город Ростов-на-Дону |
|
14 сентября 2023 г. |
дело N А32-51141/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.,
судей Величко М.Г., Сороки Я.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": представитель Сопина Д.Р. по доверенности от 23.01.2023;
от ответчика: представитель Типикин Д.А. по доверенности от 11.09.2023;
от третьих лиц: представителей не направили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.06.2023 по делу N А32-51141/2022
по иску Министерства природных ресурсов Краснодарского края
к АО ПДК "Апшеронск"
при участии третьих лиц: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет); Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов; ФГБУ "Северо-Кавказское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
о принудительном прекращении права пользования водным объектом,
УСТАНОВИЛ:
министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к акционерному обществу производственно-деревообрабатывающему комплексу "Апшеронск" (далее - АО ПДК "Апшеронск") о принудительном прекращении права пользования водным объектом - река Пшеха в границах муниципального образования Апшеронский район по договору водопользования от 09.06.2021 N 23-06.02.00.011-Р-ДЗИО-С-2021-08985/00.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, министерство обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что обществом при использовании водного объекта нарушаются положения пункта 18 Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 N 392. В адрес ответчика министерством направлено предупреждение о прекращении права пользования водным объектом (17.06.2022 года за исх. N 202- 05.1-07-17297/22), которое осталось без удовлетворения. Таким образом, суд первой инстанции не обосновал свои выводы об отсутствии оснований прекращения права пользования водным объектом.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в г. Апшеронск Краснодарского края ООО ПДК "Апшеронск" возведен завод по производству МДФ, ХДФ и ламинированных напольных покрытий, в составе которого в соответствии с разрешением на строительство N Ru23502101-01 от 15.01.2010 обществом возведен объект: "Береговые водозаборные сооружения с НС первого подъема".
Объект: "Береговые водозаборные сооружения с НС первого подъема" введен в эксплуатацию 17.05.2018 на основании разрешения N 23-RU-230502101-41a-2018.
Водозаборные сооружения размещены на земельном участке с кадастровым номером 23:02:0404011:4, который в установленном законом порядке предоставлен АО ПДК "Апшеронск" в аренду для строительства береговой насосной станции на основании договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от 21.05.2009 N 0200004551.
На смежном земельном участке с кадастровым номером 23:02:0404011:19 расположен объект "Гидрологический пост 1 разряда Апшеронск - река Пшеха".
09.06.2021 между Министерством природных ресурсов Краснодарского края и АО ПДК "Апшкронск" заключен договор водопользования N 23-06.02.00.011-Р-ДЗИО-С-2021-08985/00, согласно которому обществу в пользование предоставлен водный объект - река Пшеха в границах муниципального образования Апшеронский район (географические координаты места водопользования в системе ГСК-2011: 44°29'10,10506" с.ш. 39°43'52,30856" в.д.; в системе WGS-84: 44°29'10,0998" с.ш. 39°43'52,2998" в.д.) в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов без возврата в водные объекты на производственные нужды сроком действия по 31 декабря 2021 года.
Согласно приложению N 2 "Материалы в графической форме (с пояснительной запиской к ним), отображающие водный объект, предоставляемый в пользование, размещение средств и объектов водопользования, гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водном объекте, а также зоны с особыми условиями их использования, расположенные в непосредственной близости от места водопользования" к договору место водопользования общества расположено в охранной зоне стационарного пункта наблюдений за состоянием окружающей среды. Указанная зона с особыми условиями использования территорий на публичной кадастровой карте Росреестра отражена под реестровым номером 23:2-6.66 - охранная зона Гидрологического поста 1 разряда Апшеронск - река Пшеха (ГП 1 Апшеронск-р. Пшеха).
08.02.2021 вступили в силу изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 N 109.
Договоры водопользования входят в перечень подлежащим продлению срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 01.01.2021 по 31.12.2021, определенных приложением к Постановлению.
Таким образом, действие договоров водопользования подлежит автоматической пролонгации.
Кубанское БВУ, как уполномоченный орган регистрации, внес в ГВР сведения о продлении договора водопользования от 09.06.2021 N 23-06.02.00.011-Р-ДЗИО-С-2021-08985/00 до 31.12.2022 в соответствии с Постановлением в редакции от 04.02.2021, до 31.12.2023 на основании Постановления в редакции от 14.12.2021, о чем уведомил сторон по договору водопользования.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края установило, что ООО ПДК "Апшеронск" допущено использование водного объекта с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации, ввиду введенного с 01.01.2022 запрета на осуществление забора воды в границах охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды.
Данные требования содержатся в пункте 18 Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 N 392, с 01.01.2022.
На основании изложенного, министерством сделан вывод о том, что обществом при использовании водного объекта допущены нарушения положения пункта 18 Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 N 392.
16.06.2022 истец направил ответчику предупреждение N 101 о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом.
В связи с неисполнением предупреждения, министерство обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Пунктом 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водопользователем понимается физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водными объектами. Под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц (пункт 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Водное законодательство регулирует водные отношения. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 7 Водного кодекса Российской Федерации).
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса (часть 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится в том числе владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Водного Кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
В соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844, предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 5).
Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:
- нецелевое использование водного объекта;
- использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;
- неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки (часть 3 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами (часть 4 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации).
Анализируемая статья 10 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований для принудительного прекращения права водопользования.
Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 данной статьи, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, право пользования водным объектом может быть прекращено принудительно только в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации.
Такая мера, как прекращение права пользования водным объектом (прекращение действия соответствующего решения уполномоченного органа), по своей правовой природе является публично-правовой санкцией, которая должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.
В частности, применение конкретной санкции должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния, не нарушая, при этом, баланса законных интересов уполномоченных органов и экономических прав водопользователей.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (части 1 - 5 статьи 71 Кодекса).
Требование о расторжение договора может быть заявлено в суд только после получения отказа другой стороны на предложение о расторжении либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или в 2х-недельный срок, а при его отсутствии в 30-дневный срок.
Судом установлено, что министерством соблюден досудебный порядок прекращения водопользования, что подтверждается предупреждением о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом от 16.06.2022 N 101, направленным в адрес ООО ПДК "Апшеронск".
В качестве основания для принудительного прекращения права пользования водным объектом министерство указывает на использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации, а именно: в соответствии с требованиями пункта 18 Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 N 392, с 1 января 2022 года в границах охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением запрещается, в том числе и установка водозаборов, что подтверждается информацией Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" от 08.06.2022 N 314-09/09/918.
Согласно приложению N 2 "Материалы в графической форме (с пояснительной запиской к ним), отображающие водный объект, предоставляемый в пользование, размещение средств и объектов водопользования, гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водном объекте, а также зоны с особыми условиями их использования, расположенные в непосредственной близости от места водопользования" к договору место водопользования общества расположено в охранной зоне стационарного пункта наблюдений за состоянием окружающей среды. Указанная зона с особыми условиями использования территорий на публичной кадастровой карте Росреестра отражена под реестровым номером 23:2-6.66 - охранная зона Гидрологического поста 1 разряда Апшеронск - река Пшеха (ГП 1 Апшеронск-р. Пшеха).
Согласно записям из Единого государственного реестра недвижимости, объект "Гидрологический пост 1 разряда Апшеронск - река Пшеха", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:02:0404011:19, зарегистрирован 22.06.2020, реестровый учетный номер 23:02-6.66 присвоен 30.10.2017.
В связи с чем, министерство указывает на нарушение обществом положений пункта 18 Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 N 392.
Вместе с тем, суд признает позицию истца несостоятельной, ввиду следующего.
Положение N 392 принято в соответствии с пунктом 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 13 Федерального закона "О гидрометеорологической службе", которые предусматривают, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (пункт 1 статьи 106 ЗК РФ); в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 13 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон N 113-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2, 3 Положения N 392 охранная зона устанавливается для стационарных пунктов наблюдений, расположенных на земельных участках, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании организаций, подведомственных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - организации наблюдательной сети), или на части акватории водного объекта.
Охранная зона устанавливается на срок существования стационарного пункта наблюдений. Основанием прекращения существования охранной зоны является прекращение деятельности стационарного пункта наблюдений. Границы охранной зоны не изменяются после их установления.
Пунктом 11 Положения N 392 установлено, что обязательным приложением к решению об установлении охранной зоны являются сведения о границах охранной зоны, содержащие графическое описание местоположения ее границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В силу пункта 13 названного Положения охранная зона считается установленной или прекращенной со дня внесения соответствующих сведений о границах охранной зоны в Единый государственный реестр недвижимости.
В пункте 14 Положения N 392 предусмотрено, что предельные размеры охранной зоны составляют:
а) 100 метров во все стороны от места расположения приборов и оборудования стационарного пункта наблюдений - для стационарных пунктов наблюдений, на которых осуществляются гидрологические наблюдения или наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха;
б) 200 метров - для стационарных пунктов наблюдений в случаях, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.
До 01.01.2022 (дата вступления в силу Положения N 392) в ранее действовавших нормативных актах также были установлены предельные размеры охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений.
Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденным Постановление Правительства РФ от 27.08.1999 N 972, было установлено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны (пункт 3).
В пункте 6 Постановления N 972 предусмотрено, что в пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
В пункте 2 Постановления Совмина СССР от 06.01.1983 N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды", указано установить вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, охранные зоны в виде участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны.
Ограничения в использовании земельных участков, входящих в охранные зоны гидрометеорологических станций были установлены пунктом 3 Постановления N 19.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суд не установил достаточных правовых оснований для прекращения права пользования общества водным объектом в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 10 Водного кодекса.
Из материалов дела следует, что строительство и размещение вводозаборных сооружений АО ПДК "Апшеронск" осуществлялось в границах установленной охранной зоны объекта "Гидрологический пост 1 разряда Апшеронск - река Пшеха", в соответствии с действующим на данный период времени законодательством и на основании полученного в установленном порядке разрешения от 15.01.2010 N Ru23502101-01.
В ранее действовавших нормативных актах на момент строительства и ввода в эксплуатацию объекта были установлены предельные размеры охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений.
Вместе с тем, в указанных нормативных актах отсутствовал запрет на установку и эксплуатацию водозаборов.
Статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям. возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (часть 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.04.2014 N 12-П, определениях от 18.01.2005 N 7-О, от 13.05.2010 N 828-О-О от 29.01.2015 N 211-О, общим принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Судом правомерно указано на то, что в данном случае установленные Положением об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 N 392, правила не подлежат применению к правоотношениям, возникшим до введения их в действие в отсутствие специального указания в нормативных актах на обратную силу.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что принудительное прекращение права пользования водным объектом в данном случае не отвечает целям данной меры установленной Водным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2023 по делу N А32-51141/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51141/2022
Истец: Кубанское БВУ, Министерство природных ресурсов, Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Ответчик: АО ПДК "Апшеронск", АО Производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск"
Третье лицо: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, ФГБУ "Северо-Кавказское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Конкурсый управляющий Володин Александр Сергеевич, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТ)