г. Хабаровск |
|
13 сентября 2023 г. |
А73-18591/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Воронцова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.,
при участии в заседании:
от ООО "Хабаровскбытсервис": Бронштейн А.М., по доверенности от 23.01.2023,
от ООО "Хабавтотранс ДВ": Буркова А.М., по доверенности от 20.04.2023 N 78,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс-ДВ", общества с ограниченной ответственностью "Хабаровскбытсервис"
на решение от 10.04.2023
по делу N А73-18591/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хабаровскбытсервис" (ОГРН 1072724000337, г. Хабаровск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс-ДВ" (ОГРН 1162724068352, г. Хабаровск)
об урегулировании разногласий при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хабаровскбытсервис" (ООО "Хабаровскбытсервис") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ООО "Хабавтотранс") с исковым заявлением об урегулировании разногласий при заключении договора N ТКО-374/ЮЛ от 14.09.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.04.2023 иск удовлетворен частично.
Суд урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора N ТКО-374/ЮЛ от 14.09.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами следующим образом:
Раздел 1 принят в редакции регионального оператора: в настоящем договоре используются понятия и термины, определенные Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", а также дополнительно применяются следующие понятия:
система контроля - автоматизированная информационная система, ведение которой осуществляется с использованием аппаратуры спутниковой навигации, предназначенной для получения, обработки и передачи информации, имеющая значение для подтверждения факта исполнения обязательств по настоящему договору Региональным оператором перед Потребителем;
накопитель - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов. К накопителям относятся контейнеры (в том числе контейнеры заглубленного типа), бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в мусоропроводах и мусороприемных камерах, пакеты или другие емкости, предоставляемые Региональным оператором если ценообразованием в области обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено включение расходов на их приобретение в единый тариф Регионального оператора и в единый тариф Регионального оператора включены указанные расходы на соответствующий период регулирования. К накопителям, в том числе относятся компакторы и иные средства прессования (уплотнения) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), а также бункеры для крупногабаритных отходов, расположенные на 'контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов;
геолокация - определение реального географического положения специальной техники (мусоровоз и т.п.), использующейся для транспортировки ТКО;
контейнерная площадка - место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;
место (площадка) накопления ТКО - контейнерная площадка, специальная площадка для складирования крупногабаритных отходов, а также иные места накопления, на которых используется децентрализованный способ накопления ТКО. Места накопления ТКО должны быть включены в территориальную схему по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденную уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края и (или) включены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органов местного самоуправления. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, а также правилам благоустройства муниципальных образований;
децентрализованный способ накопления ТКО - способ накопления твердых коммунальных отходов применяется на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки;
- электронное взаимодействие - обмен электронными документами, осуществляемый через Оператора электронного документооборота;
- оператор электронного документооборота (далее - Оператор) - российская организация, обладающая достаточными технологическими, кадровыми и правовыми возможностями для обеспечения юридически значимого документооборота в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между Сторонами.
Выставление и получение электронных документов может осуществляться через одного или нескольких Операторов;
электронный документ - указанные в договоре документы, представленные в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;
усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись) - электронная подпись, которая соответствует следующим признакам:
получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
создается с использованием средств электронной подписи;
ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи).
Пункт 2 изложен в редакции регионального оператора: По настоящему договору на оказание услуг по обращению с ТКО Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления ТКО, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора;
Пункт 3 изложен в редакции регионального оператора: Объем ТКО, принимаемый от Потребителя ежемесячно, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (далее - КТО), периодичность вывоза ТКО, информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные условия оказания услуг по настоящему договору определяются согласно Приложению N 1 к настоящему договору;
Пункт 5 изложен в редакции регионального оператора: дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - "01" июля 2022 года.
Пункт 6.3. изложен в частично редакции истца: Начисление платы по настоящему договору осуществляется Региональным оператором ежемесячно с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". Способ определения размера платы (6.1 или 6.2) выбирает потребитель и вправе изменить его не чаще одного раза в квартал, уведомив письменно регионального оператора за две недели до начала квартала;
Пункт 7 изложен частично в редакции регионального оператора: Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Пункт 10 изложен в редакции регионального оператора: В случае отсутствия со стороны Потребителя в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документально подтвержденных возражений, заявленных в порядке раздела VI настоящего договора относительно исполнения обязательств по настоящему договору, в том числе объема и качества оказанных Региональным оператором услуг по обращению с ТКО по настоящему договору, услуги, считаются надлежаще оказанными и подлежат оплате Потребителем в полном объеме.
Пункт 12.1. договора изложен в редакции истца: Принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Приложении N 1 к настоящему договору - по графику, согласованному сторонами. Потребитель вправе изменить график вывоза в одностороннем порядке в связи с изменением объема ТКО, предупредив регионального оператора за две недели любым доступным способом
Пункт 13.1 договора изложен в редакции регионального оператора: Осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы ТКО принятых, от Потребителя, на основании данных системы контроля.
Пункт 13.3. договора изложен в редакции регионального оператора: В случае выявления фактов использования Потребителем типа и (или) объема й (или) количества накопителей и (или) фактов изменения сведений о количестве и (или) виде расчетных единиц, не предусмотренных настоящим договором, а также не поступления от Потребителя уведомления о таких изменениях в порядке, предусмотренном пунктом 14.11 настоящего договора, не осуществлять их вывоз при отсутствии технической возможности (в т.ч. специальной техники), позволяющей транспортировать вышеуказанные накопители.
Пункт 14.3. договора изложен в редакции регионального оператора: Производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором.
Пункт 14.13. договора изложен в редакции регионального оператора: В случае выявления фактов уменьшения либо увеличения объема оказанных Региональным оператором услуг по обращению с ТКО, в письменном виде направить Региональному оператору соответствующее уведомление с предоставлением подтверждающей информации. Указанное уведомление направляется в адрес Регионального оператора в 2 (двух) экземплярах;
Пункт 16.1. договора изложен в редакции регионального оператора: В случае поступления и наличия в системе контроля информации о геолокации в зоне расположения мест (площадок) накопления ТКО и периодичности вывоза ТКО, услуги по настоящему Договору считаются надлежащим образом оказанными и подлежат оплате в полном объеме. При этом если учет объема и (или) массы ТКО производится исходя из количества и объема накопителей, то каждый заезд спецтехники (мусоровоза и т.п.) в зону места (площадки) накопления ТКО признается фактом вывоза ТКО Региональным оператором всего номинального объема накопителей по настоящему договору.
Пункт 23 изложен в редакции регионального оператора: В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Пункт 25 изложен в редакции истца: исключить из условий договора пункты 25, 25.1, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5, 25.5.1, 25.5.2, 25.5.3, 25.5.4.
Пункт 28 принят в редакции истца: договор считается заключенным с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда по 31.12.2023.
Приложение N 1 к договору Объем и место (площадка) накопления ТКО изложены в следующей редакции:
Столбец 1 приложения N 1 изложить - "1";
Столбец 2 (место нахождения объекта недвижимости) изложить: 680031 г. Хабаровск, ул. Оборская, д. 11Б (лит. А, А1, Б, В, Ж, З, И);
Столбец 3 (наименование объекта недвижимости) изложить - нежилое помещение).
Столбец 4 (порядок коммерческого учета) изложить: Расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Столбец 8 (место (площадка) накопления ТКО /КГО") изложить: 680031 г. Хабаровск, ул. Оборская, д. 11Б;
Столбец 12 (объем накопителей ТКО, куб.м) изложить: 1,66;
Столбец 14 (периодичность вывоза ТКО) изложить в следующей редакции: "1 раз в неделю";
Столбец 15 (период оказания услуг по вывозу ТКО): изложить в следующей редакции с 01.07.2022 по 31.12.2023;
Столбец 16 (объем принимаемых ТКО в мес., куб.м) изложить в следующей редакции "7,193".
Приложение N 1.1. исключить.
Не согласившись с принятым судебным актом, стороны обжаловали его в апелляционном порядке.
Истец в своей апелляционной жалобе решение суда просит изменить, принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что истец является слабой стороной договора; необоснованно не включено условие о приемке истцом оказанных ответчиком услуг, что приведет к ее формальному оказанию; сведения о геолокации находятся вне зоны контроля заказчика.
Ответчик в своей апелляционной жалобе просит решение суда изменить, принять новый судебный акт, которым спорные пункты договора принять в редакции, предложенной региональным оператором.
В обоснование жалобы указывает на пропуск истцом срока для предоставления возражений на проект договора; наличие противоречий между мотивировочной и резолютивной частями решения; принятие пункта 12.1 договора в редакции истца является нарушением норм действующего законодательства, дублирующей положения пункта 14.12 договора; необоснованное исключение пункта 25 договора и подпунктов к нему; изложение пункта 28 договора в редакции, не соответствующей заявленной в исковом заявлении; приложение N 1 к договору необоснованно принято в редакции истца, качество оказываемых услуг не являлось предметом спора; суд неправомерно согласился с доводом истца об отсутствии у регионального оператора возможности оказывать истцу услуги за период с июля по ноябрь; ошибочность вывода суда о соответствии заявленного истцом объема ТКО с объемами по нормативу; необоснованное применение судом первой инстанции норм пункта 25 Правил N 1156.
Стороны в отзывах на доводы апелляционной жалобы друг друга возражали.
В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свою позицию, дав соответствующие пояснения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Хабавтотранс ДВ" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории городского округа "Город Хабаровск" и территории муниципального района имени Лазо в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 19.10.2021 заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее Закон N 89-ФЗ), собственники ТКО - физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (Правила N 1156).
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо на 2022 год, а также производственная программа на период с 01.07.2022 по 31.12.2022, в соответствии с которой в указанный период величина тарифа за 1 тонну - 6 607 руб. 69 коп., за 1 куб.м. - 779 руб. 71 коп.
13.04.2022 региональный оператор разместил предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст предложенного им типового договора в печатных средствах массовой информации - газете "Тихоокеанская звезда" за 13-14 апреля 2022 года N 67, N 68 и на своем официальном сайте http://tko27.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адресованное неопределенному кругу лиц - потребителям.
14.09.2022 письмом N 6628/ХБДВ региональный оператор направил в адрес истца два экземпляра подписанного договора на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-374/ЮЛ от 14.09.2022 с приложениями.
Истец, рассмотрев полученный договор, оставил его без подписания, направил в адрес регионального оператора обращение N 24 от 11.10.2022 с протоколом разногласий и требованием о порядке выбора расчетов исходя из количества накопителей.
Региональный оператор, рассмотрев предложенный протокол разногласий от 11.10.2022, подготовил протокол рассмотрения разногласий к договору и 27.10.2022 письмом от 25.10.2022 N 9348/ХБДВ направил его в адрес истца.
Невозможность урегулирования возникших между сторонами спора разногласий послужила основанием для их передачи на рассмотрение в арбитражный суд.
Фактически спорными являются: дата договора, раздел I договора, пункты и подпункты 2, 3, 5, 6.3, 7, 12.1, 13.1, 13.3, 14.3, 14.13, 16.1, 23, 25, 28.
Дополнительно в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истец представил протокол разногласий к направленному в его адрес дополнительному соглашению N 1 от 21.02.2023 об изменении порядка коммерческого учета ТКО в связи с регистрацией обществом места (площадки) накопления (Приложение N 1 к договору), просил рассмотреть условия договора и дополнительного соглашения N 1 от 21.02.2023 в совокупности.
Истец просил заключить публичный договор на вывоз ТКО, изложив оспоренные пункты в следующей редакции:
- дата договора - 07.10.2022;
- раздел I дополнить следующим текстом:
"услуга регионального оператора прием ТКО по заявкам потребителя в объёме, согласованном сторонами в месте (на площадке) накопления ТКО, сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание и захоронение ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации за плату";
- пункт 2 изложить в следующей редакции:
"региональный оператор обязуется оказывать услуги регионального оператора, а потребитель оплачивать оказанные услуги в порядке и на условиях настоящего договора";
- пункт 3 дополнить следующим текстом: "Данные приложения N 1 являются ориентировочными и не могут быть использованы в качестве основания для оплаты";
- пункт 5 изложить в следующей редакции: "дата начала оказания услуг по настоящему договору устанавливается с 01.10.2022";
- подпункт 6.3 дополнить текстом: "Способ определения размера платы (6.1 или 6.2) выбирает потребитель и вправе изменить его не чаще одного раза в квартал, уведомив письменно регионального оператора за две недели до начала квартала";
- подпункт 6.3 заменить текст "с даты начала оказания услуг" на текст "с даты заключения договора";
- пункт 7 исключить абзац 2;
- пункт 10 исключить текст "подлежат оплате в полном объеме";
Дополнить текстом "Оплата производится за фактически оказанные услуги. В случае неоказания услуг в течении N дней в месяце по сравнению с графиком вывоза, производится пропорциональная корректировка размера платы путем умножения расчетной платы на коэффициент N/M, где М-количество вывозов по графику;
- подпункт 12.1 дополнить текстом: "по графику, согласованному сторонами. Потребитель вправе изменить график вывоза в одностороннем порядке в связи с изменением объема ТКО, предупредив регионального оператора за две недели любым доступным способом";
- подпункт 13.1 дополнить текстом "и нормативными актами в сфере предмета деятельности регионального оператора".
- подпункт 13.3 изложить в следующей редакции: "услуга регионального оператора оказывается в отношении контейнеров, поименованных в настоящем договоре";
- подпункт 14. 3 изложить в следующей редакции: "производить оплату за фактически оказанные услуги регионального оператора в порядке, определенном настоящим договором";
- подпункт 14.13 исключить;
- подпункт 16.1 изложить в следующей редакции: "Данные геолокации являются технологической информацией регионального оператора и не используются в качестве данных учета оказанных услуг.
Фактически оказанные услуги фиксируются представителем потребителя в специальном журнале по форме:
- дата оказания услуги;
- количество опустошенных контейнеров и скрепляются подписями представителя потребителя и сотрудника регионального оператора, осуществляющего забор ТКО;
Пустые контейнеры в расчет не принимаются. Итоговые сведения о количестве обработанных региональным оператором контейнеров передаются потребителем на электронную почту и являются основанием для формирования документов, необходимых для расчетов региональным оператором".
- пункт 23 заменить текст "1/130" на "1/360, но не более 0.001% в день";
- пункт 25 исключить;
- пункт 28 изложить в следующей редакции: "настоящий договор заключается на период с 1 октября 2022 по 31 декабря 2023".
Относительно условий Приложения N 1 и дополнительного соглашения N 1 от 21.02.2023, просил:
1. дату договора установить в соответствии с протоколом разногласий к основному договору;
2. пункт 2 исключить, т.к. разногласия по договору рассматриваются в суде;
3. пункт 3 изложить в следующей редакции: настоящее соглашение действует с момента урегулирования разногласий судом;
4. в подпункте 5.1. текст "Приложение 1.1." исключить;
5. в приложении 1 строки 1,2,3 исключить;
6. Приложение 1.1. исключить.
Ответчик в ходе рассмотрения спора счел требования необоснованными, указав, что форма типового договора утверждена Правилами N 1156, в соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в целях унификации условий публичного договора, которые должны быть едины для всех, а также на нарушение истцом сроков, установленных для представления разногласий.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (Правила N 1156), регламентирован порядок заключения договора с региональным оператором.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена для потребителя пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил N 1156.
В силу пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8(12) Правил в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Суд первой инстанции, учитывая, что в протоколе рассмотрения разногласий от 20.10.2022 региональный оператор указал, что протокол рассмотрения разногласий является неотъемлемой частью договора, протокол рассмотрения разногласий вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в рамках срока действия договора, а в сопроводительном письме от 25.10.2022 N 9348/ХБДВ региональный оператор предложил истцу рассмотреть, подписать и передать документы в течение 10 рабочих дней, пришел к правомерному выводу о том, что региональный оператор, несмотря на получение протокола разногласий после истечения срока, установленного потребителю для направления мотивированного отказа от подписания указанного проекта договора, не подтвердил заключение договора в редакции регионального оператора, а продолжил процедуру согласования.
С учетом изложенного, суд обоснованно не признал спорный договор заключенным в редакции регионального оператора в соответствии с Правилами N 1156.
По указанным основаниям довод регионального оператора о пропуске потребителем срока для предоставления возражений на проект договора отклоняется. При этом судом принимается во внимание, что региональный оператор предпринял не все меры для размещения предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, предусмотренные региональным законодательством, учитывая, что истец как потребитель реализовал свое право на обращение с заявкой о регистрации места (площадки) накопления и заключение договора в разумный срок.
Принимая раздел I договора в редакции, предложенной региональным оператором, без дополнения, предложенного истцом, суд первой инстанции обоснованно учел, что действующим законодательством в области обращения с отходами производства и потребления определены основные понятия, которые закреплены в статье 1 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ. Дополнительно нормы, содержащие понятия и определения, закреплены в пункте 2 Правил обращения с ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156). Предлагаемое истцом понятие (определение) "услуга регионального оператора" не закреплено в названных нормативных правовых актах, истец не обосновал значение указанного определения на обязательства из договора.
Принимая пункт 2 договора в редакции, предложенной региональным оператором, суд пришел к правомерному выводу, что предлагаемая истцом формулировка полностью искажает формулировку предмета договора, содержание которого императивно закреплено в главе I формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Предложенная же ответчиком формулировка спорного пункта договора соответствует содержанию пункта 1 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156. При этом предмет договора, изложенный региональным оператором в пункте 2 заключаемого договора, соответствует содержанию пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, в котором определено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Суд первой инстанции правомерно принял пункт 3 договора в редакции регионального оператора, поскольку предложенное истцом понятие "ориентировочных данных" не позволит сторонам договора однозначно, точно и полно определить предмет договора, в то время как формулировка, предложенная ответчиком, соответствует содержанию пункта 2 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, являющейся для сторон обязательной для исполнения и носящей императивный характер.
Принимая пункт 5 договора в редакции, предложенной региональным оператором, судом обоснованно учтено, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляется истцу с 01.07.2022, то есть с момента начала осуществления ответчиком деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории городского округа "Город Хабаровск".
На дату начала деятельности региональным оператором (01.07.2022) у истца имелась обособленная контейнерная площадка. Вместе с тем, отсутствие зарегистрированной контейнерной площадки не исключает для потребителя возможность складировать ТКО посредством использования любой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктом 8(18) Правил.
Принимая подпункт 6.3 договора частично в редакции, предложенной истцом, суд первой инстанции обоснованно учел, что в соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО Региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Региональным оператором при направлении проекта договора объем принимаемых от истца ТКО рассчитывался в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства от 03.06.2016 N 505, согласно подпункту "а" пункта 5 которых коммерческий учет ТКО осуществляется: расчетным путем исходя из:
- из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Поскольку при заключении с Региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета, суд первой инстанции обоснованно отказал в требовании истца о дополнении пункта 6.3. договора положениями о праве потребителя в одностороннем, уведомительном порядке изменить способ определения размера оплаты (6.1-исходя из норматива накопления ТКО на 6.2-исходя из количества и объема накопителей) не чаще одного раза в квартал, уведомив письменно регионального оператора за две недели до начала квартала.
В то же время судом разъяснено, что истец не лишен права по изменению способа коммерческого учета ТКО в соответствии с порядком, определенным Правилами N 505, в названном случае сторонами оформляется дополнительное соглашение.
С учетом того, что положения пункта 6 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, форма которого утверждена Правилами N 1156, в соответствии с которым потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, являются императивными для сторон, оснований для исключения его из договора не установлено.
В этой связи судом обоснованно пункт 7 договора принят в редакции, предложенной региональным оператором.
Принимая пункт 10 в редакции, предложенной региональным оператором, суд правомерно принял во внимание, что порядок фиксации нарушений, предусмотренный в разделе VI договора, соответствует порядку, предусмотренному в разделе VI Типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о соответствии названного пункта договора действующему законодательству в области обращения с ТКО. Согласно указанному пункту истец вправе заявить в порядке раздела VI настоящего договора в расчетном периоде представить мотивированные и документально подтвержденные возражения относительно исполнения обязательств по настоящему договору, в том числе объема и качества оказанных Региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
Принимая подпункт 12.1 в редакции, предложенной истцом, суд обоснованно исходил из следующего.
Требования к периодичности вывоза ТКО регулируются нормами, носящими для сторон императивный характер. График вывоза ТКО из мест накопления установлен в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (СанПиН 2.1.3684-21).
Так, согласно пункту 2 Типового договора периодичность вывоза ТКО определяется согласно приложению к договору.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства РФ и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 Правил N 1156).
При этом Правила N 1156 не содержат конкретного срока (периодичности) вывоза ТКО.
Законодательство РФ в сфере обращения ТКО устанавливает императивные требования для регионального оператора как лица, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
СанПиН 2.1.3684-21, в частности, в пункте 11 предусматривают, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию ТКО, обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов (пункт 15 СанПиН 2.1.3684-21).
Таким образом, периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами.
Вместе с тем, при согласовании графика периодичности вывоза ТКО необходимо учитывать объективные потребности потребителя в услуге с учетом вида его хозяйственной деятельности.
Таким образом, периодичность вывоза ТКО определяется императивными нормами и не может произвольно изменяться участниками правоотношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Предложенная истцом редакция пункта 12.1 вышеуказанные императивные нормы закона не нарушает, поскольку при согласовании графика периодичности вывозы ТКО необходимо учитывать объективные потребности потребителя в услуге с учетом вида его хозяйственной деятельности, когда услуга по вывозу должна оказываться чаще, чем это предусмотрено законодательством. Наличие указанного условия, вопреки доводам жалобы ответчика, не вступает в противоречие с другими условиями договора.
Принимая подпункт 13.1 в редакции, предложенной региональным оператором, суд обоснованно учел, что деятельность регионального оператора в области оказания услуг по обращению с ТКО регламентирована нормативно-правовыми актами РФ.
Принимая подпункт 13.3 в редакции, предложенной региональным оператором, суд правомерно исходил из того, что услуги регионального оператора оказываются в отношении контейнеров, поименованных в настоящем договоре, содержатся в пункте 3 заключаемого договора, а также в приложении N 1.
Вместе с тем, изложение подпункта 13.3. договора в редакции истца исключит право регионального оператора в случае выявления фактов использования Потребителем типа и (или) объема и (или) количества накопителей и (или) фактов изменения сведений о количестве и (или) виде расчетных единиц, не предусмотренных настоящим договором, а также не поступления от Потребителя уведомления о таких изменениях в порядке, предусмотренном пунктом 14.11. настоящего договора, не осуществлять их вывоз при отсутствии технической возможности (в том числе специальной техники), позволяющей транспортировать вышеуказанные накопители.
Тем самым, если региональный оператор в установленном договоре порядке обнаружит факты нарушения договора, выражающиеся в использования потребителем типа и (или) объема и (или) количества накопителей и (или) фактов изменения сведений о количестве и (или) виде расчетных единиц, не предусмотренных настоящим договором, он будет в любом случае будет обязан оказывать услугу, даже если это технически невозможно, что может повлиять на права регионального оператора.
Суд первой инстанции, установив, что предложенная истцом формулировка соответствует содержанию подпункту "в" пункта 13 типового договора на оказание услуг по оказанию услуг по обращению с ТКО (Правила N 1156), являющемуся для сторон обязательной для исполнения и носящей императивный характер, обоснованно принял подпункт 14.3 в редакции, предложенной региональным оператором.
Принимая подпункт 14.13 в редакции, предложенной региональным оператором, суд исходил из того, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 13 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО за потребителем закреплена обязанность обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО, поэтому в случае их изменения на нём лежит обязанность сообщить региональному оператору об этом. Региональный оператор, свою очередь, осуществляет расчет объема ТКО, принимаемых от истца в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства от 03.06.2016 N 505.
Исключение пункта 14.13 из содержания заключаемого договора повлечет неправомерное исключение обязанности потребителя в случае выявления фактов уменьшения либо увеличения объема оказанных региональным оператором услуг по обращению с ТКО, в письменном виде направить последнему письменное уведомление.
Принимая подпункт 16.1 договора в редакции, предложенной региональным оператором, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предложенная ответчиком формулировка необходима для надлежащего исполнения обязательств по договору сторонами и исключения споров.
Так, порядок фиксации фактов нарушений по договору, в том числе в случае отсутствии представителя регионального оператора, предусмотрен разделом VI договора, который соответствует разделу VI Типового договора.
В то же время предусмотренные пунктом 16.1 договора положения не противоречат порядку, установленному пунктом 16 Типового договора.
Предложенная ответчиком формулировка подпункта 16.1 содержит в себе требование о соблюдении формы фиксации нарушений, допущенных региональным оператором, и не лишает потребителя его законных прав на защиту в связи с ненадлежащим оказанием услуг.
При этом судом учитывается, что в законодательстве отсутствует прямое указание на необходимость составления актов оказанных услуг как доказательства выполнения региональным оператором своих обязательств в рамках публичного договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Более того, включение пункта 16.1 в условия договора позволяет минимизировать споры сторон по вопросам установления факта и периодичности осуществления вывоза ТКО с определенного договором места накопления, защитив при этом права и законные интересы потребителя, поскольку в отсутствие необходимости составления актов об оказанных услугах, сведения о геолокации, полученные путем использования спутниковой навигации, являются доказательством оказания услуг по обращению с ТКО.
При этом суд полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что истец не лишен права самостоятельно вести предложенный журнал, при необходимости использовать зафиксированные сведения для составления акта о нарушении обязательств по договору, предусмотренного разделом IV договора.
Принимая пункт 23 принять в редакции, предложенной региональным оператором, суд пришел к правомерному выводу о соответствии оспариваемого пункта договора пункту 22 Типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, из которого следует, что условие о неустойке является императивным, а стороны не могут согласовать иной размер неустойки, что свидетельствует о ее законном характере.
Суд первой инстанции, установив несоответствие пункта 25 с подпунктами 25.1, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5, 25.5.1, 25.5.2, 25.5.3, 25.5.4 договора положениям Типового договора, Правилам N 1156, в которых фактически отсутствуют аналогичные условия для договоров данного вида, правомерно удовлетворил требования истца и исключил их из текста договора.
В такой ситуации, следуя положениям пункта 4 статьи 421 ГК РФ, включение спорных условий в договор возможно лишь по соглашению сторон.
Арбитражный суд не вправе устанавливать порядок выявления региональным оператором недостоверной информации, по которым стороны не пришли к соглашению.
Учитывая, что истец выразил несогласие с указанными пунктами, суд первой инстанции обоснованно исключил их из текста договора.
Принимая пункт 28 договора в редакции истца, судом обоснованно принято во внимание следующее.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ и пунктом 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.
Согласно положениям статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Из смысла пункта 2 статьи 425 ГК РФ следует, что наличие в договоре условия о его ретроактивном действии не влияет на определение момента, с которого договор считается заключенным. Момент заключения договора, содержащего подобное условие, и срок его действия определяются в соответствии с общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. При рассмотрении преддоговорного спора этот момент определяется вступлением в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения дела.
С учетом норм действующего законодательства и сложившейся судебной практики, применение условий договора к отношениям, возникшим до его заключения, то есть на прошлое время, возможно только при наличии добровольного волеизъявления сторон на придание договору обратной силы. Это является правом, а не обязанностью сторон (Определение Верховного Суда Российской Федерации N 306-ЭС16-9493 по делу N А55-10533/2015).
В данном случае такое соглашение сторонами не достигнуто.
Вопреки доводам жалобы ответчика, срок оказания услуг и срок действия договора не являются тождественными понятиями.
Соответственно, указание суда первой инстанции на то, что договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда, является верным и обоснованным
Принимая разногласия по приложению N 1 в редакции, предложенный истцом, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 договора объем ТКО, принимаемый от потребителя ежемесячно, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные условия оказания услуг по настоящему договору определяются согласно Приложению N 1 к настоящему договору.
Ввиду обособленности места (площадки) накопления ТКО и отсутствия фактической возможности оказывать услуги по вывозу отходов в силу недоступности контейнеров, ответчиком не доказано оказание истцу услуг по обращению с ТКО с 01.07.2022 по 30.10.2022, в объеме и с периодичностью, указанными в приложении N 1.
Данные обстоятельства региональным оператором документально не опровергнуты.
С учетом изложенного, учитывая что датой начала оказания услуг является 01.07.2022, суд первой инстанции счел возможным принять разногласия по приложению (в части указания типа и объема накопителя, количества и объема накопителей, периодичность вывоза и объема принимаемых ТКО в месяц) в редакции истца с начала оказания услуг, с учетом подтвержденной потребности в услуге.
С учетом принятых разногласий по приложению N 1, суд, вопреки доводам жалобы, пришел к верному выводу об отсутствии в необходимости в приложении N 1.1.
Таким образом, суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив нормы гражданского законодательства, положения правил обращения с ТКО, их коммерческого учета и порядка накопления, урегулировал возникшие у сторон разногласия при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в редакции, соответствующей действующим нормативным правовым актам.
Довод апелляционной жалобы истца о необоснованном исключении из текста договора указания на приемку истцом оказанных услуг не принимается.
Исходя из норм законодательства в сфере обращения с ТКО, а также специфики оказания таких услуг, осуществить приемку услуг в порядке, установленном статьей 720 ГК РФ, не представляется возможным, поскольку при такой приемке услуг помимо оператора мусоровоза должны присутствовать уполномоченный на подписание актов выполненных работ сотрудник регионального оператора и потребителя, что может привести к нарушению порядка приемки услуг, поскольку установить единое точное время для вывоза ТКО не представляется возможным.
Ссылка истца на формальное оказание региональным оператором услуг противоречит положениям договора, поскольку при неоказании ответчиком услуг нормами законодательства установлен порядок фиксации таких фактов и последующее выполнение перерасчета при их доказанности.
Довод апелляционной жалобы ответчика о необходимости истцу производить оплату услуг по нормативу до заключения договора не принимается, поскольку региональный оператор предпринял не все меры для размещения предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, предусмотренные региональным законодательством.
При этом судом учитывается, что истец как потребитель реализовал свое право на обращение с заявкой о регистрации места (площадки) накопления и заключение договора в разумный срок.
Все иные доводы и аргументы заявителей апелляционных жалоб повторно проверены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.04.2023 по делу N А73-18591/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18591/2022
Истец: ООО "Хабаровскбытсервис"
Ответчик: ООО "Хабавтотранс ДВ"