г. Тула |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А54-5197/2023 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Рязанской области "Дирекция дорог Рязанской области" на определение Арбитражного суда Рязанской области от 13.06.2023 по делу N А54-5197/2023 (судья Шуман И.В.), принятое по делу по заявлению Государственного казенного учреждения Рязанской области "Дирекция дорог Рязанской области" (г. Рязань, ОГРН 1186234013910, ИНН 6234179756) к управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201269269, ИНН 6231010720) о признании недействительными решения от 06.06.2023 по делу N 062/06/48-351/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, предписания от 06.06.2023 по делу N 062/06/48-351/023;
лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Рязанской области "Дирекция дорог Рязанской области" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - управление) о признании недействительными решения от 06.06.2023 по делу N 062/06/48-351/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, предписания от 06.06.2023 по делу N 062/06/48-351/023.
Одновременно учреждение обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с ходатайством о приостановлении действия решения от 06.06.2023 по делу N 062/06/48-351/023 и предписания от 06.06.2023 по делу N 062/06/48-351/023.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 13.06.2023 в удовлетворении заявления о приостановлении действия решения от 06.06.2023 по делу N 062/06/48-351/023 и предписания от 06.06.2023 по делу N 062/06/48-351/023 отказано.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, учреждение обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить его, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что в связи с непринятием судом обеспечительных мер учреждение было вынуждено исполнить предписание, которое не должно было исполнять; указывает, что в случае признания ненормативных правовых актов недействительными, восстановить право учреждения на заключение контракта с участником, предложившим максимально низкую цену, не представляется возможным.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить определение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
В соответствии с ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
В силу ч. 1 ст. 197 АПК РФ применение таких мер осуществляется в порядке, определенном гл. 8 АПК РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений.
Согласно п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" (далее - Постановление N 15) приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
Пунктом 14 Постановления N 15 установлено, что рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, определяет, насколько конкретная мера, о принятии которой просит заявитель, связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей принятия обеспечительных мер (ч. 2 ст. 91 АПК РФ).
При решении вопроса о применении обеспечительных мер суд должен иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер; связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
В целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
В силу п. 15 Постановления N 15 обеспечительные меры являются ускоренным и предварительным средством защиты, следовательно, для их принятия не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора.
Для принятия обеспечительных мер заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением управления комиссия учреждения признана нарушившей п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ по ремонту автомобильной дороги Рязань-Ряжск-Александро-Невский-Данков-Ефремов (97+890-110+173; 115+700-130+200) на участке км 115+700-130+200 в Ряжском районе Рязанской области (извещение от 05.05.2023 N 0859200001123005539).
Предписанием управления от 06.06.2023 по делу N 062/06/48-351/023 конкурсной комиссии в срок до 14.06.2023 установлена обязанность отменить протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 25.05.2023 и протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023, составленные в ходе проведения закупки. Заказчику и конкурсной комиссии предписано устранить нарушения требований п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, для чего в срок до 21.06.2023 необходимо произвести рассмотрение и оценку вторых частей заявок повторно, а также повторно произвести подведение итогов открытого конкурса в электронной форме.
В качестве обеспечительной меры учреждение, не ссылаясь на невозможность исполнения судебного акта по настоящему делу в случае непринятия судом обеспечительных мер, просит приостановить действие оспариваемых решения и предписания, поскольку, по его мнению:
- предписание выдано в отношении лица, не поименованного в пп. "а" п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- в случае признания ненормативных правовых актов недействительными заинтересованные лица вынуждены будут обратиться в арбитражный суд для восстановления своих нарушенных прав, а также с исками к учреждению с требованием о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями;
- в случае признания ненормативных правовых актов недействительными, исполнение предписания заведомо приведет к определению неверного победителя конкурса;
- неприостановление действия решения может привести к привлечению учреждения и (или) его должностных лиц к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области, что доводы учреждения о необходимости принятия обеспечительных мер носят предположительный характер, а угроза привлечения к административной ответственности за неисполнение оспариваемого предписания не обосновывает необходимость принятия испрашиваемой обеспечительной меры.
Напротив, испрашиваемая обеспечительная мера противоречит позиции, отраженной в п. 43 Обзора судебной практики законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017: приостановление действия оспариваемого предписания фактически приведет к возобновлению процедуры проведения торгов, и как следствие, не сохранит существующее до момента спора состояние отношений между сторонами, а, по сути, предопределит итог рассмотрения спора и может привести к невозможности исполнения судебного акта.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что апеллянтом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в случае непринятия обеспечительных мер могут возникнуть последствия, указанные в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Рязанской области от 13.06.2023 по делу N А54-5197/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5197/2023
Истец: Государственное казенное учреждение Рязанской области "Дирекция дорог Рязанской области"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
Третье лицо: ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области", ООО "Антрацитинвестпроект", ООО "ДОРСТРОЙСЕРВИС", ООО "Лидер-строй", ООО "РТС-тендер", ИФНС N29 по г.Москве, МИФНС N9 по Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2075/2024
09.02.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8847/2023
09.11.2023 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5197/2023
21.09.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5438/2023