г. Санкт-Петербург |
|
04 сентября 2023 г. |
Дело N А21-12948/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.,
при участии:
от заявителя: Васильева Т.И., по доверенности от 17.10.2022 (онлайн);
от заинтересованного лица: Арсланова Л.А., по доверенности от 22.12.2022 (онлайн);
Матяшевская М.И., по доверенности от 22.12.2022 (онлайн);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20216/2023) Федеральной антимонопольной службы России на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.05.2023 по делу N А21-12948/2022, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЯнтарьСервисБалтик"
к Федеральной антимонопольной службе России
об отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЯнтарьСервисБалтик" (далее - ООО "ЯнтарьСервисБалтик", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России, заинтересованное лицо) от 18.10.2022 N ПИ/95645/22, о прекращении исполнения постановления от 02.03.2021 по делу об административном правонарушении N 22/04/14.32-88/2020 в части назначенного административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 27 291 860 рублей.
Решением суда от 17.05.2023 признано незаконным и отменено постановление ФАС России, формализованное в письме от 18.10.2022 N ПИ/95645/22. Признано не подлежащим исполнению постановление ФАС России от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 в части размера штрафа, превышающего 27 291 860 руб.
В апелляционной жалобе ФАС России считает, что поскольку рассчитанный штраф (в том числе с учетом нормы части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ) превышает 4 % совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), которая за год, предшествующий правонарушению, составила 1 364 593 000 рублей, то в этом случае Постановлением ФАС России назначен штраф в размере 54 583 720 рублей, что составляет 4 % совокупного размера суммы выручки Общества от реализации всех товаров (работ, услуг). Таким образом, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела применение части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ к формуле расчета штрафа, установленной примечанием 4 к статьи 14.31 КоАП РФ не влияет на итоговый вывод о том, что в отношении ООО "ЯнтарьСервисБалтик" штраф, подлежащий уплате по постановлению ФАС России, равен 4 % совокупного размера суммы выручки Общества от реализации всех товаров работ, услуг, то есть 54 583 720 рублей.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.03.2021 ФАС России в отношении Общества вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 22/04/14.32-88/2020, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14. КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 54 583 720 рублей.
13.04.2021 ФАС России в отношении Общества вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 22/04/14.32-104/2020, Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 с. 14.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 54 583 720 рублей.
Не согласившись с названными постановлениями, ООО "ЯнтарьСервисБалтик" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании актов, принятых ФАС России (дело N А21-2222/2021).
Решением от 30.12.2021 по делу N А21-2222/2021 Арбитражный суд Калининградской области частично удовлетворил заявление Общества:
отменил постановление ФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 в части назначения административного наказания по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере, превышающем 27 291 860 рублей,
отменил постановление ФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 13.04.2021 N 22/04/14.32-104/2020 в части назначения ООО "ЯСБ" административного наказания по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере, превышающем 27 291 860 рублей.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 по делу N А21-2222/2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, и признано не подлежащим исполнению постановление ФАС России от 13.04.2021 N 22/04/14.32-104/2020.
15.07.2022 Общество оплатило административный штраф назначенный постановлением от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 в размере 27 291 860 рублей, что подтверждается платежным поручением N 616 от 15.07.2022.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.09.2022 по делу N А21-2222/2021 состоявшиеся по указанному делу судебные акты в части признания незаконными и отмены постановлений ФАС России от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 и от 13.04.2021 N 22/04/14.32-104/2020 в части назначения каждым постановлением наказания в виде штрафа в размере, превышающем 27 291 860 рублей, отменены. В указанной части в удовлетворении заявленных Обществом требований суд кассационной инстанции отказал.
При этом Арбитражный суд Северо-Западного округа признал законным и обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о признании не подлежащим исполнению постановление ФАС России от 13.04.2021 N 22/04/14.32-104/2020.
Таким образом, учитывая судебные акты, принятые по делу N А21-2222/2021, на сегодняшний день в отношении Общества действует только одно постановление по делу об административном правонарушении - от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020, которым Обществу назначен административный штраф в размере 54 583 720 рублей.
ООО "ЯнтарьСервисБалтик" полагает, что указанное постановление не подлежит исполнению в части назначения Обществу административного штрафа в размере, превышающем 27 291 860 рублей (то есть, половины размера штрафа), на основании статьи 1.7, части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
21.09.2022 Общество направило в ФАС России заявление о прекращении исполнения постановления от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 в части (вх. N 159523-ЭП722).
Административный орган, рассмотрев вопрос о прекращении исполнения указанного постановления, отразил принятое решение об отказе в удовлетворении заявления Общества в письме N ПИ/95645/22 от 18.10.2022.
Посчитав, что решение ФАС России от 18.10.2022 в письме N ПИ/95645/22 является незаконным и необоснованным, а постановление от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего 27 291 860 руб., Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них.
Как правильно указал суд первой инстанции, Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
Как установлено судом первой инстанции, согласно постановлению N 22/04/14.32-88/2020 от 02.03.2021 время совершения административного правонарушения - с 14.08.2018 по 28.09.2018.
Таким образом, Федеральный закон N 70-ФЗ вступил в законную силу 06.04.2022, то есть уже после совершения ООО "ЯнтарьСервисБалтик" административных правонарушений.
Изменения, внесенные Законом N 70-ФЗ отвечают признакам закона, который имеет обратную силу, и смягчают административную ответственность (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
В соответствии со сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенными в публичном доступе, Общество в период с 01.08.2016 по 10.07.2021 являлось малым предприятием, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, Общество по состоянию на момент совершения административного правонарушения являлось субъектом малого и среднего предпринимательства, отнесенным к малым предприятиям, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ не предусмотрено наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, следовательно, на организацию распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
С учетом приведенных норм права и обстоятельств правила назначения наказания, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, распространяются на Общество.
Постановление ФАС России от 03.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 не исполнено Обществом по настоящее время в оспариваемой части (на половину размера назначенного штрафа).
Статья 4.1.2 КоАП РФ, вступившая в силу после совершения ООО "ЯнтарьСервисБалтик" административного правонарушения улучшает положение Общества, поскольку снижает административную нагрузку, связанную с привлечением юридического лица к административной ответственности, сопряженной с назначением административного наказания в виде административного штрафа значительного размера, следовательно, названная норма права имеет обратную силу и может быть применена по делу об административном правонарушении N 22/04/14.32-88/2020.
Согласно расчету, произведенному ФАС России, размер административного штрафа по постановлению от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 составил 542 546 748 рублей 92 копеек.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер штрафа, назначаемого по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ, ограничен верхним пределом, который не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Совокупный размер выручки Общества от реализации всех товаров (работ, услуг) за год, предшествующий году возбуждения дела N 22/01/11-100/2019 (2018 год), составил 1 364 593 000 рублей.
С учетом приведенной нормы предельно допустимый максимальный размер наказания для Общества составляет 54 583 720 рублей.
Именно такой размер штрафа и был установлен и применен ФАС России в рамках административного дела N 22/04/14.32-88/2020.
Вопреки приведенной позиции ФАС России и согласно единообразно складывающейся судебной практике применения статьи 4.1.2 КоАП РФ, изложенные в данной статье правила подлежат применению и к предельно допустимому максимальному размеру наказания.
То обстоятельство, что в норме части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ отдельно не выделено правило об уменьшении наполовину размера установленного санкцией верхнего предела максимально допустимой суммы штрафа, не означает, что этот предел должен оставаться в неизменном виде.
Применительно к статье 4.1.2 КоАП РФ предельно допустимый размер наказания по оспариваемому постановлению не может превышать одну пятидесятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), то есть половину размера назначенного штрафа.
Таким образом, размер административного штрафа по делу N 22/04/14.32-88/2020, назначаемый ООО "ЯнтарьСервисБалтик" по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ, не должен превышать 27 291 860 рублей (то есть одну пятидесятую от совокупного размера суммы выручки Общества за 2018 год: 1 364 593 000 рублей х 1/50 = 27 291 860 рублей).
Управление определило размер штрафа в размере не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки Общества от реализации товаров (работ, услуг), что составило 54 583 720 рублей. Расчет штрафа судом проверен и признан верным.
На основании изложенного, правильно применив положения статьи 4.1.2 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно признал постановление Управления не подлежащим исполнению в части назначения административного наказания в размере, превышающим половину назначенного штрафа, то есть 27 291 860 рублей.
При этом, суд первой инстанции правомерно отметил, что до принятия судом кассационной инстанции постановления от 13.09.2022 по делу N А21-2222/2021, которым размер административного штрафа по постановлению от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 был установлен в сумме 54 583 720 рублей, у Общества отсутствовала возможность заявить о применении положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, поскольку размер административного штрафа составлял менее минимального размера административного штрафа - 27 291 860 рублей (с учетом решения Арбитражного суда Калининградской области от 30.12.2021 по делу N А21 -2222/2021), и не мог быть установлен ниже указанной суммы.
В оспариваемом письме ФАС России ссылается на то, что преодоление постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.09.2022 по делу N А21-2222/2021, установившего штраф в размере 54 583 720 рублей, путем принятия административным органом юрисдикционного акта, влекущего для Общества иные последствия, означает нарушение судебных гарантий и не соответствует природе правосудия, осуществляемого только судом.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, частичное прекращение исполнения постановления от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 в порядке статьи 31.7 КоАП РФ не означает пересмотр судебного решения или замещение акта органа правосудия административным актом.
С учетом предусмотренных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции суд кассационной инстанции при рассмотрении дела N А21-2222/2021 не имел правовых оснований для разрешения вопроса о возможности применения статей 1.7 и 4.1.2 КоАП РФ и признании не подлежащим исполнению постановления от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 в части.
Вместе с тем, заявитель не лишен права обратиться с соответствующим заявлением непосредственно в административный орган.
Постановление от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 в размере 54 583 720 рублей было исполнено Обществом только в части оплаты 27 291 860 рублей (половина от суммы назначенного штрафа).
В части оплаты второй половины административного штрафа (27 291 860 рублей) указанное постановление на настоящий момент Заявителем не исполнено и не должно исполняться.
С учетом изложенного, имеются основания для прекращения исполнения постановления от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 в части назначения Обществу административного наказания по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере, превышающем 27 291 860 рублей.
Положения пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ возлагают на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление о назначении административного наказания, обязанность совершить соответствующие действия по прекращению исполнения этого постановления независимо от обращения лица, привлеченного к административной ответственности, с соответствующим заявлением, а положения статьи 31.8 КоАП РФ устанавливают для совершения названных действий трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
Согласно части 4 статьи 31.8 КоАП РФ решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде постановления.
Таким образом, прекращение исполнения постановления от 02.03.2021 N 22/04/14.32-88/2020 не направлено на изменение вида или размера назначенного наказания, пересмотр, отмену или преодоление судебного акта, принятого судом кассационной инстанции по делу N А21-2222/2021.
При указанных выше обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 17.05.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.05.2023 по делу N А21-12948/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12948/2022
Истец: ООО "ЯНТАРЬСЕРВИСБАЛТИК"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2024 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 341-ПЭК24
18.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19468/2023
04.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20216/2023
17.05.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-12948/2022
07.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2417/2023