г. Владивосток |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А24-1234/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В.Нечаеваым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба Елизовского муниципального района",
апелляционное производство N 05АП-3952/2023
на решение от 30.05.2023
судьи М.В.Карпачёва
по делу N А24-1234/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению муниципального казенного учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба Елизовского муниципального района" (ИНН 4105038954, ОГРН 1104177003116)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470)
о признании недействительным решения от 27.12.2022 по делу N 041/06/31- 530/2022, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Беркут" (ИНН 2721142823, ОГРН 1062721097966), общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666),
при участии:
от ООО "Охранная организация "Беркут": представитель Бандурко О.Г. (участие онлайн), по доверенности от 24.04.2023, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 1719).
В судебное заседание не явились: МКУ "Единая дежурно-диспетчерская служба Елизовского муниципального района", Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю, ООО "РТС-Тендер", о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Единая дежурно-диспетчерская служба Елизовского муниципального района" (далее - заявитель, Учреждение, МКУ "ЕДДС ЕМР") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Камчатскому краю) от 27.12.2022 по делу N 041/06/31-530/2022.
Решением суда от 30.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт. В доводах жалобы, анализируя положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указывает, что установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия. Следовательно, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности. В связи с изложенным без переоформления лицензии, как это определено законодательством о лицензировании, участник закупки не будет соответствовать требованиям, установленным законодательством, которые позволят ему осуществлять охранную деятельность в ином субъекте и соответственно принять участие в закупке. В подтверждение указанных доводов апеллянт ссылается на судебную практику.
Не согласен заявитель и с выводом суда относительно нарушения МКУ "ЕДДС ЕМР" пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145. Исходя из положений пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, заявитель считает, что заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.
Согласно пункту 7 названных выше Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ. В качестве каталога товара, работы, услуги на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. Имеющиеся в каталоге КТРУ предусматривают только услуги частной охраны. Согласно информации о позиции КТРУ 80.10.12.000-00000002, размещенной в ЕИС (который УФАС в решении предусмотрел как обязательный для применения), значение классификатора по ОКПД установлено 80.10.12.200. Соответственно, только в случае выбора кода ОКПД 80.10.12.200 код КТРУ 80.10.12.000-00000002 являлся бы для заказчика обязательным.
Код 80.10.12.900 "Услуги охранных служб прочих" установлен заказчиком как оптимальный при проведении спорной закупки в связи с возможностью принятия участия в закупке не только частных охранных организаций, но и ведомственной охраны.
МКУ "ЕДДС ЕМР", Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю, ООО "РТС-Тендер", извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
Представитель ООО "Охранная организация "Беркут" в судебном заседании на доводы жалобы возразил, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 названного Кодекса.
Из материалов дела следует, что 12.12.2022 МКУ "Единая дежурно-диспетчерская служба Елизовского муниципального района" (далее - заказчик) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) разместило извещение о проведении электронного аукциона (номер закупки в ЕИС 0138300000122000344) на право заключения договора на оказание услуг по охране объекта (административное здание, расположенное по адресу: Камчатский край, г. Елизово, ул. Ленина, д. 10), принадлежащего Заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Единая дежурно-диспетчерская служба Елизовского муниципального района" (закупка N 0138300000122000344) (далее - Закупка).
Начальная максимальная цена договора: 4 074 276 рублей. В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком определено место оказания услуг как: административное здание, расположенное по адресу: Камчатский край, г. Елизово, ул. Ленина, д. 10.
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению, содержащихся в пункте 1.13, заказчиком установлено требование о представлении в составе заявки на участие в аукционе выписки из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N99-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", а также утвержденным Положением о лицензировании частной охранной деятельности с перечнем разрешенных услуг.
В этом же пункте указано, что в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона N 99-ФЗ место осуществления лицензируемого вида деятельности (место действия лицензии на территории субъекта Российской Федерации) - Камчатский край.
20.12.2022 в УФАС России по Камчатскому краю поступила жалоба ООО "ОО "Беркут", поданная через ЕИС 19.12.2022, на действия заказчика при разработке документации.
27.12.2022 по результатам рассмотрения жалобы УФАС России по Камчатскому краю приняло решение N 041/06/31-530/2022 о ее обоснованности, в действиях заказчика установлены признаки нарушения пункта 4 Правил, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с принятым антимонопольным органом решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Согласно статье 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В статье 8 Закона о контрактной системе закреплен принцип обеспечения конкуренции при проведении закупок.
Так, согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 данной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 названного Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Процедура отбора участников торгов в виде электронного аукциона при размещении государственных заказов регламентирована положениями статей 49 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 названного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 названного Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом должно содержать, в том числе электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 названной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 названного Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, аукционная комиссия обязана проверить как соответствие представленной заявки требованиям аукционной документации, так и соответствие участника аукциона требованиям, предъявляемым законодательством к исполнителям работ (услуг), являющихся предметом контракта.
Как следует из материалов дела, пунктом 2 извещения о закупке к участникам закупки заказчиком установлены требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", а также утвержденным им Положением о лицензировании частной охранной деятельности с перечнем разрешенных услуг, установить требование о наличии выписки из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности (в случае, если в качестве участника закупки выступает частная охранная организация) с указанием следующего вида услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона РФ N 2487-1, в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о лицензировании место осуществления лицензируемого вида деятельности - Камчатский край".
Таким образом, требуемый заказчиком вид услуг относится к лицензируемому виду деятельности (пункт 32 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Закон о лицензировании).
Частью 1 статьи 2 Закона о лицензировании установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 3 Закона о лицензировании лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 названного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 9 Закона о лицензировании определено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 названного Федерального закона.
Пунктом 32 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании закреплено, что лицензированию подлежит в том числе частная охранная деятельность.
Согласно части 4 статьи 1 Закона о лицензировании особенности лицензирования, в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление определенных в данном пункте видов деятельности.
Так, в соответствии со статьей 11.2 Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Лицензия содержит вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.
Вместе с этим общие требования к форме, содержанию и действию лицензии в пространстве и времени определены Законом о лицензировании.
Пунктами 2, 3 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о лицензировании местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию является производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 9 Закона N 99-ФЗ).
Аналогичное, по сути, нормативное положение закреплено в пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".
В уведомлении указываются, в том числе следующие сведения: лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о лицензировании, который лицензиат намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, который лицензиат намерен осуществлять по новому адресу, в соответствии с частями 7 и 9 статьи 18 Закона о лицензировании; дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации.
По смыслу изложенного, действующим законодательством предусмотрена обязанность направить в лицензирующие органы субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, уведомление о таком намерении.
К уведомлению прилагается заявление о внесении изменений в реестр лицензий, что корреспондирует положению пункта 8 части 1 статьи 18 Закона о лицензировании, которым предусмотрено, что в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности, осуществляется внесение изменений в реестр лицензий.
Время принятия лицензирующим органом решения о внесении изменений в указанный реестр составляет 40 рабочих дней.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утверждено положение о лицензировании частной охранной деятельности. В нем установлен порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N2487-1.
Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением N 498 предусмотрено, что для получения лицензии с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, а также по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", руководитель соискателя лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименования юридического лица, в том числе фирменного наименования (при наличии) юридического лица, адреса места нахождения юридического лица, номера телефона, адреса электронной почты, предполагаемого (предполагаемых) вида (видов) охранных услуг, адреса (адресов) и места (мест) осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) других данных, позволяющих идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности, намерения использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребности в них, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица (подпункт "а" пункта 11 Положения).
Правилами ведения реестров лицензий на осуществление частной, детективной и частной охранной деятельности и предоставления сведений из них установлено, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации формирует в электронном виде реестр лицензий на осуществление частной детективной деятельности и реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности (далее - реестры лицензий), которые содержат сведения, вносимые ее территориальными органами, в том числе полное и сокращенное (при наличии) наименование, в том числе фирменное наименование (при наличии) юридического лица, организационно-правовая форма юридического лица, адрес места нахождения юридического лица, номер телефона, адрес электронной почты, адрес (адреса) места (мест) осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) другие данные, позволяющие идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций - в отношении юридического лица, имеющего лицензию.
Как следует из материалов дела, извещение с прикрепленными электронными документами о спорной закупке размещены в ЕИС 12.12.2022. Срок окончания подачи заявок установлен 21.12.2022.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требование, сформулированное в извещении о закупке, а также в Технической документации невыполнимо в ограниченные сроки участником закупки, зарегистрированным на территории вне Камчатского края.
В этой связи, указания УФАС по Камчатскому краю с учетом названных правовых норм, а также сроком принятия органом решения о внесении изменений в реестр лицензирующим органом, с целью создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок о необходимости дополнения в документе "Требования к аукционной заявке" требованием, к примеру, подтверждающим совершение действий направленных на уведомление лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением N 957, являются правильными.
Следовательно, вывод Управления о том, что требования пункта 2 извещения о закупке сформировано без учета положений Постановления Правительства РФ N 957 и в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе является обоснованным.
Проверив выводы Управления о том, что заказчик допустил нарушение пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), судом установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Письма Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463, в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования каталога.
Такое сформированное описание размещается Минфином России исключительно во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в ЕИС.
В силу пункта 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (в частности, предусмотренную подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования каталога), с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В случае, если описание товара, работы, услуги в соответствии с пунктом 13 Правил формирования каталога не сформировано, то описание товара, работы, услуги Минфином России в позицию каталога не включается и соответственно во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в ЕИС не отражается.
Учитывая изложенное, в этом случае:
- не наступают условия применения пункта 4 Правил использования каталога в отношении описания товара, работы, услуги, не сформированного и не включенного в позицию каталога;
- заказчик использует при осуществлении закупки позицию каталога и при этом самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (то есть самостоятельно устанавливает требуемые характеристики закупаемого товара, работы, услуги).
1. Согласно пункту 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, использование КТРУ при описании объекта закупки является обязательным для заказчика.
Как указывалось ранее, объектом спорной закупки является оказание услуг по выполнению функций дежурно административной службы в административном здании, расположенном по адресу: Камчатский край, г.Елизово, ул.Ленина, д.10 в рамках реализации муниципальной программы "Совершенствование системы муниципального управления и укрепление гражданского общества в Елизовском муниципальном районе на 2020-2027 годы".
Приложением N 1 к описанию объекта закупки установлены требования: услуги охранных служб (выставление поста охраны) объект 1, количество 8760 чел/ч.
Из содержания извещения объекта закупки установлен код ОКПД 2 N 80.10.12.900.
На данные позиции закупаемого товара, установленные в описании объекта закупки, существуют позиции в КТРУ с обязательностью их применения и установленными характеристиками. Например: услуги частной охраны (выставление поста охраны) N позиции КТРУ 80.10.12.000-00000002, обязательность применения 02.11.2022 - бессрочно.
Согласно пункту 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Из буквального толкования указанного пункта следует, что заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в случае если описание товара, работы, услуги отсутствует в позиции КТРУ.
При таких обстоятельствах, заказчик обязан руководствоваться статьей 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки используя позицию КТРУ.
В рассматриваемом случае, заказчик, установив код ОКПД 2 N 80.10.12.900, минуя императивное требование пункта 4 Правил в котором указана дата обязательного применения КТРУ с указанной даты, а именно с 02.11.2022, информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил, допустил нарушение требований пункта 4 Правил, а также части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, соответственно, выводы в решении Управления в данной части также являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, решение УФАС по Камчатскому краю от 27.12.2022 по делу N 041/06/31- 530/2022 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушения норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены и отклонены в связи с неверным толкованием норм материального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.05.2023 по делу N А24-1234/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1234/2023
Истец: муниципальное казенное учреждение "Единая дежурно-диспетчерская служба Елизовского муниципального района"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
Третье лицо: ООО "Охранная организация "Беркут", ООО "РТС-Тендер", ООО "Охранная организация Беркут