г. Челябинск |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А34-9290/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машиной Т.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Курганской области от 21.03.2023 по делу N А34-9290/2022.
В судебном заседании до и после перерыва принял участие представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - Волков Дмитрий Олегович (паспорт, доверенность от 26.12.2022 N 74-КВ/19774, диплом).
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - заявитель, МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Курганской области заявлением к Департаменту гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным распоряжения Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 19.11.2021 N 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в редакции распоряжения Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 27.06.2022 N 491-р "О внесении изменения в распоряжение Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области N 1125-р от 19.11.2021 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768 (с учетом уточнения предмета заявленных требований, т. 1 л.д. 94-98).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - ДИЗО), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра), акционерное общество "Глядянский лесхоз" (далее - АО "Глядянский лесхоз"), Иванов Сергей Николаевич (далее - Иванов С.Н.), Государственное бюджетное учреждение "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" (далее - ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости"), публично - правовая компания "Роскадастр" в лице филиала по Курганской области (далее - ППК "Роскадастр").
Решением Арбитражного суда Курганской области от 21.03.2023 (резолютивная часть от 14.03.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось МТУ Росимущества (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее податель не согласился с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 19.11.2021 N 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" соответствует закону, что распоряжением Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 27.06.2022 N 491-р была устранена техническая ошибка в ранее изданном распоряжении Департамента. Апеллянт указал, что при свершившемся факте изменения категории земельного участка с земель лесного фонда на земли охраняемых территорий и объектов, что зафиксировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), издание распоряжения о смене категории земельного участка вновь на земли лесного фонда является фактически решением о переводе земель из одной категории в другую. Апеллянт отметил, что при издании оспариваемого распоряжения Департамент действительно имел ввиду образование земельного участка земель особо охраняемых территорий и объектов, поскольку оспариваемое распоряжение издано на основании обращения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, в котором содержалось ходатайство об образовании земельного участка с указанной категорией земель, аналогичная информация содержится в дополнительных пояснениях Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 27.09.2022 N ИСХ.05-05618/2022.
Апеллянт полагал, что при установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка не были учтены Правила землепользования и застройки Искровского сельсовета (часть III Градостроительные регламенты), утвержденные решением Искровской сельской Думы от 02.10.2013 N 26 (в редакции решения от 05.12.2016 N 27). По информации, представленной письмом Администрации Звериноголовского муниципального округа от 14.10.2022 N397 земельный участок с кадастровым номером 45:05:010902:768 расположен в территориальной зоне лесов. Согласно статье 66 Правил землепользования и застройки Искровского сельсовета, для данной территориальной зоны установлены следующие виды разрешенного использования: 1) питомники; 2) охрана природных территорий; 3) природно-познавательный туризм; 4) охота и рыбалка; 5) курортная деятельность; 6) историческая; 7) лесная. В силу изложенного апеллянт полагал, что такие виды разрешенного использования как "для отдыха (рекреации)" или "осуществление рекреационной деятельности", как указано в оспариваемом распоряжении, противоречат Правилам землепользования и застройки.
Апеллянт не согласился с выводом суда о том, что вид разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда определяется в лесоустроительной документации в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), полагал, что вид разрешенного использования земельного участка не может устанавливаться лесохозяйственным регламентом и должен быть установлен в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, с учетом статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Положения о Прорывинском заказнике, Правил землепользования и застройки Искровского сельсовета.
Податель апелляционной жалобы не согласился с отклонением судом первой инстанции довода заявителя о несоответствии требованиям, установленным в статьях 11.9, 11.10 ЗК РФ, утвержденной Департаментом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку в утвержденной Департаментом схеме отсутствуют сведения о кадастровом плане территории, на основании которого кадастровым инженером подготовлена схема. Апеллянт отметил, что образование участка площадью большей, чем это необходимо для использования расположенных на нем объектов, является самостоятельным основанием для отказа в утверждении схемы.
Апеллянт также не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение было принято в точном соответствии с требованиями пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), указал, что на утвержденной Департаментом схеме не приведены местоположение и кадастровые номера расположенных на образуемом земельном участке объектов недвижимости, 27 объектов не имеют координат границ, в связи с чем их расположение в пределах образованного земельного участка не доказано, согласно кадастровым номерам они расположены в другом кадастровом квартале 45:05:011201, тогда как участок расположен в кадастровом квартале 45:05:010902. Заинтересованным лицом не доказана соразмерность образуемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости, тогда как площадь образованного участка превышает площадь объектов недвижимости более чем в 40 раз.
Апеллянт полагал, что Департамент не обладает полномочиями по предоставлению земельного (лесного) участка с кадастровым номером 45:05:010902:768 в собственность, в силу чего не обладал полномочиями и по разделу земельного (лесного) участка с кадастровым номером 45:05:000000:351. В результате принятия решения об образовании земельного участка неуполномоченным органом государственной власти были нарушены права Российской Федерации на распоряжение земельными участками федеральной формы собственности (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 14.06.2023.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от Департамента и ДИЗО поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 12.07.2023.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 была произведена замена судьи Колясниковой Ю.С. в составе суда на судью Томилину В.А.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 02.08.2023.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023 была произведена замена судьи Камаева А.Х. в составе суда на судью Аникина И.А.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 05.09.2023.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 была произведена замена судьи Томилиной В.А. в составе суда на судью Колясникову Ю.С.
Протокольным определением от 05.09.2023 в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы был объявлен перерыв до 12.09.2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
В отсутствии возражений представителей заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей заинтересованного лица и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2022 N КУВИ-001/2022-49121903 Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок с кадастровым номером 45:05:000000:351, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Россия, Курганская область, Звериноголовский район, Глядянское лесничество, Звериноголовское участковое лесничество, Прорывинский мастерский участок, площадью 180 555 471 кв.м, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства (приложение N 4 к заявлению, поступившему через систему "Мой Арбитр", т. 1 л.д. 3-4).
Департамент обращался в МТУ Росимущества с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предполагающей выдел из указанного лесного участка иного вновь образуемого участка.
Письмом от 09.11.2021 N 74-БЛ/15345 МТУ Росимущества сообщило Департаменту, что согласно письму Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 29.07.2021 N 09-06-07387/21 образуемый земельный участок расположен в границах Глядянского лесничества, Звериноголовского участковое лесничества, Прорывинского мастерского участок, квартале 39 выделах 4, 5, 6, 14, и является лесным участком; полномочия по принятию решения об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (т. 1 л.д. 76).
19.11.2021 Департаментом вынесено распоряжение N 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного (лесного) участка с кадастровым номером 45:05:000000:351, категория земель - земли лесного фонда, с разрешенным видом использования - для ведения лесного хозяйства, сохраняемого в измененных границах: 1. площадь 44 459 кв.м; 2. категория земель - земли особо охраняемой территорий и объектов; 3. вид разрешенного использования - для отдыха (рекреации); 4. описание местоположения земельного участка: Россия, Курганская область, Звериноголовский район, Глядянское лесничество, Звериноголовское участковое лесничество, Прорывинский мастерский участок, квартал 39 выделы 4, 5, 6, 14 (т. 1 л.д. 42 оборот).
Согласно данному распоряжению из земельного (лесного) участка с кадастровым номером 45:05:000000:351 образован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 45:05:010902:768, категория земель - земли особо охраняемой территорий и объектов; вид разрешенного использования - для отдыха (рекреации) (т. 1 л.д. 47-55).
Письмом от 14.04.2022 N 74-БЛ/5259 МТУ Росимущества обратилось к Департаменту с просьбой предоставить нормативное обоснование о смене категории и вида разрешенного использования участка земель лесного фонда, а также о полномочиях Департамента по его принятию к рассматриваемым правоотношениям, принимая во внимание, что перевод земель лесного фонда в земли иной категории относится к компетенции Правительства Российской Федерации (приложение N 3 к заявлению, поступившему через систему "Мой Арбитр", т. 1 л.д. 3-4).
Полагая, что в вышеуказанном правовом акте была допущена техническая ошибка, а именно, неверно указаны категория земель, а также вид разрешенного использования, в целях устранения данной технической ошибки, в ходе судебного разбирательства Департаментом было издано распоряжение от 27.06.2022 N 491-р "О внесении изменения в распоряжение Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области N1125-р от 19.11.2021 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", согласно которому пункт 1 изложен в следующей редакции: "1. Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 45:05:00000:351, категория земель - земли лесного фонда, с разрешенным видом использования - для ведения лесного хозяйства, сохраняемого в измененных границах: 1. площадь - 44459 кв.м; 2. категория земель - земли лесного фонда; 3. вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности; 4. описание местоположения земельного участка: Россия, Курганская область, Звериноголовский район, Глядянское лесничество, Звериноголовское участковое лесничество, Прорывинский мастерский участок, квартал 39 выделы 4, 5, 6, 14" (т. 1 л.д. 42).
Не согласившись с изданием Департаментом распоряжения от 19.11.2021 N 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в редакции распоряжения Департамента от 27.06.2022 N 491-р "О внесении изменения в распоряжение Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области N1125-р от 19.11.2021 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", МТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые МТУ Росимущества распоряжения Департамента не противоречат действующему законодательству, приняты в соответствии с требованиями статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ. Суд также пришел к выводу, что само по себе формирование земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768 не нарушает права Российской Федерации, поскольку право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории установлен в статье 11.10 ЗК РФ.
На основании пункта 1 указанной статьи схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 14 статьи 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (пункт 15 статьи 11.10 ЗК РФ).
На основании пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Как следует из материалов дела, на основании обращения ДИЗО Департаментом 19.11.2021 было вынесено распоряжение N 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного (лесного) участка с кадастровым номером 45:05:000000:351, категория земель - земли лесного фонда, с разрешенным видом использования - для ведения лесного хозяйства, сохраняемого в измененных границах: 1. площадь 44 459 кв.м; 2. категория земель - земли особо охраняемой территорий и объектов; 3. вид разрешенного использования - для отдыха (рекреации); 4. описание местоположения земельного участка: Россия, Курганская область, Звериноголовский район, Глядянское лесничество, Звериноголовское участковое лесничество, Прорывинский мастерский участок, квартал 39 выделы 4, 5, 6, 14 (т. 1 л.д. 42 оборот).
Согласно данному распоряжению из земельного (лесного) участка с кадастровым номером 45:05:000000:351 был образован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 45:05:010902:768, категория земель - земли особо охраняемой территорий и объектов; вид разрешенного использования - для отдыха (рекреации) (т. 1 л.д. 47-55).
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом N 201-ФЗ.
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр (далее - ГЛР), признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Впоследствии 29.07.2017 принят Федеральный закон N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ), которым в предусмотренных законом случаях установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.
Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Подпунктом "в" пункта 3 статьи 4 Закона от 29.07.2017 N 280 предусмотрено, что права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 указанной статьи.
Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1795-О).
Положениями Закона N 280-ФЗ установлена административная процедура устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров. Так, в силу части 6 статьи 10 Закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 01.01.2023 осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 статьи 10 Закона N 280-ФЗ).
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН, границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом, договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Частью 1 статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ, если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
В пункте 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Таким образом, предоставление земельного участка лесного фонда под расположенным на нем объектом недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН до 01.01.2016 и назначение которого не связано с использованием лесов, возможно через образование такого участка по правилам пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Из материалов дела следует, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена распоряжением Департамента от 19.11.2021 N 1125-р на основании части 1 статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ по правилам пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ, был образован земельный участок с кадастровым номером 45:05:010902:768 ввиду того, что на нем расположены объекты недвижимого имущества детского оздоровительного лагеря "Чайка", право собственности на которые за Курганской областью было зарегистрировано до 01.01.2016.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.03.2022 N КУВИ-001/022-40716963 (т. 1 л.д. 47) на земельном участке с кадастровым номером 45:05:010902:768 расположены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 45:05:011201:509, 45:05:011201:484, 45:09:000000:1157, 45:05:011201:495, 45:05:011201:460, 45:05:011201:477, 45:05:011201:478, 45:05:011201:511, 45:05:011201:496, 45:05:011201:520, 45:05:011201:512, 45:05:011201:485, 45:05:011201:486, 45:05:011201:467, 45:05:011201:487, 45:05:011201:946, 45:05:011201:513, 45:05:011201:469, 45:05:011201:459, 45:05:011201:521, 45:05:011201:480, 45:05:011201:479, 45:05:011201:470, 45:05:011201:466, 45:05:011201:468, 45:05:011201:458, 45:05:011201:473.
Право собственности на указанные объекты недвижимости, за исключением объекта с кадастровым номером 45:05:011201:470, зарегистрировано за Курганской областью до 01.01.2016.
Право собственности Курганской области на объект с кадастровым номером 45:05:011201:470 документально не подтверждено. Несмотря на неоднократные предложения суда апелляционной инстанции представить в материалы дела соответствующие документы, доказательства, подтверждающие право собственности Курганской области на объект с кадастровым номером 45:05:011201:470, а также регистрацию на него права в ЕГРН до 01.01.2016, Департаментом и ДИЗО в дело представлены не были.
Недоказанность принадлежности Курганской области на праве собственности всех объектов недвижимости, расположенных в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768, а также недоказанность регистрации на все из них права собственности в ЕГРН до 01.01.2016, является первым основанием для невозможности применения к рассматриваемым отношениям порядка предоставления земельного участка лесного фонда под расположенным на нем объектом недвижимости на основании части 1 статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ.
По смыслу части 1 статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ образование лесного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории возможно только, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.
Вместе с тем, как уже было указано ранее, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, образующие инфраструктуру детского оздоровительного лагеря "Чайка".
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 25 ЛК РФ использование лесов может быть в том числе для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 41 ЛК РФ использование лесов для осуществления рекреационной деятельности, связанной с выполнением работ и оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, осуществляется с предоставлением лесных участков.
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 7 статьи 41 ЛК РФ).
Согласно пункту 3 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 908, для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и (или) на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды рекреационной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, само по себе нахождение на землях лесного фонда инфраструктуры детского оздоровительного лагеря "Чайка" не свидетельствует о том, что использование такой инфраструктуры (объектов недвижимого имущества) не связано с использованием лесов.
Иное из материалов дела не следует. Департаментом по запросу апелляционного суда не были представлены сведения о том, что использование земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768 и расположенного на нем недвижимого имущества не сопряжено с использованием лесов, которые находятся на данном земельном участке.
Указанное обстоятельство также является основанием для невозможности применения к рассматриваемым отношениям порядка предоставления земельного участка лесного фонда под расположенным на нем объектом недвижимости на основании части 1 статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ.
Кроме того, в силу пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.
Из письма Администрации Звериноголовского муниципального округа суд первой инстанции установил, что предельных (максимальных) размеров земельного участка не установлено.
Следовательно, с учетом возражений МТУ Росимущества суду первой инстанции следовало установить, что площадь образованного земельного участка не превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2017 N 305-КГ16-16409 указано, что при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 45:05:010902:768 площадью 44 459 кв.м расположены объекты недвижимого имущества общей площадью 1 856 кв.м., то есть их площадь почти в 24 раза меньше площади сформированного под ними земельного участка.
Суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте указал, что площадь образованного земельного участка была определена в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ и является исторически сложившейся территорией детского оздоровительного лагеря "Чайка".
Указанные пояснения также были даны Департаментом, ДИЗО.
В письме ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 21.09.2022 N 45-25/3719 было указано, что при определении площади формируемого земельного участка принималось фактическое использование земельного участка, объекты искусственного и природного происхождения, указывающие на сложившиеся с течением времени границы земельного участка.
Однако апелляционный суд констатирует, что из материалов дела, в частности из межевого плана земельного участка от 25.11.2021, не следует, что площадь образованного земельного участка была определена в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ и является исторически сложившейся территорией детского оздоровительного лагеря "Чайка".
Объективные доказательства того, что площадь образованного земельного участка не превышает площадь, занятую объектами недвижимого имущества и необходимую для их использования, что площадь в 44 459 кв.м действительно является исторически сложившейся территорией детского оздоровительного лагеря "Чайка" (результаты обмеров, обоснование площади, необходимой для использования объектов недвижимости, исторические справки, планы (карты) территории детского оздоровительного лагеря "Чайка"), в материалы дела не представлялись, в том числе по неоднократным предложениям суда апелляционной инстанции.
В силу изложенного апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности того, что площадь образованного земельного участка не превышает площадь, занятую объектами недвижимого имущества и необходимую для их использования. Вывод суда первой инстанции о том, что площадь образованного земельного участка была определена в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ и является исторически сложившейся территорией детского оздоровительного лагеря "Чайка", не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
С учетом вышеприведенных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у Департамента отсутствовали фактические и правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для формирования земельного участка лесного фонда под расположенными на нем объектами недвижимости на основании части 1 статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ по правилам пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Однако, несмотря на то, что исходный лесной участок с кадастровым номером 45:05:000000:351 относился к категории земель - земли лесного фонда, имел вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, 19.11.2021 Департаментом было вынесено распоряжение N 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного (лесного) участка с кадастровым номером 45:05:000000:351, категория земель - земли лесного фонда, с разрешенным видом использования - для ведения лесного хозяйства, сохраняемого в измененных границах: 1. площадь 44 459 кв.м; 2. категория земель - земли особо охраняемой территорий и объектов; 3. вид разрешенного использования - для отдыха (рекреации); 4. описание местоположения земельного участка: Россия, Курганская область, Звериноголовский район, Глядянское лесничество, Звериноголовское участковое лесничество, Прорывинский мастерский участок, квартал 39 выделы 4, 5, 6, 14, что является нарушением пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ.
Тот факт, что в дальнейшем Департамент посчитал указанное технической ошибкой и издал распоряжение от 27.06.2022 N 491-р "О внесении изменения в распоряжение Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области N1125-р от 19.11.2021 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", вопреки выводам суда первой инстанции, не устранило допущенного нарушения, поскольку сведения относительно распоряжения Департамента от 27.06.2022 N 491-р, а также измененные сведения о характеристиках земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768 в ЕГРН Департаментом внесены не были.
01.07.2022, 11.07.2022 Департамент обратился в Управление Росреестра по Курганской области с заявлениями о регистрации распоряжения N 491 с целью устранения последствий, сложившихся в результате допущения технической ошибки при издании правого акта в части изменения категории земель и вида разрешенного использования.
08.07.2022 Управление Росреестра по Курганской области уведомило Департамент о приостановлении государственного кадастрового учета до 10.10.2022, рекомендовано предоставить в орган регистрации межевой план, содержащий необходимые сведения с целью исправления реестровой ошибки - категория земель и вид разрешенного использования.
Также в материалы дела было представлено письмо Управления Росреестра по Курганской области от 24.10.2022, в котором указано о необходимости предоставления межевого плана для внесения изменений в ЕГРН в части изменения категории земель в соответствии с данными исходного земельного участка.
То есть в настоящее время в ЕГРН содержатся неверные сведения о характеристиках земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768, при этом Департамент по сути самоустранился от приведения в соответствие сведений о данном земельном участке в ЕГРН.
Ссылка суда первой инстанции на то, что в данном деле не оспаривается бездействие Департамента по невнесению сведений в ЕГРН, что заявитель вправе сделать, если придет к выводу, что бездействием заинтересованного лица нарушаются права заявителя, несостоятельна, поскольку по сути влечет необходимость инициирования дополнительного судебного спора, тогда как за защитой своего нарушенного права МТУ Росимущества обратилось в настоящем деле.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований МТУ Росимущества в части признания недействительным распоряжения Департамента от 19.11.2021 N 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в редакции распоряжения Департамента от 27.06.2022 N 491-р "О внесении изменения в распоряжение Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области N 1125-р от 19.11.2021 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые МТУ Росимущества распоряжения Департамента не противоречат действующему законодательству, приняты в соответствии с требованиями статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ, пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ, пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ; что само по себе формирование земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768 не нарушает права Российской Федерации, поскольку право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, признаны неверными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, приведенным в настоящем постановлении.
В качестве способа восстановления своего нарушенного материального права заявитель просил снять с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768.
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016), если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости также может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Исходя из положений Закона о регистрации, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 ГК РФ, при этом избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований заявителя должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Суд, рассматривая споры в порядке главы 24 АПК РФ, не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.
Определение судом порядка восстановления прав заявителя производится им на основании оценки представленных в дело доказательств и фактических отношений сторон спора, а также в пределах требований действующего законодательства.
При этом, избираемые судом меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права. Поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству, предусмотреть конкретный вариант поведения и предписать совершить определенные действия, которые должны быть исполнимыми на дату их совершения.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 N 2556-О, пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, предполагающие возложение на органы, наделенные публичными полномочиями, должностных лиц обязанности по устранению допущенных нарушений, направлены на восстановление прав граждан и организаций, выступают гарантией обеспечения каждому полной и действенной судебной защиты, притом что определение конкретных действий, обязанность совершить которые возлагается судом на уполномоченное лицо, зависит от фактических обстоятельств конкретного дела и составляет предмет дискреции рассматривающего его суда, во всяком случае связанного требованиями законности, обоснованности и мотивированности своих актов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ценность права на судебную защиту состоит в том, что, будучи основным и неотчуждаемым правом, оно одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод и предполагает наличие таких конкретных правовых гарантий, которые позволяют реализовать данное право в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости и равенства, на основе состязательности и равноправия сторон судопроизводства (постановления от 18.11.2014 N 30-П, от 18.05.2015 N 10-П, от 15.02.2016 N 3-П, от 12.07.2018 N 31-П, от 23.07.2018 N 35-П), а задачей федерального законодателя является создание надлежащих, в том числе процессуальных механизмов, которые позволяли бы гражданам, чьи права и свободы оказались нарушенными, добиваться их реальной защиты, используя все не запрещенные законом способы (постановление от 02.07.1998 N 20-П).
Исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, лицо, прибегнувшее к судебной защите нарушенных прав в порядке административного судопроизводства, вправе ожидать от суда определения действенной меры, направленной на восстановление нарушенного права.
С учетом характера рассматриваемого спора, специфики спорных правоотношений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в данном случае в качестве надлежащего и эффективного способа восстановления нарушенного права будет исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 45:05:010902:768, площадью 44 459 кв.м, местоположение: Курганская область, Звериноговский район, Глядянское лесничество, Звериноголовское участковое лесничество, Прорывинский мастерский участок, квартал 39 выделы 4, 5, 6, 14, что повлечет восстановление прав РФ на исходный земельный участок.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по государственной пошлине по заявлению и по апелляционной жалобе распределяются по правилам части 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 21.03.2023 по делу N А34-9290/2022 отменить.
Требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 19.11.2021 N 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в редакции распоряжения Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 27.06.2022 N 491-р "О внесении изменения в распоряжение Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области N 1125-р от 19.11.2021 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 45:05:010902:768, площадью 44 459 кв.м, местоположение: Курганская область, Звериноговский район, Глядянское лесничество, Звериноголовское участковое лесничество, Прорывинский мастерский участок, квартал 39 выделы 4, 5, 6, 14.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-9290/2022
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях
Ответчик: Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области
Третье лицо: АО "Глядянский лесхоз", Государственное бюджетное учреждение "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости", Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Директор Управления Федеральной почтовой связи Курганской области, Иванов Сергей Николаевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, филиал публично - правовой компании "Роскадастр" по Курганской области