г. Челябинск |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А07-39711/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2023 по делу N А07-39711/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Слава" - Бусыгина Светлана Валерьевна (директор, паспорт), Игошин Дмитрий Сергеевич (доверенность от 09.01.2023, срок действия до 08.01.2024, паспорт, удостоверение адвоката);
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Зарипова Гузель Камилевна (доверенность от 30.12.2022 N ДС-М04-04-1/7169 - Ю, срок действия до 30.12.2023, паспорт, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представители иных лиц не явились.
С учетом мнения сторон и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "Слава" (далее - ООО "Слава", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо) в котором просил:
1. Признать недействительным (незаконным) отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженный в письме с исх. N НП-17/11354 от 28.08.2019, как несоответствующий статьям 3, 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159- ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" в реализации преимущественного права ООО "Слава" г. Уфа на приобретение арендуемого имущества по договору аренды N 11405 от 30.10.2013 и договору аренды N11405а от 05.09.2016, и по которым заявителю были предоставлены нежилые помещения по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Ленина, 61, литера А2 и литера "а", общей площадью 1396.4 кв. метров и состоящее из: нежилых помещений на цокольном этаже здания литера А2 площадью 689.8 кв.м.; нежилых помещений на 1 этаже здания литера А2 площадью 701.7 кв.м.; нежилого помещения на цокольном этаже литер "а" площадью 4.9.кв.м, (утепленный тамбур, вход на цокольный этаж литера А2);
2. Обязать Министерство в 2 (двух) недельный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Слава" и возложить обязанность по обеспечению заключения договора на проведение оценки рыночной стоимости в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" в отношении нежилых помещений в здании литера А2 и литера "а" по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Ленина 61, общей совокупной площадью 1333.6 кв. м и состоящее из помещений на цокольном и первых этажах здания литера А2: (литера А2, цоколь: N N 65- 77,77а,78-95,95а,96-102,105-110 общей площадью 648.8 кв.м); (литера А2,первый этаж: NN66-68,70-74,74а,75-82 общей площадью 679.9 кв.м ); (литера "а", цоколь - N 111, (утепленный тамбур, вход на цокольный этаж литера А2) общей площадью 4,9 кв.м.));
3. Обязать Министерство в 2 (двух) недельный срок с даты принятия отчета об оценке рыночной стоимости нежилых помещений устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Слава" и возложить обязанность по принятию решения об условиях приватизации нежилых помещений в здании литера А2 по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Ленина 61, общей совокупной площадью 1333.6 кв. м и состоящее из помещений на цокольном и первых этажах здания литера А2: (литера А2, цоколь: N N 65-77,77а,78- 95,95а,96-102,105-110); (литера А2,первый этаж: NN66-68,70-74,74а,75-82); (литера "а", цоколь- N111);
4. Обязать Министерство в 10 - дневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Слава" и возложить обязанность по направлению заявителю проекта договора купли-продажи нежилых помещений с предложением о его заключении в отношении помещений, расположенных в здании литера А2 по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Ленина 61, общей совокупной площадью 1333,6 кв. м и состоящее из: помещений на цокольном и первых этажах здания литера А2: (литера А2, цоколь: N N 65- 77,77а,78- 95,95а,96-102,105-110); (литера А2,первый этаж: NN66-68,70- 74,74а,75-82); (литера "а", цоколь - N 111) (с учетом принятых судом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Государственное казенное учреждение "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" (далее - ГКУ "Управление имущества казны РБ", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2023 (резолютивная часть от 15.05.2023) заявление удовлетворено: суд признал незаконным отказ Министерства в реализации преимущественного права ООО "Слава" на выкуп арендованного помещения, находящегося по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 61, выраженного в письме от 28.08.2019 N НП-17/11354. Обязал Министерство в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Слава" путем совершения юридически значимых действий, направленных на реализацию преимущественного права ООО "Слава" на выкуп объекта недвижимости - нежилых помещений, площадью 1333,6 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 61, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы указал, что Приказ Минземикущсства Республики Башкортостан N 1682 от 10.11.2015 не оспорен, недействующим не признан. Ссылается на установленный факт в рамках дела N А07-24857/2017, что Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 здание Коммерческого училища, расположенное по адресу: Республика Башкортостан г. Уфа, ул. Ленина, 61, включено в перечень объектов исторического и культурного наследия наследия федерального (общероссийского) значения. Таким образом, в случаях, когда арендуемый объект является объектом культурного наследия, его приватизация может осуществляться только способами, указанными в статье 29 Федерального закона N 178-ФЗ. Несмотря на формирование в качестве самостоятельных объектов прав на части помещений распространяется режим объектов культурного наследия. Соответственно, отсутствие в государственном реестре объектов культурного наследия необходимых сведений, обусловленных формированием отдельных помещений в составе здания, не исключает распространение на них действия Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 21.08.2023.
Определением суда от 21.08.2023 судебное разбирательство было отложено на 18.09.2023.
До начала судебного заседания посредством системы подачи документов в электронном виде "Мой арбитр" от ООО "Слава" поступили письменные пояснения по делу с приложенными документами, а именно: постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан от 01.06.1998 N 111, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.12.2008 N 437 (вх. N 56125 от 13.09.2023). Письменные пояснения по делу и приложенные к ним документы приобщены к материалам дела.
До начала судебного заседания, посредством системы подачи документов в электронном виде "Мой арбитр" от Министерства поступили письменные пояснения по делу (вх. N 56129 от 13.09.2023), которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания, посредством системы подачи документов в электронном виде "Мой арбитр" от Министерства поступило письменное ходатайство N НП-Н04-04-1/12.09.2023 о приобщении к материалам дела скан - копии газеты "Республика Башкортостан", приказа Минземимущества РБ "О переходе на новую платформу Интернет - сайта" (вх. N 56460 от 14.09.2023). данные документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика, напротив, возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Слава" (арендатор) является субъектом малого предпринимательства, непрерывно с 1999 г. занимает нежилые помещения, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 61, включающие в себя: нежилые помещения (лит. А2) на цокольном этаже - N 65-77, 77а, 78-98, 95а, 99-110; на 1 этаже - N 66-74, 74а, 75-82; на цокольном этаже (лит. а) N 111, общей площадью 1396,4 кв. м, для использования в целях общественного питания на основании договоров аренды N 5729 от 20.06.2000 г., N 5729.2а от 13.02.2003 г., N 199/07 от 07.12.2007, N 11405 от 30.10.2013 г. и N 11405.а от 05.09.2016.
ООО "Слава" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением от 01.07.2019 исх. N 52 о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого им нежилого помещения согласно положениям Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (л.д. 32 т. 1).
Заинтересованным лицом 26.08.2019 (письмом исх. N НП-17/11354) направлен в адрес заявителя отказ в реализации преимущественного права заявителя на выкуп арендуемых им нежилых помещений.
Основанием отказа для выкупа явилось то, что указанные нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 61 (литера А1, А2, А3, А4) включены в Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение (или) пользование на долгосрочной основе субъекта малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в связи с тем, что часть здания является объектом культурного наследия и включено в Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, ограниченных отчуждению (Приказ N 1606 от 24.10.2008 г. с изменениями внесенными Приказом N 1682 от 10.11.2015 г.).
Полагая отказ в предоставлении преимущественного права на выкуп в собственность арендуемого имущества незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерство необоснованно оказало ООО "Слава" в реализации преимущественного права на выкуп вышеуказанных арендуемых объектов, ООО "Слава" отвечает требованиям статей 3, 9 Закона N 159-ФЗ для реализации такого преимущественного права.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения ответчиком.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В свою очередь отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом урегулированы Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 3 названного Закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Как установлено статьей 3 Закона N 159-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретении такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, определенном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 данного Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 данного Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
4) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
По правилам части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 данного Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Наряду с этим положениями части 3 статьи 1 указанного Закона предусмотрено, что отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные данным Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В частности, пунктом 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ определено, что объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов социальной инфраструктуры для детей.
Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством (пункт 2 статьи 30 Закона N 178-ФЗ).
Таким образом, положения статьи 30 Закона N 178-ФЗ являются специальной нормой по отношению к статье 3 Закона N 159-ФЗ и подлежат применению при разрешении вопроса о приватизации объектов социальной инфраструктуры для детей, указывая, что такие объекты могут быть приватизированы только в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, а в иных случаях не подлежат приватизации и должны находиться (передаваться) в муниципальной собственности.
В силу разъяснений пункта 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, определен в Законе исчерпывающим образом. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с выпиской из Реестра государственного имущества Республики Башкортостан N 12147 от 15.07.2019 г. нежилое помещение, литера А 2, РБ000020407852, площадью 1396,4 кв. м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Ленина, 61 принадлежит на праве собственности Республики Башкортостан, основанием отнесения к государственной собственности Республики Башкортостан является постановление Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1. (л.д. 56 т. 1).
20.06.2000 между Государственным комитетом Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью (арендодатель) и Уфимским авиационным техникумом им. П. Тольятти, в ведении (на балансе) которого находятся объекты государственного нежилого фонда (балансодержатель) и ООО "Слава" (арендатор) заключен договор N 5729 о передаче объектов государственного нежилого фонда в аренду без права выкупа, по условиям которого на основании постановления Госкомсобственности РБ от 20.06.2000 N 303 арендодатель и балансодержатель передают, а арендатор принимает в пользование следующие объекты государственного нежилого фонда: встроенные нежилые помещения на 1 этаже и цоколь 3 этажного кирпичного здания, расположенные по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Ленина, 61, общей площадью 1441,20 кв. м для использования в целях: общественное питание, сроком аренды с 01.11.1999 г. по 31.12.2002 г. (л.д. 17-22 т. 3)
13.02.2003 между Министерством (арендодатель) и ГОУ среднего специального образования Уфимский авиационный техникум, в ведении (на балансе) которого находятся объекты государственного нежилого фонда (балансодержатель) и ООО "Слава" (арендатор) заключен договор N 5729.2а о передаче объектов государственного нежилого фонда в аренду без права выкупа, по условиям которого на основании Приказа Минимущества РБ от 13.02.2003 N 55 арендодатель и балансодержатель передают, а арендатор принимает в пользование следующие объекты государственного нежилого фонда: встроенные нежилые помещения на 1 этаже и цоколь 3 этажного кирпичного здания, расположенные по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Ленина, 61, общей площадью 1441,20 кв. м для использования в целях: предприятия питания, обслуживающие учебные заведения, сроком аренды с 31.01.2003 по 31.12.2007 (л.д. 23-26 т. 3).
07.12.2007 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан (арендодатель) и ГОУ среднего специального образования Уфимский авиационный техникум, в ведении (на балансе) которого находятся объекты государственного нежилого фонда (балансодержатель) и ООО "Слава" (арендатор) заключен договор N 199/07 о передаче объектов федерального недвижимого имущества в аренду без права выкупа, по условиям которого на основании приказа ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан от 07.12.2007 г. N 401 арендодатель и балансодержатель передают, а арендатор принимает во временное ведение и пользование следующие объекты федерального недвижимого имущества:
встроенные нежилые помещения на 1 этаже 3 этажного кирпичного здания, площадью 733,1 кв. м, расположенные по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Ленина, 61;
встроенные нежилые помещения цокольного этажа 3 этажного кирпичного здания, площадью 694,6 кв. м, расположенные по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Ленина, 61; общей площадью 1427,7 кв. м для использования в целях: предприятия питания, обслуживающие учебные заведения, сроком аренды с 07.12.2007 г. по 31.12.2012 г. (л.д. 27-31 т. 3).
30.10.2013 между Министерством (арендодатель) и ООО "Слава" (арендатор) заключен договор N 11405 о передаче объектов государственного нежилого фонда, являющихся имуществом казны, в аренду без права выкупа, по условиям которого на основании Протокола N 172 заседания комиссии по рассмотрению заявок на право пользования государственным имуществом от 30.09.2013 арендодатель передают, а арендатор принимает во временное владение и пользование следующие объекты государственного нежилого фонда: нежилые помещения (лит.А2) на цокольном этаже - N 65-77, 77а, 78-98, 95а, 99-110; на 1 этаже - N 66-74, 74а, 75-82; на цокольном этаже (лит а) N 111, расположенные по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Ленина, 61, общей площадью 1396,4 кв. м, для использования в целях: общественное питание, сроком аренды с 20.08.2013 г. по 19.08.2016 г. (л.д. 126-128 т. 1).
05.09.2016 между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (арендодатель) и ООО "Слава" (арендатор) заключен договор N 11405.а аренды в отношении нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, находящихся в казне Республики Башкортостан, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование объект недвижимого имущества, находящегося в казне Республики Башкортостан, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 61, включающий в себя: нежилые помещения (лит.А2) на цокольном этаже - N 65-77, 77а, 78-98, 95а, 99-110; на 1 этаже - N 66-74, 74а, 75-82; на цокольном этаже (лит. а) N 111, общей площадью 1396,4 кв. м, для использования в целях общественного питания, сроком аренды с 20.08.2016 г. по 19.08.2026 г. (л.д. 22-29 т. 1)
На основании соглашения о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и государственного казенного учреждения "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" от 27.04.2017 между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору аренды N 11405.а от 05.09.2016, согласно которого в преамбуле наименование согласующей стороны "арендодателя" "Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан" заменено на "Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице государственного казенного учреждения "Управление имуществом казны Республики Башкортостан", а также внесены изменения по реквизитам для перечисления арендной платы.
Уведомлением исх. N 2215 от 25.08.2020 ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" уведомило ООО "Слава" о расторжении договора аренды N 11405.а от 05.06.2016 г. в одностороннем порядке и необходимости освободить занимаемые помещения в течение 3-х месяцев с момента получения настоящего уведомления с приложением приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1209 от 11.08.2020 г. о закреплении спорного недвижимого имущества на праве оперативного управления за государственным казенным учреждением "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" (л.д. 109-111 т. 2).
ООО "Слава" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением от 01.07.2019 исх. N 52 о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого им нежилого помещения согласно положениям Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (л.д. 32 т.1).
Заинтересованным лицом 26.08.2019 (письмом исх. N НП-17/11354) направлен в адрес заявителя отказ в реализации преимущественного права заявителя на выкуп арендуемых им нежилых помещений.
Оспариваемый отказ в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения, мотивирован Министерством тем, что объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 61 (литера А1, А2, А3, А4) включены в Перечень государственного имущества Республики Башкортостан, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в связи с тем, что часть здания является объектом культурного наследия, а также в целях сохранения объекта как целостного образовательного учреждения указанный объект недвижимого имущества включен в такой Перечень Приказом N 1606 от 24.10.2008 г. с изменениями внесенными Приказом N 1682 от 10.11.2015 г.).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные Законом N 159-ФЗ, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее Закон N 178-ФЗ).
В силу ст. 20 Закона N 178-ФЗ особенности продажи объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, на конкурсе, в том числе сроки выполнения его условий, устанавливаются в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
Статьей 29 Закона N 178-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к указанным объектам.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ не устанавливает возможности приобретения объекта культурного наследия в ином порядке, нежели способами, установленными в статье 29 данного Федерального закона.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Памятники истории и культуры в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ относятся к объектам культурного наследия и подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Федерального закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Согласно ст. 15 и 16 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 17 названного Федерального закона реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Как верно установлено судом первой инстанции, каких-либо доказательств включения спорного недвижимого имущества, а именно литера А 2, в реестр, в материалы дела не представлено.
Напротив, 08.07.2019 Министерством направлен запрос в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан по вопросу отнесения объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 61 к объектам культурного наследия.
В соответствии с ответом Управления, по данному адресу располагается объект культурного наследия федерального значения, памятник архитектуры "Здание Коммерческого училища" (датировка: 1908-1910 г.г.), который в соответствии с постановлением Совета Министров БАССР N 390-р от 19.07.1976 г., Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" N 50 от 23.02.1995 г., Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 12.05.1992 г. N 6-2/251 включен в Перечень объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Республики Башкортостан и подлежит государственной охране.
Указанный объект приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20.11.2015 N 18931-р зарегистрирован в автоматизированной информационной системе Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (присвоен регистрационный номер 021410060960006) (л.д. 55 т. 1).
Также в материалы дела представлено охранное обязательство N 0/430 от 30.10.2014 г. на объект культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Здание Коммерческого училища, 1908-1910 гг., арх. Чаплиц В.Н." общей площадью 61,6 кв. м (л.д. 162-169 т. 4), а также акт технического состояния на объект культурного наследия от 18.08.2014 г. с приложением схемы расположения здания - памятника, поэтажным планом и спецификацией фотографий (л.д. 170-181 т. 4).
29.07.2019 направлен повторный запрос за N РГ-17/10146 об отнесении недвижимого имущества общей площадью (396,4 кв. м, расположенного на цокольном и первом этажах здания (а именно литер "А 2") к объектам культурного наследия.
Согласно справке Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 61, литер А2 (согласно техническому паспорту постройка 1979 г.), общей площадью 1 396,4 кв. м, расположенное на цокольном и первом этажах здания (а именно литер А2) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не включен, в перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан (по городскому округу город Уфа) не значится (л.д. 54 т. 1).
В силу вышеизложенного, материалами дела подтверждается, что объектом культурного наследия является часть нежилого здания общей площадью 61,6 кв. м (с учетом мест общего пользования 6,2 кв. м - 67,8 кв. м) "Здание Коммерческого училища, 1908-1910 гг., арх. Чаплиц В.Н.", а спорное недвижимое имущество (литер А 2) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия не включено.
Также данный довод подтверждается в выводах суда первой и апелляционной инстанций в рамках дела N А07-24857/2017, где предметом спора являлся договор купли-продажи части помещений в строении литер А1 по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, 61.
Судом кассационной инстанции в рамках дела N А07-24857/2017 отмечено, что в соответствии с действующими федеральными законами N 178-ФЗ и N 159-ФЗ нахождение спорного нежилого помещения в объекте, который в установленном законом порядке признан памятником культурного назначения, не влечет за собой отказа в удовлетворении заявления о выкупе, а является основанием для использования другого механизма оформления выкупа нежилого объекта, а именно в порядке ст. 29 ФЗ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ путем проведения конкурса.
Кроме того, из представленного в материалы дела технического паспорта на комплекс строений по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 61 (инвентарный номер 101446) по состоянию на 31.03.2008 объект недвижимости состоит из:
- учебного корпуса А1 - 1917 года постройки,
- учебного корпуса А2 1979 года постройки,
- учебного корпуса А3 1984 года постройки,
- мастерской А4 - 1986 года постройки (л.д. 129-136 т. 1).
Таким образом, спорное нежилое помещение литер А 2 расположено в строении 1979 года постройки на цокольном и первом этажах.
Указанное нежилое помещение построено с целевым назначением: под организацию общественного питания, изолировано от остальных помещений в строении литер А 2 с наличием отдельных входов и выходов на улицу, что подтверждается:
- планом помещения (л.д. 129-136 т. 1),
- актом осмотра помещения от 07.12.2020 г., составленного комиссией в составе ГКУ "Управление казны Республики Башкортостан", Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, эксперта-специалиста Лопатина В.Н., ООО "Слава", представителей общественности Шевчук Е.А., Игошиной Е.Н. установлено, что осматриваемые помещения, находящиеся в аренде у ООО "Слава" ограничены от остального объема зданий литер А 2 капитальной стеной на цокольном и первом этажах и перекрытием между первым и вторыми этажами. В исследуемых и осмотренных помещениях имеются отдельные входы - выходы, которые используются без проходов через остальную часть здания (как со стороны ул. Революционной, так и через ул. Ленина). Данное расположение входов-выходов, а также всех указанных помещений в этой части здания соответствует полностью техническому плану здания от 10.09.2014 г. и техническому паспорту на комплекс строений, составленному по состоянию на 2008 г. (л.д. 43-45 т. 2),
- заключением специалиста N 18/11 от 18.11.2020 г., составленного специалистом Лопатиным В.Н., согласно которого исследуемые нежилые помещения цокольного этажа (N;N 65-77, 77а, 78-98, 95а, 99-102, 105-111) и первого этажа N 66-68, 70-74, 74а, 75-82) согласно технического плана здания, расположенные в нежилом здании по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, д. 61, литер А 2, являются обособленным и изолированным объектом недвижимости (помещением) и подлежат постановке на кадастровый учет как единый самостоятельный объект недвижимости (л.д. 52-61 т. 2).
В обоснование доводов о правомерности оспариваемого решения Министерство также ссылается на то обстоятельство, что арендованные заявителем помещения включены в утвержденный в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества Республики Башкортостан, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24.10.2008 г. N 1606 (с внесенными изменениями Приказом N 1682 от 10.11.2015 г.). Поскольку до даты подачи заявки на выкуп (05.07.2019 вх.N 17223) не истек пятилетний срок со дня включения в указанный перечень, ответчик полагает невозможной реализацию преимущественного права предпринимателя на приобретение помещения в собственность.
Данные доводы были предметом рассмотрения арбитражного суда первой инстанции и правомерно им отклонены в силу следующего.
На основании пункта 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В абзаце 2 пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 3 Закона и в соответствии со статьей 10 ГК РФ суд вправе признать наличие у арендатора права на приобретение в случае, когда договор аренды был прекращен в одностороннем порядке арендодателем, действовавшим исключительно с целью воспрепятствования реализации арендатором права на приобретение. Если по истечении непродолжительного периода после прекращения договора аренды арендодателем принимается решение о приватизации недвижимого имущества, недобросовестность действий последнего предполагается, пока не доказано иное.
Суд также может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, имущество находилось в аренде у заявителя с 2000 года. Данный факт сторонами не оспаривался.
Между тем арендуемое имущество включено в соответствующий перечень 10.11.2015, то есть после опубликования Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ; на момент включения в данный перечень помещение уже длительное время находилось в аренде у заявителя на основании договоров аренды.
Более того, коллегия принимает во внимание, что на момент включения объектов в перечень первые арендаторы уже обратились в Министерство с заявлениями о предоставлении им преимущественного права в порядке ФЗ N 159-ФЗ, однако, ответов на них не получили.
Далее, после обращения заявителя с заявлением о предоставлении преимущественного права Министерство ссылалось на нахождение объекта в перечне, что являлось основанием для отказа в предоставлении преимущественного права в порядке Закона N 159-ФЗ.
Однако, до истечения 5-летнего срока нахождения спорного имущества в перечне (приказом от 07.07.2020 N 1089) после отказа заявителю объект исключен из перечня (т. 2 л.д. 22-32). При этом к этому моменту долгосрочный договор аренды расторгнут с заявителем.
В этой связи действия Министерства, формировавшего предложения для включения помещений в соответствующий перечень, заведомо не отвечали целям и задачам Закона N 159-ФЗ, а также создали обществу препятствия в выкупе арендованного помещения по правилам Закона N 159-ФЗ.
Более того, коллегия критически относится к доводам о надлежащем опубликовании приказа от 10.11.2015 N 1682.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 09.12.2008 N 437 (в ред. от 16.02.2015) утвержден Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня государственного имущества Республики Башкортостан в целях предоставления во владение и (или) пользования на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
В силу п. 15 Порядка в течение 15 дней после утверждения перечень подлежит обязательному официальному опубликованию в СМИ (газета "Республика Башкортостан") и в сети Интернет на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Однако, как следует из материалов дела приказ от 10.11.2015 N 1682 в указанный срок опубликован не был. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела справкой ГБУК "Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди" (т. 2 л.д. 118), протоколом осмотра доказательств нотариусом (т. 2 л.д. 112-113).
Данные обстоятельства Министерством надлежащими доказательствами не опровергнуты.
При этом согласно постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 01.06.1998 N 111 (в ред. на 2015 год) республиканские органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные акты только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут (п 19).
При таких обстоятельствах, коллегия соглашается с доводами заявителя о том, что поскольку доказательств опубликования приказа от 10.11.2015 N 1682 в материалы дела не представлено, указанный нормативный акт применяться не может.
При этом из материалов дела усматривается, что публикация в газете "Республика Башкортостан" произведена лишь 04.10.2016 (т. 3 л.д. 49).
Документальных доказательств опубликования приказа в сети Интернет Министерством не представлено.
Ссылки Министерства на переходный период ввиду перехода на новую платформу интернет-сайта коллегией отклоняются. В материалы дела представлен Приказ Министерства без номера и даты согласно тексту которого, использование единой технической платформы начинается с 05.06.2018.
Ссылки Министерства на дело N А07-24857/2017 также не могут приняты коллегией, поскольку указанное дело рассмотрено при иной составе участников, по иному объекту, в ходе рассмотрения вопрос о публикациях приказа не рассматривался.
Доводы апеллянта о наличии статуса спорного нежилого помещения как объекта культурного наследия, не принимается апелляционной коллегией в силу следующего.
Действительно, Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 здание Коммерческого училища 1908-1910 года строительства (архитектор Чаплиц), расположенное по адресу РБ, г. Уфа ул. Ленина. 61 включено в перечень объектов исторического и культурного федерального значения как памятник культурного назначения федерального значения общей площадью 3348,5 кв.м., впоследствии зарегистрированный в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ за N 021410060960006.
По указанному адресу г. Уфа ул. Ленина 61 зарегистрирован комплекс строений (согласно технического паспорта) в виде корпуса литера А1, литера А2, литера A3. литера А 4. При этом общая площадь всех корпусов комплекса (корпусы лит. А1-А4) по указанному адресу (г. Уфа ул. Ленина, 61) составляет 15 288,2 кв.м.
В перечень объектов исторического и культурного федерального значения как памятник культурного назначения федерального значения включен только корпус литера А1 общей площадью 3348,5 кв.м, остальные 3 корпуса были построены позднее, в частности, корпус литера А2 был построен в 1997 году.
В материалах дела (т. 1 л.д. 54) имеется справка Управления по государственной охране культурного наследия РБ, выданная на запрос МЗИО РБ за N РГ-17/10146 от 29.07.2019 в которой указывается, что спорный объект корпус литера А2 по адресу г. Уфа ул. Ленина, 61 не является объектом культурного наследия.
Таким образом, материалы дела подтверждают несостоятельность доводов апеллянта о правовом статусе спорного объекта как объекта культурного наследия.
Доводы апелляционной жалобы о наличии невыплаченной пени по арендной плате также подлежат отклонению.
В 2019 году при подаче ООО "Слава" заявления о выкупе арендуемой площади и при рассмотрении данного заявления МЗИО РБ и ГКУ "УИК РБ" никаких уведомлений либо претензий с их стороны в адрес Арендатора о наличии невыплаченной пени не было. Заявитель не был уведомлен надлежащим образом о наличии каких-либо претензий материального характера арендодателя к арендатору. Доказательств обратного заинтересованными лицами в материалы дела не представлено. То есть довод апеллянта в жалобе на наличие задолженности по пени у заявителя на момент подачи заявления о выкупе, несостоятелен.
Фактически, совместный акт сверки арендных платежей МЗИО РБ и ГКУ "Управление казны РБ" по состоянию 03.07.2019 г. по договору аренды N 1 1405а был составлен только в декабре 2021 г., т.е. спустя 2,5 года после подачи арендатором заявления о выкупе от 03.07.2019.
Согласно этого сводного акта сверки по итоговому сальдо задолженности арендатора перед арендодателем по выплате пени не указано, сальдо составлено с плюсовым балансом в пользу арендатора. акт составлен арендодателем.
Ранее МЗИО РБ в 2020 г. в своих ответах в адрес ООО "Слава" указывало, что у арендатора перед арендодателем нет задолженностей по выплате арендной платы и пени. Арендодатель к арендатору не имеет никаких материальных претензий.
Согласно совместного акта сверки и расчета по уплате арендной платы и начисленного пени, составленного в декабре.2021 г. по сальдо на 03.07.2019 г., переплата арендной платы арендатором составляла 36481.08 руб., пени заданный период времени было начислено в сумме 2283,10 руб., всего сальдо указано как переплата в пользу Арендатора в сумме 34197,98 руб.
По пояснениям указанных сторон по делу, как арендодателями, начислено всего было пени как долг перед МЗИО РБ в размере 2147,84 руб. и как долг перед ГКУ "Управление казны РБ" в сумме 135,26 руб.
МЗИО РБ в суде и ранее в своих письмах в адрес Арендатора подтвердило факт отсутствие невыплаченных пени и какого-либо долга арендатора перед арендодателем в лице МЗИО РБ.
У МЗИО РБ к ООО "Слава" нет претензий по оплате пени по договору аренды N 11405а от 05.09.2016.
ГКУ "Управление казны РБ" как арендатор в суде пояснило, что за период с 04.06.2017 г. по состоянию на 03.07.2019 арендатору было начислено пени в размере 135,26 руб.; была подтверждена также сумма переплаты арендной платы по состоянию на 03.07.2019 в размере 34197.98 руб. Зачет суммы пени из переплаты арендной платы ГКУ "Управление казны РБ" полагает неверным, хотя указанные акты сверки представлены именно арендодателями, а в актах сверки сальдо указано с учетом зачета пени из переплаты арендной платы., что на 03.06.2019 г., как на дату обращения арендатора ООО "Слава" с заявлением о выкупе занимаемого помещения по договору аренды N 11405а неоплаченной арендной платы не было, имело место переплата выплат арендной платы в размере 34197.98 руб., и по позиции ГКУ "Управление казны РБ" имело место невыплаченное пени в размере 135,26 руб.
Из данного сводного акта сверки арендных платежей, составленном в декабре 2021 г., ясно следует, что начисленное пени было списано из излишне выплаченной арендной платы арендодателем и на момент обращения заявителя 03.07.2019 г. к арендодателю задолженности по арендной плате или пени у арендатора не имелось.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу изложенных положений закона, суд первой инстанции верно обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Доводы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные ответчиком доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2023 по делу N А07-39711/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-39711/2019
Истец: ООО СЛАВА
Ответчик: МЗИО РБ
Третье лицо: ГУ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ КАЗНЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ГКУ "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ КАЗНЫ РБ"
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11942/2024
13.12.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8338/2023
21.09.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10144/2023
22.05.2023 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-39711/19