г. Челябинск |
|
31 августа 2023 г. |
Дело N А76-6970/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 июня 2023 года по делу N А76-6970/2023.
В заседании приняли участие представители:
Государственного автономного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" - Земскова Н.В. (паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом);
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - Булатова Р.М. (паспорт, доверенность от 01.03.2023, диплом).
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" (далее - заявитель, ГАУЗ ЧОДКБ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, ТФОМС Челябинской области, Фонд) о признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования от 02.12.2022 в части признания нецелевым использованием средств в размере 344 907 руб. 83 коп., в части оплаты штрафа в размере 34 490 руб. 78 коп. и требования возвратить в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованные не по целевому назначению в сумме 344 907 руб. 83 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.06.2023 (резолютивная часть решения объявлена 06.06.2023) по делу N А76-6970/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ГАУЗ ЧОДКБ (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель, ссылаясь на положения части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), указывает, что структура тарифа на оплату медицинской помощи состоит из расходов на заработную плату, начислений на оплату труда, прочих выплат, социального обеспечения и прочих расходов. По мнению апеллянта, в силу пунктов 40 и 41 Постановления Правительства Челябинской области от 29.11.2010 N 280-П "О Положении об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя" (далее - Положение N 280-П), выплаты материальной помощи могут производиться за счёт фонда оплаты труда, который включает в себя средства ОМС.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания от Фонда через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Фондом документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонил изложенные в ней доводы и просил арбитражный апелляционный суд оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказов Территориального фонда ОМС Челябинской области от 31.10.2022 N 726, проведена выездная плановая комплексная проверка по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования, полученных Государственным автономным учреждением здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" за период с 01.10.2020 по 30.09.2022.
По результатам проверки составлен Акт выездной комплексной проверки от 02.12.2022.
Не согласившись с указанным Актом поверки, Государственное автономное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" направило в адрес ТФОМС возражения, рассмотрев которые ТФОМС направил сообщение о результатах рассмотрения возражений от 15.12.2022 N 01-3998, где частично согласился с доводами Государственного автономного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница", отменив выводы и требования по пункту 2 нарушения, возражения по остальным вопросам ТФОМС были отклонены.
Учитывая указанные обстоятельства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что расходы заявителя на выплату материальной помощи не являются расходами на заработную плату, не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в связи с чем Фонд обоснованно признал расходование 344 907 руб. 83 коп. нецелевым использованием средств ОМС, начислив штраф на указанную сумму.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Из содержания акта проверки в рассматриваемой части следует, что основанием для выставления заявителю требования о возврате в бюджет ТФОМС Челябинской области средств в общей сумме 344 907 руб. 83 коп. и начисления соответствующих сумм штрафа послужил вывод Фонда об использовании учреждением этих средств не по целевому назначению в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются в том числе бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 3 статьи 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), в силу которого, обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1). Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Статьей 34 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда (часть 2). Территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункт 12 части 7).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ медицинская организация обязана возвратить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Фондом соответствующего требования средства, использованные не по целевому назначению.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, проведенной Фондом проверкой зафиксированы факты выплаты медицинской организацией за 2021 год и 1-3 кварталы 2022 года за счет средств ОМС материальной помощи в общей сумме 344 907 руб. 83 коп. (в т.ч. за 2021 год - 342 302 руб. 23 коп., в 1-3 квартале 2022 года - 2605 руб. 60 коп.), то есть за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования. Между тем, такие выплаты финансируются за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
В апелляционной жалобе апеллянт, ссылаясь на положения части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, указывает, что структура тарифа на оплату медицинской помощи состоит из расходов на заработную плату, начислений на оплату труда, прочих выплат, социального обеспечения и прочих расходов. По мнению апеллянта, в силу пунктов 40 и 41 Положения N 280-П, выплаты материальной помощи могут производиться за счёт фонда оплаты труда, который включает в себя средства ОМС.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев указанные доводы ГАУЗ ЧОДКБ считает их заслуживающими внимания.
Так, согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Система оплаты труда ГАУЗ ЧОДКБ формируется в соответствии с Положением N 280-П.
Согласно пункту 2 Положения N 280-П оно включает:
порядок и условия оплаты труда работников, размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по профессиональным квалификационным группам;
порядок и условия установления выплат компенсационного характера;
порядок и условия установления выплат стимулирующего характера;
условия оплаты труда руководителей областных государственных учреждений и их заместителей, главного бухгалтера.
В силу пункта 40 Положения N 280-П фонд оплаты труда работников областных бюджетных и автономных учреждений формируется на календарный год исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке областным бюджетным и автономным учреждениям из областного бюджета, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и средств государственных внебюджетных фондов.
Фонд оплаты труда работников областных казенных учреждений формируется исходя из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций казенного учреждения и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда работников казенных учреждений.
Согласно статье 41 Положения N 280-П из фонда оплаты труда работникам областных государственных учреждений оказывается материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель областных государственных учреждений на основании письменного заявления работника.
Таким образом, в силу пунктов 40 и 41 Положения N 280-П фонд оплаты труда работников областных бюджетных и автономных учреждений формируется на календарный год исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке областным бюджетным и автономным учреждениям из областного бюджета, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и средств государственных внебюджетных фондов и из фонда оплаты труда работникам областных государственных учреждений оказывается материальная помощь.
Материальная помощь не указана в составе выплат, входящих в заработную плату работников, условиями трудовых договоров, однако возможность работодателя оказывать разовую материальную помощь предусмотрена пунктом 4.2 коллективного договора ГАУЗ ЧОДКБ, согласно которому порядок и условия оплаты труда работников, размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам, порядок и условия установления выплат компенсационного характера, порядок и условия установления выплат стимулирующего характера, условия оплаты труда главного врача и его заместителей, главного бухгалтера устанавливаются в соответствии с Положением об оплате труда работников, Положением о премировании работников и другими локальными нормативными актами Учреждения. Данные Положения самостоятельно разрабатываются работодателем и принимаются с учетом мнения профсоюза.
На основании пункта 4.3 коллективного договора ГАУЗ ЧОДКБ из фонда оплаты труда работникам Учреждения может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника. Оказание материальной помощи регулируется Положением о материальной помощи работникам.
Положением о материальной помощи работникам ГАУЗ ЧОДКБ, утвержденным приказом главного врача от 29.12.2018 N 661о "Об утверждении Положения о материальной помощи работникам ГАУЗ ЧОДКБ" разработанным на основании Положения N 280-П определен перечень случаев для выплаты материальной помощи: утрата или повреждение имущества в результате стихийного бедствия; заболевания работника, требующего дорогостоящего лечения; смерти близких родственников (родители, дети, муж, жена); тяжелое материальное положение; другие непредвиденные, сложные обстоятельства, причины.
Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель областного государственного учреждения на основании письменного заявления работника.
Материальная помощь в соответствии с Положением о материальной помощи работникам ГАУЗ ЧОДКБ может выплачиваться единоразово работникам ГАУЗ ЧОДКБ в пределах экономии средств фонда оплаты труда на основании личного заявления сотрудника, завизированного ходатайством руководителя в соответствии со структурной подчиненностью подразделений и служб.
От каждого работника имеется заявление с подтверждением обстоятельств, подпадающих под основание для рассмотрения вопроса о выплате материальной помощи.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10.1.11 Приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" на подстатью 211 "Заработная плата" Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) относятся расходы на выплату заработной платы, включая материальную помощь за счет фонда оплаты труда.
Таким образом, выплаты материальной помощи могут производиться за счет фонда оплаты труда, который, в соответствии с пунктом 40 Положения включает в себя средства ОМС.
В соответствии со штатным расписанием ГАУЗ ЧОДКБ должности работников (гардеробщик Падылина Н.Ф., заместитель главного врача по административно-хозяйственной работе Казанцева В.В., заведующий хозяйством Ганченков А.В., начальник службы ремонта Демина Н.А., экономист Шмелева Т.А., медицинская сестра Каримова Л.Ю.), которым произведены выплаты материальной помощи за счет средств ОМС, финансируются именно за счет средств ОМС.
С учетом этих обстоятельств, спорные выплаты материальной помощи, осуществленные заявителем на основании соответствующих приказов руководителя из фонда оплаты труда, обоснованно отнесены к выплатам, осуществляемым за счет средств ОМС. Оснований для признания таких выплат нецелевым использованием средств Фонда не имеется.
Ссылка Фонда на позиции, изложенные в судебных актах по делу N А76-26059/2022, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Так, позиция о нецелевом использовании бюджетных средств по схожим обстоятельствам, изложенным в судебных актах по делу N А76-26059/2022, не соответствует фактам, установленным в ходе рассмотрения настоящего дела.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения, действия государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции должен был удовлетворить требования заявителя о признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования от 02.12.2022 в части признания нецелевым использованием средств в размере 344 907 руб. 83 коп., в части оплаты штрафа в размере 34 490 руб. 78 коп. и требования возвратить в бюджет Фонда средства ОМС, использованные не по целевому назначению в сумме 344 907 руб. 83 коп.
Учитывая вышеизложенное, апелляционную жалобу следует удовлетворить, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права), требования ГАУЗ ЧОДКБ следует удовлетворить.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку заявленные требования подлежат удовлетворению, то с Фонда в пользу Учреждения подлежат взысканию судебные расходы по заявлению (3000 руб.) и по апелляционной жалобе (1500 руб.).
ГАУЗ ЧОДКБ следовало уплатить государственную пошлину в размере 1500 руб., в связи с чем ошибочно уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 июня 2023 года по делу N А76-6970/2023 отменить, заявление Государственного автономного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" удовлетворить.
Признать недействительным акт выездной плановой комплексной проверки от 02 декабря 2022 г., вынесенный Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Челябинской области, в части признания нецелевым использованием средств в размере 344 907 руб. 83 коп., в части оплаты штрафа в размере 34 490 руб. 78 коп. и требования возвратить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 344 907 руб. 83 коп.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области в пользу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" (ОГРН 1027403895980, ИНН 7453014011) судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3000 руб. и по апелляционной жалобе - в сумме 1500 руб.
Возвратить Государственному автономному учреждению здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" (ОГРН 1027403895980, ИНН 7453014011) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 07 июля 2023 года N 204239.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6970/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ