г. Саратов |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А12-6071/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 18.09.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен - 20.09.2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Волгоградской области апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Внешнеторговый Дом "HELP"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 июля 2023 года по делу N А12-6071/2023 (судья Щетинин П.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Внешнеторговый Дом "HELP" (400119, г. Волгоград, ул. 25-летия Октября, д. 1Б, ОГРН 1023403851690, ИНН 3445007824)
заинтересованные лица: Администрация Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), Департамент экономического развития и инвестиций администрации Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, д. 12, ОГРН 1143443004913, ИНН 3444212362),
третьи лица: Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16, ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200), Администрация Кировского района Волгограда (400059, г. Волгоград, ул. им. Кирова, д. 106 А, ОГРН 1023404289281, ИНН 3447010212), Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (ОГРН 1123460004326, ИНН 3445126211, 400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15),
о признании незаконным постановления от 28.12.2022 N 1536 и об обязании предоставить разрешение на право организации рынка.
при участии в судебном заседании:
от Администрации Волгограда - Седова О.В., представитель по доверенности от 12.07.2022 года (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование;
от Комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области - Карабанова Е.Н., представитель по доверенности от 13.04.2023 года (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью внешнеторговый дом "Help" (далее - заявитель, ООО ВТД "Help", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Волгограда от 28.12.2022 N 1536 и обязании предоставить разрешение на право организации рынка.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03 июля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью внешнеторговый дом "Help" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования Общества.
Администрация Волгограда, Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 12.08.2023, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08 декабря 2022 года заявитель обратился в Администрацию Волгограда (далее - Администрация) с заявлением о выдаче разрешения на право организации розничного рынка по адресу: 400067, г. Волгоград, ул. им. Федотова 2а, сроком на пять лет.
К заявлению от 08 декабря 2022 года заявителем были приложены следующие документы: Договор аренды нежилого здания N 1/12 от 01.12.2022 года, ранее прилагался договор аренды земельного участка от 11.04.2018 года N 11384.
28 декабря 2022 года Администрацией постановлением N 1536 отказано Обществу в выдаче разрешения на право организации розничного рынка по адресу:
400067, г. Волгоград, ул. им. Федотова, 2А.
Отказ мотивирован тем, что заявление Общества не соответствует требованиям статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 8 Закона Волгоградской области от 18 мая 2007 года 1469-ОД "О деятельности розничных рынков на территории Волгоградской области", в силу которых управляющие розничными рынками компании, расположенные на территории городов с численностью населения свыше одного миллиона человек, вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, при этом предельная минимальная площадь рынка на территории городского округа должна составлять не менее 600 кв. м.
Заявитель, считая Постановление Администрации Волгограда от 28.12.2022 N 1536 незаконным, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление разрешения на право организации универсального рынка Обществу, противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках на территории городского округа может быть организована юридическим лицом, которому принадлежат капитальные здания, строения, сооружения площадью не менее 600 квадратных метров, расположенные на территории (земельном участке), в пределах которой предполагается организация рынка. Однако, общая площадь капитальных зданий, в которых заявитель предполагает организовать розничный рынок составляет 95,8 кв.м.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 271-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется Законом N 271-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 271-ФЗ определено понятие розничного рынка как имущественного комплекса, предназначенного для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнении работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договора розничной купли-продажи и договоров бытового порядка цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 271-ФЗ установлено, что розничный рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона N 271-ФЗ розничный рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
В этом заявлении должны быть указаны: 1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; 2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 3) тип рынка, который предполагается организовать.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ к заявлению о предоставлении разрешения прилагаются: 1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально); 2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее удостоверенная копия, включающая сведения о постановке юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица; 3) удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Вышеуказанные нормы законодательства предусматривают, что разрешение на право организации рынка выдается юридическому лицу, которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, а к заявлению о предоставлении разрешения в обязательном порядке прикладывается документ, подтверждающий право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
В силу статьи 11 Федерального закона N 271-ФЗ планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений осуществляются управляющей рынком компанией при соблюдении архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, основных требований, которые установлены органом государственной власти субъекта РФ и к которым относятся:
1) предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь рынка;
2) характеристика расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, а также минимальные расстояния между ними;
3) характеристика и предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь торговых мест, складских, подсобных и иных помещений.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 24 Федерального закона N 271-ФЗ с 1 января 2013 года оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях Республики Крым и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях Республики Крым и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
Таким образом, для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках управляющие компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения сооружения, расположенные в границах определенного земельного участка.
Отношения, связанные с организацией и деятельностью розничных рынков на территории Волгоградской области, определение полномочий органов государственной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области в этой сфере, регулируются Законом Волгоградской области от 18.05.2007 N 1469-ОД "О деятельности розничных рынков на территории Волгоградской области" (далее - Закон N 1469-ОД).
Понятие розничного рынка закреплено в абзаце втором статьи 2 Закона N 1469-ОД, согласно которому розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Статьей 8 Закона Волгоградской области от 18.05.2007 N 1469-ОД "О деятельности розничных рынков на территории Волгоградской области" предусмотрено, что площадь рынка определяется управляющей рынком компанией самостоятельно в зависимости от плотности населения, местных условий соответствующего муниципального образования и с учетом обеспечения требований по эксплуатации рынка.
Предельная минимальная площадь рынка на территории муниципального района составляет 400 квадратных метров, на территории городского округа - 600 квадратных метров.
Таким образом, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках на территории городского округа может быть организована юридическим лицом, которому принадлежат капитальные здания, строения, сооружения площадью не менее 600 квадратных метров, расположенные на территории (земельном участке), в пределах которой предполагается организация рынка.
Однако, общая площадь капитальных зданий (минимальная площадь розничного рынка на территории городского округа), в которых заявителем предполагается организовать розничный рынок, составляет 95,8 кв.м., что Обществом не оспаривается.
Доводы Общества о том, что часть 1 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ не содержит такого основания для отказа в предоставлении разрешения, как ст. 24 названного закона, подлежат отклонению судебной коллегией апелляционной инстанции, поскольку положения ч. 2, 3 ст. 24 Федерального закона N 271-ФЗ предусматривают, что с 1 января 2013 года оборудование и застройка рынков, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона. При этом, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ определено, что заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения, в том числе в связи с отсутствием права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок.
Поскольку у Общества в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок на праве собственности и на праве аренды имеются объекты недвижимости, площадь которых является недостаточный для организации розничного рынка, следовательно, оспариваемый отказ соответствует требованиям, предусмотренным Федеральным законом N 271-ФЗ.
Доводы заявителя о том, что на законодательном уровне отсутствует такое основание для отказа, как отсутствие капитальных объектов общей площадью 600 кв.м. на испрашиваемой территории, также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку Законом N 1469-ОД предусмотрена предельная минимальная площадь рынка на территории городского округа, которая должна составлять - 600 квадратных метров. При этом, как указывалось выше, в силу статьи 2 Федерального закона N 271-ФЗ деятельность по организации и осуществлению торговли на розничных рынках представляет собой особый вид деятельности, правовое регулирование которой осуществляется специальным законодательством как на федеральном уровне (Законом о розничных рынках), так и на уровне субъектов Российской Федерации (Законом N 1469-ОД).
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что предоставление разрешения на право организации универсального розничного рынка обществу противоречит требованиям действующего законодательства, суд апелляционной инстанции считает обоснованным.
Доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном истолковании правовых норм и потому не могут быть приняты во внимание.
С позиции изложенных обстоятельств, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 июля 2023 года по делу N А12-6071/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-6071/2023
Истец: ООО ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОМ "HELP"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА, ДМИ Администрации Волгограда, КОМИТЕТ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ТОРГОВЛИ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Арбитражный суд Волгоградской области, ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД, Департамент экономического развития и инвестиций администрации Волгограда