г. Воронеж |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А64-919/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Атисковой Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "РКС-Тамбов": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 62 "Огонек": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РКС-Тамбов" на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Тамбовской области от 28.03.2023 (мотивированное решение изготовлено 07.04.2023) по делу N А64-919/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РКС-Тамбов" (ОГРН 1173668031635, ИНН 3661079069) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 62 "Огонек" (ОГРН 1036888176060, ИНН 6832020264) о взыскании 317 705,90 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общества с ограниченной ответственностью "РКС-Тамбов" (далее - ООО "РКС-Тамбов", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 62 "Огонек" (далее - МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек", ответчик) о взыскании задолженности в размере 317 705,90 рублей по договору N 1290/к от 15.06.2021 холодного водоснабжения и водоотведения и государственному (муниципальному) контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 1290/к от 17.01.2022, образовавшейся в период с 01.06.2021 по 31.10.2022.
Решением (резолютивная часть) Арбитражного суда Тамбовской области от 28.03.2023 (мотивированное решение изготовлено 07.04.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РКС-Тамбов" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой указывает на незаконность и необоснованность решения (резолютивная часть) Арбитражного суда Тамбовской области от 28.03.2023 (мотивированное решение изготовлено 07.04.2023), в связи с чем, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "РКС-Тамбов" ссылается на то, что законодательно установлена презумпция наличия негативно воздействующих на работу ЦСВ загрязняющих веществ в сточных водах абонента, при среднесуточном объеме сбрасываемых сточных вод менее 30 куб. м. Наличие места отбора проб дает абоненту право подачи декларации, но не обязывает организацию осуществляющую водоотведение осуществлять контроль сточных вод с определенной периодичностью. Также, заявитель указывает на необоснованность вывода суда области о том, что в пункте 203 Правил N 644 приведен исчерпывающий перечень видов экономической деятельности, при котором начисляется плата за сброс ЗВСН, а также, что данный пункт привязан исключительно к ОКВЭД абонентов.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 апелляционная жалоба ООО "РКС-Тамбов" принята к производству для рассмотрения судом апелляционной инстанции без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам, ответчику предложено представить отзыв на апелляционную жалобу.
Определением апелляционного суда от 27.06.2023 стороны вызваны в судебное заседание.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились. В поступивших через электронный сервис "Мой арбитр" (диск приложен к материалам дела) заявлениях, стороны просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, с учетом поступивших ходатайств, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей сторон в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От ответчика через электронный сервис "Мой арбитр" (диск приложен к материалам дела) поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которых МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение арбитражного суда области оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В апелляционной жалобе ООО "РКС-Тамбов" содержится ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства на основании пункта 2 части 5 статьи 227 АПК РФ, мотивированное необходимостью исследования дополнительных доказательств.
Между тем истец, заявляя ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, не обосновал, какие дополнительные обстоятельства необходимо выяснить или какие дополнительные доказательства исследовать; не сообщил, что не позволяет ему полностью раскрыть доказательства в рамках процедуры упрощенного производства, не обозначил эти доказательства и причины, препятствующие представить их в материалы дела в процессе упрощенного производства.
Поскольку истцом не приведено обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, судом апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказано.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Тамбовской области от 28.03.2023 (мотивированное решение изготовлено 07.04.2023) по делу N А6-919/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, следует отменить в части требования о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в остальной части - решение оставить без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.06.2021 между ООО "Концессионные коммунальные системы" (организация ВКХ) и МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" (абонент) был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 1290/к, по условиям которого организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в объеме, определенном договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения (далее также - ЦСВ), оплачивать водоотведение и принятую холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в сроки и порядке, которые определены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В пункте 11 договора от 15.06.2021 стороны согласовали, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "р" пунктв 12 договора от 15.06.2021 организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Подпунктом "д" пункта 13, подпунктом "е" пункта 14 договора от 15.06.2021 предусмотрено, что организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.
Согласно пунктам 28, 29 договора от 15.06.2021 контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод. Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод указываются по форме согласно приложению N 5 к настоящему договору.
В приложении N 5 к договору от 15.06.2021 сторонами согласовано место отбора проб - железобетонный канализационный колодец с координатами 52,756517°С, 41,435520°В по адресу г. Тамбов, бул. Энтузиастов, 2 "В".
В договоре от 15.06.2021 (раздел IX) стороны согласовали порядок контроля за соблюдением абонентами показателей декларации нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и порядок декларирования состава и свойств сточных вод (раздел X) (при условии заключения договора с абонентом, который обязан подавать декларацию в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Из пунктов 30 - 34 договора от 15.06.2021 следует, что нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему сточных вод, установленных для абонента, указываются по форме согласно приложению N 7.
Сведения о нормативах состава сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению N 8.
Контроль за соблюдением абонентом требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента. В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных ему нормативов по объему сточных вод организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация ежемесячно определяет количество отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива по объему сточных вод.
При наличии у абонента объектов, для которых не устанавливаются нормативы по объему сточных вод, контроль за соблюдением нормативов по объему сточных вод абонента производится путем сверки общего объема отведенных (принятых) сточных вод за вычетом объемов поверхностных сточных вод, а также объемов водоотведения, для которых не устанавливаются нормативы по объему сточных вод.
При превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Договор вступает в силу с 01.07.2021 и действует по 31.12.2021 и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 68 - 70 договора).
ООО "Концессионные коммунальные системы" с 02.07.2021 переименовано в ООО "РКС-Тамбов", на что указывают листы записи ЕГРЮЛ.
17.01.2022 между ООО "РКС-Тамбов" (организация ВКХ) и МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" (абонент) заключен государственный (муниципальный) контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 1290/к (контракт от 17.01.2022), на условиях, аналогичных вышеприведенным условиям договора от 15.06.2021.
Согласно пункту 29 контракта от 17.01.2022 сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод указываются по форме согласно приложению N 4 к настоящему контракту.
Как следует из приложения N 4 к контракту от 17.01.2022, стороны согласовали место отбора проб - железобетонный канализационный колодец с координатами 52,756517°С, 41,435520°В по адресу г. Тамбов, бул.Энтузиастов, 2 "В".
Из пункта 30 контракта от 17.01.2022 следует, что нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему сточных вод, установленных для абонента, указываются по форме согласно приложению N 6.
Сведения о нормативах состава сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению N 7 (пункт 31 контракта от 17.01.2022).
Контракт вступает в силу с 01.01.2022 и действует по 31.12.2022 (пункты 68 - 69 контракта от 17.01.2022).
За период с 01.06.2021 по 31.10.2022 ответчику были выставлены платежные документы на общую сумму 317 705,90 руб. Оплата указанных счетов ответчиком не произведена.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, оставление претензионных требований без удовлетворения, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Принимая решение по данному делу в части требования о взыскании задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), подпунктом "ж", пункта 35, подпунктами "в", "г" пункта 36, пунктами 118, 119, 123(4), 124 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила N 644), а также условиями договора N 1290/к от 15.06.2021 холодного водоснабжения и водоотведения и государственного (муниципального) контракта холодного водоснабжения и водоотведения N 1290/к от 17.01.2022, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этом, арбитражный суд области с учетом того, что в Приложении N 5 к договору от 15.06.2021 "Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод", и приложении N 4 к контракту от 17.01.2022 стороны согласовали место отбора проб сточных вод (железобетонный канализационный колодец с координатами 52,756517°С, 41,435520°В по адресу г.Тамбов, бул.Энтузиастов 2 "В"), суд области полагал, что в условиях не осуществления ООО "РКС-Тамбов" контроля состава и свойств сточных вод ответчика путем отбора проб сточных вод и анализа отобранных проб сточных вод, с учетом не представления доказательств негативного воздействия сточных вод, принимаемых от МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" в ЦСВ в период с 01.06.2021 по 31.10.2022, у ответчика не возникло обязанности по внесению истцу платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в связи с чем, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в этой части требований.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В настоящем споре обязательства сторон возникли в связи с заключением договора N 1290/к от 15.06.2021 холодного водоснабжения и водоотведения и государственного (муниципального) контракта холодного водоснабжения и водоотведения N 1290/к.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктом 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
- по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
- по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
В пункте 123(4) Правил N 644 предусмотрено, что для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, которых менее указанного в абзаце 1 пункта 124 Правил N 644 (30 куб. метров в сутки);
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1,
где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем данного пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил.
Из писем Минстроя России N 44934-ИА/04 от 09.11.2020 "О расчете платы за негативное воздействие на работу ЦСВ" и N 2812-ИА/04 от 28.01.2021 "О плате за негативное воздействие на работу ЦСВ" следует, что пункт 123(4) Правил N 644 установлены особенности расчета и взимания платы с объектов абонентов, соответствующих любому из условий, указанных в абзаце 2 - 5 пункта 123(4) Правил N 644. В частности, для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзаце 2 пункта 123 (4) Правил N 644, расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу ЦСВ осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, в том числе без отбора проб сточных вод.
Как указано в определении Верховного Суда РФ от 10.02.2022 N 301-ЭС21-28458, предусмотренный пунктами 123(4), 203 Правил N 644 расчетный способ определения названной платы применяется без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и рассчитан на случаи, когда отбор проб сточных вод физически затруднен либо обустройство отдельного канализационного выпуска и контрольного канализационного колодца является для абонента экономически нецелесообразным ввиду небольших объемов сброса сточных вод. В последнем случае абоненты не лишены права выбрать наиболее благоприятный для них порядок оплаты, в том числе по фактическому содержанию загрязняющих веществ, обеспечив проведение контроля за составом и свойствами сточных вод путем осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, и подачи декларации сточных вод, сбрасываемых с объекта.
Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном определении от 16.03.2021 N АПЛ21-41 указал, что Правилами N 644 установлен приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил над расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил. Следовательно, приведенный в пункте 123(4) Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях. Довод апелляционной жалобы о том, что пункт 123(4) Правил устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения для всех субъектов хозяйственной деятельности, несостоятелен, поскольку указанный пункт предоставляет абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами.
В данном случае, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, объем сбрасываемых сточных вод с объекта ответчика за спорный период составляет менее 30 куб. м в сутки.
Таким образом, МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" соответствует критерию абзаца 2 пункта 123(4) Правил N644.
Как установлено судом, в Приложении N 5 к договору от 15.06.2021 "Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод", и приложении N 4 к контракту от 17.01.2022 стороны согласовали место отбора проб сточных вод -железобетонный канализационный колодец с координатами 52,756517°С, 41,435520°В, расположенный по адресу г.Тамбов, бул.Энтузиастов 2 "В".
Вместе с тем, следует отметить, что указание в договоре места и порядка отбора проб не исключает применение пункта 123(4) Правил N 644, поскольку согласно части 5 статьи 14 Закона о водоснабжении существенными условиями договора водоотведения являются: места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации. Наличие у абонента контрольного колодца не предполагает фактическую возможность проведения отбора проб в соответствии с требованиями Правил N 728 и ГОСТ 31861-2021 "Вода, общие требования к отбору проб", поскольку объем сточных вод (30 куб. м/сутки) не дает непрерывного потока сточных вод.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств подачи в спорном периоде декларации в отношении сточных вод в соответствии с Разделом VIII Правил N 644 и Разделом Х договоров, в случае намерения декларировать сточные воды в соответствии с пунктом 124 Правил N 644 с одновременным отбором проб в контрольном колодце.
Таким образом, ответчиком не соблюдены все требования для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что ответчик не реализовал право по подаче декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента, в рассматриваемом случае абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил.
На основании изложенного, поскольку МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" подпадает под действие абзаца 2 пункта 123 (4) Правил N 644, ему обоснованно в соответствии с данным пунктом Правил N 644 предъявлена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.06.2021 по 31.10.2022, рассчитанная ООО "РКС-Тамбов" в соответствии с указанной в данном пункте формулой.
Представленный истцом расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 70 319,46 руб. за период с 01.06.2021 по 31.10.2022 соответствует методике расчета в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644, является арифметически верным, ответчиком по существу не оспорен, контррасчет не представлен.
Документы, подтверждающие оплату ответчиком счетов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, требование о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения подлежало удовлетворению в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (ЗВСН) за период с 01.06.2021 по 31.10.2022 в размере 247 386,44 руб., арбитражный суд области правомерно исходил из следующего.
Пунктом 194 Правил N 644 закреплено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Расчет платы за сброс ЗВСН производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130-130(3) Правил N 644 (предусматривают порядок и основания не принятия организацией ВКХ декларации абонента, прекращения действия декларации, внесения абонентом изменений в декларацию) и пунктом 198 Правил N 644 (предусматривает формулу определения массы сбросов загрязняющих веществ (платежная база) по каждому загрязняющему веществу, для которого установлен норматив состава сточных вод), - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение (пункт 195 Правил N 644).
На основании вышеизложенных правовых норм, суд области обоснованно отметил, что сброс ЗВСН не презюмируется, а требует соответствующего доказывания.
Иначе, абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод у которых суммарно по всем канализационным выпускам меньше 30 куб.м в сутки были бы поставлены в неравные условия с абонентами, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод у которых суммарно по всем канализационным выпускам составляет 30 куб.м в сутки и более.
Пунктом 203 Правил N 644 установлено, что для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце 1 пункте 124 Правил N 644 (30 куб.м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта), используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или ЕГРЮЛ) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:
Пнорм. сост. = 2 Ч Т Ч Qпр1
где в соответствии с п. 123(4) Правил N 644:
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета НДС, учитываемого дополнительно (руб./куб.м);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определённый по показаниям прибора учёта сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В случае, если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах 2 и 3 пункте 203 Правил N 644, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 Правил N 644.
Приказом Росстандарта N 14-ст от 31.01.2014 утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (Классификатор).
В Классификаторе вид экономической деятельности "деятельность предприятий общественного питания" имеет коды ОКВЭД 10.85., 56.10., 56.10.21., 56.21., 56.29 и пр.
Как следует из пунктов 3.1, 4.1 утвержденного приказом Росстандарта N 1676-ст от 22.11.2013 межгосударственным стандартом ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" предприятие (объект) общественного питания - это имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
Предприятия (объекты) общественного питания подразделяют по характеру деятельности, типам и мобильности.
В частности, по характеру деятельности предприятия общественного питания делятся на: предприятия (объекты), организующие производство продукции общественного питания с возможностью доставки потребителям: заготовочные фабрики, цехи по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цехи, предприятия (цехи) бортового питания и др.; предприятия (объекты), организующие производство, реализацию продукции общественного питания и обслуживание потребителей с потреблением на месте и на вынос (вывоз) с возможностью доставки: рестораны, кафе, бары, столовые, предприятия (объекты) быстрого обслуживания, закусочные, кафетерии, буфеты; предприятия (объекты), организующие реализацию продукции общественного питания с возможным потреблением на месте: магазины (отделы).
В Классификаторе вид экономической деятельности "стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий" имеет код ОКВЭД 96.01. и включает в себя: стирку и химическую чистку, глажение и т.д. всех видов одежды (включая меховую) и текстильных изделий, производимых с помощью механического оборудования, вручную или с использованием автоматов самообслуживания для населения, промышленных и / или коммерческих клиентов; крашение всех видов одежды, включая меховую, интенсификацию цвета; различные виды обработки изделий после химической чистки: противомолевая, антистатическая, водо- и грязеотталкивающая, бактерицидная, огнезащитная и т.п.; восстановление формы изделий после химической чистки; текущий ремонт изделий после химчистки и крашения; сбор белья для стирки и его доставку клиентам после стирки; чистку и мойку ковров, драпировок, занавесок и штор в помещениях клиентов или в других местах; подготовку белья, рабочей униформы и вещей для стирки; услуги по аквачистке.
Таким образом, суд области обоснованно исходил из того, что для применения абзаца 2 пункта 203 Правил N 644 требуется совокупность двух условий: среднесуточный объем сбрасываемых абонентом сточных вод менее 30 куб.м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, и осуществление абонентом одного из перечисленных в абзаце 2 пункте 203 Правил N 644 видов экономической деятельности, перечень которых является исчерпывающим.
По мнению ООО "РКС-Тамбов", объект МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" в спорном периоде использовался в качестве предприятия общественного питания, в целях производства пищевых продуктов, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, и, как абонент, подпадает под действие абзаца 2 пункта 203 Правил N 644, соответственно, плата за сброс ЗВСН должна определяться расчетным методом без осуществления контрольных мероприятий и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Суд области обоснованно отклонил указанную позицию истца, как основанную на неверном толковании норм материального права и противоречащую фактическим обстоятельствам спорных правоотношении.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" подпадает под абзац 2 пункт 203 Правил N 644 в части среднесуточного объема сбрасываемых ответчиком сточных вод (менее 30 куб.м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам).
Однако согласно выписке из ЕГРЮЛ на ответчика МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" осуществляет следующий вид экономической деятельности по Классификатору - образование дошкольное (код 85.11), то есть вид экономической деятельности, не предусмотренный абзацем 2 пунктом 203 Правил N 644.
Доказательств осуществления ответчиком вопреки уставным целям учреждения в спорном периоде деятельности в качестве предприятия общественного питания, производства пищевых продуктов, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, истцом в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в условиях не представления ООО "РКС-Тамбов" доказательств содержания в сточных водах, принимаемых от ответчика в ЦСВ, загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, у МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" не возникло обязанности по внесению истцу платы за сброс ЗВСН (пункт 194 Правил N 644).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" по организации питания воспитанников в соответствии с ГОСТ 30389-2013 подпадает под деятельность столовой, следовательно, относится к услугам общественного питания, отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" является образование дошкольное, а сама по себе организация учреждением питания воспитанников детского сада, не тождественна деятельности по производству готовых пищевых продуктов и блюд, как самостоятельному виду деятельности, отвечающему признакам профессиональности.
Доводы, заявленные в апелляционной жалобе, в части требования о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела и основанные на неправильном толковании норм материального права.
Вместе с тем, поскольку оснований для отказа в удовлетворении требования истца о взыскании задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.06.2021 по 31.10.2022 в размере 70 319,46 руб. не имелось, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции в указанной части следует отметить на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ и взыскать с МБДОУ "Детский сад N 62 "Огонек" в пользу ООО "РКС-Тамбов" задолженность по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.06.2021 по 31.10.2022 в размере 70 319,46 руб.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
С учетом результата рассмотрения дела, на основании положений статьи 110 АПК РФ, расходы истца по оплате государственной пошлины по иску в сумме 2 057 руб. 88 коп. и по оплате апелляционной жалобы в размере 660 руб. относятся на ответчика.
На основании части 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист выдается судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Тамбовской области от 28.03.2023 (мотивированное решение изготовлено 07.04.2023) по делу N А64-919/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в части отказа в удовлетворении требования о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения отменить.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 62 "Огонек" (ОГРН 1036888176060, ИНН 6832020264) в пользу общества с ограниченной ответственностью "РКС-Тамбов" (ОГРН 1173668031635, ИНН 3661079069) задолженность по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.06.2021 по 31.10.2022 в размере 70 319 руб. 46 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 2 057,88 руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 62 "Огонек" (ОГРН 1036888176060, ИНН 6832020264) в пользу общества с ограниченной ответственностью "РКС-Тамбов", г.Тамбов (ОГРН 1173668031635, ИНН 3661079069) расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 660 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Л.А.Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-919/2023
Истец: ООО "РКС-Тамбов"
Ответчик: МДОУ "Детский сад"Огонек"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд