г. Воронеж |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А36-10424/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Рубин": Мазепин Е.В. - представитель по доверенности от 06.06.2023 сроком на один год;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: Долгов В.С. - представитель по доверенности N 10 от 20.01.2023 сроком до 20.01.2023;
от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рубин" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 04.05.2023 по делу N А36-10424/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рубин" (ОГРН 1134632006695, ИНН 4632177673) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (ОГРН 1024840864432, ИНН 4826018513) о признании незаконным решения,
третье лицо: Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (ОГРН 1134800000940, ИНН 4824070613),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рубин" (далее - ООО "Рубин", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Липецкое УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 15.11.2022 N 048/10/615-1135/2022 и исключении сведений об ООО "Рубин" и генеральном директоре Соломоне Евгении Сергеевиче из реестра недобросовестных подрядных организаций.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечен Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (далее - ФКР Липецкой области, Фонд).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 04.05.2023 по делу N А36-10424/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Рубин" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит иную оценку фактических обстоятельств исполнения спорного договора, ссылаясь на отсутствие признаков недобросовестности подрядчика и незаконность оспариваемого решения антимонопольного органа.
В отзывах на апелляционную жалобу Липецкое УФАС России и ФКР Липецкой области оспаривают доводы апелляционной жалобы заявителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Рубин" поддержал доводы ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы, обосновав суду уважительность причин его пропуска; поддержал апелляционную жалобу, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Липецкого УФАС России в разрешении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы полагался на усмотрение суда; считал обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ФКР Липецкой области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного участника процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В целях более полного и всестороннего рассмотрения дела судебной коллегией по ходатайству Общества к материалам дела приобщены дополнительные документы.
Оценив доводы ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы и представленные в его обоснование доказательства, судебная коллегия полагает таковое подлежащим удовлетворению, а процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы ООО "Рубин" - восстановлению.
В соответствии с частью 1 статьи 259 АПК РФ апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен настоящим Кодексом.
Следуя разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 12), согласно части 2 статьи 176, части 4 статьи 229, части 1 статьи 259 АПК РФ срок на подачу апелляционной жалобы исчисляется не с даты направления копии изготовленного судебного акта лицам, участвующим в деле, а с даты изготовления судом первой инстанции судебного акта в полном объеме или с даты подписания судьей резолютивной части решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Обжалуемое решение Арбитражного суда Липецкой области изготовлено в полном объеме 04.05.2023, следовательно, последним днем срока на подачу апелляционной жалобы явилось 05.06.2023.
Апелляционная жалоба была направлена в Арбитражный суд Липецкой области посредством системы электронной подачи документов "Мой арбитр" 27.06.2023.
Таким образом, апелляционная жалоба подана заявителем спустя 22 дня, следующих за крайним днем установленного срока обжалования судебного акта, то есть с пропуском процессуального срока на обращение в суд апелляционной инстанции.
При этом обжалуемое решение было размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в "Картотеке арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) 05.05.2023, то есть на следующий со дня принятия обжалуемого решения день.
Согласно части 1 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие (части 2, 3 статьи 117 АПК РФ).
Пункт 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" разъясняет, что при решении вопроса о восстановлении срока на подачу апелляционной (кассационной) жалобы следует принимать во внимание, что данный срок может быть восстановлен в пределах шестимесячного срока, установленного частью 2 статьи 259 и частью 2 статьи 276 АПК РФ. Восстановление срока по истечении указанных шести месяцев не производится, если ходатайство подано участвовавшим в деле лицом, которое было извещено надлежащим образом о судебном разбирательстве в арбитражном суде первой инстанции.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках", при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы арбитражному суду следует оценивать обоснованность доводов лица, настаивающего на таком восстановлении, в целях предотвращения злоупотреблений при обжаловании судебных актов и учитывать, что необоснованное восстановление пропущенного процессуального срока может привести к нарушению принципа правовой определенности и соответствующих процессуальных гарантий. При решении вопроса о восстановлении процессуального срока судам следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.
Установление срока на обжалование решения арбитражного суда обусловлено необходимостью гарантировать правовую определенность в спорных материальных правоотношениях и стабильность гражданского оборота. Однако при установлении порядка обжалования судебного акта на основе баланса между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство должна быть обеспечена и реальная возможность участвующим в деле лицам воспользоваться правом на пересмотр судебного решения. На это, в частности, направлено правило, предусмотренное частью 5 статьи 264 АПК РФ, согласно которой возвращение апелляционной жалобы не препятствует повторному обращению с апелляционной жалобой в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для ее возвращения.
Статья 117 АПК РФ, предусматривающая возможность по ходатайству лица, участвующего в деле, восстановления процессуального срока, направлена на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников арбитражного судопроизводства.
При оценке уважительности причин пропуска срока необходимо учитывать все конкретные обстоятельства, в том числе добросовестность заинтересованного лица, реальность сроков совершения им процессуальных действий; также необходимо оценить характер причин, не позволивших лицу, участвующему в деле, обратиться в суд в пределах установленного законом срока. В противном случае лицо, апелляционная жалоба которого была возвращена в связи с пропуском срока на обжалование и отказом в удовлетворении соответствующего ходатайства, заведомо лишается возможности повторно подать апелляционную жалобу, поскольку при повторной подаче жалобы пропущенный срок только увеличится.
Кроме того, следует также учитывать, что заявитель не может быть лишен по указанным формальным основаниям права на судебную защиту посредством обжалования решения, с которым он не согласен, в суд апелляционной инстанции, где пересмотр дела осуществляется по процедуре, наиболее приближенной к производству в суде первой инстанции.
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы ее заявитель указал, что первоначально поданная в установленный срок апелляционная жалоба не поступила в суд, представив опись почтового вложения от 04.06.2023, адресованного Арбитражному суду Липецкой области, содержащего апелляционную жалобу с приложениями.
Приведенное обстоятельство как таковое с учетом сведений, представленных УФПС Ростовской области в письме от 20.08.2023 N МР66-19/13223, опровергнуто не было, в связи с чем, суд апелляционной инстанции оценивает приведенные причины пропуска установленного процессуального срока обжалования решения Арбитражного суда Липецкой области от 04.05.2023 по настоящему делу как уважительные.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав правовые позиции представителей сторон, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного электронного аукциона, объявленного извещением N 204600000012200070, 04.08.2022 между ФКР Липецкой области (заказчик) и ООО "Рубин" (подрядчик) заключен договор N РТС248А220056 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - Договор), по условиям которого заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (работы) многоквартирного(-ых) дома(-ах) (объект(-ы)), указанного(-ых) в приложении N 2 адресный перечень объектов и стоимость по видам работ к договору, которое является неотъемлемой частью договора; подрядчик обязался выполнить работы в соответствии с технической документацией, определяющей вид, объем, содержание работ и, требованиями, предъявляемыми действующим законодательством РФ к данным видам работ, а также условиями договора, определяющими, в том числе, стоимость работ и сроки их выполнения (т.1 л.д.16-22).
В соответствии с пунктом 1.2 Договора результатом работ по договору является каждый законченный капитальным ремонтом объект (или вид работ), находящийся в состоянии, обеспечивающем его нормальную эксплуатацию в соответствии с нормами обязательных регламентов, строительными нормами и правилами, государственными стандартами, ведомственными строительными нормами и иными нормативно-техническими документами РФ, переданный подрядчиком и принятый заказчиком по акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ.
Пунктом 1.4 Договора установлено, что подрядчик полностью понимает и осознает характер и объем работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет осуществляться выполнение работ, в том числе расположением объекта, климатическими условиями, средствами доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, изделий, конструкций и оборудования, строительной техники, мерами безопасности, правилами пожарной безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности, охраны окружающей среды и антитеррора, требованиями миграционного контроля и таможенного оформления, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ по договору.
В силу пункта 1.5 Договора на дату подписания договора стороны подтверждают, что подрядчик получил от заказчика и изучил все исходные данные, необходимые для выполнения работ по настоящему договору, а также все материалы настоящего договора, включая все приложения к нему, и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работ в полном объеме.
Подрядчик не претендует ни на какие дополнительные платежи, кроме предусмотренных разделом 3 договора, а также не освобождается ни от каких обязательств и (или) ответственности по причине его недостаточной информированности.
В счет стоимости работ в пределах суммы, указанной в пункте 3.1 договора, подрядчик берет на себя обязательство перед заказчиком за свой риск из своих материалов, своими силами и средствами выполнить работы в соответствии с договором, устранить все недостатки и передать результат выполненных работ заказчику.
В соответствии с пунктом 4.1 Договора срок начала выполнения работ по договору - 18.08.2022, срок окончания выполнения всех работ по договору - 16.10.2022, при этом стороны установили, что окончание срока выполнения всех видов работ на объекте не влечет прекращение обязательств сторон по настоящему договору.
В указанный срок окончания выполнения всех работ не включается период сдачи-приемки результата выполненных работ, подписание актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3).
Сроки выполнения отдельных видов работ определены сторонами в графике выполнения работ (приложение N 3 к договору).
Фактической датой окончания работ на объекте (вида работ) является дата записи общем журнале работ, подтвержденная записью заказчика.
При этом датой сдачи результата выполненных работ по объекту (вида работ) считается дата подписания акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2) без замечаний.
Пунктом 4.2 Договора стороны согласовали, что сроки выполнения видов работ по настоящему договору по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств, при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства: a) изменение объема выполняемых работ по договору при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
b) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядчика к выполнению работ по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, установленный в порядке, утвержденном постановлением Администрации Липецкой области от 27.12.2017 N 620 "Об утверждении Порядка определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", оформленный по форме акта об установлении фактов воспрепятствования оказанию услуг и (или) проведению работ по капитальному ремонту (приложение N 10 к договору); c) приостановка выполнения работ в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
Пунктом 6.1 подрядчик обязался, в том числе:
6.1.1. Не позднее дня начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте: 1) принять с участием Заказчика Объект у организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, а в случае ее отсутствия у совета дома (в лице его председателя), по акту комиссионного осмотра готовности к выполнению работ на объекте (приложение N 6 к договору). В случае отсутствия в многоквартирном доме на дату начала выполнения работ организации, осуществляющей управление многоквартирным домом или совета дома, акт комиссионного осмотра готовности к выполнению работ на объекте подписывается сторонами договора без указанных лиц; 2) обеспечить информирование собственников помещений многоквартирного дома о планируемых мероприятиях по капитальному ремонту объекта, путем размещения за свой счет в границах территории многоквартирного дома паспорта объекта по форме приложения N 18 к договору, а также обеспечить информирование в письменной форме (с указанием сроков начала и окончания работ) уполномоченного представителя собственников, а в случае отсутствия уполномоченного представителя собственников - обратиться в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом по договору управления (либо совет дома), для созыва общего собрания по вопросу участия в приемке выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в таком доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме); 3) направить в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, в случае ее отсутствия совету дома (в лице его председателя) письменное уведомление о сроках проведения капитального ремонта, перечне видов работ, подрядной организации с указанием информации о месте ее нахождения, контактах уполномоченных лиц. Предоставить заказчику подтверждающие исполнение настоящей обязанности документы. В случае отсутствия в многоквартирном доме на дату начала выполнения работ организации, осуществляющей управление многоквартирным домом или совета дома, указанное уведомление направляется в орган местного самоуправления, на подведомственной территории которого располагается многоквартирный дом; 4) осуществить входной контроль технической документации совместно с заказчиком и (или) представителем заказчика, осуществляющим строительный контроль, с целью определения соответствия технических решений и материалов, указанных в технической документации фактическому состоянию конструктивных элементов и инженерных систем объекта с оформлением акта входного контроля технической документации по форме, утвержденной приложением N 5, являющимся неотъемлемой частью договора; 5) уведомить в письменной форме заказчика о готовности объекта к выполнению работ с составлением акта комиссионного осмотра готовности к выполнению работ на объекте (приложение N 6 к договору) и выполнении требований п.п. 6.1.14, 6.1.21 договора; 6) предоставить заказчику для согласования проект производства работ (далее - ппр), который должен соответствовать требованиям, указанным в технической документации. После согласования заказчиком ППР направить его копию в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, а в случае ее отсутствия совету дома (в лице его председателя), в случае, когда указанные органы управления многоквартирным домом выбраны на дату начала выполнения работ). Предоставить заказчику подтверждающие исполнение настоящей обязанности документы; 7) заключить договор на вывоз и утилизацию отходов строительного производства и предоставить заверенную копию договора заказчику; 8) разместить на фасаде объекта баннер по форме приложения N 19 к договору, в случае выполнения работ по капитальному ремонту фасада объекта;
6.1.2. Назначить в порядке, предусмотренном п. 7.2 договора своего представителя(-ей), обеспечивающего(-их) выполнение работ подрядчиком, ведение документации на объекте, и представляющего подрядчика во взаимоотношениях с заказчиком в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора. В течение 1 рабочего дня со дня назначения своего представителя(-ей) уведомить об этом заказчика с предоставлением надлежаще заверенной копии соответствующей доверенности и (или) приказа (иного документа, удостоверяющего полномочия представителя), надлежащим образом заверенных копий удостоверений, протоколов о прохождении обучения и проверки знаний по охране труда представителя(-ей);
6.1.3. Обеспечить ведение общего журнала работ (по форме установленной Порядком ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11-05-2007) утв. Приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7);
6.1.4. Письменно, не позднее дня начала выполнения работ (вида работ) на объекте, согласовать с заказчиком привлечение субподрядной организации. В случае согласования Заказчиком привлечение субподрядной организации подрядчик обязан в течение 3 рабочих дней со дня привлечения субподрядной организации предоставить заказчику копию договора, заключенного между подрядчиком и субподрядной организацией, и копии документов, подтверждающих право субподрядной организации выполнять предусмотренные настоящим договором работы, в случае если действующим законодательством РФ предъявляются требования к выполнению таких работ. Договор, заключаемый между подрядчиком и субподрядчиком, должен обязательно содержать сведения о видах и объемах работ, подлежащих выполнению субподрядчиком. В случае привлечения субподрядных организаций подрядчик несет ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядной организацией, в том числе за нарушение сроков выполнения работ и иных условий договора;
6.1.5. Выполнить и сдать работы в объеме и в сроки, предусмотренные договором;
6.1.6. Выполнить все работы по договору в соответствии с условиями договора, технической документацией, строительными нормами, правилами, стандартами, правилами техники безопасности, охраны труда, антитеррористическими мероприятиями, правилами пожарной безопасности, правилами по охране зеленых насаждений, а также иными нормативно-правовыми документами, действующими на территории РФ и Липецкой области. Любые отклонения от условий договора, технической документации, требований заказчика и (или) лица, привлеченного заказчиком для осуществления контроля и строительного контроля за ведением работ на объекте, в том числе не влияющие на технологию и качество работ, подрядчик обязан согласовать с заказчиком;
6.1.8. Своими силами и средствами обеспечить получение всех необходимых профессиональных допусков, разрешений и допусков на право выполнения работ, требуемых соответствии с законодательством РФ;
6.1.10. В случае выполнения работ, требующих допуск в жилые/нежилые помещения, произвести обход всех помещений многоквартирного дома с участием представителей заказчика и (или) организации, осуществляющей строительный контроль, а также организации, осуществляющей управление многоквартирным домом. По результатам обхода письменно проинформировать заказчика по предполагаемым недопускам собственников в помещения с указанием номеров жилых/нежилых помещений. В случае недопуска собственниками помещений к проведению работ на объекте, незамедлительно известить заказчика и организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, в письменной форме с указанием адреса объекта, номера квартиры собственника, препятствующего выполнению работ в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Администрации Липецкой области от 27.12.2017 N 620, с оформлением акта об установлении фактов воспрепятствования оказанию услуг и (или) проведению работ по капитальному ремонту (Приложение N 10 к договору);
6.1.11. Перед демонтажем общедомовых и индивидуальных приборов учета за 3 рабочих дня уведомить ресурсоснабжающую организацию, организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, а после окончания работ известить их о повторной опломбировке общедомовых и индивидуальных приборов учета. Уведомить собственников помещений в многоквартирном доме (путем размещения информации в общедоступном месте многоквартирного дома), организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, и ресурсоснабжающую организацию о приостановке подачи ресурсов более, чем на 24 часа с указанием периода приостановки, а также обеспечить вызов представителя ресурсоснабжающей организации для составления соответствующего акта, подтверждающего приостановку подачи ресурсов. Об исполнении обязанностей, предусмотренных настоящим пунктом, уведомить заказчика в течение 3 рабочих дней с предоставлением копий, направленных в адрес ресурсоснабжающей организации и организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, уведомлений, и документов, подтверждающих такое направление;
6.1.14. В счет цены договора обеспечить объект капитального ремонта в срок не позднее дня начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте, необходимыми материально-техническими ресурсами, строительной техникой, временными сооружениями, санитарно-бытовыми сооружениями (биотуалетами при необходимости) и инструментами, самостоятельно за свой счет осуществить их приобретение, доставку и разгрузку на объекте;
6.1.15. Обеспечить за свой счет сохранность материалов, оборудования, стоянки строительной техники и другого имущества, необходимого для выполнения работ, ограждение строительной площадки с даты начала работ до даты сдачи объекта в эксплуатацию. Установить не позднее дня начала выполнения работ на объекте систему видеонаблюдения с количеством видеокамер, согласованных заказчиком, на весь срок выполнения работ на тех объектах и в местах, согласованных с заказчиком;
6.1.16. Оформить необходимые документы на выполнение работ и нести ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушения правил и порядка ведения работ;
6.1.17. Обеспечить целевое использование денежных средств, полученных от Заказчика (в случаях, когда уплата аванса предусмотрена условиями настоящего Договора);
6.1.18. Выполнить двухстадийную фотофиксацию объекта по видам работ (до начала выполнения работ и после окончания выполнения работ) и передать ее заказчику при приемке работ. Еженедельно каждый четверг предоставлять заказчику в электронном виде на электронную почту (e-mail: info@kapremont48.ru) фотоотчет с письменными пояснениями о ходе выполнения работ, соблюдении сроков, определенных графиком выполнения работ и вывозе строительного мусора, образованного в ходе выполнения работ по каждому объекту (по форме приложения N 17 к договору). Заказчиком в ходе исполнения обязательств по контролю за выполнением работ может быть определен иной способ предоставления подрядчиком отчета о ходе выполнения работ, включая обязанность подрядчика по внесению информации в специальные электронные программы (системы) заказчика, посредством использования, предоставленного заказчиком, кода доступа и (или) логина и пароля для работы в системах заказчика;
6.1.21. В счет общей цены работ по договору в срок не позднее дня начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте, своими силами и средствами получить по необходимости в установленном порядке разрешение на присоединение строительно-бытового городка к сетям электроснабжения, водоснабжения, канализации, а также в полном объеме нести расходы за пользование вышеуказанными сетями;
6.1.25. Устранить причины приостановки работ в пределах сроков, установленных заказчиком;
6.1.26. При обнаружении обстоятельств, угрожающих сохранности или прочности объекта, результата работ, немедленно не позднее следующего рабочего дня письменно известить заказчика любыми доступными средствами связи, включая электронную почту, позволяющими достоверно определить, что сообщение исходит от стороны по договору, способами, подтверждающими факт отправления, и до получения от него указаний приостановить работы (с обязательным внесением записи в общий журнал работ, с указанием причины приостановки работ) и принять все возможные меры по предотвращению наступления отрицательных последствий, которые могут быть вызваны обнаруженными обстоятельствами. При этом на основании п. 223 Положения, утв. ПП РФ N 615, срок выполнения работ по договору изменению не подлежит. При таких обстоятельствах подрядчик освобождается от ответственности за просрочку исполнения обязательств по договору пропорционально количеству дней действия приостановки в выполнении работ;
6.1.29. Подрядчик обязан приступать к выполнению последующих работ только после приемки заказчиком и (или) организацией, осуществляющей строительный контроль, скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ. В случае если подрядчик приступил к выполнению последующих работ, до приемки заказчиком и (или) организацией, осуществляющий строительный контроль скрытых работ, подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию заказчика, а затем восстановить ее за свой счет. При этом ответственность за неисполнение условия настоящего пункта и за просрочку подрядчик несет в полном объеме в соответствии с условиями договора;
6.1.30. В течение 1 рабочего дня письменно любыми доступными средствами связи, включая электронную почту, позволяющими достоверно определить, что сообщение исходит от стороны по договору, способами, подтверждающими факт отправления, известить заказчика и до получения от него указаний в письменной форме приостановить работы (в том числе путем внесения записи в общий журнал работ) при обнаружении: возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ; иных, не зависящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результата выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок. Заказчик обязан в течение 7 рабочих дней с даты получения от подрядчика вышеуказанного извещения дать подрядчику письменные указания о порядке и способе дальнейшего выполнения работ по договору. В случае нарушения заказчиком срока предоставления подрядчику указаний, последний освобождается от ответственности за просрочку исполнения обязательств по договору;
6.1.34. Обеспечивать в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (РД-11-02-2006) своевременное ведение и хранение исполнительной документации по объекту на месте выполнения работ, а также предоставлять заказчику, организациям, осуществляющим строительный контроль, всю текущую техническую и исполнительную документацию, в том числе все необходимые чертежи, спецификации и иные документы, которые могут быть затребованы ими при выполнении своих обязанностей. Передать заказчику акты о приемке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), акт приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома (приложение N 11 к договору) и исполнительную документацию по описи;
6.1.35. С момента начала выполнения работ и до окончания выполнения работ ежедневно вести общий журнал работ, в котором отражается технологическая последовательность, сроки работ, требования по устранению недостатков (дефектов), обнаруженных в ходе выполнения работ, мероприятия по осуществлению контроля за качеством выполнения работ. Общий журнал работ должен находиться непосредственно на объекте и предоставляться по первому требованию представителя заказчика или организации, осуществляющей строительный контроль. Отсутствие на объекте надлежащим образом оформленного общего журнала работ, а также непредоставление его в процессе осуществления контроля за качеством и ходом выполнения работ бесспорно является нарушением подрядчиком условий договора и основанием для приостановления работ уполномоченным представителем заказчика и (или) организации, осуществляющей строительный контроль, а также для привлечения подрядчика к ответственности, предусмотренной договором;
6.1.38. Обеспечить ежедневное (без учета выходных и праздничных дней) присутствие на объекте в период выполнения работ, предусмотренных графиком выполнения работ надлежащим образом уполномоченного представителя для составления и подписания предусмотренных настоящим договором документов, а также персонала в количестве, достаточном для проведения работ в установленные договором сроки;
6.1.40. Подрядчик обязан использовать аванс (в случае, когда уплата аванса предусмотрена условиями договора) для покрытия расходов по выполнению работ. Подрядчик обязан предоставить заказчику все необходимые документы, заверенные подписями и печатями уполномоченных лиц, подтверждающие использование авансового платежа в соответствии с его назначением, не позднее, чем через 5 рабочих дней с даты получения от заказчика соответствующего требования.
Подпунктом 16.1 Договора предусмотрено, что расторжение договора допускается по инициативе заказчика, в том числе путем одностороннего расторжения договора.
В силу пункта 16.2 Договора заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков, в частности, в следующих случаях:
16.2.1. Систематическое (2 раза и более) нарушение подрядчиком сроков выполнение работ;
16.2.2. Задержка подрядчиком начала выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме по любому из многоквартирных домов;
16.2.6. Нарушение подрядчиком сроков выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней по любому из многоквартирных домов, являющийся предметом договора;
В соответствии с пунктом 16.3 Договора заказчик принимает решение об одностороннем расторжении договора и в письменной форме уведомляет об этом подрядчика. Заказчик обязан направить уведомление о расторжении договора не позднее, чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты расторжения договора. Уведомление должно содержать наименование сторон, реквизиты настоящего договора, причины, послужившие основанием для расторжения договора, и документы, их подтверждающие. Договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении о расторжении.
В составе приложений к Договору сторонами согласованы, в числе прочего, Техническое задание (приложение N 1), Адресный перечень объектов и стоимость по видам работ (приложение N 2), График выполнения работ (приложение N 3) (т.1 л.д.22-25).
Согласно условиям Договора и приложений к нему непосредственными объектами выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов являются многоквартирные дома, расположенные по адресу: г.Липецк, ул.Валентины Терешковой, д.32/1 (ремонт крыши), д.32/2 (ремонт крыши) (далее - Объекты).
11.08.2022 сторонами составлены и подписаны акты входного контроля технической документации, акт приема-передачи технической и исполнительной документации (т.2 л.д.40,47).
18.08.2022 представителями ФКР Липецкой области, управляющей компании ООО ЦКО "Жилфондпроект" и организации, выполняющей строительный контроль, подписаны акты комиссионного осмотра готовности к выполнению работ на Объекте от 18.08.2022 (т.1 л.д.63-64).
31.08.2022 в рамках осуществления контрольных мероприятий за выполнением работ по Договору представителями заказчика и организации, выполняющей строительный контроль, подписаны акты фиксации договорных нарушений с приложением фотоматериалов, согласно которым подрядчиком не начаты и не ведутся согласованные Договором работы; представитель подрядчика на Объектах отсутствует; общий журнал работ на Объектах отсутствует; техническая документация на Объектах отсутствует (т.2 л.д.202-205).
01.09.2022 ФКР Липецкой области направил в адрес ООО "Рубин" требование о надлежащем исполнении обязательств по Договору от 01.09.2022 N 6/244/22, которым потребовал в срок до 07.09.2022 приступить к выполнению работ по Договору, в противном случае Фонд будет вынужден инициировать одностороннее расторжение Договора (т.3 л.д.2-5).
21.09.2022 в рамках осуществления контрольных мероприятий за выполнением работ по Договору представителями заказчика и организации, выполняющей строительный контроль, подписаны акты фиксации договорных нарушений с приложением фотоматериалов, согласно которым подрядчиком не начаты и не ведутся согласованные Договором работы; представитель подрядчика на Объектах отсутствует; общий журнал работ на Объектах отсутствует; техническая документация на Объектах отсутствует (т.2 л.д.213-214, т.3 л.д.12-13).
23.09.2022 ФКР Липецкой области повторно направил в адрес ООО "Рубин" требование о надлежащем исполнении обязательств по Договору от 22.09.2022 N 3/265/22, которым потребовал в срок до 26.09.2022 приступить к выполнению работ по Договору, в противном случае Фонд будет вынужден инициировать одностороннее расторжение Договора (т.3 л.д.6-8).
26.09.2022 в рамках осуществления контрольных мероприятий за выполнением работ по Договору представителями заказчика и организации, выполняющей строительный контроль, подписаны акты фиксации договорных нарушений с приложением фотоматериалов, согласно которым работы выполняются с отставанием от графика; подрядчиком не начаты и не ведутся согласованные Договором работы; представитель подрядчика на Объектах отсутствует; общий журнал работ на Объектах отсутствует; техническая документация на Объектах отсутствует (т.2 л.д.209-212, т.3 л.д.10-11).
28.09.2022 ФКР Липецкой области направил в адрес ООО "Рубин" уведомление от 28.09.2022 N 32/271/22 о расторжении Договора с 20.10.2022 на основании пунктов 16.2.1, 16.2.2, 16.2.6 Договора, подпунктов "а", "б", "е" пункта 226 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, в связи с систематическим (2 раза и более) нарушением подрядной организацией сроков выполнения работ, задержкой подрядной организацией начала выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений многоквартирном доме, а также нарушением подрядной организацией сроков выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней на Объектах, с приложением актов фиксации договорных нарушений от 31.08.2022, 21.09.2022 и 26.09.2022 (т.3 л.д.9-16).
Кроме того, 26.09.2022 и 12.10.2022 ФКР Липецкой области направляло в адрес ООО "Рубин" претензии от 16.09.2022 N 186 от 11.10.2022 N 199 с требованиями об уплате штрафных санкций по Договору с приложением актов фиксации договорных нарушений от 31.08.2022, 21.09.2022 и 26.09.2022 (т.2 л.д.200-214, т.2 л.д.1).
Письмом от 05.10.2022 N 28 ООО "Рубин" уведомило ФКР Липецкой области о том, что подрядчик приступил к выполнению работ на Объектах, закуплен материал, ведутся ремонтные работы, но ввиду обстоятельств непреодолимой силы (пункт 15.1 Договора), а именно неблагоприятных погодных условий, не представляется возможным выполнить ремонтные работы крыши в срок, установленный Договором, а продолжение выполнения ремонтных работ приведет к нарушению условий Договора, возможному залитию жилых помещений, нарушению техники безопасности и охраны труда (т.2 л.д.117-118).
Письмом от 07.10.2022 N 10/280/22 заказчик потребовал от подрядчика приостановить выполнение работ по Договору по причине неисполнения подрядчиком обязательств по Договору, а именно подрядной организацией не приняты Объекты у организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, по акту комиссионного осмотра готовности к выполнению работ на Объекте (т.1 л.д.31-32).
13.10.2022 и 07.11.2022 в ФКР Липецкой области поступили письма собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся Объектами по Договору, о залитии жилых помещений в связи с производством работ по ремонту кровли дома (т.2 л.д.33-35).
19.10.2022 представителями ФКР Липецкой области, управляющей компании ООО ЦКО "Жилфондпроект" и организации, выполняющей строительный контроль, ООО "Строительный контроль" в отсутствие представителя ООО "Рубин" подписаны акты осмотра Объектов и составлены дефектные ведомости объемов работ с приложением фотоматериалов, согласно которым предусмотренные Договором работы не ведутся, рабочий персонал подрядчика на Объектах отсутствует; в результате визульного и инструментального осмотра Объектов (крыш) установлено, что фактически выполненные работы выполнены с существенным нарушением Договора (нарушением СП 17.13330.2017, с отклонением от проектно-сметной документации (ПСД)); объем фактически выполненных работ, находящихся в состоянии, обеспечивающем нормальную эксплуатацию крыши МКД, отсутствует; объем принятых заказчиком работ отсутствует; объем фактически невыполненных подрядчиком работ отражен в дефектных ведомостях (т.3 л.д.18-43).
25.10.2022 в Липецкое УФАС России поступило обращение ФКР Липецкой области о включении информации об ООО "Рубин" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (т.2 л.д.167-168).
В ходе проверки представленных сведений Липецким УФАС России исследовались, в том числе, документы, связанные с заключением спорного договора и его исполнением сторонами, материалы переписки сторон, а также их письменные пояснения, в том числе доводы Общества о неблагоприятных погодных условиях в сентябре 2022 года, о неперечислении аванса заказчиком, в связи с чем подрядчик закупал материалы на собственные средства.
По результатам рассмотрения обращения и доводов заказчика и подрядчика антимонопольный орган установил, что материалы переписки сторон по вопросу изменения системы финансового сопровождения исполнения Договора (т.2 л.д.120-124), на которые ссылалось Общество в обоснование невозможности своевременного исполнения условий Договора, относятся к исполнению иного договора от 22.06.2022 N РТС248А22000038, тогда как самим подрядчиком был нарушен пункт 2.1 Договора, что привело к невозможности перечисления ему аванса заказчиком - Общество не представило договор по расширенному банковскому сопровождению Фонду, при этом данные документы были представлены подрядчиком в рамках исполнения договора от 22.06.2022 N РТС248А22000038. Доказательств того, что закупленные Обществом строительные материалы использовались именно на Объектах в рамках исполнения Договора, Управлению также представлено не было.
Доводы подрядчика о неблагоприятных погодных условиях. Препятствовавших выполнению работ по Договору, не были приняты антимонопольным органом, поскольку в согласованные сроки выполнения работ Общество не уведомило Фонд о наличии данных обстоятельств. как и не уведомило последнего о приостановке работ. При этом Управлением установлено, что в аналогичный временной период подрядчиком выполнялись работы по иным договорам с аналогичным предметом.
Антимонопольный орган также усмотрел, что заказчик, со своей стороны, принимал достаточные меры, способствуя и предупреждая подрядчика о необходимости исполнения обязательств по Договору. Общество, напротив, получив уведомление об одностороннем отказе Фонда от исполнения Договора, лишь направило в адрес заказчика уведомление о неблагоприятных погодных условиях.
15.11.2022 (резолютивная часть от 11.11.2022) комиссией Липецкого УФАС России в рамках дела N 048/10/615-1135/2022 принято решение о включении сроком на 3 года в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений об ООО "Рубин" и его генерального директора, в связи с подтверждением достоверности фактов, содержащихся в документах и сведениях, поступивших от ФКР Липецкой области, в связи с задержкой Обществом начала выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме, а также нарушением подрядчиком сроков выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней на Объектах (т.1 л.д.11-15).
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, ООО "Рубин" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Липецкой области в удовлетворении заявленных требований отказал, не усмотрев добросовестность подрядчика при исполнении Договора.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений в процедуре принятия Липецким УФАС России оспариваемого решения, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что лицами, участвующими в деле, так же не оспаривается.
Отношения по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируются, в том числе Жилищным кодексом Российской Федерации (далее в редакции, действовавшей на момент заключения Договора,- ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Пунктом 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ установлена обязанность регионального оператора по привлечению для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключению с ними от своего имени соответствующих договоров, предусматривающих в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Согласно части 3 статьи 182 ЖК РФ к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 182 ЖК РФ).
В силу части 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определен Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение).
Согласно пункту 196 Положения договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Положением.
В силу пункта 226 Положения заказчик вправе расторгнуть договор о проведении капитального ремонта в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков в случаях систематического (2 раза и более) нарушения подрядной организацией сроков оказания услуг и (или) выполнения работ (подпункт "а"); задержки подрядной организацией начала оказания услуг и (или) выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "б"); нарушения подрядной организацией сроков оказания услуг и (или) выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней по любому из многоквартирных домов (подпункт "е").
Подпунктом 16.1 Договора предусмотрено, что расторжение договора допускается по инициативе заказчика, в том числе путем одностороннего расторжения договора.
В силу пункта 16.2 Договора заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков, в частности, в следующих случаях:
16.2.1. Систематическое (2 раза и более) нарушение подрядчиком сроков выполнение работ;
16.2.2. Задержка подрядчиком начала выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме по любому из многоквартирных домов;
16.2.6. Нарушение подрядчиком сроков выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней по любому из многоквартирных домов, являющийся предметом договора;
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно статье 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором. Указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
В соответствии с пунктом 255 Положения в реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация о победителе электронного аукциона или об участнике электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или о единственном участнике электронного аукциона, уклонившихся от заключения договоров о проведении капитального ремонта, а также о подрядных организациях, с которыми договоры о проведении капитального ремонта расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора о проведении капитального ремонта в связи с существенным нарушением подрядными организациями условий таких договоров.
Ведение реестра недобросовестных подрядных организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (далее - орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций), в соответствии с утвержденными им методическими рекомендациями (пункт 254 Положения).
Пунктом 258 Положения установлено, что в случае расторжения договора о проведении капитального ремонта по решению суда или в случае расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных настоящим Положением, заказчик в течение 3 рабочих дней со дня расторжения договора о проведении капитального ремонта направляет в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, информацию, предусмотренную подпунктами "в" - "з" пункта 256 настоящего Положения, а также копию решения суда о расторжении договора о проведении капитального ремонта или в письменной форме обоснование причин расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке.
В течение 10 рабочих дней со дня поступления документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, осуществляет проверку фактов, содержащихся в указанных документах и информации (пункт 259 Положения).
Согласно пунктам 263-264 Положения по результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций.
По результатам принятия решения о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций такая информация включается органом, уполномоченным на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, в реестр недобросовестных подрядных организаций в течение 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Исходя из приведенных требований Положения, учитывая позицию Конституционного Суда РФ, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр, нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций должен устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Основанием принятия ФКР Липецкой области решения об одностороннем отказе от исполнения Договора явились нарушение ООО "Рубин" сроков выполнения работ, задержка начала выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений многоквартирном доме, а также нарушение сроков выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней на Объектах (подпункты 16.2.1, 16.2.2, 16.2.6 Договора).
Разрешая вопрос по существу, Липецкое УФАС России по результатам исследования поступившего от заказчика обращения и представленных сведений и документов усмотрело недобросовестность поведения подрядчика при исполнении заключенного Договора, выразившегося в неисполнении в установленные сроки принятых на себя обязательств по Договору.
Суд первой инстанции, согласившись с выводами антимонопольного органа, исследовав фактические обстоятельства исполнения спорного Договора, в том числе акты фиксации договорных нарушений от 31.08.2022, 21.09.2022, 26.09.2022, применительно к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 401, 716), учитывая, что подрядчиком по состоянию на 26.09.2022 был существенно нарушен срок начала выполнения работ по Договору (18.08.2022) на 39 календарных дней, пришел к выводу о том, что у ФКР Липецкой области имелись предусмотренные подпунктом "б" пункта 226 Положения основания для расторжения Договора.
Судом области также была дана критическая оценка доводам заявителя о невозможности выполнения работ ввиду неблагоприятных погодных условий в течение сентября 2022 года, в том числе с учетом того обстоятельства, что о наличии данных обстоятельств заказчик подрядчиком незамедлительно уведомлен не был, как и выполнение работ приостановлено Обществом не было.
Обстоятельство же выполнения подрядчиком части подготовительных мероприятий было оценено судом первой инстанции в подтверждение возможности выполнения работ на Объектах.
Соглашаясь с судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия обращает внимание заявителя, что оценка добросовестности поведения подрядчика должна иметь разумные границы, поскольку оправдание допущения существенных нарушений условий обязательства не должно приводить к нарушению прав и законных интересов не только заказчика, не получившего надлежащего исполнения обязательства, но и неограниченного круга лиц (собственников помещений в многоквартирных жилых домах), интересы которых в рассматриваемом случае будут нарушены при ненадлежащем и несвоевременном исполнении подрядчиком своих обязательств по договору.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств не усматривается направленность поведения ООО "Рубин" на своевременное исполнение своих обязательств по Договору в установленные им сроки выполнения работ, а также соблюдение графика выполнения работ, являющегося приложением к Договору, в связи с чем, поведение последнего добросовестный характер не носит, связано с существенными нарушениями интересов заказчика и неограниченного круга лиц, не только своевременно не получивших обусловленного общественными интересами исполнения, но и лишившихся актуального обеспечения исполнения подрядчиком своих обязательств по Договору.
Каких-либо объективных препятствий в исполнении заключенного договора подрядчиком в установленный срок судом первой инстанции по результатам подробного исследования обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств правомерно не установлено.
Обстоятельство, по мнению заявителя объективно препятствующее исполнению подрядчиком своих обязательств по Договору, связанное с неблагоприятными погодными условиями, в случае добросовестного незамедлительного уведомления об этом заказчика могло в порядке пунктов 4.2, 6.1.26 Договора при его подтвержденности повлиять на увеличение срока выполнения работ, освобождение подрядчика от ответственности при их нарушении.
Как верно указал суд первой инстанции, доказательств того, что заявитель до получения уведомления о расторжении Договора уведомлял ФКР Липецкой области о наличии каких-либо обстоятельств, препятствующих исполнению Договора, либо сообщал о приостановлении работ, не представлено (статьи 401, 716 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В этой связи судебная коллегия обращает внимание заявителя жалобы на пункт 1.4 Договора, в котором сторонами предусмотрено, что подрядчик полностью понимает и осознает характер и объем работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет осуществляться выполнение работ, в том числе расположением объекта, климатическими условиями, средствами доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, изделий, конструкций и оборудования, строительной техники, мерами безопасности, правилами пожарной безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности, охраны окружающей среды и антитеррора, требованиями миграционного контроля и таможенного оформления, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ по договору.
При этом из материалов дела не усматривается, что в разумный с начала выполнения работ по Договору срок Общество предприняло все подготовительные меры к их выполнению в порядке пункта 6.1 Договора, как и реагировало на требования заказчика по исполнению обязательств по Договору до момента одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Иные представленные заявителем в суд апелляционной инстанции доказательства не могут повлиять на результат рассмотрения спора, при этом заявитель не доказал с учетом приведенных обстоятельств, что не допуск жильцов дома в свои жилые помещения существенно повлияло на начало срока выполнения работ и подрядчик не мог выполнять иные работы.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не усматривает незаконности и необоснованности оспариваемого решения Липецкого УФАС России, в том числе с учетом обстоятельств, очевидно свидетельствующих о существенном нарушении ООО "Рубин" условий заключенного договора.
Кроме того, судебная коллегия также не усматривает обстоятельств нарушения оспариваемым решением антимонопольного органа прав и законных интересов Общества, поскольку принятие такового явилось следствием поведения самого подрядчика при правомерности одностороннего расторжения заказчиком спорного договора и обязанности последнего по предоставлению соответствующих сведений антимонопольному органу.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд области правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, направлены на переоценку выводов, изложенных в обжалуемом решении, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 02.08.2023 (операция 29) государственная пошлина подлежит возврату ООО "Рубин" из дохода федерального бюджета в размере 2500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Рубин" удовлетворить, восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 04.05.2023 по делу N А36-10424/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рубин" (ОГРН 1134632006695, ИНН 4632177673) из дохода федерального бюджета 2500 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-10424/2022
Истец: ООО "Рубин"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
Третье лицо: Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области