город Томск |
|
4 сентября 2023 г. |
Дело N А03-20684/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2023 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2023 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.
судей: Афанасьевой Е.В.,
Фертикова М.А.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Касьян В.Ф., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-6257/2023) Администрации Тальменского района Алтайского края на решение от 28.06.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20684/2022 (судья Ланда О.В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каскад" (ОГРН 1022202736270, ИНН 2277002322,658030, Алтайский край, Тальменский район, р.п.Тальменка, улица Алтайская, дом 8) к Администрации Тальменского района Алтайского края (ОГРН 1022202733321, ИНН 2277002668, 658030, Алтайский край, Тальменский район, р.п.Тальменка, улица Куйбышева, дом 94) о взыскании задолженности,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Безрукова Евгения Олеговича, Бойко Дениса Николаевича, общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Район" (658032, р.п.Тальменка, пер.Дорожный, 7, ОГРН 1212200007953, ИНН: 2277017583), Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (ОГРН 1102225002923, ИНН 2221177627, 656038, Алтайский край, город Барнаул, Молодежная ул., д.1),
без участия лиц, участвующих в деле (извещены),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Тальменского района Алтайского края (далее - ответчик, администрация) о взыскании долга в размере 8 111 рублей 65 копеек за период с февраля 2022 года по март 2023 года за холодное водоснабжение и водоотведение в жилом помещении (квартире), расположенном по адресу: Алтайский край, Тальменский район, р.п. Тальменка, улица Юбилейная, дом 9, квартира 12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Безруков Евгений Олегович, Бойко Денис Николаевич, общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Район" (далее - управляющая компания), Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - управление по тарифам).
Решением от 28.06.2023 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены в полном объеме, с администрации взыскана задолженность в размере 8 111,65 рублей и 2 000 рублей судебных расходов.
Ответчик с принятым судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе просит судебный акт отменить и принять новый об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование к отмене судебного акта апеллянт указывает, что судом неверно применен норматив услуг водоотведения 3,856 рублей, вместо 3 148 рублей.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ отзыв не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда в соответствии с требованиями статьи 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество в пределах муниципального образования Тальменский район Алтайского края оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению.
Решениями от 20.05.2020 N 48 и от 09.12.2021 N 388 управления по тарифам истцу установлены тарифы на холодную воду и водоотведение.
Ответчик является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: Алтайский край, Тальменский район, село Новоперуново, улица Зеленая, дом 6, квартира 4, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
В отсутствие заключенного в письменном виде договора с ответчиком на поставку коммунальных ресурсов истец по представленным им расчетным данным оказал услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на сумму 8 111,65 рублей за период с февраля 2022 года по март 2023 года.
Неисполнение требования об уплате данной задолженности, послужило основанием для предъявления настоящего иска в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Отсутствие договорных отношений с энергоснабжающей организацией не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения).
В соответствии с абзацем десятым пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).
В рассматриваемом случае, факт оказания истцом услуг по водоснабжению ответчиком не оспаривается, разногласия сводятся к примененному тарифу потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом N 416-ФЗ (пункт 4.3 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Действующее нормативное регулирование допускает определение объема ресурсов, поставленных в целях предоставления гражданам коммунальных услуг, либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем - по нормативам потребления коммунальных ресурсов (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ, пункт 42(1) Правил N 354, пункт 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124). Иных способов действующее законодательство не предусматривает.
Объем ресурса определен истцом исходя из норматива ввиду отсутствия приборов учета.
В отношении примененного истцом тарифа судом установлено следующее.
В соответствии с пунктом 4.37. Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации края от 30.11.2011 N 695, управление по тарифам утверждает нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.04.2018 N 54 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Алтайского края" (далее - решение N 54) утверждены нормативы потребления холодной (горячей) воды и нормативы на отведение сточных вод в жилых помещениях на территории Алтайского края.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, (в том числе холодное и горячее водоснабжение, водоотведение), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами (в редакции, действовавшей на момент принятия решения N 54) установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Пунктом 10 Правил N 306 определено, что нормативы потребления устанавливаются, в том числе в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, - по каждому виду предоставляемых 2 коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Согласно пункту 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренных приложением N 2 к Правилам N 306.
При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении к Правилам N 306, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.
Управление по тарифам в рамках настоящего дела пояснило (отзыв от 23.06.2023, представлен в электронном виде 23.06.2023), что на основании сведений, полученных от органов местного самоуправления, управляющих организаций, а также ресурсоснабжающих организаций, оказывающих коммунальные услуги, о степени благоустройства многоквартирного или жилого дома, а также перечня инженерного оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, управлением по тарифам было принято решение N 54 об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в сфере водоснабжения и водоотведения по 18-ти категориям жилых помещений.
Для потребителей коммунальных услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Тальменского района Алтайского края нормативы установлены в таблице 5 решения N 54.
Отличие показателя норматива потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения в размере 3,856 куб.м (поз. 11 таблицы 5 решения N 54) от показателя норматива в размере 3,148 куб.м м (поз. 12 таблицы 5 решения N 54) заключается в наличии по поз. 11 дополнительного устройства - унитаз.
При этом управление по тарифам отметило, что по вопросу оплаты коммунальных услуг по отведению сточных вод, при толковании отраслевого законодательства, понятия "канализационная сеть" и "централизованное водоотведение (канализация)" - являются тождественными.
Учитывая наличие в спорном жилом помещении крана, слива, унитаза, центрального водоснабжения и водоотведения (акт осмотра от 31.05.2023), суд первой инстанции правомерно признал верным расчет истца с учетом применения норматива - 3,856 куб.м. - для многоквартирных домов без водонагревателей с водопроводом и канализацией, оборудованные раковинами, мойками и унитазами.
Доводы о злоупотреблении правом со стороны общества, не нашли своего подтверждения.
При цене иска 8 111,65 рублей в бюджет подлежит уплата государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 2 153 рублей, что подтверждается платежным поручением N 538 от 29.12.2022.
При вынесении решения суд первой инстанции правомерно взыскал с администрации расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей и вернул обществу излишне уплаченную госпошлину в сумме 1 172 рубля (платежные поручения N 538 от 29.12.2022 и N 420 от 06.12.2022 на сумму 1 019 рублей).
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные АПК РФ, не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.06.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20684/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20684/2022
Истец: ООО "Каскад"
Ответчик: Администрация Тальменского района АК.
Третье лицо: Управление АК по государственному регулированию цен и тарифов