г. Санкт-Петербург |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А56-130295/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кобзевой А.Г.,
при участии:
от истца: Касьянова Д.В. - по доверенности от 25.03.2022;
от ответчика: Портная Т.И. - по доверенности от 22.12.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22686/2023) Администрации Кировского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2023 по делу N А56-130295/2022 (судья Бугорская Н.А.), принятое
по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, дом 1, ОГРН 1037843025527);
к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга (адрес: 198095, Санкт-Петербург, пр-кт Стачек, 18, ОГРН 1037811014515);
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - истец, Комитет, КГИОП) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга (далее - ответчик, Администрация), в котором просил обязать Администрацию в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Мемориал в память обороны города в 1941 - 1944 гг. - "Зеленый пояс Славы Ленинграда". "Кировский вал": дот, стела, танк", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, проспект Стачек, дом 106, сооружение 1, литера А, а именно: работы по ремонту основания "Стелы", работы по реставрации "Дота", в том числе по гидроизоляции перекрытия "Дота", работы по ремонту площадки, на которой расположен "Танк", а также обеспечить установку информационных надписей и обозначений.
Решением суда от 26.05.2023 исковые требования удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просила решение от 26.05.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что Администрация в добровольном порядке уже исполняет требования Комитета, установленные в охранном обязательстве в отношении спорного объекта культурного наследия федерального значения, в связи с чем оснований для вынесения судебного акта о принудительном исполнении соответствующих обязательств не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель истца просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения находящихся в Санкт-Петербурге" мемориал, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, проспект Стачек, дом 106, сооружение 1, литера А, является объектом культурного наследия федерального значения "Мемориал в память обороны города в 1941 - 1944 гг. - "Зеленый пояс Славы Ленинграда". "Кировский вал": дот, стела, танк" (далее - Объект).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) указанный объект находится в собственности Санкт-Петербурга и предоставлен на праве оперативного управления Администрации.
Распоряжением Комитета от 21.03.2014 N 10-132 утвержден предмет охраны Объекта.
Распоряжением Комитета от 03.04.2018 N 07-19-135/18 утверждено охранное обязательство собственника и (или) иного законного владельца Объекта (далее - Охранное обязательство), копия которого письмом от 03.04.2018 N 07-20-396/17-11-0 направлена в адрес Администрации.
Согласно пункту 13 Охранного обязательства состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определяются Комитетом на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном пунктом 2 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Подпунктами 1, 2 и 3 пункта 1 части 25 части 6 Охранного обязательства в составе работ в отношении Объекта предусмотрены: работы по ремонту основания стелы, по реставрации дота, в том числе гидроизоляции перекрытия, в соответствии с проектной документацией, а также по ремонту в течение 24 месяцев со дня утверждения Охранного обязательства, то есть в срок до 03.04.2020.
Кроме того, пунктом 7 части 25 раздела 6 Охранного обязательства предусмотрена обязанность в установленном порядке обеспечивать установку на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений, обеспечивать их содержание, ремонт и восстановление в случае выявленных повреждений или утраты.
В рамках государственного надзора (контроля) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия КГИОП 09.09.2022 в отношении Объекта проведены контрольные (надзорные) мероприятия, по результатам которых был установлен факт неисполнения требований, установленных пунктами 1, 7 части 25 раздела 6 Охранного обязательства, выразившийся в не проведении в установленные в Охранном обязательстве сроки работ по сохранению Объекта, а также в отсутствии на Объекте информационных надписей и обозначений.
Комитет, ссылаясь на невыполнение Администрацией работ в отношении Объекта, предусмотренных Охранным обязательством, обратился в арбитражный суд с иском об обязании ответчика выполнить такие работы.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции признал исковые требования Комитета обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73 объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На основании пункта 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве оперативного управления юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом (пункт 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ).
Согласно подпунктам 1, 3, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений (подпункт 11 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ)
Согласно пунктам 1, 3 статьи 27 Закона N 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 названного Закона.
Требования к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия устанавливаются охранным обязательством (подпункт 5 пункта 2 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ).
Применительно к положениям приведенных норм суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Администрация как правообладатель Объекта обязана поддерживать его в надлежащем состоянии, обеспечивать его сохранение и соблюдение требований Закона N 73-ФЗ, исполнять Охранное обязательство.
Доказательства выполнения Администрацией предусмотренных подпунктами 1, 2 и 3 пункта 1 части 25 части 6 Охранного обязательства в установленные сроки (03.04.2020) работ в полном объеме Учреждением не представлены.
Не было представлено Администрацией в материалы дела объективных, достоверных и достаточных доказательств надлежащего исполнения обязанности по установке на Объекте культурного наследия информационных надписей и обозначений
Доводы подателя жалобы об обратном со ссылкой на то, что Администрация приступила к исполнению условий Охранного обязательства в добровольном порядке, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены, так как означенное обстоятельство не свидетельствует о необоснованности исковых требований, в том числе с учетом того, что к моменту рассмотрения спора судом первой инстанции доказательства надлежащего исполнения соответствующих обязательств в установленные в Охранном обязательстве сроки, которые истекли 03.04.2020, представлены не были.
Таким образом, исходя из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, проанализировав приведенные правовые положения, оценив по правилам статьи 431 ГК РФ и статьи 71 АПК РФ условия Охранных обязательств и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, приняв во внимание, что у Администрации имеются обязательства по содержанию и сохранению вверенного ему объекта культурного наследия, выполнению мероприятий, перечисленных в охранном обязательстве, а также то, что данные обязанности не были исполнены надлежащим образом и в установленные в Охранном обязательстве сроки, которые истекли 03.04.2020, обоснованно и правомерно удовлетворил требования Комитета.
На основании изложенного при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2023 по делу N А56-130295/202 следует оставить без изменения, а жалобу Администрации - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2023 по делу N А56-130295/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
Н. С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-130295/2022
Истец: КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА