город Ростов-на-Дону |
|
30 августа 2023 г. |
дело N А53-35215/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.,
при участии:
от истца: представитель Тютин А.А. по доверенности N 3/23-Р от 09.01.2023,
от ответчика: представитель Бычкова Е.Ю. по доверенности от 26.04.2023, удостоверение N 2451,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников недвижимости "Защитник"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.06.2023 по делу N А53-35215/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761)
к товариществу собственников недвижимости "Защитник"
(ИНН 6165028714, ОГРН 1026103735240)
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с товарищества собственников недвижимости "Защитник" (далее - ответчик) задолженности по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 0106/00911 от 18.02.2019 года в сумме 207 443,42 рубля за период с 01.10.2021 по 31.12.2021 года, пени в сумме 12 469,58 рублей за период с 11.11.2021 по 30.03.2022 года (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2023 по делу N А53-35215/2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Товарищества собственников недвижимости "Защитник" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что услуги по вывозу ТКО ему оказывает не истец, а индивидуальный предприниматель Бурунин А.Р., а также на то, что начисление неустойки без заключенного в письменном виде договора невозможно.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Мясниковского МЭОКа от 28.03.2018, заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по итогам конкурсного отбора, ООО "Группа компаний "Чистый Город" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мясниковского МЭОКа Ростовской области, приступившим к работе 1 января 2019 года.
В силу пункта 4 статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Типовая форма договора утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила).
Исходя из пункта 8 (18) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В разделе 1.1. Правил установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, из которого следует, что основанием для заключения договора является заявка потребителя на заключение такого договора, либо предложение регионального оператора о заключении договора, размещенное на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После получения заявки Региональный оператор направляет 2 экземпляра проекта договора в адрес заявителя, который в течение 15 рабочих дней со дня поступления проектов обязан их подписать и направить 1 региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления заявителю от регионального оператора проекта договора заявитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора, договор считается заключенным на условиях типового договора (п. 8(11)-8(12) Правил).
Отказ от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором возможен только в прямо предусмотренном законом случае: при наличии в собственности юридического лица или на ином законном основании объекта размещения отходов (п. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Соответственно, по общему правилу у собственников ТКО отсутствуют правовые основания для отказа от заключения договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм, в случае фактического оказании Региональным оператором юридическому лицу, либо индивидуальному предпринимателю (собственнику ТКО) коммунальной услуги по обращению с ТКО соответствующий договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться не заключенным, такой договор заключается путем совершения конклюдентных действий сторон.
Не заключение договора в письменной форме с Региональным оператором не освобождает Потребителя от обязанности по внесению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Судом установлено, что представленный в материалы дела договор N 0106/00911 от 18.02.2019 между ООО "ГК "Чистый город" (региональный оператор) и ТСН "Защитник" (потребитель) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со стороны ТСН "Защитник" не подписан. В связи с чем, в силу вышеизложенного, считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
В соответствии с условиями договора N 0106/00911 от 18.02.2019 региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1 договора).
Согласно пункту 19 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
Правилами N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а также исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно приложению к договору N 0106/00911 от 18.02.2019, вывоз ТКО осуществляется с 2 контейнерных площадок, расположенных по адресам:
- г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Сувенирная, 1;
- г. Ростов-на-Дону, ул. 9-я Ненаглядная, 1.
На каждой из этих площадок расположено по 4 мусорных контейнера, всего 8 контейнеров.
Сторонами неоднократно заключались дополнительные соглашения к договору N 0106/00911 от 18.02.2019. Всего было заключено 7 дополнительных соглашений.
К каждому дополнительному соглашению прилагается расчет стоимости услуг с указанием адресов контейнерных площадок и количества контейнеров.
Приложения к дополнительным соглашениям N 2 от 12.08.2019, N 5 от 28.12.2020 были подписаны председателем ТСН "Защитник" и скреплены печатью ТСН (л.д. 21-24, 40-44 том 1).
В этих приложениях также указано, что вывоз ТКО ответчика осуществляется с 2 контейнерных площадок, расположенных по адресам:
- г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Сувенирная, 1;
- г. Ростов-на-Дону, ул. 9-я Ненаглядная, 1.
На каждой из этих площадок расположено по 4 мусорных контейнера, всего 8 контейнеров.
В период с 01.10.2021 по 31.12.2021 года региональный оператор оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в полном объеме и направил акты сверки, а также первичную документацию в адрес ответчика. Общая стоимость услуг за период с 01.10.2021 по 31.12.2021 составляет 207 443,42 рубля. Данные документы не были подписаны ответчиком.
Фактическое оказание истцом ответчику услуг по вывозу ТКО подтверждено представленными в материалы дела распечатками маршрутов машин, осуществляющих вывоз ТКО с территории, принадлежащей ответчику, в спорный период (л.д. 126-150 том 1, 1-9 том 2).
Ответчик факт оказания услуг в заявленном объеме оспаривает, указывая, что с сентября 2021 по август 2022:
- по адресу: г. Ростов-на-Дону, 9-я Ненаглядная, 1 контейнеры отсутствовали,
- по адресу: г. Ростов-на-Дону, 2-я Сувенирная, 1 было размещено только 2 контейнера.
Данные доводы изложены ответчиком в письме N 590 от 20.12.2022, адресованном истцу, и поддержаны представителем ответчика в заседании суда при рассмотрении настоящего дела.
Ответчиком также представлен в материалы дела:
- акт проверки содержания контейнерных площадок от 20.08.2022, согласно которому:
- по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Сувенирная, 1 имеются в наличии и в рабочем состоянии 2 мусорных контейнера объемом 25 куб. м,
- по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 9-я Ненаглядная, 1 имеется в наличии и в рабочем состоянии мульда объемом 25 куб. м.
- акт проверки содержания контейнерных площадок от 08.10.2022 года, соглано которому:
- по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Сувенирная, 1 имеются в наличии и в рабочем состоянии 5 мусорных контейнеров объемом 1,1 куб. м,
- по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 9-я Ненаглядная, 1 имеется в наличии и в рабочем состоянии мульда объемом 20 куб. м.
Ответчиком также представлено в материалы дела письмо N 78 от 08.04.2023, в котором он просит истца по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Сувенирная, 1 увеличить количество контейнеров объемом 1,1 куб. м с 5 до 8 штук. Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. 9-я Ненаглядная, 1 местом сбора ТКО не считать.
Вышеизложенными доказательствами ответчик обосновывает довод о том, что истец в рассматриваемым период осуществлял вывоз ТКО из 5 контейнеров, а не из 8, как заявлено последним.
Между тем, данные доводы ответчика нельзя признать обоснованными ввиду следующего.
Согласно представленной в материалы дела справке N 105 от 21.05.2023 в ТСН "Защитник" числится 482 человека - члена ТСН.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением правительства от 04.04.2016 г. N 269 нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
Органом исполнительной власти Ростовской области приняты нормативно-правовые акты об установлении нормативов накопления, а именно, Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 2 от 08.02.2018 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области"; Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 3 от 10.04.2018 г. "О внесении изменения в постановление от 08.02.2018 г. N 2", которыми установлен норматив накопления 426 куб. м в год.
Следовательно, за период с октября по декабрь 2021 года объем ТКО, образуемый 482 членами ТСН "Защитник", составляет 513,33 куб. м, что значительно больше объема, который можно вместить в 5 контейнеров объемом 1,1 куб. м, даже, если данные контейнеры будут вывозиться ежедневно (5 контейнеров х 1,1 куб. м х 30 дней).
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что ТКО, образуемые членами ТСН "Защитник", помещаются в 5 контейнеров объемом 1,1 куб. м, расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Сувенирная, 1, не могут соответствовать действительности.
При этом суд обращает внимание на то, что согласно представленному в материалы дела акту осмотра (обследования) объекта от 10.04.2023, составленному ООО ГК "Чистый город", по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Сувенирная, 1, размещено 6 мусорных контейнеров объемом 1,1 куб. м (л.д. 36, том 2). Соответствующие фотоматериалы представлены истцом в материалы дела (л.л. 36-38 том 2).
Согласно акту видео обзора мусорных контейнерных площадок от 27.01.2023, составленному ТСН "Защитник", по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Сувенирная, 1 расположены 4 контейнера объемом 1,1 куб. м, по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 9-я Ненаглядная, 1 контейнеров нет.
Таким образом, совокупность всех представленных в материалы дела документов - письма ответчика N 590 от 20.12.2022 и N 78 от 08.04.2023, акты проверки содержания контейнерных площадок от 20.08.2022 и от 08.10.2022 года, акту осмотра (обследования) объекта от 10.04.2023, акт обзора контейнерных площадок от 27.01.2023, свидетельствует о том, что на контейнерных площадках по адресам:
- г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Сувенирная, 1,
- г. Ростов-на-Дону, ул. 9-я Ненаглядная, 1, в период с 2022 по 2023 годы ответчик самостоятельно и произвольно совершает действия то по уменьшению количества мусорных контейнеров, то по их увеличению.
При этом доказательств изменения количества членов ТСН "Защитник" в указанный период не установлено.
Указанные действия ответчика ничем не обоснованы и, по мнению суда, преследуют единственную цель - уменьшить оплату за услугу по вывозу ТКО.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Принимая во внимание изложенные нормы права, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств оплаты оказанных ему истцом услуг либо прекращения указанной обязанности иным предусмотренным законом способом, с ответчика подлежит взысканию задолженность по договору N 0106/00911 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18.02.2019 года в сумме 207 443,42 рубля.
При этом судом учтено, что оплата услуг Регионального оператора осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
В соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.12.2020 N 55/5 единый тариф на услугу регионального оператора на 2021 год составляет:
- в период с 01.01.2021 по 31.06.2021 г.: 425,83 рубля за 1 кубический метр твердых коммунальных отходов.
- в период с 01.07.2021 по 31.12.2021 г.: 664,65 рублей за 1 кубический метр твердых коммунальных отходов.
Таким образом, ежемесячные начисления за услуги по обращению с ТКО производятся в соответствии со следующей формулой: количество расчетных единиц, предоставленных заявителем, умноженное на норматив накопления ТКО умноженный на тариф и разделенный на 12, что в итоге и составляет сумму ежемесячных начислений за услуги по обращению ТКО: 482 х 4,26 х 664,65 / 12 = 113 728,26 рублей в месяц, что гораздо больше взыскиваемой истцом.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за несвоевременную оплату оказанных услуг в размере 12 469,58 рублей за период с 11.11.2021 по 30.03.2022 года.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник обязан уплатить кредитору неустойку (денежную сумму, определенную законом или договором) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 30 спорного договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Суд проверил расчет неустойки, выполненный истцом, считает его арифметически и методологически верным, соответствует нормам действующего законодательства и условиям спорного договора.
Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению в заявленном размере, а именно 12 469,58 рублей пени за период с 11.11.2021 по 30.03.2022 года.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что услуги по вывозу ТКО ему оказывает не истец, а индивидуальный предприниматель Бурунин А.Р., а также на то, что начисление неустойки без заключенного в письменном виде договора невозможно, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Индивидуальный предприниматель Бурунин А.Р. не является региональным оператором, а, следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не может на территории Ростовской области оказывать услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между истцом и ответчиком не заключен судом отклоняются, поскольку, как указано выше, в случае фактического оказании Региональным оператором юридическому лицу коммунальной услуги по обращению с ТКО соответствующий договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться не заключенным. В данном случае он заключен на условиях типового договора, который содержит условие о неустойке.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2023 по делу N А53-35215/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35215/2022
Истец: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЧИСТЫЙ ГОРОД"
Ответчик: товарищество собственников недвижимости "Защитник", ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ЗАЩИТНИК"