г. Самара |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А72-14345/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дегтярева Д.А.,
судей Митиной Е.А., Копункина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 сентября 2023 года в зале помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Династия К" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 июня 2023 года по делу N А72-14345/2022 (судья Рыбалко И.В.)
по иску Публичного акционерного общества "Т Плюс"
к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Администрации города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска, об обязании установить знак "Остановка запрещена",
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Скидкино", общество с ограниченной ответственностью "Агроторг", общество с ограниченной ответственностью "Династия К", общество с ограниченной ответственностью "Специалист",
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в котором просило обязать ответчика установить знак "Остановка запрещена" по следующим адресам: г.Ульяновск, ул.Отрадная, 87; г.Ульяновск, ул.Камышинская, 82 Г; г.Ульяновск, ул. Хо Ши Мина, 19; г.Ульяновск, ул.Шолмова, 7; г.Ульяновск, ул. Богдана Хмельницкого, 30; г.Ульяновск, ул.Автозаводская, 16; г.Ульяновск, ул.Отрадная, 18А, в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением от 31.10.2022 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Администрация города Ульяновска, Управление дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска.
Определением от 13.02.2023 Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве соответчика по исковому заявлению и исключил из состава третьих лиц Администрацию города Ульяновска.
Кроме того, определением от 13.02.2023 Арбитражный суд Ульяновской области Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "Скидкино", Общество с ограниченной ответственностью "Агроторг", Общество с ограниченной ответственностью "Династия К".
Определением от 14.03.2023 Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве соответчика по исковому заявлению и исключил из состава третьих лиц Управление дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска.
Кроме того, определением от 14.03.2023 Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью "Специалист".
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования и с учетом последнего уточнения истец просил суд обязать ответчиков:
устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу: г. Ульяновск, Отрадная, 87 в координатах
Каталог координат границы территория асфальтированной парковки автомобилей, расположенной в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.440 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-9 Кадастровый номер 73:24:031211:3492 | ||
Площадь земельного участка 284 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
X |
У |
1 |
2 |
3 |
1 |
501895.47 |
2249728.19 |
2 |
501881.56 |
2249756.65 |
3 |
501873.44 |
2249752.75 |
4 |
501887.23 |
2249724.55 |
1 |
501895.47 |
2249728.19 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу г. Ульяновск, ул. Ефремова, 82 в координатах
Каталог координат границы территория асфальтированной парковки автомобилей, расположенной в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.437 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-6 Кадастровый номер 73:24:030101:6429 | ||
Площадь земельного участка 617 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
X |
У |
1 |
2 |
3 |
1 |
502590.92 |
2249798.58 |
2 |
502587.40 |
2249806.77 |
3 |
502562.88 |
2249861.96 |
4 |
502554.27 |
2249858.70 |
5 |
502582.88 |
2249795.70 |
1 |
502590.92 |
2249798.58 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу г. Ульяновск, ул. Хо Ши Мина,19 в координатах
Каталог координат границы части территория парковочного кармана, расположенного в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.440 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-9 Кадастровый номер 73:24:031211:3492 | ||
Площадь земельного участка 344 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
X |
У |
1 |
2 |
3 |
1 |
501652.71 |
2251275.15 |
2 |
501611.54 |
2251244.40 |
3 |
501614.14 |
2251237.98 |
4 |
501635.02 |
2251252.90 |
5 |
501655.98 |
2251271.15 |
1 |
501652.71 |
2251275.15 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу г. Ульяновск, ул. Шолмова,7 в координатах
Каталог координат границы части территория парковочного кармана, расположенного в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.430 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-4 Кадастровый номер 73:24:030101:392 | ||
Площадь земельного участка 117 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
X |
У |
1 |
2 |
3 |
1 |
503368.30 |
2251716.74 |
2 |
503363.80 |
2251719.70 |
3 |
503350.92 |
2251701.59 |
4 |
503349.76 |
2251701.39 |
5 |
503349.12 |
2251700.58 |
6 |
503348.43 |
2251697.32 |
7 |
503352.22 |
2251698.78 |
8 |
503360.93 |
2251706.85 |
1 |
503368.30 |
2251716.74 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу г. Ульяновск, ул. Богдана Хмельницкого, 30 в координатах
Каталог координат границы территория парковочного кармана, расположенного в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.430 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-4 Кадастровый номер 73:24:030101:392 | ||
Площадь земельного участка 63 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
X |
У |
1 |
2 |
3 |
1 |
502628.01 |
2252032.93 |
2 |
502627.61 |
2252036.19 |
3 |
502609.01 |
2252024.01 |
4 |
502611.58 |
2252022.08 |
1 |
502628.01 |
2252032.93 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу г. Ульяновск, ул. Автозаводская, 16 в координатах
Каталог координат границы территория асфальтированной парковки автомобилей, расположенной в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.449 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-3 Кадастровый номер 73:24:031009:136 | ||
Площадь земельного участка 272 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
X |
У |
1 |
2 |
3 |
1 |
505157.64 |
2252429.44 |
2 |
505156.59 |
2252437.93 |
3 |
505125.41 |
2252433.24 |
4 |
505126.79 |
2252424.55 |
1 |
505157.64 |
2252429.44 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу г. Ульяновск, Отрадная, 18А в координатах
Каталог координат части границы территории стоянки автомобилей, расположенной в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.440 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-9 | ||
Площадь земельного участка 1143 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
X |
У |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
501408.25 |
2251070.67 |
2 |
501409.35 |
2251075.20 |
3 |
501403.36 |
2251078.28 |
4 |
501390.91 |
2251068.30 |
5 |
501388.05 |
2251065.89 |
6 |
501329.50 |
2251020.17 |
7 |
501324.30 |
2251015.64 |
8 |
501309.54 |
2251003.81 |
9 |
501313.21 |
2250999.06 |
10 |
501316.69 |
2250997.35 |
11 |
501330.42 |
2251008.37 |
12 |
501335.52 |
2251012.82 |
13 |
501394.01 |
2251058.49 |
14 |
501396.93 |
2251060.96 |
1 |
501408.25 |
2251070.67 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 июня 2023 года исковые требования Публичного акционерного общества "Т Плюс" к Администрации города Ульяновска удовлетворены.
Суд обязал ответчика - Администрацию города Ульяновска устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу: г. Ульяновск, Отрадная, 87 в координатах
Каталог координат границы территория асфальтированной парковки автомобилей, расположенной в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.440 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-9 Кадастровый номер 73:24:031211:3492 | ||
Площадь земельного участка 284 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
X |
У |
1 |
2 |
3 |
1 |
501895.47 |
2249728.19 |
2 |
501881.56 |
2249756.65 |
3 |
501873.44 |
2249752.75 |
4 |
501887.23 |
2249724.55 |
1 |
501895.47 |
2249728.19 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
2. устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу г. Ульяновск, ул. Ефремова, 82 в координатах
Каталог координат границы территория асфальтированной парковки автомобилей, расположенной в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.437 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-6 Кадастровый номер 73:24:030101:6429 | ||
Площадь земельного участка 617 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
X |
У |
1 |
2 |
3 |
1 |
502590.92 |
2249798.58 |
2 |
502587.40 |
2249806.77 |
3 |
502562.88 |
2249861.96 |
4 |
502554.27 |
2249858.70 |
5 |
502582.88 |
2249795.70 |
1 |
502590.92 |
2249798.58 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
3. устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу г. Ульяновск, ул. Хо Ши Мина,19 в координатах
Каталог координат границы части территория парковочного кармана, расположенного в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.440 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-9 Кадастровый номер 73:24:031211:3492 | ||
Площадь земельного участка 344 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
X |
У |
1 |
2 |
3 |
1 |
501652.71 |
2251275.15 |
2 |
501611.54 |
2251244.40 |
3 |
501614.14 |
2251237.98 |
4 |
501635.02 |
2251252.90 |
5 |
501655.98 |
2251271.15 |
1 |
501652.71 |
2251275.15 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
4. устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу г. Ульяновск, ул. Шолмова,7 в координатах
Каталог координат границы части территория парковочного кармана, расположенного в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.430 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-4 Кадастровый номер 73:24:030101:392 | ||
Площадь земельного участка 117 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
X |
У |
1 |
2 |
3 |
1 |
503368.30 |
2251716.74 |
2 |
503363.80 |
2251719.70 |
3 |
503350.92 |
2251701.59 |
4 |
503349.76 |
2251701.39 |
5 |
503349.12 |
2251700.58 |
6 |
503348.43 |
2251697.32 |
7 |
503352.22 |
2251698.78 |
8 |
503360.93 |
2251706.85 |
1 |
503368.30 |
2251716.74 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
5. устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу г. Ульяновск, ул. Богдана Хмельницкого, 30 в координатах
Каталог координат границы территория парковочного кармана, расположенного в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.430 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-4 Кадастровый номер 73:24:030101:392 | ||
Площадь земельного участка 63 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
X |
У |
1 |
2 |
3 |
1 |
502628.01 |
2252032.93 |
2 |
502627.61 |
2252036.19 |
3 |
502609.01 |
2252024.01 |
4 |
502611.58 |
2252022.08 |
1 |
502628.01 |
2252032.93 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
6. устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу г. Ульяновск, ул. Автозаводская, 16 в координатах
Каталог координат границы территория асфальтированной парковки автомобилей, расположенной в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.449 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-3 Кадастровый номер 73:24:031009:136 | ||
Площадь земельного участка 272 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
X |
У |
1 |
2 |
3 |
1 |
505157.64 |
2252429.44 |
2 |
505156.59 |
2252437.93 |
3 |
505125.41 |
2252433.24 |
4 |
505126.79 |
2252424.55 |
1 |
505157.64 |
2252429.44 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
7. устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знак "Остановка запрещена" по адресу г. Ульяновск, Отрадная, 18А в координатах
Каталог координат части границы территории стоянки автомобилей, расположенной в охранной зоне с реестровым номером 73:2-6.440 тепловой сети трубопровод магистральной сети М-9 | ||
Площадь земельного участка 1143 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
X |
У |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
501408.25 |
2251070.67 |
2 |
501409.35 |
2251075.20 |
3 |
501403.36 |
2251078.28 |
4 |
501390.91 |
2251068.30 |
5 |
501388.05 |
2251065.89 |
6 |
501329.50 |
2251020.17 |
7 |
501324.30 |
2251015.64 |
8 |
501309.54 |
2251003.81 |
9 |
501313.21 |
2250999.06 |
10 |
501316.69 |
2250997.35 |
11 |
501330.42 |
2251008.37 |
12 |
501335.52 |
2251012.82 |
13 |
501394.01 |
2251058.49 |
14 |
501396.93 |
2251060.96 |
1 |
501408.25 |
2251070.67 |
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В иске к ответчикам Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и Управление дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Династия К" (третье лицо) обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 июня 2023 года по делу N А72-14345/2022.
Заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, требования ПАО "Т Плюс" противоречат нормам права, обращение с иском направлено на злоупотребление своими правами. Также заявитель ссылается на примеры из судебной практики (дело А39-10547/2022, А39-1902/2022, А39-1903/2022). Апеллянт просит отменить решение суда в части обязания Администрации г. Ульяновска устранить нарушение охранных зон тепловых сетей по адресу: г. Ульяновск, ул. Хо Ши Мина, 19. В указанный части просит в иске отказать.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 августа 2023 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 05 сентября 2023 года.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
От общества с ограниченной ответственностью "Династия К" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
В соответствии с части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из совокупного толкования приведенных положений следует, что отложение судебного заседание является правом суда; указанное право может быть реализовано в строго предусмотренных процессуальным законодательством случаях.
Доказательств намерения заявителя ходатайства представить суду дополнительные пояснения и доказательства не представлены.
Принимая во внимание, что правовая позиция общества с ограниченной ответственностью "Династия К" изложена в апелляционной жалобе, явка представителей сторон в судебное заседание апелляционной инстанции не признана обязательной, неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы, а также учитывая пределы срока рассмотрения жалобы, ходатайство об отложении судебного разбирательства подлежит отклонению.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, ПАО "Т Плюс" на праве собственности принадлежат сооружения:
- трубопровод магистральной сети М-9, общей протяженностью 7532 м, кадастровый номер 73:24:031211:3492,
- трубопровод магистральной сети М-6, общей протяженностью 9883 м, кадастровый номер 73:24:030101:6429,
- трубопровод магистральной сети М-4, общей протяженностью 17098 м, кадастровый номер 73:24:030101:392,
- трубопровод магистральной сети М-3, общей протяженностью 2385 м, кадастровый номер 73:24:031009:136, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
По указанным сетям единая теплоснабжающая организация в г.Ульяновске - ПАО "Т Плюс" осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды потребителям Засвияжского района города Ульяновска.
Сведения о границах зон с особыми условиями использования территории в виде охранной зоны инженерных коммуникаций "Охранная зона трубопровода магистральной сети" М-3, М-4, М6 и М-9 внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Обосновывая заявленные требования, истец указал, что в охранных зонах трубопроводов магистральной тепловой сети М-3, М-4, М6 и М-9 находятся стоянки автомобилей, расположенные по адресам: г.Ульяновск, ул. Отрадная, 87, г.Ульяновск, ул.Ефремова, 82, г.Ульяновск, ул.Хо Ши Мина, 19, г.Ульяновск, ул.Шолмова, 7, г.Ульяновск, ул.Богдана Хмельницкого, 30, г.Ульяновск, ул.Автозаводская, 16 и г.Ульяновск, ул.Отрадная, 18А.
При проведении обследования тепловых сетей истцом было установлено, что в охранной зоне тепловых сетей по указанным адресам размещены стоянки автомобильного транспорта (парковки, парковочные карманы).
Координаты автомобильных стоянок (парковок, парковочных карманов) указаны в заключениях кадастрового инженера Трибунской К.Ю. Согласно заключениям кадастрового инженера, территории автомобильных стоянок, парковок, парковочных карманов по вышеуказанным адресам полностью или частично попадают в охранные зоны тепловых сетей трубопроводов магистральных сетей М-3, М-4, М-6 и М-9; схемы расположения объектов приложены к заключениям.
Полагая, что в результате размещения объектов в охранных зонах магистральных трубопроводов нарушаются права и законные интересы истца как собственника указанных трубопроводов и единой теплоснабжающей организации посредством ограничения возможности проведения организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и штатной работы тепловых сетей, их сохранности и предотвращения несчастных случаев, истец обратился в суд с настоящим иском и просит обязать ответчиков устранить нарушения охранных зон тепловых сетей и освободить охранные зоны от всех видов транспорта, установить знаки "Остановка запрещена".
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в этой статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В п. 45 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу статьи 304 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Из разъяснений Пленума N 10/22, содержащихся в пункте 47, следует, что, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе которых: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (пункты 1, 9 части 1).
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Одним из ограничений права на земельный участок пункт 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации называет особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно п.4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92, предусмотрено, что в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей (утв. Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197) (далее по тексту - Правила N 197) и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления правил охраны тепловых сетей. Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Этим же пунктом предусмотрено, что охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности.
В соответствии с п. 2 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.
Таким образом, охрана тепловых сетей и, следовательно, соблюдение требований к охранным зонам является обязанностью истца по делу.
В соответствии с п. п. 6.14, 6.15 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 (далее Типовая инструкция N 285), в обязанности истца входит контроль за состоянием оборудования тепловой сети, которые осуществляется путем обходов. Пункт 6.2.26 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 также предписывает истцу проводить обходы теплопроводов для контроля состояния оборудования тепловых сетей. Кроме того, п.6.2.34 указанных Правил предусмотрена обязанность Истца периодически производить шурфовки на тепловых сетях для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций.
Размещение в охранной зоне тепловых сетей объектов затрудняет осмотры и препятствует своевременному выявлению повреждений.
Кроме того, размещение объектов в охранной зоне препятствует проведению Истцом технического освидетельствования, предусмотренного п. 6.18 Типовой инструкции N 285.
Пунктом 6.16. Типовой инструкции N 285 предусмотрено, что дефекты, угрожающие аварией, выявленные при обходе, должны устраняться немедленно.
Размещение в охранной зоне тепловых сетей объектов препятствует незамедлительному началу выполнения работ по устранению аварии, так как истец до начала аварийных работ вынужден демонтировать такие объекты и обеспечить их сохранность.
В силу п. 1 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Согласно п. 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Пунктом 9.8. "СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2С03" предусмотрено, что при новом строительстве расстояния по горизонтали и вертикали от наружной грани строительных конструкций каналов и тоннелей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке тепловых сетей до зданий, сооружений и инженерных сетей следует принимать по Приложению А. Таблица A3 предусматривает расстояние по горизонтали от строительных конструкций тепловых сетей до зданий и сооружений в зависимости от диаметра трубопровода и способа прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
В силу п. 17 Правил N 197 предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
В соответствии с пп. 3 п. 5 Правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:
- загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы;
- устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.;
Пунктом 6.1.8. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, также установлен запрет на возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов.
Согласно п. 6 Правил N 197 в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:
- производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;
- производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы;
- производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий.
В силу п. 7 Правил N 197 установлено, что проведение перечисленных в п. 6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ. Присутствие представителя владельца тепловых сетей необязательно, если это предусмотрено согласованием.
Исходя из изложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что в пределах охранной зоны тепловых сетей устанавливается обременение в виде ограничения хозяйственной деятельности, что соответствует требованиям земельного законодательства. Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей для обслуживания и ремонта.
Размещение какого-либо объекта в охранной зоне тепловых сетей является нарушением требований вышеуказанных нормативных актов.
В добровольном порядке требование истца об освобождении охранных зон от всех видов транспорта, установке знаков "Остановка запрещена" ответчиками исполнено не было.
На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что расположение автомобильных стоянок, парковочных карманов в охранных зонах тепловых сетей, находящихся в собственности истца, нарушает права и законные интересы последнего, поскольку препятствует нормальной и безопасной эксплуатации указанных тепловых сетей, а также доступу истца к местам проведения ремонтных работ. Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что действиями ответчиков нарушаются права истца в отношении принадлежащего ему имущества (тепловых сетей).
При этом, несвоевременное устранение аварийных ситуаций на тепловой сети затрагивает также интересы потребителей, которым предоставляются услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению в данном районе.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд также исходил из необходимости обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья неограниченного круга лиц - жителей города Ульяновска.
При определении надлежащего ответчика суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Земельные участки, на которых размещены автомобильные стоянки, в координатах, указанных в заключениях кадастрового инженера, расположены в пределах территории города Ульяновска на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В силу п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17
Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации права по перераспределению полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации 03.07.2015 принят Закон Ульяновской области "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" N 85-ЗО.
Согласно ст.2 указанного закона уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области (далее -уполномоченный орган) в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Ульяновск" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким уполномоченным органом является Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
Согласно частям 1, 20 пункта 2. 5 раздела 2 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 N 1/51 -П, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области управляет и распоряжается земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Ульяновской области; в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из материалов дела, земельные участки из состава неразграниченных земель на указанных истцом территориях в границах города Ульяновска не образованы.
Согласно пояснениям Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Министерство решений о предоставлении указанных земельных участков не принимало. В реестре объектов государственной собственности Ульяновской области не содержатся сведения о парковках по спорным адресам.
К полномочиям Министерства не относится управление и распоряжение автомобильными дорогами, ведение парковок общего пользования.
Полномочиями в сфере земельного контроля и организации дорожного движения Министерство не наделено.
В силу пп.26 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа относится вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся: организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст.38 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утв. решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа отнесено к полномочиям Администрации города Ульяновска. Также к полномочиям Администрации города Ульяновска отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения (в том числе установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализация указанных полномочий осуществляется через отраслевые (функциональные) органы администрации города Ульяновска, а именно: осуществление муниципального земельного контроля возложено на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, организация дорожной деятельности - на Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (соответствующие Положения утверждены Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90).
При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по заявленным требованиям следует признать Администрацию города Ульяновска.
С учетом изложенного исковые требования публичного акционерного общества "Т Плюс" к Администрации города Ульяновска суд первой инстанции правомерно удовлетворил, а к остальным ответчикам в иске отказал.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции. Указанным доводам была дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции соглашается с вышеуказанными обоснованными выводами суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Доводы заявителя о том, что требования ПАО "Т Плюс" не основаны на законе, ошибочны, суд первой инстанции дал соответствующую ссылку на нормы права.
Доводы заявителя о том, что обращение с заявленным иском в суд являются злоупотреблением правом, ошибочны. Материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что обращение с иском в суд преследует одну единственную цель - причинение вреда ответчикам либо иным лицам.
Ссылка заявителя на то, что доступ к подземным коммуникациям истца ничем не ограничен несостоятелен, из представленных документов (в частности ГПЗ торгового центра, генплана, выписки ЕГРН) следует, что имеющаяся парковка у Торгового центра по ул. Хо Ши Мина,19 находится в охранной зоне тепловых сетей, что третьим лицом документально не опровергнуто.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем не имеется оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 руб. (платежное поручение N 433 от 04.07.2023) возлагаются на заявителя.
руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 июня 2023 года по делу N А72-14345/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа с направлением кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14345/2022
Истец: ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И АРХИТЕКТУРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: ООО "АГРОТОРГ", ООО "ДИНАСТИЯ К", ООО "Скидкино", ООО "Скидкино2, ООО "СПЕЦИАЛИСТ"