19 сентября 2023 г. |
Дело N А83-11692/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Яковлева А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каримовым А.А.,
с участием представителя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым - Таловер Г.П. по доверенности от 09.01.2023,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Квартал 5.8" - Котовщикова А.Б. по доверенности от 01.08.2023 N 1-010823/102Д,
в отсутствие представителя Федеральной антимонопольной службы, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы на определение Арбитражного суда Республики Крым от 25.08.2023 об отказе в передаче дела N А83-11692/2023 на рассмотрение другого арбитражного суда, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Квартал 5.8", заинтересованное лицо - Федеральная антимонопольная служба, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, о признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Квартал 5.8" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным приказа Федеральной антимонопольной службы от 15 марта 2023 года N 137/23 "Об отмене приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым".
25.05.2023 Федеральная антимонопольная служба обратилась с ходатайством о передаче дела в Арбитражный суд города Москвы в порядке статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 25.08.2023 в удовлетворении ходатайства отказано.
Не согласившись с указанным определением, Федеральная антимонопольная служба обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм процессуального права, просит определение суда первой инстанции отменить, передать дело N А83-11692/2023 на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. Заявитель жалобы считает, что с учетом положений статьи 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело об оспаривании Приказа ФАС России отнесено к подсудности Арбитражного суда города Москвы, по месту нахождения ответчика.
До начала судебного заседания от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Квартал 5.8", Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым поступили возражения на апелляционную жалобу, которыми просили определение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены определения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым приказом от 29.12.2022 N 68/1 "Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с обществом с ограниченной ответственностью "СЗ Квартал 5.8" на 2023 год" утвердил тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО "СЗ Квартал 5.8" на 12 месяцев второй год подряд.
Федеральная антимонопольная служба, в соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, провела анализ приказа от 29.12.2022 N 68/1.
По результатам проведенного анализа Федеральной антимонопольной службой вынесен Приказ от 15.03.2023 N 137/23, которым отменен приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 29.12.2022 N 68/1 "Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с обществом с ограниченной ответственностью "СЗ Квартал 5.8" на 2023 год".
Не согласившись с указанным приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.03.2023 N 137/23, общество с ограниченной ответственностью "СЗ Квартал 5.8" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением об его отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу частей 1 и 2 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
По общему правилу, установленному статьей 35 АПК РФ, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по адресу или месту жительства ответчика.
Статьей 36 АПК РФ предусмотрены правила подсудности по выбору истца, которому предоставлено право в определенных случаях предъявить иск в арбитражный суд по своему выбору согласно правилам данной статьи Кодекса.
В соответствии со статьей 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по общему правилу административные исковые заявления (заявления) рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти (часть 1 статьи 22 и часть 2 статьи 24 КАС РФ, статья 35 АПК РФ).
Административное исковое заявление (заявление) об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано также по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статья 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"); административное исковое заявление (заявление) об оспаривании акта органа государственного (муниципального) контроля (надзора) - по месту устранения соответствующих нарушений законодательства; административное исковое заявление (заявление) об оспаривании бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, по ликвидации несанкционированной свалки, по очистке от сорной растительности - по месту совершения необходимых действий.
В соответствии с абз. 3 пункта 14 Постановления Пленума ВС РФ N 21 если полномочия органа или лица распространяются на территорию нескольких районов населенного пункта (весь населенный пункт), территорию субъекта Российской Федерации, нескольких субъектов Российской Федерации или всю территорию Российской Федерации, административное исковое заявление (заявление), подсудное районному суду (арбитражному суду субъекта Российской Федерации), по выбору административного истца (заявителя) может быть подано также в суд того района (субъекта Российской Федерации), на территории которого исполняется оспариваемое решение либо возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых решения, действий (бездействия) (часть 2 статьи 22 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
В силу пункта 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.
Из материалов дела установлено, что ФАС России находится по адресу: 123001, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, его полномочия распространяются на всю территорию Российской Федерации.
Следовательно, данный спор может быть рассмотрен по выбору заявителя судом того субъекта Российской Федерации, на территории которого подлежит исполнению оспариваемые акты либо возникли или могут возникнуть правовые последствия их принятия.
Как следует из материалов дела, оспариваемым приказом был отменен приказ ГКЦТ РК от 29.12.2022 N 68/1 "Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с Обществом с ограниченной ответственностью "СЗ Квартал 5.8" на 2023 год" (пункт 2), которым обществу как территориальной сетевой организации Республики Крым был установлен с 01.01.2023 по 31.12.2023 индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии, правовые последствия оспариваемого приказа ФАС России наступят только в пределах Республики Крым и не применимы в других регионах.
Общество как субъект, в отношении которого устанавливались (отменялись) тарифы осуществляет соответствующую деятельность (является территориальной сетевой организацией) и находится в Республике Крым, на территории Республики Крым находятся электрические сети, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании Обществу, тарифы на услуги по передаче электрической энергии через которые являются предметом спора, соответственно, установленные/отмененные тарифы распространялись на Республику Крым, абоненты, к которым применяются/не применяются такие тарифы также связаны с Республикой Крым.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В данном случае это орган исполнительной власти Республики Крым в области государственного регулирования тарифов - Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Как следует из пункта 3 оспариваемого приказа именно на Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым возложена обязанность проинформировать ФАС России об исполнении настоящего приказа в течение 10 рабочих дней с даты его вступления в силу.
Таким образом, исполнение спорного приказа ФАС России, и лица, к которым он адресован (ООО "Специализированный застройщик "Квартал 5.8" и Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым), а также правовые последствия (применение тарифов, последствия отмены тарифов на передачу электрической энергии) касаются территориально непосредственно и исключительно Республики Крым.
На основании изложенного довод ФАС России о том, что оспариваемый приказ не возлагает на Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым обязанности по его исполнения, судом отклоняется как противоречащий материалам дела.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Квартал 5.8" реализовало свое право на выбор суда в рамках настоящего дела с соблюдением положений АПК РФ о подсудности.
По мнению заявителя жалобы, в данном случае правила, изложенные в абзаце третьем пункта 14 Постановления Пленума ВС РФ N 21, не применяются, поскольку оспариваемым приказом правовые последствия возложены также и на ФАС России, последствия охватывают не только территорию Республики Крым, но и территорию города Москвы, где административным органом были выявлены признаки административного правонарушения и велось производство по делу об административном правонарушении, что следует из постановления ФАС России от 13.07.2023, которым Мшанецкая С.В. (председатель Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым) была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Данный довод судом рассмотрен и отклоняется, поскольку предметом оспаривания в настоящем случае является именно Приказ ФАС России от 15.03.2023 N 137/23, которым на ФАС России каких-либо обязанностей не возлагается.
При таких обстоятельствах Арбитражным судом Республики Крым правомерно отказано в удовлетворении ходатайства ФАС России о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно абзацу 4 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по смыслу положений, содержащихся в части 5 статьи 39 АПК РФ, во взаимосвязи с частями 3, 5 статьи 188 АПК РФ обжалование в арбитражный суд кассационной инстанции постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по результатам рассмотрения жалоб на определения суда первой инстанции о передаче дела по подсудности на рассмотрение другого арбитражного суда или об отказе в передаче дела по подсудности (часть 5 статьи 39 АПК РФ), законом не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 39, 188, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Крым от 25.08.2023 по делу N А83-11692/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11692/2023
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "КВАРТАЛ 5.8"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-902/2024
14.12.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-4521/2023
03.10.2023 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11692/2023
19.09.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-4521/2023