г. Москва |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А40-34685/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ВИЛССТРОЙ-1"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2023 по делу N А40-34685/23
по заявлению ООО "ВИЛССТРОЙ-1"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве
третье лицо: 1) УФНС России по г. Москве,
2) Корнев Ю. С.,
3) Сафронова А. А.,
4) Мальковская Т. С.
о признании незаконным решения МИФНС N 46 по г. Москве N 512257А от 14 декабря 2022 года об отказе в государственной регистрации,
при участии:
от заявителя: |
Корнев Ю.С. - генеральный директор, Попов А.Б. по доверенности от 15.05.2023; |
от заинтересованного лица: |
Ефимова А.А. по доверенности от 03.04.2023; |
от третьих лиц: |
1.Рашидова Д.О. по доверенности от 15.06.2023; 2. Корнев Ю.С. по паспорту; 3.не явился, извещен; 4.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВИЛССТРОЙ-1" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС N 46 по г. Москве (далее - ответчик, регистрирующий орган, инспекция) о признании незаконным решения от 14.12.2022 N 512257А об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены норм материального и процессуального права.
Третье лицо - Корнев Ю. С. поддерживает доводы апелляционной жалобы заявителя.
Представители МИ ФНС России N 46, УФНС России по г. Москве с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав участвующих в заседании лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, 07.12.2022 ООО "ВИЛССТРОЙ-1" обратилось в МИФНС N 46 по г.Москве с заявлением представив комплект документов, в том числе, Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица (форма N Р15016), в соответствии с которым внесению в ЕГРЮЛ подлежали сведения о завершении ликвидации ООО "ВИЛССТРОИ-1", вх. N512257А.
14.12.2022 регистрирующим органом принято решение N 12257А об отказе в государственной регистрации по основанию, предусмотренному подпунктом х) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), в связи с несоблюдением требований, установленных Закона N 129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Решением УФНС России по г. Москве от 09.02.2023 N 12-13/014521@ жалоба заявителя на решение от 14.12.2022 N 512257А оставлена без удовлетворения.
Заявитель считает, что оспариваемое решение налогового органа являются незаконным и нарушает права заявителя, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в данной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьями 12, 13 ГК РФ, 198 АПК РФ одним из способов защиты прав является признание недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Согласно статье 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" принятие решения о ликвидации общества находится в компетенции общего собрания акционеров акционерного общества.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п. 2, 3 ст. 62 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Исходя из положений ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица является актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемым посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ.
Исходя из положений пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ при представлении документов для государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом N 129-ФЗ.
Пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не должен проверять форму представленных документов на предмет соответствия законодательству (за исключением заявления о государственной регистрации), а также достоверность сведений, указанных в представленных документах (кроме случаев, прямо указанных в законодательстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р15016, утверждённой Приказом ФНС России от Приказа ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@), в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При подаче документов для государственной регистрации юридического лица, заявитель обязан соблюдать требования, предъявляемые к форме данных документов, установленных действующим законодательством.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством способов, изложенных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно пункту 4.3 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения вышеуказанных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ, заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе в установленном пунктом 4.4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ принять решение о приостановлении государственной регистрации.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (абзац первый пункта 4.4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 07.12.2022 в Инспекцию в электронном виде представлен комплект документов для государственной регистрации ООО "Вилсстрой-1" (ОГРН 1027700331251) в связи с его ликвидацией.
14.12.2022 Инспекцией в соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказано в государственной регистрации ликвидации Общества в связи с несоблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица (непредставления определённых статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно, Заявления (уведомление) о ликвидации юридического лица по форме N Р15016, составленного с учетом пунктов 1 и 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в случае, если стоимость имущества должника -юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
В комплекте документов за вх. N 512257А представлен ликвидационный баланс Общества от 05.12.2022, утвержденный Протоколом 05.12.2022 N 05/12/2022 Внеочередного общего собрания участников Общества, согласно которому в показателе ПАССИВ содержатся сведения о наличии кредиторской задолженности.
24.08.2022 (вх. N 06152_з) в Инспекцию поступило возражение Сафроновой А.А. относительно предстоящей государственной регистрации ликвидации Общества в связи с наличием у последнего неисполненных обязательств и в связи с принятием в производство искового заявления Сафроновой А.А. к ответчику Обществу о взыскании денежных средств (определение Арбитражного суда г. Москвы от 01.06.2022 дело N А40-108755/22-58-822).
Руководствуясь положениями подпункта "в" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ и пунктами 13, 17 Оснований и Порядка, по ранее представленному аналогичному комплекту документов для государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией за от 19.10.2022 вх. N 428825А Инспекцией в адрес Сафроновой А.А. направлен запрос от 28.10.2022 N 05-21/089941@ о представлении информации, подтверждающей наличие/отсутствие задолженности общества перед кредитором.
Вместе с тем, исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 (далее - Постановление N 7075/11), при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, формирующие соответствующую часть государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Установленный статьями 61 - 64.2 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2022 по делу N А40-108755/2022-58-822 с Общества в пользу Сафроновой А.А. взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 358 710 руб. 28 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 39 794 руб.
17.11.2022 в Инспекцию поступил ответ на запрос от Сафроновой А.А. (вх. N 0119318) согласно которому задолженность перед ней в размере 3 358 710 руб. 28 копеек юридическим лицом - ООО "Вилсстрой-1" не погашена.
Таким образом, исходя из материалов проведенной Инспекцией проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, в связи с ликвидацией Общества, ликвидатор указанного юридического лица не произвел расчета с кредиторами, что свидетельствует о несоблюдении Обществом установленного законодательством порядка проведения процедуры ликвидации, а именно, положений статей 63, 64 ГК РФ, статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, что является основанием для отказа в государственной регистрации согласно подпункту "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Установленные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что Инспекция принимала решение об отказе в государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией в рамках своей компетенции и в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ.
Следовательно, оснований для признания решения Инспекции от 14.12.2022 N 512257А незаконным, не имеется, ввиду его принятия в соответствии с положениями Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 Федерального закона N 129-ФЗ, заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
В соответствии со статьей 25.2 Федерального закона N 129-ФЗ, решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 129-ФЗ, путем подачи жалобы в порядке, установленным Федеральным законом N 129-ФЗ, и (или) обжаловано в судебном порядке.
Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном Федеральным законом N 129-ФЗ. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 129-ФЗ, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Так, Заявитель, не согласившись с решением Инспекции от 14.12.2022 N 512257А в порядке, установленном главой VIII. 1 Федерального закона N 129-ФЗ, обратился в Управление с жалобой от 11.01.2023 б/н.
Письмом Управления от 09.02.2023 N 12-13/014521 @ направлено решение по жалобе в адрес Заявителя, получение которого Заявитель не оспаривает, об оставлении жалобы без удовлетворения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем совокупность вышеуказанных условий в настоящем деле отсутствует.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.07.2023 по делу N А40-34685/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34685/2023
Истец: ООО "ВИЛССТРОЙ-1"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 46 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: Корнев Юрий Сергеевич, Мальковская Татьяна Сергеевна, Сафронова Алла Анатольевна, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ