г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А56-10200/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24005/2023) Смоленской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 по делу N А56-10200/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БИЗНЕСРЕСУРС"
к Смоленской таможне
об оспаривании постановлений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БИЗНЕСРЕСУРС" (далее - заявитель, Общество, ООО "БИЗНЕСРЕСУРС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановлений Смоленской таможни (далее - заинтересованное лицо, Таможня, таможенный орган) от 27.01.2023 N 10113000-4136/2022, N 10113000-4137/2022, N 10113000-4138/2022, N 10113000-4139/2022, N 10113000-4140/2022, N 10113000-4141/2022, N 10113000-4142/2022, N 10113000-4174/2022, N 10113000-4175/2022, N 10113000-4176/2022, N 10113000-4177/2022, N 10113000-4178/2022, N 10113000-4179/2022, N 10113000-4180/2022, N 10113000-4181/2022, N 10113000-4182/2022, N 10113000-4183/2022, N 10113000-4184/2022, N 10113000-4185/2022, N 10113000-4186/2022, N 10113000-4187/2022, N 10113000-4188/2022, N 101130004189/2022, о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 02.06.2023 в виде резолютивной части заявленные требования Общества удовлетворены. Мотивированное решение изготовлено судом 13.06.2023.
Не согласившись с указанным решением, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом 24.11.2022, 25.11.2022, 28.11.2022, 29.11.2022 в Таможню представлены статистические формы учета перемещения товаров с регистрационными номерами 10113000/241122/С604773, 10113000/241122/С604522, 10113000/291122/С612417, 10113000/281122/С610627, 10113000/281122/С610136, 10113000/281122/С609830, 10113000/251122/С605652, 10113000/291122/С613054, 10113000/291122/С612628, 10113000/281122/С610250, 10113000/251122/С607602, 10113000/251122/С606289, 10113000/251122/С605853, 10113000/251122/С605596, 10113000/241122/С604370, 10113000/251122/С607584, 10113000/241122/С604645, 10113000/241122/С603927, 10113000/251122/С605755, 10113000/251122/С606209, 10113000/251122/С607498, 10113000/251122/С606914, 10113000/251122/С605818.
Пункт 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 года N 891 (далее - "Правила"), содержит нормативное положение, согласно которому статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Указанный срок предоставления в таможенный орган перечисленных статистических форм Обществом был нарушен, что не оспаривается заявителем.
По факту допущенного нарушения, Таможней в отношении Общества возбуждены дела об административных правонарушениях, среди которых:
- дело об административном правонарушении N 10113000-4136/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/241122/0604773;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4137/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/241122/0604522;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4138/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/291122/С612417;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4139/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/281122/С610627;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4140/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/281122/0610136;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4141/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/281122/0609830;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4142/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/251122/С605652;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4174/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/291122/С613054;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4175/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/291122/С612628;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4176/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/281122/С610250;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4177/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/251122/С607602;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4178/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/251122/С606289;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4179/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/251122/С605853;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4180/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/251122/С605596;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4181/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/241122/С604370;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4182/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/251122/С607584;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4183/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/241122/С604645;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4184/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/241122/С603927;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4185/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/251122/С605755;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4186/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/251122/С606209;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4187/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/251122/С607498;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4188/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/251122/С606914;
- дело об административном правонарушении N 10113000-4189/2022, возбужденное таможенным органом ввиду нарушения срока предоставления статистической формы учета N 10113000/251122/С605818.
27.01.2023 Таможней по результатам рассмотрения перечисленных административных дел вынесены постановления о признании Общества виновным в совершении административных правонарушений по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении Обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению.
Не согласившись с указанными постановлениями Таможни, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии события вмененного Обществу правонарушения. Вместе с тем, суд установил, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), определяющие порядок ведения и заполнения статистической формы учета перемещения товаров (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет, независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
В соответствии с пунктом 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил).
Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
В соответствии с пунктом 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, нарушения Обществом срока предоставления статистических форм учета перемещения товара были выявлены Таможней одновременно по всем рассматриваемым статистическим формам при осуществлении Таможней в соответствии с пунктом 12 Правил контроля за своевременностью представления статистических форм.
Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе, тем, что Общество получило от Таможни один запрос документов по всем выявленным в ходе контрольного мероприятия 44 (сорока четырем) эпизодам нарушений срока предоставления статистических форм (электронное письмо от 02.12.2022 инспектора Таможни в адрес сотрудника Общества).
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должны применяться при любом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поскольку иное не следует из содержания нормы.
Таким образом, с 06.04.2022 к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ; Общество должно быть привлечено к ответственности за совершение одного административного правонарушения выявленного при проведении одного контрольного мероприятия, с назначением наказания как за совершение одного административного правонарушения.
Как следует из оспариваемых постановлений, первым было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10113000-4129/2022 от 20.01.2023 (в 14 часов 00 минут).
Таким образом, в соответствии с положениями части 5 статьи 4.4 КоАП РФ назначение наказания в рамках административного дела N 10113000-4129/2022, исключает назначение наказания по иным делам об административном правонарушении: от 27.01.2023 N 10113000-4136/2022, N 10113000-4137/2022, N 10113000-4138/2022, N 10113000-4139/2022, N 10113000-4140/2022, N 10113000-4141/2022, N 10113000-4142/2022, N 10113000-4174/2022, N 10113000-4175/2022, N 10113000-4176/2022, N 10113000-4177/2022, N 10113000-4178/2022, N 10113000-4179/2022, N 10113000-4180/2022, N 10113000-4181/2022, N 10113000-4182/2022, N 10113000-4183/2022, N 10113000-4184/2022, N 10113000-4185/2022, N 10113000-4186/2022, N 10113000-4187/2022, N 10113000-4188/2022, N 101130004189/2022.
Таможенный контроль является одним из видов государственного контроля как следует из пункта 3 части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 248-ФЗ").
Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС) форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (пункт 2 статьи 310 ТК ЕАЭС.
Абзацем 5 статьи 311 ТК ЕАЭС установлено, что к объектам таможенного контроля относятся, в том числе, документы, представление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с законодательством государств-членов, а также сведения, содержащиеся в таких документах.
Таможенный контроль документов, предоставление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с законодательством государств-членов, а также сведения, содержащиеся в таких документах, осуществляется в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений (пункт 1 статьи 324 ТК ЕАЭС).
Пункт 3 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 289-ФЗ") закрепляет положение, согласно которому порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил на таможенные органы возложена обязанность по контролю за своевременностью представления статистических форм и достоверности содержащихся в них сведений.
Таким образом, таможенные органы в рамках своей деятельности осуществляют таможенный контроль в форме проверки статистических форм учета как объекта таможенного контроля на предмет из своевременного представления и достоверности содержащихся в них сведений.
Довод Таможни о том, что контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверности, содержащихся в них сведений не относится к государственному контролю правомерно отклонен судом первой инстанции поскольку противоречит целям принятия Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 26.03.2022 N 70-ФЗ, принятого в целях снижения административной нагрузки на предприятия среднего и малого бизнеса.
В целях применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ понятие "мероприятие контроля (надзора)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - "Федеральный закон N 294") и Федерального закона N 248-ФЗ.
Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должны применяться при любом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поскольку иное не следует из содержания данной нормы.
Понятие государственного контроля согласно Федеральному закону N 294 и Федеральному закону N 248-ФЗ по своему содержанию и существу, идентично фактическим полномочиям, функциям и задачам, которыми наделены таможенные органы при ведении статистической отчетности.
Довод Таможни со ссылкой на Федеральный закон N 248-ФЗ о том, что, отсутствие документов-оснований (задание, подписанное уполномоченным должностным лицом) при проведении проверки рассматриваемых статистических форм, а также отсутствие акта проверки, свидетельствует о том, что данный контроль не относится к государственному контролю.
Как указано в подпункт 3 пункта 5 статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ его положения не применяются при организации и осуществлении таможенного контроля.
Учитывая положения Закона N 70-ФЗ, суд правомерно указал, что Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем законным является первое постановление о привлечении к административной ответственности N 10113000-4129/2022 от 20.01.2023.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановления Таможни от 27.01.2023 N 10113000-4136/2022, N 10113000-4137/2022, N 10113000-4138/2022, N 10113000-4139/2022, N 10113000-4140/2022, N 10113000-4141/2022, N 10113000-4142/2022, N 10113000-4174/2022, N 10113000-4175/2022, N 10113000-4176/2022, N 10113000-4177/2022, N 10113000-4178/2022, N 10113000-4179/2022, N 10113000-4180/2022, N 10113000-4181/2022, N 10113000-4182/2022, N 10113000-4183/2022, N 10113000-4184/2022, N 10113000-4185/2022, N 10113000-4186/2022, N 10113000-4187/2022, N 10113000-4188/2022, N 101130004189/2022.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 по делу N А56-10200/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.