г. Владивосток |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А59-4955/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-556/2024
на решение от 11.12.2023
судьи Е.М. Александровской
по делу N А59-4955/2023 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению муниципального казенного предприятия "Шахтерское коммунальное хозяйство" Углегорского городского округа (ИНН 6508010458, ОГРН 1186501001587)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ИНН 6501130026, ОГРН 1036500603908)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Весна" (ИНН 6508000040, ОГРН 1066508000019),
о признании незаконным и отмене предписания N 04 ДВ от 21.06.2023,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие "Шахтерское коммунальное хозяйство" Углегорского городского округа (далее - заявитель, предприятие, МКП "ШКХ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - инспекция, жилищная инспекция, орган жилищного надзора) от 21.06.2023 N 04ДВ об устранении выявленных нарушений в результате проверки требований жилищного законодательства.
Определением арбитражного суда от 06.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Весна" (далее - третье лицо, общество, ООО "Весна").
Решением арбитражного суда от 11.12.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что по смыслу правового подхода, сформулированного в пункте 37 Обзора судебной практики N 3, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, собственник и пользователь отдельного помещения в любом случае не может быть освобожден от оплаты отопления на общедомовые нужды. Поясняет, что в соответствии с действующим правовым регулированием собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения. В этой связи настаивает на законности выданного предписания, тем более, что в составе многоквартирного дома отсутствует нежилое помещение площадью 42,4 кв.м, на основании которой производился расчет платы за коммунальную услугу по отоплению. Приводит доводы о наличии у инспекции полномочий на проведение государственного жилищного надзора по вопросу предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, отмечая, что такой вывод следует из действующего жилищного законодательства, включая Жилищный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1670. Кроме того, считает, что поскольку под государственным контролем (надзором) в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, обязанностью контролирующего органа является принятие мер по устранению допущенных нарушений обязательных требований, в том числе относящихся к расчету платы за коммунальные услуги.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц по имеющимся в материалах дела документам.
При этом в судебном заседании 27.02.2024 в порядке статей 163, 184, 185 АПК РФ судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 05.03.2024, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании постановления администрации Углегорского района Сахалинской области от 30.11.2018 N 1090 предприятие наделено статусом единой теплоснабжающей организации на территории Углегорского городского округа.
05.05.2023 в адрес жилищной инспекции поступила жалоба от жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: Сахалинская область, пгт. Шахтерск, ул. Мира, д. 29, на несогласие с расчетом платы за коммунальные услуги в отношении находящегося в многоквартирном доме нежилого помещения площадью 84,5 кв.м, по которому размер коммунальных услуг по отоплению производится с применением значения площади нежилого помещения - 42,4 кв.м.
С целью рассмотрения указанного обращения инспекцией издано решение от 13.06.2023 N 140 о проведении в период с 16.06.2023 по 21.06.2023 внеплановой документарной проверки предприятия по вопросу соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, результаты которой были оформлены актом проверки от 21.06.2023 N 140.
В ходе контрольных мероприятий инспекцией установлено, что предприятием неверно применено значение общей площади всех жилых и нежилых помещений при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в многоквартирном доме за отопительный период 2022-2023 годы. При этом органом жилищного надзора зафиксировано, что многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, индивидуальными приборами учета тепловой энергии жилые и нежилые помещения не оборудованы.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение N 48 в многоквартирном доме и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости нежилое помещение общей площадью 84.5 кв.м, принадлежащее на праве собственности ООО "Весна", состоит из двух частей, одна из которых площадью 42,4 кв.м расположена на 1 этаже, вторая часть помещения площадью 42,1 кв.м расположена в подвальном помещении. При этом указанное помещение является единым объектом и имеет единый кадастровый помер 65:14:0000012:905. Между тем согласно представленным проверяемым лицом документам при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за период октябрь 2022 года - апрель 2023 года, потребителю нежилого помещения N 48 (84,5 кв.м) учитывалась только часть площади данного помещения (42,4 кв.м, расположенной на 1-м этаже).
Документов, свидетельствующих об отсутствии фактического потребления тепловой энергии в нежилом помещении N 48, в ходе проведения контрольных мероприятий представлено не было.
Усмотрев в действиях предприятия нарушение абзаца третьего пункта 42 (1) раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), последнему выдано предписание N04 ДВ от 21.06.2023.
Согласно пункту 1 данного предписания ввиду неверного примененного значения общей площади всех жилых и нежилых помещений при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в многоквартирном доме по адресу: Сахалинская область, Углегорский район, пгт. Шахтерск, ул. Мира, д. 29 за отопительный период 2022-2023 годов, МКП "ШКХ" предписано в срок до 10.07.2023 выполнить соответствующий перерасчет платы исходя из площади нежилого помещения N 48 равной 84,5 кв.м с предоставлением в адрес инспекции документов, свидетельствующих о выполнении перерасчета, а также методики произведенного перерасчета.
На указанное предписание заявителем в порядке досудебного урегулирования спора подана жалоба, по результатам рассмотрения которой руководитель инспекции вынес решение от 30.06.2023 об отказе в удовлетворении жалобы.
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением, который обжалуемым решением удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).
Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 15 названного Закона предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами.
На основании пункта 1 части 1 статьи 57 этого же Закона основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном Законом N 248-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 утверждены Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Требования N 1670), в соответствии с пунктом 5 которых объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе ресурсоснабжающих организаций.
Как установлено пунктом 4 части 1 статьи 20 ЖК РФ, подпунктом "г" пункта 7 Требований N 1670, предметом государственного жилищного надзора является, в том числе соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, орган государственного жилищного надзора правомочен проверять соблюдение единой теплоснабжающей организацией обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по отоплению, включая определение размера платы за такую услугу.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции усматривает, что в отношении предприятия был осуществлен государственный жилищный контроль в форме внеплановой документарной проверки, целью которого являлась проверка сведений, изложенных в жалобе собственников помещений многоквартирного дома.
Соответственно оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов).
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом положений части 9 настоящей статьи (часть 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
В развитие указанных нормативных положений Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила N 354, которыми урегулированы отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
Одним из видов коммунальных услуг согласно подпункту "е" пункта 4 данных Правил является отопление, под которым понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с абзацем третьим пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Пунктом 3 приложения N 2 к Правилам N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3.
По смыслу указанной формулы, в ней используются показатели "Si" "Sоб", где "Si" - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; "Sоб" - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - помещение, назначение: нежилое, номер, тип этажа: этаж N 1, подвал, площадь: 84,5 кв.м, кадастровый номер 65:14:0000012:905, местоположение: Сахалинская область, район Углегорский, г. Шахтерск, ул. Мира, д.29, пом. 48, кадастровый номер объекта недвижимости, в пределах которого расположен объект недвижимости: 65:14:0000012:322.
Анализ имеющегося в материалах дела технического паспорта на нежилое помещение магазина в жилом доме, расположенном по адресу: пгт. Шахтерск, ул. Мира, 29, показывает, что нежилое помещение общей площадью 84,5 кв.м состоит из двух частей, одна из которых площадью 42,4 кв.м расположена на 1 этаже, вторая часть помещения площадью 42,1 кв.м расположена в подвальном помещении.
При этом указанный МКД оборудован прибором учета тепловой энергии и не имеет помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, а также квартир, перешедших на автономное отопление.
Соответственно в силу буквального указания абзаца третьего пункта 42(1) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть с использованием показателя общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме.
Между тем в ходе контрольных мероприятий жилищной инспекцией было установлено, что в период с октября 2022 года по апрель 2023 года предприятие производило расчет платы за коммунальную услугу по отоплению относительно спорного нежилого помещения с использованием показателя площади объекта 42,4 кв.м, тогда как фактическая площадь нежилого помещения составляет 84,5 кв.м.
При таких обстоятельствах орган жилищного контроля обоснованно посчитал, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению было осуществлено предприятием в спорном периоде с нарушением требований Правил N 354.
Соответственно оспариваемое предписание было выдано предприятию при наличии на то правовых оснований.
Довод заявителя о том, что подвальное помещение площадью 42,1 кв.м приборами отопления никогда оборудовано не было, перепланировка и переоборудование системы отопления в подвальном помещении не производилась, стояки системы теплоснабжения изолированы, а, следовательно, основания для взимания платы за отопление отсутствуют, поддержанный судом первой инстанции, апелляционной коллегией не принимается.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 20.12.2018 N 46-П, одним из условий возникновения у собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, обязанности оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы.
По смыслу взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации. При этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Согласно ГСТ Р 51929-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, многоквартирный дом - это оконченный строительством объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
Как установлено пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
В соответствии с пунктом 3.18 ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования, введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст, отопление - искусственный равномерный нагрев воздуха в холодный период года в помещениях путем теплообмена от отопительных приборов системы отопления или нагрева поступающего воздуха в такие помещения воздухонагревателями приточной вентиляции, которые подобраны расчетным методом для компенсации тепловых потерь, поддержания на заданном уровне нормативных параметров воздухообмена, температуры воздуха в помещениях и комфортных условий проживания.
Система отопления многоквартирного дома представляет собой единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.
Названный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с правовым подходом, приведенным в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, по смыслу которого отдача тепла через общие конструкции МКД (стены, плиты перекрытий и т.п.) осуществляется от всех без исключения отапливаемых помещений, что обеспечивает опосредованный обогрев иных помещений МКД, как сложного единого объекта, объемной строительной системы, имеющей общий тепловой контур.
При этом по общему правилу отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.
Таким образом, наличие радиаторов отопления в помещении третьего лица не является обязательным условием для подтверждения факта оказания коммунальной услуги по отоплению.
Анализ имеющихся в материалах дела актов обследования нежилого помещения N 48 по ул. Мира, 29 в г. Шахтерск от 15.10.2022, от 29.08.2023 показывает, что в подвальном помещении объекта недвижимости, принадлежащего ООО "Весна" и расположенного в многоквартирном доме, имеются сети теплоснабжения, которые находятся в изоляции. При этом радиаторы отопления расположены в части данного помещения на первом этаже.
Соответственно отсутствие в подвальном помещении радиаторов отопления при наличии проходящего через них транзитного трубопровода централизованной системы отопления многоквартирного дома обусловлено его конструктивной особенностью и не свидетельствует об отсутствии теплопотребления на отопление в этих помещениях.
С учетом изложенного следует признать, что нежилое помещение с кадастровым номером 65:14:0000012:905 оборудовано системой теплоснабжения, что обуславливает обязанность предприятия производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом всей площади спорного помещения.
В свою очередь указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Между тем, вопреки позиции заявителя отсутствие в подвальном помещении радиаторов и теплопотребляющих установок не свидетельствует о том, что спорное подвальное помещение является неотапливаемым, поскольку доказательств отсутствия теплоотдачи от элементов внутридомовой системы отопления (стояков, магистрального трубопровода) не представлено.
Давая оценку указанию предприятия на то, что сети теплоснабжения в подвальном помещении являются изолированными, суд апелляционной инстанции отмечает, что данное обстоятельство не опровергает презумпцию того, что владелец помещения в цокольном этаже МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, потребляет тепловую энергию через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся все приборы и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции.
При этом имеющиеся в материалах дела акты обследования от 15.10.2022, от 29.08.2023, в которых отражено, что сети теплоснабжения в подвальном помещении изолированы, доказательством надлежащей изоляции проходящих трубопроводов не являются, поскольку из указанных актов не представляется возможным установить технические характеристики такой изоляции.
Кроме того, акт обследования от 15.10.2022, содержащий сведения о том, что температура подвального помещения составляет 13,2С, фактически подтверждает то обстоятельство, что прохождение в указанном помещении транзитного трубопровода поддерживает нормативные параметры температуры воздуха, то есть имеет место отопление.
В этой связи суждения заявителя о том, что услуга по отоплению оказывается только в отношении части помещения N 48 площадью 42,4 кв.м, находящегося на первом этаже, и только в отношении данного помещения подлежит начислению плата за коммунальную услугу по отоплению, признаются апелляционным судом безосновательным и противоречащим фактическим обстоятельствам дела.
Анализ оспариваемого предписания показывает, что данный ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты (в том числе перечень выявленных нарушений и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.
Таким образом, принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения оспариваемого предписания, имели место, их наличие предприятием не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у органа государственного контроля имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод МКП "ШКХ" об отсутствии у жилищной инспекции полномочий на проведение проверки в части соблюдения требований к предоставлению коммунальной услуги по отоплению, также поддержанный судом первой инстанции, апелляционной коллегией признается ошибочным, поскольку действующее правовое регулирование относит к предмету государственного жилищного контроля соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, о чем было указано выше.
По правилам части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы предприятия, заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269, части 2 статьи 270 АПК РФ отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Соответственно апелляционная жалоба органа жилищного надзора подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы понесенные предприятием расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
В свою очередь судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы апелляционным судом не распределяются, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.12.2023 по делу N А59-4955/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4955/2023
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ШАХТЕРСКОЕ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО" УГЛЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО " ВЕСНА"