая решение N 06-10-42/7647 от 03.04.2023 об отказе в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки незаконным, нарушающим права и интересы ООО "Агрофирма Новая" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из соответствия оспариваемого отказа Министерства в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя требованиям действующего законодательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - ФЗ "О развитии сельского хозяйства") настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (далее - устойчивое развитие сельских территорий).
Согласно п. 1 статьи 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Аналогичные нормы отражены в статье 3 Закона Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" (далее - Закон СО N 7-ОЗ) и пункте 3 Порядка подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки, утвержденного приказом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 07.08.2020 N 338 (в редакции от 07.09.2022) (далее - Порядок N 338).
В пункте 1 Порядка N 338 указано, что настоящий порядок определяет условия и процедуру подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки в соответствии с Законом СО N 7-ОЗ.
Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя организации, индивидуальные предпринимателя обязаны представить пакет документов, перечень которых установлен п. 5 Порядка N 338.
Решение об отказе в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки принимается Министерством по следующим основаниям: 1) представление неполного пакета документов, указанных в пункте 5 настоящего порядка; 2) представление документов, содержащих недостоверные сведения; 3) уровень дохода от реализации производимой сельскохозяйственной продукции организаций и индивидуальных предпринимателей в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) менее семидесяти процентов за календарный год; 4) уровень объема работ (услуг), выполненных обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами для членов данных кооперативов, в общем объеме выполненных работ (услуг) менее пятидесяти процентов за календарный год; 5) представление доработанных документов по истечении срока, указанного в части третьей пункта 6 настоящего порядка (п. 9 Порядка N 338).
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение вынесено Министерством на основании подпункта 3 пункта 9 Порядка N 338 в связи с осуществлением обществом хозяйственной деятельности менее календарного года.
Суд первой инстанции, поддерживая позицию Министерства, принимая во внимание, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 11.01.2022 и период его деятельности в 2022 году не соответствует календарному году, пришел к выводу, что закон не позволяет включения вновь созданных организаций и индивидуальных предпринимателей в реестр, чьи показатели о доходе, представлены за неполный календарный год.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к иным выводам.
Перечень оснований для принятия Министерством решения об отказе в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с п. 9 Порядка N 338 является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Так положения п. 9 Порядка N 338 не предусматривает принятие решения об отказе в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки по основанию осуществления организацией деятельности менее календарного года.
При этом на основании подп. 3 п. 9 Порядка N 338 может быть отказа в подтверждение статуса, если уровень дохода от реализации производимой сельскохозяйственной продукции организаций и индивидуальных предпринимателей в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) менее семидесяти процентов за календарный год.
Министерством не оспаривается, что предусмотренные п. 5 Порядка N 338 необходимые для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя документы обществом представлены в полном объеме.
Следовательно, статус сельскохозяйственного товаропроизводителя поставлен в зависимость от доли сельскохозяйственной продукции собственного производства в общем объеме производства и выручки от реализации этой продукции, составляющей не менее чем 70%.
Как следует из материалов дела, ООО "Агрофирма Новая" 22.03.2023 при подаче заявления о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки за 2022 год предоставило в Министерство документы, подтверждающие доказательства, что основным видом деятельности общества является разведение молочного крупного рогатого скота производства молока, а также документы, свидетельствующие о ведении им такой деятельности в соответствующий период времени и о получении дохода за 2022 год именно от такой деятельности в общей сумме 6362 тыс.руб.
При этом производство и реализация сельскохозяйственной продукции, а именно молока является для общества за спорный период основным видом деятельности, выручка от которой являлась единственным видом дохода от реализации товаров и составила по итогам не менее чем 70 процентов за 2022 календарный год.
Таким образом, заявителем подтверждено его отнесение к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя, поскольку им осуществляется производство сельскохозяйственной продукции и ее реализация, при этом по результатам 2022 года доля дохода общества от реализации сельскохозяйственной продукции составила не менее 70 процентов.
Доводы Министерства, что общество осуществляла деятельность не полный календарный год, поскольку ООО "Агрофирма Новая" было зарегистрировано 11.01.2022, соответственно выручка у заявителя в 2022 году сформировалась не за календарный год, то есть не за период с 01.01.20222 по 31.12.2022, а за период с 11.01.2022 по 31.12.2022, подлежат отклонению.
Министерством не может быть отказано в подтверждении статуса сельскохозяйственного производителя в связи с осуществлением хозяйственной деятельности менее календарного года при условии, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не менее 70 процентов, на не соблюдение которого заинтересованное лицо не указывает.
Показатель доли не менее чем 70% от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе определяется по данным бухгалтерской отчетности, которая заявителем в подтверждение указанного показателя представлена.
Судом апелляционной инстанции также установлено и Министерством не оспаривается, что общество создано до 11.01.2022 года и фактически стало осуществлять свою деятельность, связанную с разведением молочного крупного рогатого скота в 2021 году, в подтверждение чего представлены договор передачи имущества в пользование N 02/12-2021 от 20.12.2022, акт приема-передачи от 20.12.2021 о передаче обществу поголовья КРС и помещения "Коровник" по адресу: Свердловская обл., Талицкий район, с. Басмановское, ул. Ленина, д. 114, справка Буткинской ветлечебницы от 20.12.2021 о численности поголовья КРС, с заявлением о регистрации в качестве юридического лица общество обратилось в ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 29.12.2021.
Принимая во внимание изложенное, фактическое осуществление обществом деятельности с декабря 2022, долю дохода общества от реализации сельскохозяйственной продукции не менее 70 процентов, регистрация ООО "Агрофирма Новая" в качестве юридического лица 11.01.2022 не может ограничивать юридическое лицо в приобретении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя и является основанием для отказа в подтверждение такого статуса.
Апелляционный суд отмечает, что для реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции для целей получения товаропроизводителями мер государственной поддержки не должно быть формального подхода к подтверждению ими статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у Министерства оснований для отказа обществу в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Необоснованный отказ Министерства в признании статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя ограничивает права и законные интересы заявителя, препятствует в реализации права на получение субсидии на стимулирование развития и поддержку производства молока.
Таким образом, оспариваемое решение Министерства об отказе в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, вследствие чего подлежит признанию незаконным.
С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению, обжалуемое решение подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 270 АПК РФ в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющим значение для дела и неправильным применением норм материального права.
Судебные расходы заявителя на уплату государственной пошлины в связи с подачей заявления в сумме 3000 руб. и апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. относятся на заинтересованное лицо (ст. 110 АПК РФ). Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета (статья 104 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июня 2023 года по делу N А60-19901/2023 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 03.04.2023 N 06-10-42/7647 об отказе в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки.
Обязать Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Новая" (ИНН 6633029520, ОГРН 1226600000362) 3 000 (Три тысячи) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма Новая" (ИНН 6633029520, ОГРН 1226600000362) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.07.2023 N 149.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19901/2023
Истец: ООО "АГРОФИРМА НОВАЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ