г. Москва |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А41-80654/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от ООО "АРГО" - Семина Н.Н. представитель по доверенности от 10.07.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области - Наумов С.С. представитель по доверенности от 11.06.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от Администрации городского округа Домодедово Московской области - Наумов С.С. представитель по доверенности от 09.06.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2023 года по делу N А41-80654/22 по заявлению ООО "АРГО" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным действия,
3-и лица: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области, Администрация городского округа Домодедово Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АРГО" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) с требованием о признании незаконным действия по снятию с учета земельного участка с кадастровым номером 50:28:0020401:170, обязании восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:28:0020401: 170.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области, Администрация городского округа Домодедово Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2023 года по делу N А41-80654/22 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "АРГО" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Администрации городского округа Домодедово Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
ООО "АРГО" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание "Склад", расположенное по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Востряково, ул. Колхозная, д.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.08.2007 серии 50-НГ N 579725.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 03.08.2010 по делу N А41-7123/2010 удовлетворены требования заявителя, признано незаконным бездействие администрации городского округа Домодедово по рассмотрению заявления ООО "Арго" о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 850 кв.м. с учетом разрешенного использования и в фактически сложившихся границах по ул. Колхозная 1-в в мкр. Востряково г. Домодедово Московской области, занятый объектом недвижимости "Складом", площадью 237 кв.м. по неутверждению схемы и отказ в предоставлении в собственность земельного участка; на администрацию городского округа Домодедово возложена обязанность в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать ООО "Арго" схему расположения на кадастровом плане испрашиваемого земельного участка, имеющего адресные ориентиры: Московская область, Домодедовский район, г. Домодедово, мкр. Востряково, ул. Колхозная, 1в, общей площадью 850 кв.м. и утвердить проект границ этого земельного участка; в двухнедельный срок после предоставления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность ООО "Арго" и направить в его адрес проект договора купли-продажи указанного земельного участка с копией решения о предоставлении земельного участка в собственность с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Во исполнение решения суда от 03.08.2010 по делу N А41-7123/2010 постановление Администрации городского округа Домодедово от 12.07.2012 N3126 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0020401:170 площадью 850 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Востряково, ул. Колхозная, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение склада предоставлен в собственность за плату ООО "АРГО".
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Домодедово от 12.07.2012 N 3126 Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области подготовлен и направлен 15.01.2014 в адрес Общества проект договора купли-продажи земельного участка от 31.12.2013 N 79/13, который не подписан ООО "АРГО".
При повторном обращении ООО "АРГО" подготовлен и выдан 04.05.2017 договор купли-продажи земельного участка от 03.05.2017 N 5, который подписан ООО "АРГО" с протоколом разногласий по выкупной цене земельного участка и возвращен для подписания в Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области.
Платежным поручением от 29.05.2017 N 25 обществом произведена уплата в пользу комитета суммы 157 012 руб. по договору купли-продажи земельного участка от 03.05.2017 N 5.
27.09.2022 в ходе судебного заседания по делу N А41-52582/2022 по иску ООО "АРГО" к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области об устранении разногласий в договоре купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020401:170 Обществу стало известно, что 14.06.2022 спорный земельный участок снят с кадастрового учета.
Считая свои права нарушенными в результате действий заинтересованного лица, выразившихся в снятии земельного участка с кадастрового учета, Общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из следующего.
Основанием для снятия земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020401:170 с регистрационного учета послужило отсутствие в ЕГРН информацмм о наличии на спорном земельном участке объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) принадлежащих заявителю (л.д. 130-132).
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений об объекте недвижимости из ЕГРН, осуществленные по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, при реализации ими права, предусмотренного пунктом 7 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений, содержащихся в ЕГРН.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (ч. 2 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственным кадастровым учетом признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Законом порядке.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п. 33 ч. 1 ст. 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете со статусом "временный" при отсутствии волеизъявления собственника расположенного на нем объекта недвижимости не является само по себе основанием для снятия их с государственного кадастрового учета.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН следует, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет после 01 марта 2008 года.
На основании пункта 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован талой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Иных оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета Законом N 218- ФЗ не установлено.
Согласно частям 14 и 15 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, на основании решения которого был образован данный земельный участок.
Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, земельных участков, указанных в части 18 настоящей статьи.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, в материалах дела кадастрового учета по спорному земельному участку, представленному Управлением, имеются постановления администрации городского округа Домодедово Московской области от 17.02.2011 N 348 и от 28.11.2011 N 4805 "Об утверждении схему расположения на кадастровом плане земельного участка под размещение склада в г. Домодедово, микрорайон Востряково", а также решение Арбитражного суда Московской области от 03.08.2010 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 по делу N А41-7123/10, в которых содержатся сведения о наличии у Общества на праве собственности объекта недвижимости- нежилое здание "Склад" с адресом объекта: Московская область, г.Домодедово, мкр.Востряково, ул.Колхозная, д.1в, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 50-НГ N 579725 от 29.08.2007п, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области, и сведения о расположении этого здания в границах спорного земельного участка.
Таким образом, заинтересованное лицо не могло не располагать сведениями о том, что снятый с кадастрового учета земельный участок занят зданиями, принадлежащим на праве собственности заявителю, соответственно, Управление Росреестра по Московской области не могло произвести действия по снятию его с кадастрового учета без соблюдения соответствующей процедуры.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Кроме того из материалов дела следует, что между Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области и ООО "АРГО" подписан договор купли-продажи земельного участка от 03.05.2017 N 5. Платежным поручением от 29.05.2017 N 25 обществом произведена уплата в пользу комитета суммы 157 012 руб. по договору купли-продажи земельного участка от 03.05.2017 N 5.
То обстоятельство, что указанный договор подписан со стороны заявителя с протоколом разногласий по выкупной цене земельного участка, не является основанием для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, Управление в нарушение ст.65 АПК РФ не представило в материалы дела сведения о том, какой документ послужил основанием для снятия спорного земельного участка с учета.
Управлением и иными участвующими в настоящем деле лицами факт нахождения на спорном земельному участке нежилого здании, принадлежащего Обществу на праве собственности, не оспаривается.
При таких обстоятельствах, к рассматриваемым правоотношениям применим подпункт 2 пункта 214 Порядка ведения ЕГРН, установленного Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 (в редакции от 29.10.2021), согласно которому, при наличии в ЕГРН сведений о расположении на земельном участке объектов недвижимости...Статус сведений о таком земельном участке остается "актуальный".
Таким образом, действия Управления, выраженные в снятии земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020401:170, являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО "АРГО".
Аналогичный правовой подход сформулирован в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А41-30901/22 и поддержан в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16.03.2023 по делу N а41- 30901/22.
Спорный земельный участок, сформированный в площади и границах по фактическому пользованию на 17.05.2012, был и является востребованным, действия по снятию его с учета при наличии решения суда и постановления муниципального органа о предоставлении его в собственность Общества привело к прекращению существования этого участка как объекта земельных отношений.
Индивидуально-определенный земельный участок, имеющий кадастровый номер и иные индивидуализирующие характеристики, продолжает использоваться, намерений для его снятия с учета у Общества не имелось и не имеется.
О снятии спорного земельного участка с учета Общество Управлением не уведомлялось.
Восстановление сведений в ЕГРН относительно спорного земельного участка не затрагивает прав и законных интересов иных лиц.
Относительно сведений об особых отметках, содержащихся в выписке из ЕГРН на спорный земельный участок суд отмечает следующее.
На весь спорный земельный участок с 09.04.2018 г. на срок пять лет зарегистрировано ограничение прав, предусмотренные ст.56 ЗК РФ, так как участок расположен в пределах приаэродромной территории и при его использовании без согласования в установленном законом порядке запрещено проектирование, строительство и иные действия.
Указанное ограничение прав на спорный земельный участок зарегистрировано после постановки спорного земельного участка на государственный учет и правового значения для разрешения спора по настоящему делу не имеет.
Таким образом, учитывая, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, что отражено в данных ЕГРН, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета у заинтересованного лица не имелось.
Исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемые действия соответствует действующему законодательству и не нарушают права и интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Заявитель в качестве способа восстановления нарушенных прав просил обязать Управление Росреестра по Московской области обязать Управление Росреестра по Московской области восстановить ЕГРН сведений о земельном участке(в прежних границах, площади, конфигурации, категории, виде разрешенного использования и адресе) на государственном кадастровом учете земельный участок, имевший ранее кадастровый номер 50:28:0020401:170, площадью 850 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Востряково, ул. Колхозная, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение склада, присвоив земельному участку статус сведений "Актуальные".
Указанный способ соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет в 2012 году и имел статус "Временный", который в силу действующего законодательства сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022 г.
По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер (за исключением сведений о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых до 01.01.2017 г. была осуществлена государственная регистрация безвозмездного пользования), исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости;
-в ЕГРН отсутствует информация о наличии на спорном объекте недвижимости зданий, строений, сооружений, принадлежащих Обществу и в настоящее время земельный участок не предоставлен ни на каком праве Обществу, а споры в отношении этого земельного участка не свидетельствуют о том, что он будет предоставлен в дальнейшем именно в такой площади.
При этом, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что в ЕГРН отсутствуют сведения о расположении принадлежащего ООО "АРГО" здания в границах спорного земельного участка.
Исходя из временного статуса спорного земельного участка подлежат применению положения ч.7 ст.72 Закона N 218-ФЗ, являющегося специальной нормой, регулирующей снятие с кадастрового учета временных земельных участков, и эти положения не предусматривают ограничение для снятия с кадастрового учета временного земельного участка в связи с нахождением зданий в его границах.
По мнению Комитета, суд первой инстанции незаконно удовлетворил требование о присвоении восстановленному участку статуса "актуальный".
Заявителем пропущен срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, для обращения с заявлением по настоящему делу.
Данные доводы заявителей апелляционных жалоб подлежат отклонению в связи со следующим.
Так, в соответствии со ст.70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
В силу ч.1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Законом порядке.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать:
- земельные участки, которые являются преобразуемыми (п. 33 ч. 1 ст. 26);
- земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41);
- ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70);
- земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Вопреки доводов Управления, положения п. 3 ст.70 Закона N 218-ФЗ о снятии в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008 г., в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре, по данному делу применению не подлежат, так как спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 17.05.2012.
По настоящему делу подлежат применению положения ч.7 ст.72 и ч. 15 ст.41 Закона N 218-ФЗ в виду того, что спорный земельный участок был образован в сложившихся границах, на основании вступившего в законную силу решения суда, из земель, право собственности на которые не разграничено, на этом земельном участке расположено здание, принадлежащее Обществу на праве собственности, что подтверждено доказательствами, имеющимися в материалах дела, которые были исследованы судом и положены в основу обжалуемого решения. Более того, эти обстоятельства не оспаривались и не оспариваются ни Управлением, ни третьим лицом-Комитетом.
Согласно ч.7 ст.72 Закона N 218-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ, действовавшей на момент снятия спорного земельного участка с учета) временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер (за исключением сведений о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых до I января 2017 года была осуществлена государственная регистрация безвозмездного пользования), исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Таким образом, вышеуказанные положения закона свидетельствуют о том, что положения ч.7 ст.72 Закона N 218-ФЗ предусматривают ограничение на снятие с учета земельных участков, образованных из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена-исключение таких участков из ЕГРН возможно только на основании заявления представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Администрация городского округа Домодедово Московской области (далее по тексту-Администрация) или Комитет с подобным заявлением в Управление не обращалась, что не оспаривалось ни Управлением, ни Комитетом, ни Администрацией.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В силу положений ст.41 Закона N 218-ФЗ (вред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120- ФЗ, действовавшей на момент снятия спорного земельного участка с учета) если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, на основании решения которого был образован данный земельный участок (часть 14).
Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, земельных участков, указанных в части 18 настоящей статьи (часть 15).
Иных оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета Законом N 218-ФЗ не установлено.
Положениями ч.15 ст.41 Закона N 218-ФЗ предусмотрено ограничение на снятие таких земельный участков с учета, в силу которого земельные участки, занятые зданиями снятию с учета не подлежат.
Суд первой инстанции, при принятии решения по настоящему делу руководствовался положениями Закона N 218-ФЗ) согласно которым настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений, содержащихся в ЕГРН.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (ч.2 ст.1 Закона N 218-ФЗ).
Государственным кадастровым учетом признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Закона N218-ФЗ).
Согласно подпункта 9 п.21 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Росреестра от 01.06.2021 г. N П/0241, в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются основные сведения о земельном участке, в том числе кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости (указанные сведения вносятся в том числе при внесении в ЕГРН записей о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, расположенных на таком земельном участке, а также в соответствии с пунктом 216 Порядка).
В соответствии с п. 175 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, действовавшем до 29.06.2021 г., сведения ЕГРП и государственного кадастра недвижимости включаются в ЕГРН в объеме содержащихся в них сведений с учетом требований, предусмотренных Порядком, в том числе положений пункта 9 Порядка.
Пунктом 9 указанного порядка ведения ЕГРН закреплено, что ФГИС ЕГРН (федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН) обеспечивает взаимосвязь, в том числе, разделов ЕГРН, содержащих сведения об объектах недвижимого имущества (зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства), прочно связанных с земельным участком, и раздела ЕГРН, содержащего сведения о таком земельном участке.
Суд первой инстанции установил, что в границах спорного земельного участка расположено здание, принадлежащее Обществу на праве собственности и более того, материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок был образован из земель неразграниченной собственности и поставлен на кадастровый учет в порядке реализации гарантированного законом исключительного права на выкуп этого участка, признанного за Обществом вступившим в законную силу решением суда.
Доказательств обратного в дело не представлено.
Более того, в материалах дела кадастрового учета по спорному земельному участку, представленному Управлением, имеются постановления администрации городского округа Домодедово Московской области от 17.02.2011 N 348 и от 28.11.2011 N 4805 "Об утверждении схемы расположения на кадастровом плане земельного участка под размещение склада в г. Домодедово, микрорайон Востряково", а также решение Арбитражного суда Московской области от 03.08.2010 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 по делу N А41-7123/10, в которых содержатся сведения о наличии у Общества на праве собственности объекта недвижимости- нежилое здание "Склад" с адресом объекта: Московская область, г.Домодедово, мкр.Востряково, ул.Колхозная, д. 1 в, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 50-НГ N 579725 от 29.08.2007 г., выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области, и сведения о расположении этого здания в границах спорного земельного участка.
Таким образом факт нахождения спорного земельного участка в фактическом владении Общества в связи с нахождением на нем объекта недвижимости- нежилого здания, являющегося собственностью Общества, был известен Управлению на момент снятия с учета спорного земельного участка.
В данном случае у Управления отсутствовали основания для снятия спорного земельного участка с временного учета ввиду наличия заинтересованного лица, ООО "АРГО", в оставлении земельного участка в ЕГРН.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что Управление не могло не располагать сведениями о том, что снятый с кадастрового учета земельный участок занят зданием, принадлежащим на праве собственности заявителю, и соответственно, Управление не могло произвести действия по снятию его с кадастрового учета без соблюдения соответствующей процедуры.
В результате снятия с учета спорного земельного участка стало невозможным исполнение решения Арбитражного суда Московской области от 03.08.2010 г. по делу N А41-7123/2010, тогда как в силу частей 1 и 2 ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1- ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу акты судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Довод Управления о том, что в настоящее время земельный участок не предоставлен ни на каком праве Обществу и что он будет предоставлен в дальнейшем именно в такой площади не состоятелен и опровергается материалами дела, а именно постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 12.07.2012 N 3126 и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 03.08.2010 по делу N А41-7123/2010.
Суд первой инстанции правомерно установил, что Обществу стало известно о снятии спорного земельного участка с учета 27.09.2022 в ходе судебного заседания по делу N А41-52582/2022, в связи с чем, довод Комитета в апелляционной жалобе о пропуске Обществом срока, предусмотренного ст. 198 АПК РФ, для обращения с заявлением по настоящему делу, является несостоятельным.
При вышеизложенных обстоятельствах и в силу приведенных судом положений действующего законодательства действия Управления по снятию с учета спорного земельного участка обоснованно признаны судом незаконными и нарушающими права Общества.
Кроме того, согласно правовой позиции, высказанной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 6200/10, не допускается снятие органом кадастрового учета земельного участка со статусом временный, в случае, если лицо, обладающее правом собственности на строения, для эксплуатации которого сформирован земельный участок, претендует на приобретение прав на него в силу ст.36 ЗК РФ.
Апелляционная жалоба Управления не содержат сведений о том, какой нормой закона Управление руководствовалось при снятии спорного земельного участка 14.06.2022 г. и почему в выписке из ЕЕГРН на этот участок
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Управление в нарушение ст.65 АПК РФ не представило в материалы дела сведения о том, какой документ послужил основанием для снятия спорного земельного участка с учета.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений об объекте недвижимости из ЕГРН, осуществленные по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, при реализации ими права, предусмотренного пунктом 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.
Реальное восстановление нарушенных прав Общества с учетом вышеуказанных конкретных обстоятельств может быть достигнуто только путем восстановления в ЕГРН сведений о земельном участке, что согласуется с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.12.2011 N Д23-5165 "О временном характере сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках", допускающим приостановление, продление или прекращение срока действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках по решению суда.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что спорный земельный участок, сформированный в площади и границах по фактическому пользованию на 17.05.2012 г., был и является востребованным, действия по снятию его с учета при наличии решения суда и постановления муниципального органа о предоставлении его в собственность Общества привело к прекращению существования этого участка как объекта земельных отношений. Индивидуально-определенный земельный участок, имеющий кадастровый номер и иные индивидуализирующие характеристики, продолжает использоваться, намерений для его снятия с учета у Общества не имелось и не имеется и восстановление сведений в ЕГРН относительно спорного земельного участка не затрагивает прав и законных интересов иных лиц. О снятии спорного земельного участка с учета Общество Управлением не уведомлялось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2023 года по делу N А41-80654/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80654/2022
Истец: АНО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Арго"
Ответчик: АНО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ