г. Москва |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А40-39447/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
на Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2023 по делу N А40-39447/23
по заявлению Акционерного общества "Выставка достижений народного хозяйства" (ОГРН: 1027700008874, ИНН: 7717037582)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (ОГРН: 1037706061150, ИНН: 7706096339)
третьи лица: 1) Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Единая московская служба закупок" (ОГРН: 1137746649370, ИНН: 7702819241), 2) ИП Горбанева А.В.
о признании незаконным решения и предписания,
при участии:
от заявителя: |
Сердюкова И.Г. дов. от 10.02.2023 |
от заинтересованного лица: от третьих лиц |
Мхитаров К.Г. дов. от 04.09.2023 1) Комова А.А. дов. от 12.07.2023, 2) не явился, извещен |
УСТАНОВИЛ:
АО "ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения УФАС по г.Москве (ответчик, антимонопольный орган) от 19.01.2023 по делу N 077/07/00-564/2023 и предписания УФАС по г.Москве от 19.01.2023 по делу N 077/07/00-564/2023.
Решением от 05.06.2023 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители общества и ГБУ города Москвы "Единая московская служба закупок" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ИП Горбаневой А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 26.12.2022 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, инвестиционном портале города Москвы было размещено извещение о предстоящих торгах на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарных торговых объектах "Киоск" по адресу: Москва, пр-т Мира, д. 119 (НТО N 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 63, 64, 102, 103, 122 на схеме размещения), специализация "Мороженое, напитки", общей площадью 160 кв. м (закупочная процедура N СОМ26122200122), организатор торгов - АО "ВДНХ", ГБУ "Мосзакупки".
С целью организации и проведения аукциона между АО "ВДНХ" и Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Единая московская служба закупок" был заключен договор от 24.11.2022 N 1649/22/20 (реестровый номер контракта: 57717037582220004660000) на оказание услуг по организации и проведению аукциона в электронной форме на право заключения договора на осуществление торговой деятельности в нестационарных торговых объектах, находящихся в собственности АО "ВДНХ".
Разработанная ГБУ "Мосзакупки" аукционная документация утверждена заместителем генерального директора АО "ВДНХ" и размещена ГБУ "Мосзакупки" на электронных площадках 26.12.2022.
По окончании проведения аукциона в Московское УФАС России (УФАС по г.Москве) поступила жалоба ИП Горбанева А.В. на действия АО "ВДНХ" и ГБУ "Мосзакупки" при проведении открытого аукциона на право заключения договора на осуществления торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарных торговых объектах "Киоск" по адресу: Москва, пр-т Мира, д. 119 (НТО N 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 63, 64, 102, 103, 122 на схеме размещения), специализация "Мороженое, напитки", общей площадью 160 кв. м (закупочная процедура N СОМ26122200122).
19.01.2023 жалоба ИП Горбанева А.В. удовлетворена, УФАС по г. Москве вынесено решение о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, а также выдала предписание о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров со сроком исполнения до 28.02.2023.
Не согласившись с оспариваемыми решением и предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных АО "ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА" требований.
При этом удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Согласно п. 1 ч. 10 и ч. 13 ст. 3 Закона о закупках в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, может быть обжаловано осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. При этом, рассмотрение жалобы в антимонопольном органе ограничивается исключительно доводами, содержащимися в жалобе.
В силу ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Антимонопольный орган указывает, что в нарушение п.2.7 приказа Организатор торгов и Специализированная организация не разместили документацию о торгах на сайте ГИС ТОРГИ (адрес в сети Интернет - torgi.gov.ru)".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 909) определен адрес сайта государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении аукционов в отношении имущества, находящегося государственной или муниципальной собственности.
Согласно Постановлению N 909 нестационарные торговые объекты, отношении которых проводится аукцион на осуществление торговой деятельности, не входят в перечень Постановления N909 для размещения на сайте www.torgi.gov.ru.
Таким образом, размещение документации о торгах в отношении нестационарных торговых объектов в границах территорий ВДНХ и ООПТ ПИП "Останкино", предоставленных акционерным обществам города Москвы, подведомственным Комитету по туризму города Москвы, на сайте ГИС ТОРГИ itorgi.gov.ru) не требуется.
Кроме того, нестационарные торговые объекты находятся в собственности АО "ВДНХ", которое в свою очередь не является не государственной, не муниципальной организацией.
При этом, согласно п. 15 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве, на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" (далее -Постановление N 26-ПП) Организатор торгов не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения электронного аукциона размещает извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию, включающую проект договора, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на электронной площадке.
В соответствии с абзацем третьим п.4.9 Постановление N 26-ПП приложение 2 к настоящему постановлению не применяется при размещении нестационарных торговых объектов в границах территорий ВДНХ и ООПТ ПИП "Останкино", предоставленных акционерным обществам и (или) государственным унитарным предприятиям (государственным предприятиям и казенным предприятиям) города Москвы, подведомственным Комитету по туризму города Москвы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано указал, что вывод Комиссии о том, что Организатором торгов и Специализированной организацией нарушен порядок проведения торгов, в виде ограничения доступа к информации о торгах неопределенного круга потенциальных участников, является необоснованным и противоречащим Постановлению N 909.
Порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказания услуг) в нестационарных торговых объектах, размещаемых в границах территорий ВДНХ и ООПТ ПИП "Останкино", предоставленных акционерным обществам и (или) государственным унитарным предприятиям (государственным предприятиям и казенным предприятиям города Москвы), подведомственным Комитету по туризму города Москвы, определен приказом Комитета по туризму города Москвы от 24.01.2020.N'2 01-14-5/20 "Об утверждении Порядка организации и проведения торгов на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказания услуг) нестационарных торговых объектах, размещаемых в границах территорий Выставки достижений народного хозяйства и особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Останкино", предоставленных акционерным обществам и (или) государственным унитарным предприятиям (государственным предприятиям и казенным предприятиям города Москвы), подведомственным Комитету по туризму города Москвы" (Порядок торгов).
Согласно п. 1.2 приложения 1 к Порядку торгов организатор аукциона не менее чем за 20 календарных дней до дня проведения электронного аукциона размещает извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, инвестиционном портале города Москвы investmoscow.ru, на электронной торговой площадке.
Из материалов дела следует, что аукционная документация была размещена на указанных ресурсах 26.12.2022 за 21 календарный день до даты проведения аукциона (16.01.2023).
Сроки, определенные Порядком торгов, Организатором торгов и Специализированной организацией соблюдены.
В соответствии с п. 1.12 приложения 1 к Порядку торгов прием заявок прекращается не ранее чем за два рабочих дня до проведения аукциона. Аукционной документацией определена дата окончания приема заявок - 11.01.2023.
Таким образом, со стороны Организатора торгов и Специализированной организации не было допущено нарушений в части сроков проведения заявочной кампании, определенных Порядком торгов.
Аукционная документация была размещена в свободном доступе в сети Интернет, где все заинтересованные лица вправе ознакомиться с условиями проведения торгов, а также подать заявку на участие в торгах в отношении предмета торгов в установленные сроки.
В период с 31.12.2022 по 08.01.2023 торговая площадка "Росэлторг" работала в круглосуточном режиме, подача заявок на участие в торгах, а также ознакомление с аукционной документацией производились также в круглосуточном режиме. Требование по обеспечению открытости информации соблюдено в полном объеме.
Даты приема заявок как условие установлено в отношении всех заявителей в равной мере, соответственно мер по недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания преимущественных условий в торгах не предпринималось.
Таким образом, материалами дела доказано, что в действиях общества отсутствует нарушение п.2.7 Приказа.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества.
Выданное на основе незаконного решения предписание также является незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.06.2023 по делу N А40-39447/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39447/2023
Истец: АО "ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЕДИНАЯ МОСКОВСКАЯ СЛУЖБА ЗАКУПОК"
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-28083/2023
13.09.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48594/2023
05.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-39447/2023
02.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20635/2023