г. Чита |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А10-7241/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Гречаниченко А.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 мая 2023 года по делу N А10-7241/2022 по заявлению Министерства строительства и модернизации жилищнокоммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН 1020300971415, ИНН 0326004709) к Счётной палате Республики Бурятия (ОГРН 1020300978026, ИНН 0326000013) о признании недействительным представления,
при участии в судебном заседании:
от Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия - Бурюхаева Э.П. - представителя по доверенности от 19 июля 2021 года (до перерыва),
от Счётной палаты Республики Бурятия - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - заявитель, Минстрой РБ или Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Счетной палате Республики Бурятия (далее - Счетная палата) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления от 15 августа 2022 года N 46 в части пунктов 2.2, 2.7, 2.9.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 мая 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минстрой обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного, принятого при неправильном толковании и применении норм материального права, при несоответствии обстоятельствам дела.
Представитель Минстроя РБ в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Счётная палата в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу, считает доводы жалобы неверными и ошибочными. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Минстрой в представленных письменных возражениях на отзыв Счетной палаты просит апелляционную жалобу удовлетворить.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебных заседаниях 06 и 08 сентября 2023 года объявлены перерывы до 10 часов 30 минут 08 сентября 2023 года и 11 часов 20 минут 13 сентября 2023 года соответственно. Информация о перерывах размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, информацией о перерывах, однако Минстрой (после перерыва) и Счётная палата явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, возражений на отзыв, изучив материалы дела, выслушав представителя Минстроя РБ проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Планом работы на 2022 год Счетной палатой проведено контрольное мероприятие: "Проверка эффективности мер государственной поддержки в сфере теплоснабжения на примере МО "Северо-Байкальский район" (совместное контрольное мероприятие с ревизионной комиссией МО "Северо-Байкальский район")" в Министрой и МО "Северо-Байкальский район".
По результатам контрольного мероприятия подготовлен акт проверки от 12 июля 2022 года и вынесено представление от 15 августа 2022 года N 46.
Составлен акт проверки 12 июля 2022 года, в котором указаны на то, что при проверке расчетов сумм, предоставляемых Минстроем субсидии из республиканского бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов, выявлены факты наличия арифметических ошибок в расчетах, приведших в предоставлении субсидии в завышенном объеме в сумме 4 598 458 рублей 38 копеек.
Результаты проверки эффективности мер государственной поддержки в сфере теплоснабжения на примере МО "Северо-Байкальский район" (совместное контрольное мероприятие с ревизионной комиссией МО "Северо-Байкальский район") отражены в отчете от 15 августа 2022 года N 12-09-01/22.
По результатам проверки 15 августа 2022 года вынесено представление N 46, с которым Минстрой РБ не согласился части пунктов 2.2., 2.7, 2.9, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Заинтересованное лицо в силу части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий, а именно:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 АПК РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовые основы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ).
Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации согласно части 1 статьи 9 Закона N 6-ФЗ осуществляет следующие основные полномочия, в частности:
- контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации;
- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации.
Счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, с Законом Республики Бурятия от 05 мая 2011 года N 2087-IV "Счетной палате Республики Бурятия" (далее - Закон о Счетной палате), иными законами и нормативными правовыми актами Республики Бурятия.
В соответствии со статьёй 11 Закона о Счетной палате, Счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый контроль в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Объектом контрольного мероприятия явился Минстрой.
Согласно статье 3 Закона о Счетной палате, Счетная палата Республики Бурятия осуществляет следующие полномочия:
1) организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств республиканского бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) экспертиза проектов законов о республиканском бюджете и проектов законов о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда, проверка и анализ обоснованности их показателей;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета, об исполнении местных бюджетов в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
4) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ);
5) оценка эффективности формирования государственной собственности Республики Бурятия, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств республиканского бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств республиканского бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия;
7) экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Бурятия в части, касающейся расходных обязательств Республики Бурятия, экспертиза проектов законов Республики Бурятия, приводящих к изменению доходов республиканского бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также государственных программ (проектов государственных программ);
8) анализ и мониторинг бюджетного процесса в Республике Бурятия, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
9) контроль за законностью и эффективностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Республики Бурятия, а также проверка местных бюджетов в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения республиканского бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения республиканского бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в Народный Хурал Республики Бурятия и Главе Республики Бурятия;
11) осуществление контроля за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Республики Бурятия;
12) оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социальноэкономического развития Республики Бурятия, предусмотренных документами стратегического планирования Республики Бурятия, в пределах компетенции Счетной палаты;
13) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
14) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.
Согласно частям 4, 5 статьи 11 Закона о Счетной палате при проведении контрольного мероприятия счетной палатой составляется соответствующий акт (акты), который (которые) доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Руководители проверяемых органов и организаций вправе в течение 5 рабочих дней с момента получения акта (актов) представить свои замечания и пояснения.
По результатам контрольного мероприятия счетной палатой составляется отчет.
Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1 статьи 16 Закона N 6-ФЗ).
Аналогичные требования предусмотрены в части 1 статьи 18 Закона о Счетной палате.
Пунктом 3.13 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 апреля 2009 года N 131, установлено, что Минстрой осуществляет полномочия получателя средств федерального бюджета, главного распорядителя, главного администратора средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на министерство функций и обеспечение деятельности министерства, в том числе полномочия главного распорядителя средств республиканского бюджета по предоставляем субсидиям (представление бюджетных заявок, их защита, рассмотрение заявлений на предоставление субсидий, принятие решений о предоставлении субсидий, формирование соглашений о предоставлении субсидий, контроль за исполнением цели и условий предоставления субсидий).
Минстрой РБ организует и осуществляет внутренний финансовый аудит. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24 июля 2020 года N 450 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение (далее по тексту - Порядок N 450).
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 450 предоставления субсидии по льготному тарифу установлены:
- обязанность ресурсоснабжающих организаций, получивших субсидии, представлять в установленные сроки в Минстрой отчеты о расходовании субсидии за 1 полугодие, год с документами, подтверждающими фактическое расходование средств субсидии. К годовому отчету представляются копии отчетов ресурсоснабжающей организации по формам статистического наблюдения N 1-ТЕП, N 46-ТЭ, N 1- водопровод, N 1-канализация за отчетный финансовый год;
- обязанность Минстроя РБ в течение тридцати рабочих дней после получения годового отчета о расходовании субсидии осуществляет проверку отчета на предмет исполнения цели, условий и порядка предоставления субсидии.
По результатам проверки Минстрой РБ осуществляет расчет размера фактически недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение, за отчетный год.
В случае если по результатам анализа субсидия предоставлена в размере меньшем, чем размер фактически недополученных доходов в предшествующем финансовом году, разница подлежит перечислению ресурсоснабжающей организации из республиканского бюджета в текущем финансовом году в течение 30 рабочих дней.
В случае предоставления субсидии в размере, превышающем фактически недополученные доходы, Минстрой в течение 10 рабочих дней после завершения проверки направляет ресурсоснабжающей организации требование о возврате субсидии в республиканский бюджет в размере разницы между фактически предоставленным размером субсидии и фактически сложившимися недополученными доходами за предшествующий финансовый.
Ресурсоснабжающая организация осуществляет перечисление средств республиканский бюджет в течение тридцати банковских дней со дня получения соответствующего требования Минстроя случае нарушения срока возврата субсидии взыскание производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки рассмотрены заключения Министерства по проверке отчетов о расходовании субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на коммунальные услуги от 31 марта 2021 года ООО "Регистр.Ангоя", ООО "Регистр.Кичера", ООО "Регистр.Нижнеангарск", ООО "Регистр.Уоян", ООО "Регистр.Янчукан" за 2020 год за подписью начальника финансово-экономической политики Минстроя Фетисовой.
В нарушение пункта 15 Порядка N 450 предоставления субсидий по льготному тарифу Минстроем РБ не осуществлен расчет фактически недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение, за 2020 год.
По результатам Минстроем РБ не проведена работа:
- по перечислению ресурсоснабжающим организациям из республиканского бюджета в текущем финансовом году в течение 30 рабочих дней в размере разницы между фактически предоставленным размером субсидии и фактически сложившимися недополученными доходами за предшествующий финансовый год, в случае предоставления субсидии в размере меньшем, чем размер фактически недополученных предшествующем доходов финансовом году;
- по направлению ресурсоснабжающим организациям требований о возврате субсидии в республиканский бюджет в размере разницы между фактически предоставленным размером субсидии и фактически сложившимися недополученными доходами за предшествующий финансовый год, в случае предоставления субсидии в размере, превышающем фактически недополученные доходы.
В ходе проверки произведен расчет размера фактически недополученных доходов, возникающих в результате установления тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоотведение, за 2020 год, на основании данных форм N 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным потребителей" по ресурсоснабжающим организациям МО "Северо-Байкальский район" (таблица 19 Акта проверки).
На 01 января 2021 года по ресурсоснабжающим организациям МО "Северо-Байкальский район" общий размер разницы между фактически предоставленным размером субсидии и фактически недополученными доходами за 2020 год, подлежащий возврату в республиканский бюджет, составил 6 923,90557 тыс. рублей (перечислено Минстроем 41 155,98132 тыс. рублей минус 34 232 тыс. рублей фактически сложившиеся недополученные доходы), в том числе:
- по ООО "Регистр.Ангоя" 740,50864 тыс. рублей (перечислено Минстроем 5 910,96663 тыс. рублей минус 5 170,45799 тыс. рублей фактически сложившиеся недополученные доходы);
- по ООО "Регистр.Кичера" 486,16844 тыс. рублей (перечислено Минстроем 8 541,57016 тыс. рублей минус 8 055,40172 тыс. рублей фактически сложившиеся недополученные доходы); - по ООО "Регистр.Нижнеангарск" 2 149,09261 тыс. рублей (перечислено Минстроем 8 784,85275 тыс. рублей минус 6 635,76014 тыс. рублей фактически сложившиеся недополученные доходы);
- по ООО "Регистр.Уоян" 2 964,08288 тыс. рублей (перечислено Минстроем 14 315,73253 тыс. рублей минус 11 351,64965 тыс. рублей фактически сложившиеся недополученные доходы);
- по ООО "Регистр.Янчукан" 584,05300 тыс. рублей (перечислено Минстроем 3 602,85925 тыс. рублей минус 3 018,80625 тыс. рублей фактически сложившиеся недополученные доходы).
Вследствие непроведения Минстроем РБ своевременного расчета по установлению размера разницы между фактически предоставленным размером субсидии и фактически сложившимися недополученными доходами за 2020 год, подлежащими возврату в республиканский бюджет, Минстрой не направил ресурсоснабжающим организациям ООО "Регистр.Ангоя", ООО "Регистр.Кичера", ООО "Регистр.Нижнеангарск", ООО "Регистр.Уоян", ООО "Регистр.Янчукан" требования о возврате субсидии в республиканский бюджет в общей сумме 6 923,90557 тыс. рублей.
Аналогичные нарушения выявлены в 2021 году.
Согласно проведенному расчету размер фактически недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение, составил с января по ноябрь 2021 года 61 127,16271 тыс. рублей, за 2021 год составил 66 010,74566 тыс. рублей, в том числе:
- по ООО "Регистр.Ангоя" с января по ноябрь 2021 года составил 10 658,55875 тыс. рублей, за 2021 год составил 11 617,02183 тыс. рублей;
- по ООО "Регистр.Кичера" с января по ноябрь 2021 года составил 14 261,79601 тыс. рублей, за 2021 год составил 15 463,46420 тыс. рублей;
- по ООО "Регистр.Нижнеангарск" с января по ноябрь 2021 года составил 11 589,16015 тыс. рублей, за 2021 год составил 12 489,14396 тыс. рублей;
- по ООО "Регистр.Уоян" с января по ноябрь 2021 года составил 20 577,42822 тыс. рублей, за 2021 год составил 22 099,57392 тыс. рублей;
- по ООО "Регистр.Янчукан" с января по ноябрь 2021 года составил 4 040,21958 тыс. рублей, за 2021 год составил 4 341,54174 тыс. рублей.
На 01 января 2022 года общий размер разницы между фактически предоставленным в 2021 году за заявленный период с января по ноябрь 2021 года размером субсидии и фактически сложившимися недополученными доходами за январь-ноябрь 2021 года, подлежащий возврату в республиканский бюджет, составил 23 558,11789 тыс. рублей (перечислено Минстроем РБ 84 685,28060 тыс. рублей минус 61 127,16271 тыс. рублей фактически сложившиеся недополученные доходы), в том числе:
- по ООО "Регистр.Ангоя" 1 636,24974 тыс. рублей (перечислено Минстроем 12 294,80849 тыс. рублей минус 10 658,5875 тыс. рублей фактически сложившиеся недополученные доходы);
- по ООО "Регистр.Кичера" 1 992,90078 тыс. рублей (перечислено Минстроем 16 254,69679 тыс. рублей минус 14 261,79601 тыс. рублей фактически сложившиеся недополученные доходы);
- по ООО "Регистр.Нижнеангарск" 6 616,53654 тыс. рублей (перечислено Минстроем 18 205,69669 тыс. рублей минус 11 589,16015 тыс. рублей фактически сложившиеся недополученные доходы);
- по ООО "Регистр.Уоян" 11 624,38803 тыс. рублей (перечислено Минстроем 32 201,81625 тыс. рублей минус 20 577,42822 тыс. рублей фактически сложившиеся недополученные доходы);
- по ООО "Регистр.Янчукан" 1 688,04280 тыс. рублей (перечислено Минстроем РБ 5 728,26238 тыс. рублей минус 4 040,21958 тыс. рублей фактически сложившиеся недополученные доходы).
Вследствие непроведения Минстроем РБ своевременного расчета по установлению размера разницы между фактически предоставленным размером субсидии и фактически сложившимися недополученными доходами за заявленный период январь-ноябрь 2021 года, подлежащими возврату в республиканский бюджет, Минстрой не направил ресурсоснабжающим организациям ООО "Регистр.Ангоя", ООО "Регистр.Кичера", ООО "Регистр.Нижнеангарск", ООО "Регистр.Уоян", ООО "Регистр.Янчукан" требования о возврате субсидии в республиканский бюджет в общей сумме 23 558,11789 тыс. рублей.
Эти обстоятельства, установленные Счетной палатой, явились основанием предложения Минстрою РБ проведения на постоянной основе внутреннего финансового аудита по бюджетным процедурам, осуществляющими структурными подразделениями министерства, в соответствии с пунктом 3.13 Положения о Минстрое, что отражено в пункте 2.2 оспариваемого представления.
В акте проверки при проведении проверки предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Республике Бурятия на реализацию первоочередных мероприятий по модернизации, капитальному ремонту и подготовке к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности установлено следующее.
По отчетам о достижении значений показателей результативности МО "СевероБайкальский район", предоставленным за 2020 год (на стр. 41-43 акта проверки).
При рассмотрении отчетов о достижении значений показателей результативности МО "Северо-Байкальский район" по состоянию:
- на 01.07.2020, на 01.10.2020 установлено неправильное отражение срока окончания реализации мероприятий 31.07.2020 вместо установленного срока 31.08.2020;
- на 01.01.2021 установлено неправильное отражение срока окончания реализации мероприятий по N N с 1.1. по 1.31 отражено 31.07.2020 вместо установленного срока 31.08.2020, по N с 1.32 по 1.35 до 25.12.2020 вместо установленного срока 21.12.2020.
При рассмотрении отчетов о достижении значений показателей результативности МО "Северо-Байкальский район" по состоянию:
- на 01.07.2020 достижение фактических значения показателей результативности не отражено по причине плановых сроков завершения мероприятий 31.08.2020;
- на 01.10.2020 по завершенным 25 мероприятиям отражено достижение показателя результативности "Снижение уровня износа инженерных коммуникаций" 60,5%. По 6 незавершенным мероприятиям достижение показателя результативности не отражено;
- на 01.01.2021 отражено достижение показателя результативности "Снижение уровня износа инженерных коммуникаций" 60,5% по всём 35 мероприятиям, из них 25 мероприятий завершены в установленные сроки до 31.08.2020, 10 мероприятий завершены с нарушением установленного срока (6 мероприятий завершены 23.10.2020 при установленном сроке 31.08.2020, 4 мероприятия завершены 23.12.2020 при установленном сроке 21.12.2020).
В ходе контрольного мероприятия рассмотрены справки "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" администрации МО "Северо-Байкальский район" по уровню износа коммунальной инфраструктуры МО "Северо-Байкальский район" по состоянию на 01.01.2020, на 01.01.2021, на 01.01.2022, представлены Минстроем. Сведения об уровне износа инженерных коммуникаций МО "СевероБайкальский район".
При рассмотрении справок МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" Администрации МО "Северо-Байкальский район" по уровню износа коммунальной инфраструктуры МО "Северо-Байкальский район" по состоянию на 01.01.2020 и на 01.01.2021, представленных Минстроем, установлено увеличение уровня износа объектов инженерных коммуникаций МО "Северо-Байкальский район" за 2020 год. При этом уровень износа объектов инженерных коммуникаций в поселениях, в которых в 2020 году реализованы первоочередные мероприятия по модернизации, капитальному ремонту и подготовке к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, по состоянию на 01.01.2021 увеличился:
- п. Ангоя по сетям теплоснабжения до 77% (+2%), по сетям водоснабжения до 77% (+2%);
- п. Кичера по оборудованию котельных до 87% (+3%), по теплоснабжения до 72% (+2%), по сетям водоснабжения износ остался на уровне 100%;
- п. Новый Уоян по котельной ЦК до 75% (+1%), по оборудованию котельных до 89% (+3%), по очистным сооружениям до 98 % (+1%);
- п. Нижнеангарск по оборудованию котельных до 95% (+2%), по сетям теплоснабжения до 78% (+1%), сетям водоснабжения до 87 % (+3%);
- п. Янчукан по очистным сооружениям до 86%(+2%), по оборудованию котельных и сетям теплоснабжения износ остался на уровне 100%;
- с. Байкальское оборудование котельных до 64% (+3%); - с. Холодное оборудование котельных до 65% (+3%).
Отраженный в справках МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" администрации МО "Северо-Байкальский район" уровень износа коммунальной инфраструктуры МО "Сгверо-Байкальский район" по состоянию на 01.01.2021 указывает:
- на недостоверные сведения в отчетах о достижении значений показателей результативности МО "Северо-Байкальский район" по состоянию 01.10.2020 и на 01.01.2021;
- на нарушение пункта 5.2.4 соглашения от 27.05.2020 N 175-03/с-2020/м показатели результативности использования субсидии МО "Северо-Байкальский район" фактически не достигнуты.
Аналогичная ситуация по отчетам о достижении значений показателей результативности МО "Северо-Байкальский район", предоставленным за 2021 год (на стр.55-56 акта проверки).
При рассмотрении отчетов о достижении значений показателей результативности МО "Северо-Байкальский район" по состоянию:
- на 01.04.2021 и на 01.07.2021 достижение фактических значений показателей результативности не отражено, на отчетную дату мероприятия не завершены;
- на 01.10.2021 отражено достижение показателя результативности "Снижение уровня износа инженерных коммуникаций" 60,4% мероприятию "Капитальный ремонт теплотрассы котельной "Пристань" п. Нижнеангарск, ул. Победы";
- на 01.01.2022 отражено достижение показателя результативности "Снижение уровня износа инженерных коммуникаций" 60,4% по всем 4 мероприятиям.
В ходе контрольного мероприятия рассмотрены справки "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" администраций МО "Северо-Байкальский район" по уровню износа коммунальной инфраструктуры МО "Северо-Байкальский район" по состоянию на 01.01.2022, представленные Минстроем РБ. Сведения об уровне износа инженерных коммуникаций МО "Северо-Байкальский район", отраженные в указанных справках, представлены в таблице 7 акта проверки.
При рассмотрении справок МКУ "Комитет по упра1лению муниципальным хозяйством" администрации МО "Северо-Байкальский район" по уровню износа коммунальной инфраструктуры МО "Северо-Байкальский район" по состоянию на 01.01.2022, представленных Минстроем, установлено увеличение уровня взноса объектов инженерных коммуникаций МО "Северо-Байкальский район" за 2021 год, за исключением инженерных коммуникаций в с. Кумора.
При этом уровень износа объектов инженерных коммуникаций в поселениях, в которых в 2021 году реализованы первоочередные мероприятия по модернизации, капитальному ремонту и подготовке к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, по состоянию на 01.01.2022 увеличился либо остался на прежнем уровне:
- в п. Кичера по оборудованию котельных остался на прежнем уровне 87% (0%);
- в п. Новый Уяон по котельной ЦК до 77% (+2%), по оборудованию котельных остался на прежнем уровне 89% (0%);
- в п. Нижнеангарск по сетям теплоснабжения до 87% (+9%), сетям водоснабжения до 90 % (+3%);
- в с. Уоян по котельной и оборудованию до 29% (+1%).
Отраженный в справках МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" администрации МО "Северо-Байкайльский район" уровень износа коммунальной инфраструктуры МО "Северо-Байкальский район" по состоянию на 01.01.2022 указывает:
- на недостоверные сведения в отчетах о достижении значений показателей результативности МО "Северо-Байкальский район" по состоянию 01.10.2021 и на 01.01.2022;
- в нарушение пункта 5.2.4 соглашению от 19.03.2021 N 084-03/с-2021/м показатели результативности использования субсидии МО "Северо-Байкальский район" фактически не достигнуты.
Кроме того, при проверке выполнения функций, полномочий и соблюдения требований нормативно-правовых актов при предоставлении субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения, в акте проверки на стр. 139 и 156 отражено:
- Минстрой РБ не воспользовалось правом установить форму отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии, предусмотренным абзацем 4 пункта 3.1 Порядка предоставления субсидий в целях компенсации выпадающих доходов. При наличии в соглашениях от 29.12.2020 обязанности получателей выполнять значения показателей результативности использования субсидий, в данных соглашениях (как и в Порядке предоставления субсидий в целях компенсации выпадающих доходов) не предусмотрены формы отчетности по указанному обязательству получателей. Минстроем не определен инструмент контроля, позволяющий осуществить оценку достижения получателями показателей результативности;
- Минстрой РБ не воспользовался имеющимся правом на изменение условий соглашений в части установления формы отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии, установленным пунктом 4.2.1 соглашений от 21.07.2021.
Эти обстоятельства, установленные Счетной палатой, явились основанием предложения Минстрою проведение проверок достоверности предоставляемых получателями сведений в отчетах о достижении значений показателей результативности, что отражено в пункте 2.7 оспариваемого представления.
Пунктом 8 Порядка N 450 предоставления субсидии по льготному тарифу установлено Минстрою:
- осуществлять проверку представленных заявлений и документов на предмет соответствия требованиям, определенным пунктом 6 Порядка;
- провести проверку на соответствие ресурсоснабжающих организаций требованиям, установленным пунктом 5 Порядка;
- принять решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии. В случае несоответствия расчета объема запрашиваемой субсидии, Минстрой РБ осуществляет расчет объема запрашиваемой субсидии в соответствии с представленными ресурсоснабжающей организацией документами;
- в случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Минстрой в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения направляет ресурсоснабжающей организации мотивированный отказ в предоставлении субсидии.
Счетной палатой установлено, что Минстроем РБ не представлены принятые решения о предоставлении субсидий в проверяемом периоде, вследствие чего не представляется возможным проверить своевременность заключения соглашений с ресурсоснабжающими организациями (в течение 2 рабочих дней) и перечисления субсидии (не позднее десятого рабочего дня со дня принятия решения о предоставлении субсидии).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 декабря 2020 года N 799 утвержден Порядок предоставления в 2020 и 2021 годах субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения (далее - Порядок N 799).
Пунктом 2.4 Порядка N 799 предоставления субсидий в целях компенсации выпадающих доходов установлены требования по проверке заявлений на предоставление субсидий, аналогичные пункту 8 Порядка предоставления субсидии по льготному тарифу.
Во исполнение пункта 2.3. Порядка предоставления субсидий в целях компенсации выпадающих доходов Минстрой оформлял решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии Приказами Минстроя.
В ходе контрольного мероприятия представлены:
- приказ Минстроя о принятии решения о предоставлении (либо об отказе в предоставлении) субсидий из республиканского бюджета от 28.12.2020 N 06-пр326/20 (на стр. 135 акта);
- приказ Минстроя РБ о принятии решения о предоставлении (либо об отказе в предоставлении) субсидий из республиканского бюджета от 22.12.2021 N 06-пр288 (на стр. 150 акта).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что при аналогичных требованиях по проверке заявлений о предоставлении субсидий, установленных пунктом 2.4 Порядка предоставления субсидий в целях компенсации выпадающих доходов и пунктом 8 Порядка предоставления субсидий по льготному тарифу, Минстрой РБв первом случае издает приказ о принятии решения о предоставлении (либо от отказе в предоставлении) субсидий из республиканского бюджета, во втором случае не оформляет в письменном виде принятие решения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета.
Эти обстоятельства, установленные Счетной палатой, явились основанием предложения Минстрою регламентирование оформления принятых решений о предоставлении (либо об отказе в предоставлении) субсидий из республиканского бюджета приказами министерства, в соответствии с принятыми порядками, что отражено в пункте 2.9 оспариваемого представления.
Размер предоставляемой субсидии по расчетам Счетной палаты РБ должен составлять в общей сумме 26 849,54902 тыс. рублей.
Также установлено Счетной палатой, что Минстрой РБ перечислил в 2020 году субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории МО "Северо-Байкальский район" на счет АМО "Северо-Байкальский район" 31 448,00740 тыс. рублей.
Минстроем не приняты меры по урегулированию сложившейся разницы между фактически предоставленными размерами субсидий из республиканского бюджета юридическим и индивидуальным предпринимателям по возмещению недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение в 2020-2021 годах и фактически сложившимися недополученными доходами ресурсоснабжающими организациями МО "Северо-Байкальский район".
Счетная палата по результатам проверки пришла к выводу о том, что имеет место быть превышение объема предоставленной субсидии в сумме 4 598,45838 тыс. рублей (31 448,00740 - 26 849,54902).
Суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции не усматривает нарушение со стороны Счетной палаты ввиду того, что нарушены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), поскольку мораторий не применяется при осуществлении в финансово-бюджетной сфере (пункт 3 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2007 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля".
Предоставленные заявителем годовые отчеты о проведении внутреннего финансового контроля, отчеты о результатах, акты аудиторской проверки судом первой инстанции рассмотрены и верно признаны не являющимися доказательствами, опровергающими установленные обстоятельства в рамках проведенного государственного контроля в сфере финансово-бюджетного законодательства.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 мая 2023 года по делу N А10-7241/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Гречаниченко А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.