г. Санкт-Петербург |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А21-3843/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Балакир М.В., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зотовой А.И.,
при участии:
от заявителя: Потоцкая Е.А. - по доверенности от 17.11.2022;
от заинтересованного лица: Ижутина В.С. - по доверенности от 09.01.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22301/2023) Общества с ограниченной ответственностью "Гранит" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.06.2023 по делу N А21-3843/2023 (судья Любимова С.Ю.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гранит" (адрес: 236023, Калининград, ул. Красная, 63А, 109, ОГРН 1133926018500);
к Министерству градостроительной политики Калининградской области (адрес: 236007, Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН 1223900002501);
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранит" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства градостроительной политики Калининградской области (далее - Министерство) в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 39:14:010408:181 по ул. Чехова в г. Балтийске Калининградской области и обязании Министерства выдать Обществу разрешение на строительство указанного дома.
Решением суда от 15.06.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 15.06.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что при принятии решения судом первой инстанции не учтены разъяснения, приведенные в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018. Кроме того, по мнению подателя жалобы, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции не учел, что градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) заявителя в силу пункта 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Грк РФ) мог быть использован в течение трех лет.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просило решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 39:14:010408:81 площадью 3790 кв.м, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Балтийск, ул. Чехова, 28, в 50 м на северо-запад, вид разрешенного использования - под жилую застройку - многоэтажную.
Общество обратилось 07.03.2023 в Министерство с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта - многоквартирного восьмиэтажного дома на указанном земельном участке.
Письмом от 14.03.2023 Министерство отказало Обществу в выдаче разрешения, указав, что объект капитального строительства не соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка - "под жилую застройку - многоэтажную. Согласно представленной проектной документации запроектирован многоквартирный дом этажностью восемь этажей. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, для земельного участка должен быть установлен соответствующий проектируемому объекту вид разрешенного использования - "среднеэтажная жилая застройка".
Кроме того, Министерство указало, что согласно представленному для получения разрешения на строительство ГПЗУ градостроительный план земельного участка утрачивает силу при изменении документов территориального планирования и градостроительного зонирования применительно к рассматриваемому земельному участку. Согласно действующим Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Балтийский городской округ" территориальная зона, в которой расположен указанный земельный участок, изменилась. Таким образом, представленный ГПЗУ утратил силу, проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным на дату выдачи ГПЗУ, не проводилась.
Министерство также указало, что проектная документация не соответствует ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно действующему генеральному плану муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области, земельный участок с кадастровым номером располагается в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный), не предполагающий размещения среднеэтажных домов.
Полагая отказ Министерства незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции оснований для удовлетворения заявленных требований не усмотрел.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, а также проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
По смыслу статей 198, 201 АПК РФ условиями признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 названной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату выдачи разрешения на строительство.
Требования и ограничения к строительству устанавливаются документами территориального планирования, которые являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (статья 9 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 18 ГрК РФ установлено, что генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования.
При этом частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
Основанием для отказа в выдаче разрешения является, в частности, несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Как указано выше и не оспаривается сторонами, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 39:14:010408:181 имеет вид разрешенного использования "под жилую застройку - многоэтажная".
Согласно действующему генеральному плану муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области, утвержденному постановлением Правительства Калининградской области от 19.04.2021 N 199, земельный участок с кадастровым номером 39:14:010408:181 расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный), предназначенной для застройки преимущественно малоэтажными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами, домами блокированной жилой застройки и сопутствующими объектами в сфере услуг первичной ступени культурнобытового, коммунального, социального обслуживания, а также сопутствующей инженерной и транспортной инфраструктурой.
В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области, утвержденных постановлением Правительства Калининградской области от 12.10.2021 N 661 (далее - Правила землепользования и застройки), земельный участок с кадастровым номером 39:14:010408:181 отнесен к зоне застройки малоэтажными жилыми домами (индекс зоны Ж-3).
Зона застройки малоэтажными жилыми домами установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации преимущественно малоэтажных (до 4 надземных этажей, включая мансардный) многоквартирных домов, а также сопутствующей инфраструктуры и объектов обслуживания населения преимущественно местного значения, стоянок автомобильного транспорта, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков зоны застройки малоэтажными жилыми домами включает в себя малоэтажную многоквартирную жилую застройку, блокированную жилую застройку, индивидуальное жилищное строительство, хранение автотранспорта, предоставление коммунальных услуг, административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, оказание социальной помощи населению, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, магазины, общественное питание, гостиничное обслуживание, площадки для занятий спортом и др.
На момент выдачи ГПЗУ от 15.09.2021 в соответствии с действующими на тот момент правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Балтийск", утвержденными решением Балтийского городского Совета депутатов от 29.01.2013 N 03, земельный участок заявителя находился в территориальной зоне многоквартирной застройки зданиями малой и средней этажности (индекс Ж-2).
Одними из видов разрешенного использования в территориальной зоне "Ж-2" были виды разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка (жилые дома высотой не выше восьми этажей)" и "малоэтажная многоквартирная жилая застройки (жилые дома высотой до четырех этажей, включая мансардный)".
Однако, в последующем, в целях приведения правил землепользования и застройки в соответствие с генеральным планом, территориальная зона земельного участка была изменена на зону застройки малоэтажными жилыми домами
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В отношении рассматриваемого земельного участка установлена территориальная зона, соответствующая функциональному зонированию, установленному генеральным планом.
Как верно указано судом первой инстанции, тот факт, что заявителем получен градостроительный план земельного участка, не свидетельствует о соответствии проектной документации требованиям действующего законодательства. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
При этом, как указано выше, при разрешении вопроса о выдаче разрешения на строительство уполномоченным органом проверяется соответствие представленной документации, установленным градостроительным регламентам, именно на дату выдачи разрешения на строительство.
Более того, по смыслу нормативных положений, приведенных в статье 57.3 ГрК РФ, градостроительный план земельного участка по своей правовой природе не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении его ограничения.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13 сформулирована правовая позиция, согласно которой по смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении его строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Соответственно, градостроительный план земельного участка не является нормативным актом, как Правила землепользования и застройки, или документом градостроительного регулирования, как Генеральный план.
При этом сведения, содержащиеся в ГПЗУ, должны быть актуальными на дату подачи заявления о выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, несоответствие проектной документации генеральному плану, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. Вышеуказанная позиция подтверждается определениями Верховного суда Российской Федерации от 15.04.2020 N 308-ЭС20-3849, от 26.03.2020 N 308-ЭС20-2309.
При таких обстоятельствах, отказ Министерства в выдаче Обществу разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 39:14:010408:181 являлся правомерным.
Ссылки Общества на правовую позицию, приведенную в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, также отклоняются апелляционным судом, поскольку на дату обращения с соответствующим заявлением в Министерство использование земельного участка под строительство МКД Обществом не осуществлялось.
На основании изложенного при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.06.2023 по делу N А21-3843/2023 следует оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.06.2023 по делу N А21-3843/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Нестеров |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3843/2023
Истец: ООО "Гранит"
Ответчик: Министерство градостроительной политики Калининградской области