г. Челябинск |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А47-19712/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2023 по делу N А47-19712/2022.
В судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференцсвязи, организацию которой осуществил Арбитражный суд Оренбургской области, приняли участие представители:
акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" - Липкович Я.Г. (доверенность от 30.08.2022, диплом, паспорт);
Прокуратуры Оренбургской области - Ломакин С.А. (доверенность от 07.08.2023, служебное удостоверение), Мирошникова Е.А. (служебное удостоверение);
акционерного общества "Коммунальные электрические сети Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть" - Махмутов С.Р. (доверенность от 10.08.2023, диплом, паспорт).
Акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824, далее - заявитель, общество, АО "ЭнергосбыТ Плюс") обратилось в арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Прокуратуре Оренбургской области, Прокуратуре г. Оренбурга о признании недействительным представления Прокуратуры г. Оренбурга от 07.10.2022 N 07-02-2022, взыскании с заинтересованного лица понесенных судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Коммунальные электрические сети Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть" (далее - третье лицо, АО "Оренбургкоммунэлектросеть").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Прокуратура Оренбургской области (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным домам. Отнесение объектов жилищного фонда к домам блокированной застройки, в том числе обусловлено данными, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Вместе с этим, суд надлежащую оценку указанным доказательствам также не дал. Таким образом, суд в оспариваемом решении неправильно применил нормы материального права относительно отождествления домов блокированной застройки с МКД. Также апеллянт отмечает, что акт обследования электроустановок потребителей 25.11.2022 получен уже после фактического рассмотрения представления и направления ответа на него. В ходе проверки указанный акт органам прокуратуры не представлялся. Конструктивные особенности домов блокированной застройки по адресам: Оренбургский район, п. Пригородный, ул. Нежинская, 115, ул. Спортивная, 84, не предусматривают возможность потребления электрической энергии при использовании и содержании общего имущества. 19.04.2023 Прокуратурой проведено обследование системы электроснабжения, обеспечивающей электрической энергией вышеуказанные дома блокированной застройки, элементы общего имущества, а также энергопотребляющие устройства, функционирующие в целях электроснабжения на общедомовые нужды, в домах не обнаружены, о чем составлен соответствующий акт. Кабель, отходящий от ОДПУ до ИПУ, не является общим имуществом собственников жилья, поскольку данное имущество никогда не включалось в перечень общего имущества собственников помещений спорных домов, спорные лини электропередач не принимались к учету, и по своему статусу не может идентифицироваться как имущество МКД. Обращает внимание, что в оспариваемом представлении не вменялось нарушений при установке и эксплуатации приборов учетов электроэнергии. Начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН) в указанных домах не соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, поскольку помещения и места общего пользования, входящие в состав общего имущества, в вышеуказанных домах отсутствуют. Относительно пункта 3 представления апеллянт отмечает, что в оспариваемом представлении содержится требование прокурора рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, что не является тождественным требованию о безусловном привлечении работника к дисциплинарной ответственности.
В представленных отзывах на апелляционную жалобу заявитель и третье лицо просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзывы приобщены к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой г. Оренбурга рассмотрены обращения Дымовой Т.А. о несогласии с действиями Центрального отделения Оренбургского филиала АО "ЭнергосбыТ Плюс" по начислению платы за электроэнергию на ОДН в отношении принадлежащих ей объектов жилищного фонда по адресам: Оренбургский район, п. Пригородный, ул. Нежинская, д. 115, кв. 5, ул. Спортивная, д. 84, кв. 6.
В ходе проведения проверки Прокуратурой г. Оренбурга установлено, что обществом допущено незаконное начисление платы за электроэнергию на ОДН в отношении объектов жилищного фонда, не являющихся многоквартирными домами.
Как указывает заинтересованное лицо, по своим характеристикам объекты, расположенные по адресам: Оренбургская область, Оренбургский район, Пригородный сельсовет, п. Пригородный, ул. Нежинская, д. 115, кв. 5, ул. Спортивная, д. 84, кв. 6 относятся к домам блокированной застройки, начисление платы за электроэнергию на ОДН в указанных домах не соответствует требованиям законодательства.
По результатам проведенной проверки обществу выдано представление об устранении нарушений жилищного законодательства от 07.10.2022 N 07-02-2022 (далее - представление).
Названным представлением заинтересованное лицо возложило на общество:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры. О дате, времени и месте рассмотрения представления уведомить прокурора города.
2. Принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, способствующих их совершению, а также меры по недопущению подобных нарушений в дальнейшем.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.
4. О принятых мерах сообщить прокурору города в письменной форме в установленный законом месячный срок со дня внесения представления.
Полагая, что выданное заинтересованным лицом представление не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции обеспечивается, в том числе нормами статьи 22, 24 названного Закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, вносить соответствующее представление.
В силу статьи 22 Закона о прокуратуре представление прокурора является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, с учетом изложенного, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Как следует из оспариваемого представления, АО "ЭнергосбыТ Плюс" вменяется нарушение, выразившееся в начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН) собственникам жилых помещений домов, расположенных по адресам: Оренбургская область, Оренбургский район, Пригородный сельсовет, п. Пригородный, ул. Нежинская, д. 115, кв. 5, ул. Спортивная, д. 84, кв. 6, при отсутствии правовых оснований для такого начисления, поскольку указанные объекты недвижимости, как указано заинтересованным лицом, отнесены к домам блокированной застройки, в связи с чем не имеют общедомового имущества.
Из части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения. Эта плата включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен в Правилах N 354 (пункты 40, 44).
Под коммунальными услугами согласно пункту 2 Правил N 354 понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Таким образом, потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг. Возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость, в том числе, от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Статьей 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, имеющих отношение к понятию "многоквартирный дом". Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Дом блокированной застройки - это жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок (пункт 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3.1.7 СП 54.13330.2022 здание жилое многоквартирное блокированное - многоквартирное жилое здание, предназначенное для малоэтажной застройки, имеющее общие инженерные системы, в котором каждая квартира имеет самостоятельный выход на приквартирный участок и (или) на придомовую территорию, при этом помещения разных квартир могут располагаться друг над другом.
Блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок (пункт 3.3 СП 55.13330.2016).
Блокированная жилая застройка не относится ни к индивидуальному жилищному строительству, ни к малоэтажной многоквартирной жилой застройке, а является самостоятельным видом разрешенного использования, и фактически может представлять собой два объединенных общей стеной жилых дома.
Жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным домам (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 56-КГ16-1).
Многоквартирный дом - это здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома (пункт 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленной обществом выписки из ЕГРН, объект недвижимости, расположенный по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Пригородный, ул. Нежинская. 115 с кадастровым номером 56:21:1906005:2514 имеет статус многоквартирного жилого дома и является пятиквартирным жилым домом блокированного типа.
По данным выписки из ЕГРН объект недвижимости, расположенный по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Пригородный, ул. Спортивная, 84 с кадастровым номером 56:21:1906005:1622 имеет статус многоквартирного жилого дома.
На основании изложенного, спорные объекты, расположенные по адресам: Оренбургская область, Оренбургский район, Пригородный сельсовет, п. Пригородный, ул. Нежинская, д. 115, кв. 5, ул. Спортивная, д.84, кв. 6 являются именно многоквартирными домами.
Состав принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности общего имущества в многоквартирном доме определен в части 1 статьи 36 Кодекса, пункте 2 - 7 Правил N 491. В состав общего имущества, принадлежащего собственникам помещений на праве общей долевой собственности, включены, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое оборудование.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Следовательно, критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.
Статьей 36 ЖК РФ определено, что к общему имуществу многоквартирного дома относятся, в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Пунктом 8 Правил N 491 установлено, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, по общему правилу, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, сети, выходящие за пределы границ дома, не могут включаться в общее имущество граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Точка поставки электрической энергии в МКД по общему правилу должна находиться на внешней стене МКД в месте соединения внутридомовой системы электроснабжения с внешними электрическими сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в МКД на электрические сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 внутридомовые инженерные системы, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, - это инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Из приведенных норм следует, что электрические и иные сети, расположенные за пределами внутридомовой системы электроснабжения (отопления, водоснабжения, водоотведения), не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме, без их согласия.
В рассматриваемом случае, согласно акту об осуществлении технологического присоединения N 83АП/21/18 от 19.04.2018 электроснабжение жилого дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Пригородный, ул. Нежинская, 115 с кадастровым номером 56:21:1906005:2514, осуществляется от воздушной линии 0.4 кВ от опоры N 17 гр. ТП-3154.
В жилом доме имеется общедомовой прибор учета э/э N 57045000, который установлен на опоре N 17, что подтверждается актом проверки измерительного комплекса N9390-В от 15.05.2018, актом проверки измерительного комплекса N В.А/02 от 25.11.2022. Учитывая, что кабель от опоры находится на фасаде многоквартирного дома, то следует, что данные кабельные линии образуют общедомовое имущество в многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного следует, что жилой дом по адресу: Оренбургский район, п. Пригородный, ул. Нежинская, 115 в своем составе имеет общедомовое имущество в виде внутридомовой системы электроснабжения, обязанность по содержанию которого возложена на собственников жилого дома, а также коллективный (общедомовой) прибор учета э/э, который учитывает потребление э/э во внутридомовых электрических сетях.
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 09.04.2015 N 645-Ап/21/15, электроснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургский район, п. Пригородный, ул. Спортивная, 84, осуществляется от воздушной линии 0.4 кВ от опоры N17 ВЛИ-0,4 кВ ТП-3153 ГР-7.
В жилом доме имеется общедомовой прибор учета э/э N 077706, расположенный на фасаде жилого дома, что подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон N 2946-100/21 от 13.10.2015, актом проверки измерительного комплекса N В.А/01 от 25.11.2022.
В данных актах проверки указано, что прибор учета N 077706 является общедомовым прибором учета э/э, учитывает общий объем э/э, отпущенной из сетей сетевой организации.
Актом обследования электроустановок потребителя от 25.11.2022 подтверждается, что от опоры N 17 ВЛИ-0.4 кВ в сторону жилого дома идет линия (СИП-16), линия расположена и проходит в коробах (снаружи по фасаду жилого дома): находятся в границах жилого дома. Кабельная линия от наконечников питающего вводно распределительного устройства проходит внутри инженерных коммуникаций жилого дома и осуществляет электроснабжение потребителей до индивидуальных приборов учета в квартиры.
Учитывая, что кабель от опоры находится на фасаде многоквартирного дома, а также расположен внутри инженерных коммуникаций, то есть в границах многоквартирного дома, то следует, что данные линии образуют общедомовое имущество в многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного следует, что жилой дом по адресу: Оренбургский район, п. Пригородный, ул. Спортивная, 84 в своем составе имеет общедомовое имущество в виде внутридомовой системы электроснабжения, обязанность по содержанию которого возложена на собственников многоквартирного дома, а также коллективный (общедомовой) прибор учета э/э, который учитывает потребление э/э во внутридомовых инженерных сетях.
Поскольку приборы учета с заводскими номерами N 077706, N57045000 установлены на границе балансовой принадлежности, актами проверки измерительного комплекса от 09.04.2015 (по объекту ул. Спортивная, д. 84), от 15.05.2018 (по объекту ул. Нежинская, 115) приборы учета допущены в эксплуатацию, у заявителя на момент ввода приборов учета в эксплуатацию имелись все разумные основания достоверно полагаться на информацию о "назначении" данных объектов недвижимости именно как многоквартирных домов.
Доводы апеллянта о том, что начисление платы в спорных домах по общедомовому прибору учета не соответствует законодательству, поскольку в вышеуказанных домах отсутствует общедомовое имущество, а кабель, отходящий от ОДПУ до ИПУ, не является общим имуществом собственников жилья, апелляционной коллегией отклоняется.
К общедомовому имуществу в домах блокированной застройки относится в частности общая внутридомовая система электроснабжения, состоящая из сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных приборов учета электрической энергии, которые в силу п. 7, 8 Правил N 491 и составляют общее имущество в многоквартирном доме.
Под внутридомовой системой электроснабжения (электроустановка) понимается совокупность проводных и кабельных линий (цепей), распределительных щитов и электрооборудования, технологически соединенных между собой в границах многоквартирного дома, начиная с наконечников питающего кабеля вводного распределительного устройства, обеспечивающих снабжением электрической энергией потребителей, места общего пользования и электрооборудование внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения (п. 3.3. ГОСТ Р 56536-2015).
Заявителем в материалы дела предоставлены акты обследования электроустановок потребителей от 25.11.2022, которые подтверждают, что кабель от опоры находится на фасаде многоквартирного дома, а также расположен внутри инженерных коммуникаций, то есть в границах многоквартирного дома, из чего следует, что данные кабельные линии образуют общедомовое имущество в многоквартирном доме.
Объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды в данном случае учитывается общедомовым прибором учета, который установлен в соответствии с нормами законодательства.
Из изложенного, следует, что заявитель как ресурсоснабжающая организация вправе использовать показания установленных с соблюдением требований действующего законодательств общедомовых приборов учета в таких многоквартирных домах для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, отсутствие в доме блокированной застройки мест общего пользования само по себе не исключает необходимость установки общедомового прибора учета электрической энергии (статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), монтаж таких приборов возможен по инициативе сетевых, ресурсоснабжающих организаций, в том числе и за пределами дома блокированной застройки с соблюдением требований пунктов 144, 150 Основных положений N 442, для последующего определения общего объема и стоимости энергоресурсов, потребленных домом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заинтересованным лицом не доказано наличие оснований для выдачи АО "ЭнергосбыТ Плюс" оспариваемого представления с требованием о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, способствующих их совершению, а также меры по недопущению подобных нарушений в дальнейшем.
Относительно пункта 3 оспариваемого представления судом отмечено, что применение к должностных лиц к ответственности является правом, а не обязанностью общества, в связи с этим требование заинтересованного лица "Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях" носит императивный характер и не соответствует части 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 10 и пункту 2 статьи 22 Закона о прокуратуре.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству и не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, представление Прокуратуры г. Оренбурга от 07.10.2022 N 07-02-2022 обоснованно признано судом первой инстанции недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В связи с подачей апелляционных жалоб лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2023 по делу N А47-19712/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокуратуры Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-19712/2022
Истец: АО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" в лице Оренбургского филиала
Ответчик: Прокуратура г. Оренбурга, ПРОКУРАТУРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Коммунальные электрические сети Оренбургской области"Оренбургкоммунэлектросеть", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8315/2023
15.09.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11629/2023
30.06.2023 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-19712/2022
27.02.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-699/2023