г. Ессентуки |
|
24 августа 2023 г. |
Дело N А63-16116/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объёме 24.08.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Казаковой Г.В., судей: Демченко С.Н. и Мишина А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Левкиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Вершина" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.04.2023 по делу N А63-16116/2022 по иску государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь, (ОГРН 1022601934630, ИНН 2635040105) к товариществу собственников жилья "Вершина", г. Кисловодск, (ОГРН 1132651006091, ИНН 2628801503) о взыскании задолженности за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды, при участии в судебном заседании представителя товарищества собственников жилья "Вершина" - Захарьящева Д.А. (по доверенности N 61-К от 21.08.2020), представителя государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" - Рыдной Т.В. (по доверенности N 209-ю от 22.12.2022),
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к товариществу собственников жилья "Вершина" (далее - ТСЖ "Вершина", товарищество, ответчик) о взыскании задолженности за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды за период с января по июнь 2022 года в сумме 31 432,87 руб., пени за период с 16.02.2022 по 31.03.2022 и с 17.05.2022 по 22.09.2022 в сумме 289,18 руб. (уточнённые исковые требования).
статьями 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами N 124 и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. Суд установил, что материалами дела подтвержден факт поставки питьевой воды и оказания истцом услуг ответчику по водоотведению (акты оказанных услуг, счета-фактуры). Товарищество доказательств оплаты долга не представило.
Не согласившись с принятым решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.04.2023 по делу N А63-16116/2021, ТСЖ "Вершина" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда и отказать в иске. Кроме того, от ответчика поступили ходатайства о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и о приостановлении производства по делу.
Определением от 17.05.2023 апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда и назначена к рассмотрению на 22.06.2023, в котором объявлялся перерыв до 29.06.2023.
Определениями от 29.06.2023, 20.07.2023 судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru/ в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы жалобы и отзыва на нее, одновременно дали пояснения по обстоятельствам спора.
Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционный суд полагает его не подлежащим удовлетворению, принимая во внимание следующее.
Согласно пункту 6 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае участия гражданина, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа организации, являющейся лицом, участвующим в деле, в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в проведении контртеррористической операции, призыва его на военную службу по мобилизации, заключения им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта, при условии, если рассмотрение дела без участия такого гражданина невозможно и полномочия по управлению указанной организацией не переданы им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется правлением товарищества (пункт. 1. статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества (пункт 4 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации)
Правление ТСЖ избирает из своего состава председателя правления ТСЖ (пункт 3 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Указанное выше свидетельствует о том, что председатель ТСЖ "Вершина", не является единоличным исполнительным органом товарищества.
Сам факт его мобилизации не свидетельствует о наличии оснований для приостановления производства по делу, поскольку критерии, предусмотренные пунктом 6 статьи. 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для такого приостановления, отсутствуют.
Таким образом, приостановление производства по делу по указанному заявителем основанию является правом, но не обязанностью суда, в данном случае суд апелляционной инстанции считает, что оснований для приостановления производства по апелляционной жалобе не имеется.
Рассмотрев ходатайство ответчика о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, судебная коллегия находит данную ссылку немотивированной и противоречащей нормам процессуального права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце втором пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела, в силу части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для перехода в соответствии с частью 6.1 статьи 268 названного Кодекса к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, не установлено, в связи с чем, ходатайство ответчика о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, удовлетворению не подлежит.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, проверив правильность главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Кисловодск, пр. Победы, д. 147, был выбран способ управления - управление товариществом собственников жилья - ТСЖ "Вершина".
30.01.2018 письмом N 34-04/786 предприятие направило в адрес товарищества проект договора ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов N 20446/1 от 01.01.2018 (том 1, л.д. 18).
В свою очередь, товарищество подписанный экземпляр договора не возвратил, протокол разногласий в адрес ресурсоснабжающей организации не направил.
Истец, в отсутствие заключенного договора, в период с января 2022 года по июнь 2022 года в многоквартирный дом по адресу: г. Кисловодск, пр. Победы, д. 147, находящийся под управлением ТСЖ "Вершина", поставил холодную воду на содержание общего имущества и приняло сточные воды на сумму 34 432 руб. 87 коп., что подтверждается актами об оказании услуг за спорный период (том 1, л.д. 21-27, 40-41).
На оплату коммунального ресурса истец выставил ответчику счета и счета - фактуры (том 1, л.д. 28-39).
Ввиду отсутствия оплаты долга, предприятие направляло в адрес ответчика претензии от 13.04.2022 N 34-04/1349, 15.07.2022 N 34-04/2489 с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которые были оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные исковые требования предприятия, суд первой инстанции исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), и Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), нормами жилищного законодательства.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются для договоров водоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Фактическое потребление энергии определяется принадлежностью присоединённых к сетям энергоснабжающей организации сетей, через которые подаётся энергия (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
На основании части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Управление многоквартирным домом включает предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, за качество которых управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме (части 1, 2.3, 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирным домом, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, осуществляя управление многоквартирным домом, должен обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищества собственников жилья, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное водоснабжение, водоотведение.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, исполнителем жилищно-коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Собственниками помещений в МКД по адресу: г. Кисловодск, пр. Победы, д. 147, было принято решение о создании ТСЖ "Вершина", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 05.03.2013 была внесена соответствующая запись, товарищество зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1132651006091, основным видом деятельности товарищества является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (том 1, л.д. 127-128).
Таким образом, с момента выбора способа управления собственниками МКД по указанному адресу, ТСЖ "Вершина" стало исполнителем коммунальных услуг.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), начиная с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения.
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Спор об определении условий договора ресурсоснабжения N 20446/1 от 01.01.2018 и согласование разногласий на разрешение арбитражного суда сторонами не передавался.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в спорный период ответчик осуществлял управление товариществом, при этом ежемесячно передавал истцу показания общедомового прибора учета, на основании которых истец выставлял ответчику счета и счет-фактуры за отпуск воды и прием сточных вод.
В силу пункта 11 Правил N 124, в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
При этом в случаях, указанных в пункте 21(1) настоящих Правил N 124, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключённым с даты направления указанной заявки.
В абзаце десятом пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", указано, в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации), в силу чего данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Следовательно, в данном случае правоотношения сторон рассмотрены судом первой инстанции как договорные.
Согласно пункту 2.2. статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как указано выше, после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", начиная с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения и подлежат возмещению потребителями услуг исключительно управляющей организации.
Согласно пункту 4 Правил N 354, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных указанными Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, в данном случае товариществом, плату компенсации потерь, поскольку ресурсоснабжающие организации не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Таким образом, из совокупности норм гражданского и жилищного законодательства следует, что коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются товариществом собственников жилья. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, является товарищество собственников жилья.
Следовательно, именно товарищество в отношении спорного многоквартирного дома выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг и, соответственно, является лицом, которое обязано производить оплату сверхнормативного потребления холодной воды на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации.
Порядок определения объема коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 21 (1) Правил N 124.
Согласно пункту 21 (1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Указанный правовой подход изложен в решении Верховного суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386.
Согласно подпункту "6 (1)" пункта 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными доказательствами надлежащее исполнение предприятием обязательств по оказанию услуг поставки холодного водоснабжения и водоотведения представленными в материалы дела актами об оказании услуг, выставленными на оплату счетами и счет-фактурами, которые направлялись предприятием товариществу.
Кроме того, в материалы дела представлены расшифровки начислений по показаниям общедомового прибора учета (том 1, л.д. 90-101).
Возражений относительно объемов полученного коммунального ресурса и стоимости ответчиком не заявлено, доказательств, свидетельствующих об ином объеме полученной питьевой воды, в материалы дела не представлено.
Многоквартирный жилой дом подключен к центральному горячему водоснабжению, оборудован ОДПУ холодного и горячего водоснабжения, общедомовой прибор учета сточных вод в МКД отсутствует, в связи с чем, расчет за стоки производится предприятием согласно подпункту "в (4)" пункта 21 Правил N 124, в котором указано, что объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной формуле.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что предприятие при расчете платы за стоки учитывает общий объем стоков холодной и горячей воды. В случаях выставления платы за стоки в меньшем объеме, чем выставленный к оплате объем воды, истцом учитывалась отрицательная разница по горячим стокам. При отсутствии отрицательной разницы истцом выставлялся весь объем стоков, как по холодной, так и горячей воде.
Норматив на содержание общедомового имущества утвержден приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края от 29.05.2017 N 162 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Ставропольского края" и для домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением составляет 0,040 мЗ. По водоотведению (стоки горячей воды 0,020, стоки холодной воды 0,020)
Согласно справки ГУП СК "Крайтехинвентаризация" от 01.06.2013 г. N 007-002 площадь лестничных клеток в многоквартирном доме по адресу: пр-т Победы N 147 в г. Кисловодске составляет 278,5 м2
В связи с чем, расчет платы за сброшенные горячие стоки и стоки холодного водоотведения на общедомовые нужды составляет 278,5 м2 * 0,020 мЗ = 5,57мЗ.
Январь 2022. Водоснабжение составляет 35,009 мЗ водоотведение 11,14 (стоки ГВС-5,57 стоки ХВС-5,57)
Февраль 2022 Водоснабжение составляет 115,2 мЗ водоотведение 11,14 (стоки ГВС-5,57 стоки ХВС-5,57)
Март 2022 Водоснабжение составляет 156,905 мЗ водоотведение 11,14 (стоки ГВС-5,57 стоки ХВС-5,57)
Апрель 2022 Водоснабжение составляет 46,419 мЗ водоотведение 11,14 (стоки ГВС-5,57 стоки ХВС-5,57)
Май 2022 Водоснабжение составляет 118,867 мЗ водоотведение 11,14 (стоки ГВС-5,57 стоки ХВС-5,57)
Июнь 2022 Водоснабжение составляет 2,527 мЗ водоотведение 11,14 (стоки ГВС-5,57 стоки ХВС-5,57)
В июне по холодному водоснабжению выставлено 2,527 куб. м. по приборам, учета, а по нормативу на сточные воды холодного водоснабжения - 5 570 мЗ.
Соответственно, объем по нормативу за стоки холодного водоснабжения больше, чем объем по приборам учета за холодную воду. В связи с чем, истец уменьшил стоки холодного водоснабжения. Объем водоснабжения равен объему водоотведения. (стоки ХВС 2,527, стоки ГВС 5,57, итого 8,097 мЗ)
Как видно из пояснений истца представленных суду, в спорном МКД по адресу г. Кисловодск, пр. Победы 147 на содержание общего имуществ исключены объемы поставок коммунального ресурса по нежилым помещениям: ИП Аджиева М.Ю., ООО "Отделстрой", ИП Байрамукова A.M. за январь - июнь 2022 года на сумму 4 280,54 руб.
Объемы учтены при начислениях на содержание общего имущества. Показания индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях в январе 2022 года сняты контролером. В остальные месяцы спорного периода передавались абонентами в телефонном режиме.
Ответчик не согласен с расчетами по жилым помещениям.
Кв. 7 - 01.01.2021 истекла поверка прибора учета, расчет производился 3 месяца по среднему, потом по нормативу ХВС-4,4мЗ, ГВС - 3,2 м3, повышающий коэффициент 2,2мЗ на 1 человека. 05.04.2022 по заявлению абонента была проведена поверка прибора учета 03.06.2021, в связи с чем, составлен акт N 8091 от 20.04.2022 и произведена корректировка начислений по нормативу за прошлый период май и июнь 2022 года расчеты производились по прибору учета;
Кв. 11 - в марте и апреле 2022 года показания были переданы по звонку абонента, расход 0 м3;
Кв. 12 - в январе-марте и мае 2022 года показания были переданы по звонку абонента, расход 0 м3;
Кв. 15 - в мае 2022 года показания были переданы через личный кабинет, расход 0 м3;
Кв. 16 - в январе-июне 2022 г. показания передавались по электронной почте, расход 0 м3;
Кв.17 - в марте 2022 года показания были переданы по звонку абонента, расход 0 м3, в мае - по звонку абонента, расход 0 м3;
Кв.18 - заявление о непроживании при наличии водомера N 17049 от 16.07.2021 с июля 2021 года по июль 2022 года;
Кв. 19 - заявление о непроживании N 6188 от 17.03.2021 с марта 2021 года по 31.03.2022;
Кв. 22 - в марте 2022 года показания были переданы по звонку абонента, расход 0 м3, в мае - по звонку абонента, расход 0 м3;
Кв. 25 - показания переданы по электронной почте в июне 2022 г. меньше, чем были начислены раньше (скриншот переданных показаний);
Кв. 27 - в мае 2022 года показания были предоставлены абонентом при оплате, расход 0 м3;
Кв. 34 - в мае 2022 г. показания были предоставлены абонентом при оплате, расход 0 м3, до конца месяца начислен средний объем;
Кв. 35 - в январе 2022 года показания были предоставлены абонентом при оплате, расход 0 м3;
Кв. 38 - в март 2022 года показания были предоставлены абонентом, расход 0 м3;
Кв. 39 - в мае 2022 года показания были предоставлены абонентом, расход 0 м3;
Кв. 40 - заявление о непроживании N 17728 от 23.07.2021 с июля 2021 по июль 2022 года;
Кв. 41 - в феврале, апреле, июне 2022 года показания были предоставлены абонентом при оплате, расход 0 м3;
Кв. 44 - в январе, марте, мае 2022 г. показания были переданы по звонку абонента, расход 0 м3;
Кв. 47 - заявление о непроживании N 7762 от 02.04.2021 до 30.04.2022 и заявление N 5124 от 17.03.2022 до марта 2023 года;
Кв. 48 - в марте и апреле 2022 года показания были предоставлены абонентом через личный кабинет, расход 0 м3;
Кв. 51 - в связи с истечением поверки прибора учета, была продлена поверка и согласно сертификату и составленному акту N 4839 от 25.03.2022 показания те же, расход 0 м3;
Кв. 52 - в феврале-мае 2022 года показания были переданы по звонку абонента, расход 0 м3;
Кв. 56 - в мае 2022 года показания были переданы по звонку абонента, расход 0 м3 (скриншот переданных показаний);
Кв. 58 - заявление о непроживании N 17046 от 16.07.2021 до июля 2022 года.
Кв. 62 - заявление о непроживании N 14734 от 21.06.2021 до июня 2022 года;
Кв. 64 - опросный лист от 22.11.2021 о том, что никто не проживает. В мае 2022 переданы показания.
Кв. 66 - в июне 2022 года показания были предоставлены абонентом через личный кабинет, расход 0 м3;
Кв. 67 - в январе и феврале 2022 года показания были предоставлены абонентом через личный кабинет, расход 0 м3;
Кв. 69 - в январе-июне 2022 года показания были переданы по звонку абонента, расход 0 м3;
Кв. 70 - в апреле истекла поверка прибора учета, расчет производился по среднему 3 месяца;
Кв. 71 - в марте 2022 года показания были переданы абонентом, расход 0 м3;
Кв. 72 - в марте 2022 года показания были переданы по звонку абонента, расход 0 мЗ (скриншот переданных показаний);
Кв. 76 - в апреле 2022 года показания были переданы по звонку абонента, расход 0 м3;
Кв. 78 - заявление о непроживании от 22.11.2021 до мая 2022 года и заявление о не проживании от 04.02.2022 до августа 2022 года.
Таким образом, заявляя о несогласии с тем, что по ряду квартир истцом неверно произведено начисление платы потребителем ответчик не предоставляет в суд сведения о том, что им передавались иные показания, чем были начислены истцом.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лица, участвующее в деле должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу подпункта "ж" пункта 31 Правил N 354 истец обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.) и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания. Истец при проведении расчетов с потребителями использует объемы, предоставленные потребителем. В случае не предоставления таких сведений, истец производит расчет платы в соответствии с п. 59 Правил N 354, т.е. исходя из рассчитанного среднемесячного потребления.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Ответчик в силу осуществляемой им деятельности по управлению МКД обязан располагать соответствующей информацией, а соответственно, должно оспаривать расчет не предположительно, а со ссылкой на конкретные документы. Принятие же истцом к расчету переданных собственниками показаний, тождественных предоставленным в предыдущем расчетном периоде, что влечет "нулевые" начисления в спорном периоде по ряду квартир, само по себе прав товарищества не нарушает, поскольку корректируется в последующих периодах с учетом последующего предоставления показаний приборов учета, что в свою очередь влечет корректировку начислений за объем коммунального ресурса на общедомовые нужды.
В нарушение приведенных норм процессуального законодательства, ответчиком в суд первой инстанции не было представлено доказательств, опровергающих доводы истца.
Вместе с тем суд не может в нарушение принципа состязательности арбитражного процесса исполнять бремя доказывания по делу за ответчика, занявшему пассивную позицию по делу.
Факт исполнения истцом обязательств по поставке воды и приему сточных вод в спорном периоде подтверждаются представленными истцом в дело и не оспоренными ответчиком актами об оказании услуг.
В документах имеются сведения об объеме водоснабжения, потребленной в точке поставки ответчика с указанием наименования точки поставки, и, начальных и конечных показаниях прибора учета в расчетном периоде.
Доказательств того, что истцом поставлен меньший объем питьевой воды и в меньшем объеме произведен прием сточных вод, ответчиком не представлено.
В письме Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", указано о том, что частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Законодательство, регулирующее вопросы оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, исходит из того, что ввиду конструктивных особенностей многоквартирных домов собственники жилых и нежилых помещений, находящихся в этих домах, по общему правилу, основанному на самом факте нахождения помещений в едином здании с общим фундаментом, стенами, инженерными сетями и т.п., объективно пользуются не только своими помещениями, но и общим имуществом дома. Как следствие, такие собственники потребляют и коммунальные услуги в местах общего пользования и должны их оплатить в порядке, указанном в пунктах 40, 42(1), 43 Правил N 354.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 18, 40 Правил N 354 собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома независимо от наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося у него в собственности, а также оплачивать коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, вне зависимости от фактического использования общим имуществом многоквартирного дома.
Действующее законодательство в жилищно-коммунальной сфере не связывает факт потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с наличием отдельных ресурсопотребляющих устройств для обособленного учета объема ресурса на содержание общего имущества дома или выпускных кранов.
Иного порядка определения объема коммунального ресурса, поставляемого на содержание общедомового имущества, жилищное законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Ответчик, располагая всеми данными для того, чтобы проверить расчет истца и представить свой контррасчет, необоснованно заявляет о своем несогласии с расчетом. Кроме того, продолжает бездействовать и не исполнять свои обязанности по сбору и передачи истцу, показаний, необходимых для учета воды, потребленных коммунальных услуг на содержание общего имущества.
Поскольку ответчик не представил доказательства оплаты потребленного коммунального ресурса в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные предприятием требования являются обоснованными, а поэтому требование истца о взыскании задолженности в сумме 31 432,87 руб. подлежит удовлетворению.
Предприятием заявлены требования о взыскании неустойки (пени) за период с 16.02.2022 по 31.03.2022 и с 17.05.2022 по 22.09.2022 в сумме 289,18 руб. (том 1, л.д. 136).
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии со статьям 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, соглашение о которой должно быть совершено в письменной форме. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В силу статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В пункте 6.3 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В пункте 6.6. договора стороны указали, что товарищество собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В данном случае предприятие просит взыскать законную неустойку за просрочку исполнения обязательств на содержание общего имущества.
Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11.12.2015 N 3894-У, значение ставки рефинансирования Банка России с 01.01.2016 приравнено к значению ключевой ставки Банка России.
В соответствии с разъяснениями по вопросам, возникающим в судебной практике, приведенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (вопрос 3), размер законной неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате потребления энергетических ресурсов определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму. Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
При этом, закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Данный механизм расчета неустойки позволяет обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Факт нарушения со стороны ответчика сроков оплаты по договору подтверждается материалами дела и товариществом не оспаривается.
Суд первой инстанции, проверив представленный расчет пени, пришел к выводу, что расчет произведен арифметически правильно в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом судом первой инстанции учтено, что истцом расчет неустойки произведен за январь-март с 16.02.2022 по 31.03.2022 и за период с апреля по июнь 2022 с 17.05.2022 по 22.09.2022 (том 1, л.д. 137).
Судом первой инстанции и апелляционной инстанции установлено, что ответчик возложенную на него обязанность по проверке достоверности предоставляемых потребителями сведений о показаниях ИПУ не исполнил, доказательств соблюдения возложенной на него пунктом 31 Правил N 354 и пунктами 3.1.11 и 5.6 договора не реже 1 раза в квартал проводить сверку расчетов по договору в данном случае не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
С учётом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы представленные суду доказательства и установленные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции полностью согласен.
Суд апелляционной инстанции также учитывает следующие нормы действующего законодательства.
Как указано выше порядок расчёта платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества предусмотрен и п. 21(1) Правил N 124.
Прибор учета по стокам в жилом доме отсутствует, следовательно, расчет по стокам производится в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124, за исключением расчетов по ИПУ по стокам.
Как следует из представленных в материалы дела предприятием расчетов стоимости оказанных услуг по отведению сточных вод, расчет произведен в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
В соответствии с пунктом 82 Правил N 354 именно на исполнителе лежит обязанность по проверке состояния приборов учетов и проверок достоверности сведений о показаниях приборов учетов, представленных потребителями.
Прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами.
Доказательств того, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату поставленных коммунальных ресурсов ресурсоснабжающим организациям (статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") в материалы дела не представлено.
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определённых по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объёмом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Судом первой инстанции проверены представленные ответчику и суду информация по жилому дому о начислениях, предъявленных к взысканию коммунального ресурса на содержание общего имущества за водопользование и водоотведение, в том числе, в отношении наличия или отсутствии "отрицательного ОДН" в МКД.
Доводы о не доказанности фактической поставки энергоресурса, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку из представленных в дело доказательств видно об осуществлении поставки воды и принятие сточных вод по жилому дому, о показаниях приборов учета как общедомовых, так и предоставленных потребителями, тем самым ответчик имел возможность проверить все данные по жилому дому и представить контр расчеты.
Ответчик, указывая, что в силу абзаца 2 частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством, таким образом, считая, что обязанность по заключению договора ресурсоснабжения на содержание общего имущества не может быть возложена на ТСЖ постановлением Правительства N 124, а возлагается только Гражданским кодексом РФ, федеральным законом или решением суда.
Однако, из системного толкования п. 5 ст. 1 Закона о водоснабжении от 07.12.2011 N 416-ФЗ и части 2 статьи 5, пункта 10 частью 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами ЖК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Правила N 124 утверждены постановлением Правительства РФ на основании статьи. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, довод ответчика о применении к данным правоотношения только положений Гражданского кодекса Российской Федерации не обоснован.
Ответчик утверждает, что истец принимает в эксплуатацию индивидуальные приборы учета, не защищенные от несанкционированного вмешательства путем установки антимагнитных пломб.
В соответствии с п. 81(11) Правил N 354, ресурсоснабжающая организация вправе, но не обязана устанавливать антимагнитные пломбы. Также такое право имеется у ответчика.
Именно ответчик для достижения целей управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, имеет возможность выполнять мероприятия, направленные на снижение объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в том числе мероприятия по выявлению несанкционированных подключений, проведению регулярных проверок работы коллективных (общедомовых) приборов учета, составлению актов о временно проживающих потребителей и др.
Ответчику ничего не мешает в соответствии с требованием статьи 12 ч.7 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" от 23.11.2009 N 261-ФЗ разработать предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по многоквартирному дому. В частности, внести мероприятия по установке антимагнитных пломб. Собственники на общем собрании могут выбрать любые из предложенных мероприятий по энергосбережению, принять решение о их проведении, определить источник финансирования работ, поручить товариществу их выполнение.
Доводы ответчика о неправильном расчете потребления воды по квартирам N 34,35,41, а также по квартирам 15,16, 25,38, 39, 40, 44, 47, 48, 51, 52, 56, 64, 70, 76, 78, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку указанные доводы не подтверждены ответчиком документально, тогда как истцом по каждой квартире даны документально подтвержденные пояснения, в обоснование которых представлены обоснованные доказательства.
С учётом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы представленные суду доказательства и установленные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции полностью согласен.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб. правомерно возложены на ответчика.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам, выводы суда первой инстанции не опровергают, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайств товарищества собственников жилья "Вершина" о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и о приостановлении производства по делу - отказать.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.04.2023 по делу N А63-16116/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16116/2022
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ТСЖ "ВЕРШИНА"
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ПАРТНЕР", Захарьящев Михаил Сергеевич