г. Санкт-Петербург |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А26-7749/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Изотовой С.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37890/2023) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2023 по делу N А26-7749/2023 (судья Левичева Е.И.), принятое по заявлению
Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
3-е лицо: казенное учреждение Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия"
о признании незаконным уведомления
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, (далее - заявитель, Министерство, МИЗО) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, (далее - ответчик, Управление Росреестра по Республике Карелия, Управление) о признании незаконным уведомления от 15.05.2023 года N КУВД-001/2023- 4324466/4 об отказе в государственном кадастровом учете, обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 12.09.2023 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, казенное учреждение Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" (далее - третье лицо, КУ РК "Управтодор РК").
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2023 по делу N А26-7749/2023 заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что судом первой инстанции был сделан неверный вывод о том, что право собственности заявителя возникло в силу закона до 01.01.2016, право собственности заявителя, по мнению Управления, возникло с момента его государственной регистрации (31.10.2018), в связи с чем положения статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ в рассматриваемом случае не подлежат применению.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 рассмотрение апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2023 по делу N А26-7749/2023 отложено на 11.03.2024 в 12 час. 10 мин., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия было предложено представить материалы регистрационного дела в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения "подъезд к д. нижняя Салма" с кадастровым номером 10:21:0000000:9262, находящейся в собственности Республики Карелия и переданной на праве оперативного управления казенному учреждению Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия".
Ввиду нахождения судьи Целищевой Н.Е. на учебе, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ арбитражный апелляционный суд произвел замену судьи Целищевой Н.Е. на судью Полубехину Н.С.
В настоящее судебное заседание стороны и третье лицо не явились.
Во исполнение определения апелляционного суда от 05.02.2024 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия представило в материалы дела запрошенные документы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственности Республики Карелия находится автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения "подъезд к д. Нижняя Салма" с кадастровым номером 10:21:0000000:9262. Данное сооружение принадлежит казенному учреждению Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" на праве оперативного управления, согласно выписке из ЕГРН от 04.08.2021.
Также указанная дорога включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия ль 01.11.2010 N 471р-П.
В рамках выполнения комплекса кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:21:0000000:9262, по государственному контракту N 12-ОИО/20 от 16.10.2020, кадастровым инженером ООО "Геосервис" подготовлен межевой план на уточнение местоположения границ и площади указанного земельного участка.
Указанный межевой план был подан в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия для постановки на государственный кадастровый учет.
Уведомлением от 15.02.2023 N КУВД-001/2023-4324466/1 государственный кадастровый учет приостановлен по причине пересечения с границами лесного земельного участка с кадастровым номером N 10:21:0000000:9509.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от 26.04.2023 N 5 отклонено заявление кадастрового инженера ООО "Геосервис" от 03.04.2023 N 10/23-10 об обжаловании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 15.02.2023 N КУВД-001/2023-4324466/1.
Уведомлением от 15.05.2023 N КУВД-001/2023-4324466/5 отказано в государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:21:0000000:9262.
Не согласившись с данным уведомлением Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Как установлено частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Согласно части 3 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
При этом частью 4 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ (реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Удовлетворяя заявление Министерства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что к межевому плану была приложена копия государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 56, который подтверждает образование границ земельного участка, занятого полосой отвода автомобильной дороги "Подъезд к д. Нижняя Салма", до 01.01.2016, а именно с 1996 года.
Факт установления границ земельного участка, занятого полосой отвода автомобильной дороги "Подъезд к д. Нижняя Салма", подтверждается постановлением Главы местного самоуправления Пряжинского района Республики Карелия от 15.12.1996 N 275, Планом границ землепользования от 1996, Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 09.01.1995 N 12.
Следовательно, границы земельного, занятого полосой отвода автомобильной дороги "Подъезд к п. Кудама" существовали до 01.01.2016 и с учетом положений частьи 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ пересечение данного земельного участка с границами лесного земельного участка не может являться препятствием для постановки на государственный кадастровый учет, а решение Управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2023 по делу N А26-7749/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7749/2023
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ"