г. Москва |
|
08 сентября 2023 г. |
Дело N А40-54702/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ООО "СМАРТ ВЭЙ", НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ШКОЛА" на решение
Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2023 по делу N А40-54702/23
по заявлению ООО "СМАРТ ВЭЙ"
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ,
третье лицо: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ШКОЛА",
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Алферьев Е.И.по доверенности от 01.06.2023; |
от заинтересованного лица: |
Аверкиев А.В. по доверенности от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
Горелишвили Д.В., директор; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СМАРТ ВЭЙ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Росреестр) с заявлением о признании незаконным решения от 06.02.2023 N КУВД001/2022-17297876/13 об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений нежилого помещения (этаж 1: пом. II ком. 1-6, 6а, 7, 8, 8а, 9, 9а, 96, 11; Мансарда: пом. VI ком. 1, 3-5, 5а, 6, 6а, 7, 7а, 8) площадью 360,1 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0003012:2446, расположенного по адресу: город Москва, улица Электрозаводская, дом 37, помещение 1/1.
Решением суда от 08.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество и НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ШКОЛА" (далее - учреждение), выступающее в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, полагает необходимым отменить судебный акт по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, 25.04.2022 общество, являясь уполномоченной организацией по подготовке технического плана для осуществления государственного кадастрового учета по разделу объекта недвижимости по адресу: г. Москва, Электрозаводская, д. 37, помещение, кадастровый номер объекта 77:03:0003012:2446, площадь 360.1 кв.м., обратилось в Росреестр с заявлением от 25.04.2022 N КУВД001/2022-17297876 о государственном кадастровом учете изменения о планировке и площади помещения с кадастровым номером 77:03:0003012:2446 в порядке, установленном законом, с приложением необходимых документов, в том числе с приложением технического плана, содержащего в себе информацию об изменении сведений об объекте в ЕГРН в связи с его перепланировкой.
04.08.2022 Росреестр приостановил государственную регистрацию до 06.02.2023 (уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 04.08.2022 N КУВД-001/2022-17297876/5).
Уведомлением от 06.02.2023 N КУВД-001/2022-17297876/14 Росреестр отказал в государственной регистрации прав.
Основанием отказа послужило выявленное Росреестром несоответствие формы и содержания документов требованиям законодательства, а именно - технический план изготовлен в нарушение требований Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений".
Полагая указанный отказ незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности Росреестром законности принятого решения об отказе и об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
Между тем, судом не учтено следующее.
Росреестр осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) и иными нормативно-правовыми актами.
Как следует из материалов дела, помещение принадлежит ООО "АГРИСОЛЬ" на праве собственности, является нежилым помещением и обладает статусом "ранее учтенный" объект недвижимости, о чем в ЕГРН внесена запись N 77-77/003- 77/003/025/2015-904/2 от 29.04.2015.
В указанном помещении по договору простого товарищества о переоборудовании, безвозмездном пользовании и последующей переуступке прав аренды нежилых помещений от 25.08.2021 зарегистрировано и располагается учреждение. Для осуществления кадастрового учета специалистом общества - кадастровым инженером Метальниковым К.А. был подготовлен технический план, содержащий в себе информацию об изменении сведений об объекте в ЕГРН в связи с его перепланировкой.
Комплект документов для проведения государственного кадастрового учета объекта был подан на регистрацию с заявлением N КУВД001/2022-17297876 от 25.04.22.
После рассмотрения заявления Росреестр вынес уведомление об отказе в государственном кадастровом учете от 06.02.2023 N КУВД-001/2022-17297876/13.
Основанием для отказа послужили выявленные Росреестром работы по внесению изменений, не предусмотренных Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (далее - Постановление Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП) в части демонтажа лестницы на мансарде в комнате 6.6а и комнате 8 на 1 этаже. По мнению Росреестра, общество не представило документы, подтверждающие согласование осуществленной реконструкции (разрешение на ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, материалами дела установлено, что лестницы на мансарде в комнате 6.6а и комнате 8 на 1 этаже не являются несущей конструкцией.
Согласно п. 14 ст. 1 ГрК РФ "реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов".
Согласно представленной в материалы дела документации, а именно техническому плану, было произведено восстановление перекрытий пола в комнате 6.6а, что, исходя из определения "реконструкция", прямо указывает на её отсутствие в проведенных работах. При выполнении демонтажа лестницы с заложения проема в перекрытии планировка здания была приведена к состоянию, зафиксированному на плане БТИ от 14.05.2009, на котором лестница и проем на данном участке отсутствовали.
Согласно п. 4 ч.17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Таким образом, выполненные работы не являются реконструкцией, следовательно, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 г. N 432-ПП не требуют получения разрешения на их проведение.
Также Росреестр при вынесении отказа неправомерно применил норму, ограничивающую размер новых входных групп площадью 15 кв.м.
В техническом плане указывается, что часть площади данного объекта находится в использовании учреждения. Согласно п. 3.13. приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 27 августа 2012 года N 432-ПП создание и изменение входных групп разрешено при учреждениях социальной сферы (учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, образования и т.д.) - не более 40 кв.м.
Следовательно, апелляционный суд приходит к выводу, что норма обустройства входных групп совокупной площадью более 15 кв.м. не нарушена
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета зданий, строений и сооружений в общем порядке производится на основании технического плана кадастрового инженера, подготовленного с соблюдением требований ст. 24 Закона о недвижимости и прочих подзаконных нормативных актов.
Согласно п. 12 ст. 29 Закона о недвижимости отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Заинтересованность общества в настоящем случае отражается в невозможности исполнения гражданско-правовых обязательств по договору оказания услуг, а именно в предоставлении гарантийных обязательств по изготовленной проектной документации и выполнении этапа работ по регистрации технической документации в связи с разделом объекта недвижимости по договору, заключенному между обществом и ООО "СК "ФОНАРИК", являющимся арендатором ООО "АГРИСОЛЬ" по договору аренды N 5/16 от 01.06.2016, что нарушает законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Закона о недвижимости, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
Подача заявления на проведение регистрационных действий в отношении объекта недвижимости возможна только после получения нотариально удостоверенной доверенности, факт её предоставления собственником объекта говорит о волеизъявлении собственника делегировать все работы по регистрации объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, признание оспариваемого решения незаконным восстановит нарушаемые права и законные интересы общества.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, также необоснованно не принял во внимание, что отказ Росреестра был подготовлен 06.02.2023, в то время как приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", на который ссылается Росреестр, утратил силу 19.06.2022 в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 28.04.2022 N230.
Следовательно при отказе в государственном кадастровом учете Росреестр сослался на недействующий ненормативный правовой акт.
С учетом изложенного вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований является ошибочным.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда от 08.06.2023 подлежащим отмене, поскольку суд сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2023 по делу N А40-54702/23 отменить.
Признать незаконным решение (уведомление) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) об отказе в осуществлении кадастрового учета от 06.02.2023 N КУВД-001/2022-17297876/13 объекта недвижимости по адресу: г. Москва, Электрозаводская, д. 37.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости (помещения) кадастровый номер объекта 77:03:0003012:2446, адрес: г. Москва, улица Электрозаводская, д. 37 в связи с его перепланировкой на основании представленного в орган регистрации заявления, регистрационный номер заявления КУВД-001/2022-17297876, по техническому плану от 24.01.2023.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) в пользу ООО "СМАРТ ВЭЙ" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3 000 (три тысячи) руб., по апелляционной жалобе 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) в пользу НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ШКОЛА" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54702/2023
Истец: ООО "СМАРТ ВЭЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ "ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ШКОЛА"