г. Москва |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А40-8645/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
помощником судьи А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ТСН "Дом на Ефремова"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2023 по делу N А40-8645/23
по заявлению ТСН "Дом на Ефремова"
к Мосжилинспекции города Москвы,
третье лицо: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов г.Москвы,
о признании незаконным бездействия;
при участии:
от заявителя: |
Ильин Ю.А. по доверенности от 11.04.2023, Анишин А.С. по доверенности от 18.08.2022; |
От заинтересованного лица: |
Кривобоков А.Ю. по доверенности от 23.12.2022, Кирбаба Е.В. по доверенности от 30.08.2023; |
от третьего лица: |
Шаймярдянова И.М. по доверенности от 16.02.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ТСН "ДОМ НА ЕФРЕМОВА" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - инспекция) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в Реестр специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта, в отношении банковского счета N 40705810900020000003, владельцем которого является товарищество, а также об обязании внести в Реестр специальных счетов банковский счет N 40705810900020000003, владельцем которого является товарищество, для формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 1,2,3,4 стр.5,6,7.
Решением суда от 06.06.2023 в удовлетворении заявленных требований товариществу отказано.
Не согласившись с решением суда, товарищество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела, 08.09.2022 в инспекцию поступило уведомление товарищества о замене владельца специального счета и изменения стороны по договору банковского счета от 28.06.2016 на основании решения общего собрания собственников помещений в едином жилом комплексе, расположенном по адресу г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 1,2,3,4 стр.5,6,7, оформленного протоколом от 26.05.2022 N 2.
В адрес инспекции товариществом были неоднократно направлены уведомления о замене владельца специального счета и изменении стороны по договору банковского счета от 28.06.2016. Кроме того, к уведомлениям было приложено также соглашение от 20.10.2022 об изменении стороны по договору банковского счета, заключенное между ПАО "Сбербанк" и товариществом. Ответов на указанные уведомления получено не было, изменения в Реестр специальных счетов не вносились.
Полагая, что инспекция неправомерно бездействовала, не внося в Реестр специальных счетов указанные изменения, товарищество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 175 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете.
На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с ГК РФ и особенностями, установленными ЖК РФ. В силу п. 1 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 175 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять Формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства Фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
Вопреки доводам жалобы, материалами дела подтверждено, что в соответствии со сведениями, размещенными в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также сведениями, размещенными в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, здания по адресам г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп.1, корп. 2, корп. 3, корп. 4 являются разными многоквартирными домами с разными кадастровыми номерами и техническими паспортами.
В соответствии с п. 3 и п. 4 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Реестре сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
В соответствии со сведениями, размещенными в Реестре, вышеуказанные многоквартирные дома являются отдельными многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы.
Согласно п. 1.3 вышеуказанного постановления, региональная программа разрабатывается на основании автоматизированных информационных систем органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, а также с учетом данных технических паспортов на здания.
Материалами дела подтверждено, что в региональную программу капитального ремонта включены четыре отдельных многоквартирных дома по адресам: г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 1, ул. Ефремова, д. 19, корп. 2, ул. Ефремова, д. 19, корп. 3, ул. Ефремова, д. 19, корп. 4,
В соответствии с частью 4 статьи 175 ЖК РФ на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
Учитывая, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Ефремова, д. 19, корп. 1, корп. 2, корп. 3, корп. 4, являются отдельно стоящими домами, степень износа у каждого из них будет различна.
Виды производимых ремонтных и строительных работ, нагрузка на перекрытая, состояние конструктивных элементов и иные критерии износа дома не могут быть одинаковыми во всех четырех домах, что может привести к разной очередности необходимости проведения капитального ремонта.
Учитывая вышеизложенное, у инспекции отсутствовали основания включать сведения об одном специальном счете, указанном в уведомлении товарищества, созданном на 4 многоквартирных дома в реестр специальных счетов.
Кроме того, из материалов дела следует, что фонд капитального ремонта в указанных многоквартирных домах формируется на счете регионального оператора (приказ Департамента капитального ремонта города Москвы от 30.06.2016 N 07-02- 57/6) по причине отсутствия надлежащим образом оформленных решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта по спорным домам.
Решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 46 ЖК РФ в редакции от 13.07.2015).
В настоящем случае подобных решений в Инспекцию не поступало.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что со стороны заинтересованного лица отсутствует факт бездействия, о котором заявлено заявителем.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Довод жалобы о необходимости принять во внимание судебные акты по другим делам, которыми якобы было признано, что Жилой комплекс на Ефремова - это единый многоквартирный дом, отклоняется апелляционным судом, поскольку принадлежность многоквартирных домов по адресам: г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 1, ул. Ефремова, д. 19, корп. 2, ул. Ефремова, д. 19, корп. 3, ул. Ефремова, д. 19, корп. 4, к одному либо разным зданиям не являлась предметом споров, следовательно, обстоятельства, установленные по делам, на которые ссылается товарищество, в соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела, имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами при рассмотрении настоящего дела.
Довод жалобы о том, что инспекция еще в 2019 году знала о том, что Жилой комплекс на Ефремова является единым многоквартирным домом, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в мае 2017 в инспекцию поступило уведомление ООО "Реставрация Н+" о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в МКД по адресам: г. Москва. Ефремова ул., д.19, к.1, к.2, к.3, к.4 на специальном счете с приложением протокола общего собрания собственников помещений от 25.09.2017 N 3 и справки ПАО "Сбербанк" об открытии одного счета.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией в адрес ООО "Реставрация Н+" направлено письмо о необходимости открытия специального счета для каждого МКД отдельно, так как в силу ч.4 ст. 175 ЖК РФ на специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений исключительно в отношении одного МКД.
В июле 2022 в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее - ФКР Москвы) был представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп.1, корп.2, корп.3, корп.4, корп.5, корп.6, корп.7 от 26.05.2022 N 2, содержащий решение о прекращении формирования фондов капитального ремонта в данных многоквартирных домах на счете регионального оператора и их формировании на специальном счете, владельцем которого определено товарищество.
О данном факте ФКР Москвы уведомил инспекцию в целях рассмотрения возможности включения данных жилых домов в реестр специальных счетов.
При этом инспекцией была представлена информация о наличии замечаний по оформлению документов, связанных с изменением способов формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов по указанным адресам.
О данном факте ФКР Москвы уведомил товарищество письмом от 19.08.2022 N ФКР-10-9071/22.
По информации инспекции, многоквартирные дома, расположенные по адресу: Москва, ул. Ефремова, д.19 к.1,2,3,4, в реестре специальных счетов не значатся.
Формирование фондов капитального ремонта указанных многоквартирных домов осуществляется на счете регионального оператора.
Вместе с тем, инспекцией была представлена информация о наличии замечаний по оформлению документов, связанных с изменением способа формирования фонда капитального ремонта указанных многоквартирных домов, а именно, не представлены уведомления об изменении способов формирования фондов капитального ремонта в многоквартирных домах по адресам: Москва, ул. Ефремова, д.19 к.1,2,3,4, с приложением протоколов общих собраний собственников помещений и справки банка об открытии специального счета для каждого многоквартирного дома.
Региональный оператор должен установить (проверить) соответствует ли лицо требованиям, предъявляемым к владельцу специального счета.
Иное толкование может привести к выводу о том, что региональный оператор обязан передать документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, любому обратившемуся к нему лицу, назвавшемуся владельцем счета.
В соответствии с п. 7.4 постановления Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы" и письмом Минстроя России от 26.01.2018 N 2486-ЕС/04 "О предоставлении информации в органы государственного жилищного надзора" Мосжилинспекция осуществляет информирование Департамента капитального ремонта города Москвы и некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор), о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Мосжилинспекция в соответствии с вышеуказанным порядком проинформировала ФКР Москвы о том, что многоквартирные дома по адресам: Москва, ул. Ефремова, д.19 к.1,2,3,4, не включены в реестр специальных счетов, а также имеются замечания к документам, представленным товариществом.
Таким образом, пока многоквартирные дома не будут включены Мосжилинспекцией в реестр специальных счетов, ФКР Москвы не может сделать вывод о том, что товарищество является надлежащим владельцем специального счета, так как не наделен полномочиями по проверке соответствия документов, а также не ведет реестр специальных счетов.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, требования общества в силу ч.3 ст. 201 АПК РФ удовлетворению не подлежат.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.06.2023 по делу N А40-8645/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8645/2023
Истец: ТСН "ДОМ НА ЕФРЕМОВА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ